
Изначально мы с командой думали, что сессии помогут нам четче сформулировать бизнес-стратегию: понять наши слабые и сильные стороны, выбрать инструменты для увеличения доли рынка. Но в процессе работы стало понятно, что с этим мы можем разобраться самостоятельно. Мы понимаем, что нужно делать, у нас функционируют все необходимые механизмы и процессы. Важнее заняться системой отношений.
Перед первой сессией я поставил Ольге Зуевой следующую задачу: «Чтобы развивать бизнес, мне нужен совершенно другой уровень взаимодействия внутри команды. Я абсолютно уверен во всех топах, они способны его достичь. Но что-то мешает нам это сделать».
На тот момент была не до конца сформирована топ-команда компании. Было четыре ключевых человека, которые интуитивно выделились в топ-менеджмент, но отсутствовала понятная система отношений, которая бы вовлекала других руководителей отделов и юнитов. Мне было важно ее создать. Чтобы топы могли решать задачи самостоятельно, без моего участия. Чтобы в команде возник институт принятия коллективных решений, и люди нарастили способность к горизонтальному взаимодействию, без моего арбитража.
Что особенно удивило на сессиях
До сессий мы часто ловили эффекты, когда человек нагружает себя задачами, валится под их грузом, срывает дедлайны. Ему стыдно и страшно, но он не говорит о своих трудностях конкретно, ясно и заранее. В итоге мы оказываемся в ситуации, когда мы рассчитывали на него, а он не выполнил свои обязательства. И это не вызывает ничего кроме агрессии: «Договаривались же!». На сессиях мы вскрыли эту проблему и вышли на совершенно новый для нашей команды уровень искренности: «Мне страшно», «А я не могу сделать, потому что не умею. Мне тут нужна помощь». Обсудили, что для нас значит ответственность друг перед другом, требовательность, но в то же время эмпатия друг к другу.
Какую роль играл фасилитатор
Мы в команде не особо разделяем личную жизнь и работу. Это важная составляющая культуры нашей компании. Мы как будто срослись с организацией. Это и хорошо, и плохо одновременно. Например, мне иногда бывает довольно сложно абстрагироваться от своих эмоций и моделировать обсуждения с холодной головой, не проваливаясь в какие-то сильные реакции. В такие моменты очень нужен фасилитатор, который поможет отрефлексировать болевые точки и не уплыть в проблемные зоны. А также даст отработанные на личном опыте практики, которые позволяют сохранять конструктивную дискуссию.
С Ольгой у меня сложились особые отношения. Она хорошо поняла меня и задачи, которые мне важно решить на сессиях. Рядом с ней мне нужно было меньше объяснять, она помогала подбирать максимально точные формулировки для команды.
Каким был результат
Для меня главный результат трех сессий заключается в том, что команда стала гораздо более зрелой. Мы честно посмотрели, что мешает мне давать топам больше ответственности, а им — брать ее. Сделали натуральное вскрытие — что и где работает не так. Это первое. Второе — полечили проблемы, которые раньше предпочитали замалчивать. Где-то появились хорошие отношения, где-то обнаружились процессы, которые плохо работают. Третье. Сформулировали, что представляем собой как компания, что мы за люди, что для нас самое важное в работе. Когда сотрудники одинаково понимают, какой бизнес они строят, и них есть определенная свобода в действиях — они принимают более качественные решения.
Также я сделал лично для себя очень важный вывод. Многие процессы в команде ― отражение того, что ты сам из себя представляешь и что ты делаешь. Например, эффективность каждой сессии во многом зависит от того, насколько я готов вкладываться в ее результат.