Институт Коучинга
Ошибки начинающего коуч-консультанта
18 февраля 2015, 12:12
3769

Типичные ошибки начинающего коуч-консультанта

Можно выделить три группы часто встречающихся ошибок начинающих коучей:

  • искаженное представлениями о том, что должно произойти на экзамене, первой встрече или пробной коуч-сессии;  
  • неверное восприятие ответственности сторон и возможных результатов сессии;  
  • фокус на технологиях и инструментах.
Ошибки на выпускном экзамене или пробной сессии

Выход консультанта в профессию начинается с экзамена, и здесь его подстерегает первая ошибка  переоценка значимости экзамена. Панические настроения создают дополнительную эмоциональную преграду, которая не дает коучу проявить себя в лучшем виде.

Та же проблема возникает и на первых переговорах в корпоративном сегменте, когда нужно провести 20-минутную демо-версию сессии.

Почему?

Варианты ответов такие:
  • От успеха этой процедуры зависит продолжение сотрудничества. При этом иногда на кону – контракт не только конкретного коуча, но и всей его команды, в случае, если компания приглашает несколько коучей из одной и той же организации. 
  • Оценка авторитетного сообщества влияет на репутацию и дальнейшее профессиональное развитие. 
  • Просто не хочется «упасть в грязь лицом».
Некоторые люди умеют самостоятельно настраиваться перед важными событиями. Например, они пользуются такими методами персональной саморегуляции, как медитации или глубокая релаксация. Остальным рекомендуем работать над снижением значимости предстоящего события  ошибаться – это нормально. Один неудачный эпизод нельзя экстраполировать на всю профессиональную жизнь. Нужно просто сделать следующий шаг, не отвлекаясь на разрушительные эмоции и мысли.

Вторая ошибка – думать, что экзамен или демо-версия предполагает непременное нахождение ответов на вопросы клиента.


Во время экзамена или демо-версии сессии стоит помнить, что за 20 минут в большинстве случаев можно успеть лишь качественно снять запрос. Т.е. задача состоит в том, чтобы помочь клиенту понять, почему для него важна цель, как выглядит результат и, что произойдет, если он ее достигнет. Также необходимо прояснить, в чем, собственно, состоит сложность в достижении цели – т.е., зачем клиенту нужен коуч. Критерии того, что данный этап пройден успешно  и у клиента, и у консультанта – есть ощущение законченности относительно образа цели, у клиента есть энергия для работы с данной целью, другими словами, мотивация относительно обсуждаемой цели – высока, и сомнений не вызывает.

Иногда поиск образа истинной цели занимает не только целый час, но и несколько консультаций – и это нормально. Не всегда человеку удается сразу сформулировать то, что ему действительно важно.

Навыки и метанавыки

Третья ошибка – стремление применить какую-нибудь сложную технологию.

В процессе работы с целью на пробной сессии важно продемонстрировать метанавыки, которые, в первую очередь, обеспечивают эффективность коучинга. Благодаря им этот вид консультации отличается от других. Метанавыки, в большей мере, относятся к внутренним «настройкам» консультанта (позиция консультанта, намерение, ценности и уровень открытости), и являются основой для создания эффективных взаимоотношений с клиентом.

Что такое метанавыки?

Речь идет, во-первых, о присоединении, которое способствует появлению доверия.

Во-вторых, об эмпатии. Важно, чтобы клиент чувствовал, что коуч понимает его – и не только на уровне разума, но и на уровне эмоций.

В-третьих, коуч должен быть внимательным как к клиенту  замечать те сигналы, которые говорят о внутренней динамике клиента (изменения мимики, позы, вздохи, паузы клиента, интонация, громкость голоса, темп речи), так и к собственному состоянию, в процессе работы с клиентом. Этот метанавык  осознанность.

И здесь я хотела бы отметить то, что часто случается с начинающими коуч-консультантами – страх перед проявленными клиентом «негативными» чувствами (печаль, страх, гнев). Коуч в таком случае либо игнорирует проявление чувств клиентом (не отзеркаливает такие проявление клиента, не задает вопросов относительно природы проявленных чувств), либо сам их интерпретирует, либо стремиться поскорее уйти от болезненной темы.

В-четвертых, к метанавыкам относится безоценочность, благодаря которой создается безопасная атмосфера и пространство для творчества. Коуч задает вопросы и возвращает ответы, не окрашивая их эмоционально, и не добавляя ничего от себя. Необходимо занять открытую, поддерживающую позицию, и помогать человеку в исследованиях, расширять его видение ситуации, а не внушать ему собственные идеи.

В-пятых, метанавыком можно считать веру в клиента, в то, что он способен решить любые задачи, что обладает всем, что необходимо ему для этого.

Коучинг предполагает такое взаимодействие, при котором у клиента появляется возможность найти лучшие решения для своих задач и познакомиться с собой поближе – осознать свою уникальность, увидеть новые, не использованные возможности или скрытые ограничения, мешающие ему продвигаться вперед. Метанавыки позволяют создавать оптимальное качество контакта и эффективное взаимодействие с клиентом, навыки необходимы для создания динамики и структуры в процессе коучинге.

Границы ответственности

Четвертая ошибка – я должен помочь!

Если начинающий коуч не обозначил границы ответственности, то он рискует взять на себя 100% нагрузки, снимая ее с клиента. Между тем, отсутствие грамотного контракта вначале пути с клиентом чревато не только отсутствием взрослой позиции у клиента, но и последующим самобичеванием у консультанта. Иногда новичку кажется, что уже на первой консультации клиент должен получить все ответы на свои вопросы. Это неверно, ведь зачастую после первой, да и второй встречи, вопросов еще больше, чем было до нее.

Еще одна ошибка связана с желанием решить задачи клиентов, во что бы то ни стало. При этом есть риск, что коуч не до конца прорабатывает цель клиента (не докапывается до истинных целей), и не уточняет уровень мотивации клиента относительно поставленных задач. Думаю, что даже непрофессионалу в коучинге ясно, что работать с непонятной целью и низкой мотивацией – смысла не имеет.

И еще  встречаются клиенты, работа с которыми, по тем или иным причинам, слишком сложна для неопытного консультанта. Думаю, что у каждого консультанта есть свой «любимый» тип клиентов, с которыми ему сложно работать. Вначале пути вполне нормально разрешать отказываться от них, и рекомендовать им другого профессионала. Это и честнее, и эффективнее.

Начиная работать коуч-консультантом  помните об этих ошибках. А главное – о том, что они неизбежны на пути профессионального становления. А значит  не ждите каких-то особенных благоприятных условий. Просто начинайте практиковать!

Программы Института Коучинга: