Институт Коучинга
Караван клиентских историй

Измениться?

  • Хотелось бы, чтобы мои подчиненные меня лучше понимали
  • У меня такое ощущение, что меня не слышат
  • Не могу делегировать это дело: сам я сделаю лучше и быстрее!
  • Такое ощущение, что Х не доверяет мне
  • У меня уже голова кругом от кучи проблем
  • Я не могу сдержать свои эмоции, когда что-то происходит не так
  • У нас так быстро все меняется, что ни я, ни моя команда не успеваем адаптироваться
  • Х совершенно отказывается сотрудничать, этот конфликт отнимает столько сил и времени
  • Количество моих подчиненных и задач растет стремительно. Мне надо быстро и существенно повышать свою эффективность как руководителя
  • На меня давит начальство и мое состояние передается подчиненным
  • Мне не хватает уверенности, когда я веду переговоры
  • Я не знаю — как дальше мне строить свою карьеру
  • Я хороший специалист, а меня просят управлять людьми. Кто бы помог?
  • Мне кажется, я трачу слишком много времени на принятие решения
  • У меня новый руководитель и я не очень понимаю, как он действует и что требуется от меня
Все эти маленькие фразы затрагивают темы, которые находятся на грани между профессиональным и личным. Они не связаны определенным образом со спецификой работы в каждой конкретной компании, но тем не менее лежат в самом центре функционирования бизнеса, где прежде всего важно взаимодействие между людьми.

Некоторые из этих фраз выражают желание развиваться, другие отражают проблематику. Но так или иначе решение этих вопросов связано с личностными изменениями и в этом может помочь коучинг.


Каковы условия для личных изменений в организации?

Изменению способствует наличие двух типов факторов: факторов личного характера и факторов, связанных с организацией.

Факторы, связанные с человеком:
  • осознанность
  • желание измениться (мотивация)
Факторы, связанные с организацией:
  • политическая воля поддерживать изменения, выраженные в коммуникации внутри компании и личным примером руководителей
  • открытость и поддержка непосредственного руководителя по отношению к человеку
Желание измениться носит личный характер и на него напрямую воздействовать невозможно, но:
  • инициативы организации (например, 360 °и другие формы оценки) могут спровоцировать осознанность,
  • поддерживающая атмосфера может способствовать появлению желания измениться
  • имеющиеся средства могут способствовать переходу к действиям

Каковы этапы изменений?

Личное изменение парадоксально:
  • чтобы измениться, необходимо иметь желание и взять на себя ответственность за результат
  • но одного желания недостаточно: желаемое изменение не происходит или остается поверхностным и непродолжительным.
Глубокое изменение происходит часто непредвиденным образом (его часто замечают позднее), что не мешает желанию стать неотъемлемой частью цепочки изменений.
Возьмем пример специалиста, который привык сам выполнять качественную работу. Если он становится руководителем, ему наверняка будет трудно доверять своим сотрудникам и делегировать им задачи, не лишая их самостоятельности и не контролируя каждый шаг. Ему недостаточно будет того, что однажды утром он решит начать делегировать и начать доверять, чтобы это произошло. Но это желание будет хорошим стартом для начала изменений.

Схематично можно обозначить следующие составляющие процесса изменений:
  • осознание
  • желание меняться
  • анализ себя в рамках организации (рефлексия)
  • поиск обратной связи
  • поиск информации
  • выработка целей и плана действий
  • действие: эксперимент, анализ, поправки
Эти элементы носят повторяющийся характер и могут выстраиваться в различном порядке. Организация может сыграть главную роль в данном процессе, предоставляя свои сотрудникам средства, которые помогут провести и получить глубокое изменение.


Какие средства помогают измениться?

Среди средств, которые помогают руководителю развиваться наиболее распространенные:
  • классическое обучение (управлению, коммуникации …) в формате семинаров.
  • оценка 360 °, которая способствует понимаю руководителя различий в том, как он видит себя сам и как его воспринимают руководитель, подчиненные и коллеги с точки зрения его поведенческих проявлений в организации
  • тренинги, которые комбинируют обучение, анализ практики, обратную связь третьих лиц, решение ситуаций, создание плана действий и т.д.
  • коучинг (детально описанный в данном документе)

В таблице ниже мы постарались отразить вклад каждого из средств развития в процесс изменений.

table_coaching.JPG

Что такое коучинг?

Пройти коучинг – это просто:
  • уделить время для обдумывания и осознания вашей профессиональной практики,
  • попробовать новые модели поведения,
  • извлечь уроки из новых практик
… для того, чтобы найти персональные более адаптированные решения для достижения таких профессиональных целей как:
  • развитие лидерства,
  • развитие умения делегировать,
  • приступить к работе в новой должности или в новом качестве,
  • усилить сплоченность команды,
  • лучше управлять стрессом,
… в сопровождении коуча
  • с которым вы регулярно встречаетесь в течение нескольких месяцев
  • роль которого – способствовать рефлексии клиента при помощи активного слушания и вопросов, чтобы клиент коучинга сам нашел решения, которые ему помогут наиболее эффективно достичь цели,
  • в соответствии с профессиональным кодексом этики, который включает в частности конфиденциальность
Коучинг ориентирован на поиск – «как сделать по-другому» нежели на «почему». На раскрытие внутренних ресурсов и потенциала и устранение ограничений, мешающих реализовать это «по-другому».


В чем польза коучинга?

Коучинг способствует глубокому изменению.
Это единственный метод, который сопровождает человека на всех этапах изменения и позволяет внедрить новые поведенческие принципы за счет поочередного:
  • осознания
  • практики
  • анализа практики
Коучинг позволяет клиенту найти свои собственные решения проблем, что имеет двойное преимущество:
  • решения будут более адаптированы к человеку,
  • сам по себе процесс поиска данных решений учит клиента лучше справляться с проблемами, которые он может встретить в своей профессиональной жизни, когда коучинг закончиться
Таким образом, коучинг ведет к изменению, но также учит проводить изменения. Это дорога к автономности, ответственности и осознанности по отношению к себе.


Какие цели обычно являются предметом коучинга?

В коучинге затрагиваются вопросы, которые:
  • связаны одновременно с личностью клиента и его профессиональным окружением
  • и решение которых одновременно в интересах клиента и в интересах компании
Поэтому коучинг позволяет покрыть большое разнообразие целей, начиная с личных аспектов и заканчивая стратегическими.

Несколько примеров:
  • лучше управлять стрессом в некоторых ситуациях
  • лучше общаться с руководителями
  • оптимизировать процесс вступления новую должность
  • обдумать свою профессиональную ориентацию
  • пройти через трудности изменений в компании и вынести из этого пользу
  • улучшить навыки общения
  • улучшить свой способ взаимодействия с заместителем
  • перейти от роли специалиста к роли управленца
  • лучше делегировать
  • лучше управлять балансом между доверием и контролем
  • управлять конфликтной ситуацией в своей команде
  • улучшить навыки управления временем
  • улучшить функционирование собрания директоров
  • провести анализ организации и ее функционирования
  • лучше формализовать и коммуницировать свое видение
  • улучшить способ выработки стратегии деятельности

Как проходит коучинг?

Коучинг состоит из серии встреч определенной продолжительности и регулярности. Чаще всего это 50-60 мин с частотой один разв 10-14 дней.
Первый этап – анализ потребности:
  • цель, которую необходимо достичь
  • показатели, которые позволят судить о прогрессе
  • что клиент ждет от коуча
Та база, которая позволит клиенту продвигаться к цели – это
  • конфиденциальность
  • доверие клиента к процессу и коучу
  • доброжелательность и отсутствие оценки, суждений, мнений со стороны
В формате таких взаимоотношений коучинг проходит в форме обмена, в ходе которого:
  • клиент – мастер содержания: он приносит конкретные ситуации, рассуждения (рефлексию) и цели
  • коуч – мастер процесса и пространства (формата): он слушает, задает вопросы, суммирует, перефразирует, соотносит, используют средства и техники, способствующие осознанию клиентом его «слепых зон».
Процесс коучинга приводит клиента к рефлексии, которая относится:
  • когда-то к нему самому и его видению мира,
  • когда-то к его окружению, целям и ограничениям
Таким образом, исходя из конкретной ситуации, приносимой клиентом, процесс коучинга сочетает:
  • Анализ видения ситуации клиентом, которая приводит к тому, что:
    • Клиент получает на себя взгляд со стороны
    • Лучше различает в том, что он проживает, то что относится к нему, а что к окружению
    • Анализирует, как его видение ситуации дает ему возможность влиять самому и/или как это видение дает полномочия другим
    • Идентифицировать, как видение мира влияет на его взаимодействие с окружением, как сценарии могут повторяться
  • Рефлексия по поводу функционирования системы в ситуации, приносимой клиентом:
    • Как происходит взаимодействие между людьми
    • Как система себя ведет и эволюционирует с точки зрения функции, которую клиент выполняет для организации и его
    • На что клиент может оказывать влияние, а на что нет
    • Что клиент может попробовать, чтобы изменить функционирование системы
    • Какие выводы он делает из полученного опыта
Таким образом взаимодействие между клиентом и коучем происходит в пространстве, которое представляет собой микрокосмос, где:
  • Где клиент будет воспроизводить с коучем то поведение, которое он демонстрировал в жизни,
  • Коуч будет отражать то, что происходит, и говорить с клиентом об этом
Побуждая клиента «отходить» и смотреть на себя со стороны (осознавать) и брать на себя ответственность, коучинг становится дорогой к самостоятельности и повышению ответственности. На самом деле, находя личные решения для достижения целей, клиент готовится к тому, как он будет действовать сам после окончания сессии. В течение коучинга клиент измениться, чтобы больше быть собой, и организация выиграет от этого.

Достижение цели коучинга проходит через глубинное изменение клиента: недостаточно только желания, необходимо изучить что происходит внутри него на более глубоком уровне нежели изначально кажется внешняя проблема, например, за трудностями в делегировании может скрываться перфекционизм, нехватка доверия к себе и пр.

Такое изучение приводит естественным образом к постоянному переходу от очень конкретных тем (ситуаций, которые проживает клиент) к очень личным и наоборот. И соотнесение поднимаемых тем с целью работы — осознание влияния.