Топ-100
Институт Коучинга
Илья Рудник
Что такое коучинг?
29 декабря 2014, 15:52
3142
Коучинг – это искусство способствовать повышению результативности, обучению и развитию другого человека или организации. Методика объединяет в себе лучшее из менеджмента, гуманистической психологии и педагогики. Корнями коучинг уходит в спорт, где всегда ценилось умение наставника раскрывать истинный потенциал спортсмена, как физический, так и психологический. В основе своей коучинг является недирективным методом консультирования, что позволяет находить клиенту наилучшее решение именно для себя и своей организации, а не пробовать поочередно системы, успешно примененные в других компаниях.

Отличия коучинга от тренерства и консалтинга

Тренинг в чистом виде направлен на то, чтобы обучаемый человек обрел новый навык, научился делать что-то, что принесет результат ему или компании. Тренинг хорошо выполняет функцию передачи знаний от успешных представителей профессии новичкам. Консалтинг являет собой предоставление человеку выбора стратегий, способов, методик, которые зарекомендовали себя в той или иной области бизнеса. Оба направления носят выраженный директивный характер, позволяют получить качественную базу знаний и навыков. Коучинг ставит перед собой задачу дать клиенту возможность осознать, в чем заключаются его истинные потребности, поставить действительно важные и вдохновляющие цели, справиться со страхами и ограничениями и выработать конкретный план действий. Помимо недирективного подхода в коучинге существует и более жесткий, подразумевающий работу в заданной парадигме с применением конкретных техник в определенной последовательности. Этот подход дает результат при работе с менеджерами среднего звена и их подчиненными. В работы же с топ-менеджерами и владельцами бизнеса недирективный подход является более эффективным, что подтверждает многолетний опыт одной из самых известных компаний на рынке консалтинга в России, Санкт-Петербургского Института Коучинга, который именно с помощью «мягких» технологий помогает добиваться результатов российскому бизнесу.

Технологии коучинга

Самой важной технологией является создание индивидуального коучинга для каждого человека или бизнеса. Это связано с уникальностью любого индивидуума или компании, поэтому то, что работает у одних может причинить вред другим. Среди инструментов, которые применяет коуч, есть психологические и психоаналитические техники, элементы тренинга и наставничества, а также чисто коучинговые модели, такие как “GROW” и “T-model” , позволяющие точно следовать за запросом клиента. Необходимым для коучинга является умение консультанта работать с невербальными проявлениями чувств клиента, а также управление групповой динамикой.

Кто такой Коуч?

Коуч – это специалист, часто имеющий психологическое или педагогическое образование, а также прошедший длительную подготовку по специальности «коуч-консультант». Ему совершенно необязательно владеть темой бизнеса, с которым он работает, а иногда это отсутствие знаний является непременным условием эффективной работы. Коуч обладает рядом так называемых метанавыков, таких как психологическое присоединение к клиенту, умение переформулировать и отражать клиенту суть и смысл сказанного, побуждение к проявлению чувств и некоторыми другими. Для успешной работы в качестве коуча необходима определенная психологическая зрелость и личностная устойчивость, только в этом случае у консультанта может быть выработана позиция, позволяющая смотреть на задачу со стороны, не вовлекаясь в нее эмоционально сверх необходимого. Именно поэтому коучингу нельзя обучиться за короткий срок, нужные навыки появляются лишь через шесть-восемь месяцев упорного труда.

Почему именно коучинг?

Коучинг уникален тем, что позволяет находить эффективные решения в ситуации неопределенности и отсутствия заготовленных решений. Так как методика не ставит целью кого-то чему-то научить, но выявить истинный потенциал и избавиться от ограничений, она способна решать «нерешаемые» задачи. С помощью коучинга совершенствуют свое мастерство Тайгер Вудс (многократный чемпион мира по гольфу), ведь нет в мире человека, который мог бы его чему-то в гольфе научить. Используя коучинг как стиль управления руководит своей компанией Стив Джобс (глава “Apple”), одной из наиболее инновационных и успешных компаний мира, при этом о способности самого Джобса и его команды придумывать что-то действительно новое ходят легенды. То же можно сказать и об основателе гиганта “Google” , Сергее Брине.

При каких условиях это работает?

Чаще всего коучинг покупают те люди или компании, которые стоят на пороге изменений или находится в их процессе. Необходимым условием для эффективной работы в коучинге является готовность первых лиц организаций и к собственным изменениям. В случае, если руководитель не работает наравне со своей командой, предпочитая ничего не менять в своей деятельности и изменить компанию за счет воздействия исключительно на подчиненных - результаты коучинга будут низкими. Нет нужды доказывать тот факт, что компания является продолжением ее первого лица, поэтому результат напрямую зависит от осознанности и ответственности менеджера.

Какие задачи можно решить с помощью коучинга?

Коучинг будет эффективен для:
  • Развитие сотрудников, подготовки кадрового резерва на руководящие позиции и приемников (при активном росте компании)
  • Подготовки и сопровождения компании в процессе изменений
  • Формирования ясных, четких целей организации и «сшивки» их с истинными целями сотрудников для достижения эффекта синергии, а также создания стратегии их достижения.
  • Налаживания процессов делегирования (как результата установления доверия руководителей по отношению к подчиненным, а также присвоения ответственности самими сотрудниками организации)
  • Формирования корпоративной культуры (как основы для создания обстановки доверия и инновационного духа в компании)
  • Налаживания взаимодействия между сотрудниками и отделами (регулирование бизнес-процессов)

Отзывы руководителей, применивших коучинг (клиенты «Института Коучинга»)

Рафик Абзалов, Директор С.-З. Макрорегиона ООО «Русфинансбанк» (Санкт-Петербург):

«Мое восприятие бизнеса существенно расширилось. Если пару лет назад это были бизнес-результаты, процессы, системы, люди – примерно в такой последовательности, и эти категории слабо коррелировали друг с другом, то сейчас это в первую очередь Люди, их личные цели, убеждения и ограничения. Культура, системы, результаты, поведение связались в стройную систему, в основе которой интегральный комплексный подход. В самосознании команды округа появилась индивидуальность, которая идентифицирует нас как Северо-западный округ в числе 8 федеральных округов Банка. Это стало возможным благодаря глубокой личностной проработке и повышению независимости лидера»

Екатерина Тимофеева, Директор по персоналу, Дистрибъютерская компания «МИКС» (Москва)

«В период нестабильности и быстрых изменений в мире, чтобы за ними успеть, необходимо не менее быстро меняться и развиваться, поэтому ценность и актуальность обучения в этот период возрастает».

Программы Института Коучинга: