Типичные ошибки начинающего коуч-консультанта
Можно выделить три группы часто встречающихся ошибок начинающих коучей:
- искаженное представлениями о том, что должно произойти на экзамене, первой встрече или пробной коуч-сессии;
- неверное восприятие ответственности сторон и возможных результатов сессии;
- фокус на технологиях и инструментах.
Ошибки на выпускном экзамене или пробной сессии
Выход консультанта в профессию начинается с экзамена, и здесь его подстерегает
первая ошибка – переоценка значимости экзамена. Панические настроения создают дополнительную эмоциональную преграду, которая не дает коучу проявить себя в лучшем виде.
Та же проблема возникает и на первых переговорах в корпоративном сегменте, когда нужно провести 20-минутную демо-версию сессии.
Почему?
Варианты ответов такие:
- От успеха этой процедуры зависит продолжение сотрудничества. При этом иногда на кону – контракт не только конкретного коуча, но и всей его команды, в случае, если компания приглашает несколько коучей из одной и той же организации.
- Оценка авторитетного сообщества влияет на репутацию и дальнейшее профессиональное развитие.
- Просто не хочется «упасть в грязь лицом».
Некоторые люди умеют самостоятельно настраиваться перед важными событиями. Например, они пользуются такими методами персональной саморегуляции, как медитации или глубокая релаксация. Остальным рекомендуем работать над снижением значимости предстоящего события
– ошибаться – это нормально. Один неудачный эпизод нельзя экстраполировать на всю профессиональную жизнь. Нужно просто сделать следующий шаг, не отвлекаясь на разрушительные эмоции и мысли.
Вторая ошибка – думать, что экзамен или демо-версия предполагает непременное нахождение ответов на вопросы клиента.
Во время экзамена или демо-версии сессии стоит помнить, что
за 20 минут в большинстве случаев можно успеть лишь качественно снять запрос. Т.е. задача состоит в том, чтобы помочь клиенту понять, почему для него важна цель, как выглядит результат и, что произойдет, если он ее достигнет. Также необходимо прояснить, в чем, собственно, состоит сложность в достижении цели – т.е., зачем клиенту нужен коуч. Критерии того, что данный этап пройден успешно
– и у клиента, и у консультанта
– есть ощущение законченности относительно образа цели, у клиента есть энергия для работы с данной целью, другими словами, мотивация относительно обсуждаемой цели
– высока, и сомнений не вызывает.
Иногда поиск образа истинной цели занимает не только целый час, но и несколько консультаций – и это нормально. Не всегда человеку удается сразу сформулировать то, что ему действительно важно.
Навыки и метанавыки
Третья ошибка – стремление применить какую-нибудь сложную технологию.
В процессе работы с целью на пробной сессии важно продемонстрировать
метанавыки, которые, в первую очередь, обеспечивают эффективность коучинга. Благодаря им этот вид консультации отличается от других. Метанавыки, в большей мере, относятся к внутренним «настройкам» консультанта (позиция консультанта, намерение, ценности и уровень открытости), и являются основой для создания эффективных взаимоотношений с клиентом.
Что такое метанавыки?
Речь идет, во-первых, о
присоединении, которое способствует появлению доверия.
Во-вторых, об эмпатии. Важно, чтобы клиент чувствовал, что коуч понимает его – и не только на уровне разума, но и на уровне эмоций.
В-третьих, коуч должен быть внимательным как к клиенту
– замечать те сигналы, которые говорят о внутренней динамике клиента (изменения мимики, позы, вздохи, паузы клиента, интонация, громкость голоса, темп речи), так и к собственному состоянию, в процессе работы с клиентом. Этот метанавык
– осознанность.
И здесь я хотела бы отметить то, что часто случается с начинающими коуч-консультантами – страх перед проявленными клиентом «негативными» чувствами (печаль, страх, гнев). Коуч в таком случае либо игнорирует проявление чувств клиентом (не отзеркаливает такие проявление клиента, не задает вопросов относительно природы проявленных чувств), либо сам их интерпретирует, либо стремиться поскорее уйти от болезненной темы.
В-четвертых, к метанавыкам относится безоценочность, благодаря которой создается безопасная атмосфера и пространство для творчества. Коуч задает вопросы и возвращает ответы, не окрашивая их эмоционально, и не добавляя ничего от себя. Необходимо занять открытую, поддерживающую позицию, и помогать человеку в исследованиях, расширять его видение ситуации, а не внушать ему собственные идеи.
В-пятых, метанавыком можно считать веру в клиента, в то, что он способен решить любые задачи, что обладает всем, что необходимо ему для этого.
Коучинг предполагает такое взаимодействие, при котором у клиента появляется возможность найти лучшие решения для своих задач и познакомиться с собой поближе
– осознать свою уникальность, увидеть новые, не использованные возможности или скрытые ограничения, мешающие ему продвигаться вперед.
Метанавыки позволяют создавать оптимальное качество контакта и эффективное взаимодействие с клиентом, навыки необходимы для создания динамики и структуры в процессе коучинге.
Границы ответственности
Четвертая ошибка – я должен помочь!
Если начинающий коуч не обозначил границы ответственности, то он рискует взять на себя 100% нагрузки, снимая ее с клиента. Между тем, отсутствие грамотного контракта вначале пути с клиентом чревато не только отсутствием взрослой позиции у клиента, но и последующим самобичеванием у консультанта. Иногда новичку кажется, что уже на первой консультации клиент должен получить все ответы на свои вопросы. Это неверно, ведь зачастую после первой, да и второй встречи, вопросов еще больше, чем было до нее.
Еще одна ошибка связана с желанием
решить задачи клиентов, во что бы то ни стало. При этом есть риск, что коуч не до конца прорабатывает цель клиента (не докапывается до истинных целей), и не уточняет уровень мотивации клиента относительно поставленных задач. Думаю, что даже непрофессионалу в коучинге ясно, что работать с непонятной целью и низкой мотивацией
– смысла не имеет.
И еще
– встречаются клиенты, работа с которыми, по тем или иным причинам, слишком сложна для неопытного консультанта. Думаю, что у каждого консультанта есть свой «любимый» тип клиентов, с которыми ему сложно работать. Вначале пути вполне нормально разрешать отказываться от них, и рекомендовать им другого профессионала. Это и честнее, и эффективнее.
Начиная работать коуч-консультантом – помните об этих ошибках. А главное – о том, что они неизбежны на пути профессионального становления. А значит – не ждите каких-то особенных благоприятных условий. Просто начинайте практиковать!
Программы Института Коучинга: