Сессия организационного развития – это форма групповой работы, направленная на то, чтобы выработать совместные решения для актуальных вопросов и задач.
Групповая работа необходима для нахождения лучших решений, так как обеспечивается многообразие точек зрения и синергия и так же для обеспечения необходимо уровня вовлеченности участников для реализации принятых решений.
Роль ведущего состоит в том, чтобы организовать пространство для честного и открытого разговора, в том, чтобы помочь участникам обнаружить «слепые зоны» своей команды, в том, чтобы на основе большей ясности относительно всей системы организации, помочь принять действительно важные и согласованные решения.
Ведущий не даст вам возможности «заболтать» сложности, уйти в ненужные обобщения или излишние частности. Он поможет последовательно рассмотреть все элементы организации, на всех уровнях:
- на уровне личностном – мотивация, личные характеристики, стиль управления ключевых руководителей и способы принятия ими решений
- на уровне «МЫ» – корпоративной культуры –на какие принципы, ценности, миссию опирается команда, каковы характеристики отношений в команде
- на уровне «ЭТО» – структура организации, технологии, правила, другие «материальные» признаки – то, что можно увидеть, оценить, измерить.
Такая системная интегральная работа позволит вам не упустить ничего важного, выбрать ключевые точки влияния, и, в итоге, осуществляя изменения, двигаться в нужном вам темпе, осуществляя комплексное влияние на всю систему.
В ходе программы возможно обсуждение следующих вопросов:
- Где мы находимся сейчас? Что сейчас определяет нас как компанию? Какие вызовы дает нам внешняя среда, рынок? Как мы реагируем? Каковы актуальные вопросы/проблемы? Какие из них нормальны для текущей стадии развития, какие аномальны и требуют срочного решения? Каковы решения этих проблем?
- Какова цель организации? К чему мы стремимся? Какие конкретно результаты нам нужны? Что мы считаем реальным?
- Желаемое будущее. Видение. Что ждет организацию, если ничего не изменится? – Кто мы? В каком мы бизнесе? Какой мы видим свою компанию через... лет? Каким образом мы можем привести свою организацию к желаемому будущему. Что нужно сделать прямо сейчас, чтобы это движение было целеустремленным. Чего нужно «испугаться», для того, чтобы начать действовать?
- Возможные цели. Ценности организации. Корпоративная культура. Какие цели будут служить маяками для организации, показывая, что все идет в нужном направлении. Что будет бросать вызов всей организации, вдохновлять ее на самые лучшие достижения. Какие ценности поддержат нас в нашем путешествии, не дадут распасться, соединят нас вместе и дадут реализоваться нашим творческим порывам? Какие ценности, нормы, правила сейчас существуют в организации? Какие из них работают «на цели», какие тормозят их достижение? Мотивация сотрудников – зачем они работают в нашей организации, каковы «зоны конгруэнтности» целей сотрудников и организации?
- Стратегии выигрыша. Какие стратегии обеспечат выигрыш организации наилучшим образом, от каких стратегий необходимо отказаться сейчас в виду их неэффективности? Как нам максимально быстро и эффективно достичь поставленных целей?
- Кто мы? Кем намерены стать? Куда намерены прийти? Каким образом мы можем быть вместе? Что мы еще должны знать? Где мы можем это найти или получить? Кто еще должен быть вместе с нами, чтобы сделать эту работу?
И еще множество вариантов более узких вопросов, которые требуют ЛУЧШИХ решений и СОГЛАСОВАННЫХ действий по их реализации.
Ведущий выступает в основном в качестве фасилитатора процесса, то есть организует различные формы работы, вводит правила и следит за их соблюдением, предлагает различные модели, менеджерские инструменты для структурирования дискуссии, контролирует ведение дискуссий в русле обозначенных задач.
Для эффективной работы в мини-группах и большой группе участники должны обладать необходимыми базовыми навыками взаимодействия, либо формирование этих навыков включается в программу как ее неотъемлемая часть.
Продукты:
- Результаты проведенной аналитической работы в схемах, описаниях, выводы
- Обозначенные «сильные» и «слабые» стороны команды и организации, согласованная оценка
- Список идей – что можно и нужно делать по выделенным вопросам
- Выделенные приоритетные задачи, дерево целей
- Сформированные рабочие (проектные) группы, которые будут дальше работать с обозначенными задачами
Команда:
- Согласованные мнения
- Обмен информацией, опытом
- «Сшивка» целей – личных и организации
- Понимание своего места в команде
- Определение зон развития
- Мотивация к достижению полученных в результате задач
- Как следствие – сплочение и управляемость
По необходимости возможно включение обучающих модулей по работе в группе, а также пояснения к менеджерским инструментам анализа, которые используются в ходе сессии.
Стандартная продолжительность сессии – 16–24 часа.
Цель: помощь по качественной подготовке и внедрению принятых решений.
- Индивидуальная работа с Заказчиком – формирование целей сессии, контента, логики рассуждения и т.п. – примерно 3 часа
- Подготовительная работа с оргкомитетом, с командой в целом – создание необходимого информационного «загруза», мотивационная работа, интервью с участниками и т. п. – примерно 5 часов
- Индивидуальная работа с Заказчиком по результатам сессии. Обратная связь, формирование индивидуальных задач. Коучинг.
- 2 часа непосредственно сразу после сессии
- 3 раза по 1,5 часа в течение 2 месяцев (возможно по телефону или телеконференция)
- Индивидуальная работа с лидерами рабочих групп – в течение 1–2 дней после сессии – 4 часа. Формирование задач, коучинг.
- Сопровождение (по почте, телефону) – в течение 2 месяцев – 8 часов