Топ-100
Институт Коучинга
Илья Рудник
Поиск призвания / предназначения с помощью коучинга
26 декабря 2014, 12:51
12981
Содержание

Введение
Теоретическая часть
Практическая часть
Заключение
Список литературы


Введение

Цель работы

1. Создание алгоритма, позволяющего на основе предыдущего жизненного опыта, существующего потенциала, ценностей, принципов и так далее, находить предназначение/призвание человека, одно или несколько.
2. Исследование возможностей коучинга в работе над призванием и предназначением.
3. Углубление навыков индивидуального консультирования и отработка инструментов в практических занятиях с клиентами и их реальными запросами.

Гипотеза

Основное предположение состоит в том, что с помощью коучинга возможно создать алгоритмизированную методику которая поможет любому человеку осознать свое предназначение/призвание, при условии, что он сам этого хочет.
Также можно предположить, что в ходе исследования будет сделан ряд выводов о профессиональном росте и личностном развитии консультанта, а также определить основные препятствия, с которыми столкнется консультант в ходе работы.

В свое время я, как и большинство людей в нашей стране, окончил школу и решил поступать в институт. Кем я хотел быть, я не знал. Моя семья предлагала мне различные варианты продолжения жизни, и все они были хороши - но не для меня. Я всеми силами сопротивлялся мудрым наставлениям взрослых, поэтому настоял на поступлении в институт физкультуры, хотя единственной весомой и реальной причиной поступления туда была относительная лёгкость сдачи экзаменов. Не без помощи родителей, а точнее при их активном участии, мне удалось это сделать. Первый год и половину второго я хоть как-то учился, но в какой-то момент все надоело и в итоге последний курс я учился на платном отделении. То, что я получил диплом, можно назвать чудом. Дальнейшая жизнь складывалась по достаточно часто встречающемуся сценарию – я попал в продажи, ибо, как потом стало известно, очень многие, подобно мне, не нашедшие «нормальную» работу, идут продавать. Почти десятилетняя карьера продавца дала мне очень много пищи для размышлений, солью которых был вопрос – неужели это все, что может быть в моей жизни? Я много раз отвечал на этот вопрос отрицательно, итогом чего было продвижение по карьерной лестнице. Последним моим местом работы в качестве «продавца» была позиция директора по продажам в международной логистической компании. Удивительно то, что я не прикладывал сверхусилий для достижения такого результата. Многое получалось как бы само. Однако если я начинал что-то активно делать, то мною двигали такие чувства, как страх быть менее успешным, чем друзья, злость, ощущение, что я ничего в жизни не успею и т.д., при этом получал очень мало удовольствия от работы. Поэтому в какой-то момент я перестал себя насиловать, ибо понял, что вся эта стезя - не моя. При этом я глубоко убежден, что любой человек только выиграет, если освоит технику и технологию продаж – ведь каждый из нас «продает себя» ежедневно по многу раз: друзьям, клиентам, знакомым, родственникам …. Да даже бензинчику на трассе попросить, и то нужно постараться, чтобы тебя не отшили и не ободрали до нитки.
Много лет я задавался вопросом – неужели все, кто поступает в институты, точно знают, что будут в жизни делать? Мои сверстники гордо говорили, что поступили туда-то и туда-то. Я им завидовал, потому что они с их институтами были круче. Но сейчас понятно, что историк работает системным администратором, экономист – художником, а художник – руководителем отдела закупок. Статистика говорит о том же: 63% выпускников ВУЗов (результаты подсчета, выполненного Росстатом и ГУ-ВШЭ, 2006) работают не по специальности. А из тех, кто все же пошел в заданном институтом направлении, довольны своим существующим положением в деятельности, уже по моим наблюдениям, лишь 40% людей. Если это так, то лишь 15 человек из 100 более или менее счастливы в своей деятельности.
Также интересно отметить такой факт - по результатам исследования «Лавада-центра», лишь 24% респондентов уверены, что можно найти хорошую, высокооплачиваемую работу по специальности (этот опрос проходил до кризиса, в августе 2008 года, сегодняшние цифры, вероятно ещё ниже). Всё сходится на том, что поступая в институт, люди на самом деле не знают, чем хотят заниматься. Да и заканчивая высшее учебное заведение – тоже.
Какие же факторы влияют на такую, в целом, безрадостную картину? Их немало, например социальное устройство (с престижным высшим образования проще найти хорошую работу), семейные традиции (если все в семье с высшим образованием, то детей, скорее всего, будут воспитывать с прицелом на конкретный ВУЗ) и так далее и тому подобное. В моей работе я остановлюсь на исследовании главного, на мой взгляд, аспекта – крайне малое количество наших сограждан осознанно ищут себе достойное применение, ищут свое призвание или предназначение. Выбор пал именно на эту тему ещё и потому, что это, пожалуй, единственное, на что человек имеет прямое влияние и обладает возможностями для осуществления изменений.
По моим наблюдениям, люди приходят к пониманию того, что «что-то не так» к 25-35 годам. У них как будто появляется новая мотивация и новые силы сделать что-то действительно стоящее. Те, кто к этому моменту обрел свое призвание, часто делают серьезный скачок вперед в своей деятельности. А люди, которые в этом возрасте еще не встали на «свои» рельсы ощущают острую потребность в изменениях и различными способами начинают искать себя. Многие разочаровываются на этом пути и возвращаются в прежнюю, неудобную или не ими построенную колею и стараются забыть о том, что они пытались. Но часть доходит до финиша и действительно меняет свою жизнь – кто радикально, кто лишь что-то подправляет и остается совершенно доволен. Такие примеры есть во всех областях деятельности – в искусстве, в бизнесе, в спорте и так далее. Создание механизма для определения призвания позволило бы значительно большему количеству людей стать эффективнее, уравновешеннее, радостнее и в конечно итоге – счастливее.

В своей работе я буду опираться на следующие постулаты:
1) Призвание и предназначение, одно или несколько, существуют у каждого человека.
Здесь считаю необходимым дать некоторые пояснения. Можно подбирать различные встречающиеся в литературе термины, такие как «свой путь», судьба, предначертание и так далее. Возможно, они имеют разные смысловые оттенки в разных контекстах, но мы, говоря о предназначении/призвании будем говорить о некой деятельности, которая наиболее органично подходит для конкретного человека - согласуется с его внутренними и внешними потребностями, позволяет максимально эффективно использовать его возможности, доставляет наибольшее количество радости и удовлетворения в единицу времени.
2) Человек всегда знает лучше других, что ему в жизни подходит.
Это знание может быть на поверхности, и тогда индивидууму не приходится активно прибегать к чьей либо помощи, но чаще оно упрятано в глубинах подсознания – в настоящее время наше общество только начинает делать первые робкие шаги в сторону принятия всей ценности индивидуального подхода, поэтому навык осознанности у детей специально почти никто не развивает. Принято в большинстве случаев действовать по заранее подготовленному шаблону. А ведь осознанность и способность «выйти за рамки» - это основы любой успешной деятельности. Каждый человек это знает, но очень немногие действуют исходя из этого знания. Это и приводит в конечном итоге к возникновению конфликта между «надо» (жизнь «как у всех») и «хочу» (жизнь, позволяющая раскрыть индивидуальность)
3) Уровень социального успеха не может свидетельствовать о правильности или неправильности «своего пути».
В отличие от многих источников, я придерживаюсь мнения, что не обязательно нужно быть первым в мире, чтобы убедиться в том, что путь в достаточной степени «свой». Если человек, выбравший стать артистом, не становится суперзвездой экрана, это не означает, что он не нашел своего призвания. Возможно, в своём нынешнем состоянии он испытывает достаточный уровень комфорта и дополнительная популярность его может разрушить. Основным критерием оценки является всё то же получение удовольствия от деятельности. Соответственно, возможна и обратная ситуация – человек на виду, постоянно ловит завистливые взгляды, хорошо обеспечен, но при этом несчастен, ибо вместо актерства предпочел бы стать археологом. Это не правило, конечно, но в истории регулярно встречаются подобные примеры.
4) Единственным двигателем в поиске призвания/предназначения является собственное желание человека.
Важно отметить, что мотивация создается под влиянием и внешних факторов тоже, однако выбор в каждый конкретный момент совершается человеком самостоятельно. Поэтому только собственное осознанное желание способно в достаточной степени изменить качество его жизни. Все, что могут сделать окружающие – создать условия для поиска, если конечно они не заинтересованы в конкретном выборе со стороны индивидуума. В случае, если чужой выбор стопроцентно подходит человеку, мы можем говорить об определенного рода совпадениях, причины которых не являются темой моего исследования.

Теоретическая часть


Что же такое призвание и чем оно отличается от предназначения? Для ответа на это вопрос я обратился к словарям.
Толковый Словарь Русского Языка Ушакова:
«Предназначить - заранее, наперед назначить, определить для какой-нибудь цели».
«Предназначение - то, что предназначено кому-нибудь, судьба (устар.)»
Нечто очень схожее можно наблюдать в Толковом словаре живого великорусского языка Владимира Даля. А вот как описывается в его труде «призвание»:
«ПРИЗЫВАТЬ, призвать, призывывать кого куда; звать, кликать, приглашать, просить или требовать куда; бол. подразумевается к себе».
Ушаков дополняет:
«Призвание - склонность, внутреннее влечение к какому-н. делу, какой-н. профессии (при обладании или при убеждении, что обладаешь нужными для того способностями)»
Таким образом, слово «предназначение» несет на себе отпечаток высших смыслов, в то время как «призвание» часто обладает вполне земными характеристиками. При этом для меня представляется весьма сложной задачей развести эти понятия по разным углам и рассматривать их по отдельности. Именно поэтому в моей работе часто встречается двойной термин «призвание/предназначение».
Разумеется, двумя словарями данные об обсуждаемых терминах не ограничиваются. В ряде источников существуют и другие определения. Вот некоторые из них:
  • «Призвание – это чувство себя настоящего» (В. Кротов).
  • «Призвание – это точка соприкосновения природных способностей и личных предпочтений. Точка гармонии интеллекта и таланта» (К. Робинсон)
  • «Призвание – это сознательная устремленность личности к определенной деятельности, как бы посвящение себя ей» (Н.А.Шайденко)
  • «С определенной точки зрения призвание - это ремесло, доведенное до уровня искусства» (Б.М. Бим-Бад)
  • «Предназначение – это наиболее короткий путь к реализации своего внутреннего потенциала, к раскрытию даров и талантов, данных Свыше» (……..).
  • «Что такое предназначение? <…..> Сразу, разумеется, приходит в голову старая добрая формула: в жизни нужно делать то, что тебе нравится делать. А из этого то, в чем ты можешь быть лучшим. А из этого то, за что платят деньги. При всей простоте формулы она, похоже, вполне рабочая» (Т.В. Гагин)

Моё определение призвания/предназначения звучит так:
«Призвание/предназначение – понятие, описывающее внутреннее состояние человека, вызванное определенными действиями с его стороны и характеризующееся душевным равновесием, высокой мотивацией, удовлетворенностью и стремлением к постоянному совершенствованию».
Действительно, как человек понимает, что обрёл предназначение/призвание? В литературе встречается масса случаев, когда средние достижения в школе никак не влияли на становление впоследствии великих учёных (Альберт Эйнштейн, Томас Эдисон), музыкантов (Пол МакКартни, Джеймс Хетфилд), бизнесменов (Бил Гейтс), писателей (Чарльз Диккенс). Вот один из примеров, описанных в книге Кена Робинсона «Призвание»:

«(Барт) был совершенно обычным ребенком и рос в Мортон Гроув (штат Иллинойс). Однако в шесть лет у мальчика начали проявляться экстраординарные способности. Оказалось, что он может ходить на руках почти так же хорошо, как и на ногах. Это было не слишком изящно, но рождало много улыбок и вызывало одобрение семьи. На домашних вечеринках и семейных праздниках люди поощряли Барта исполнить свой фирменный трюк. Без дальнейших уговоров – ведь он и сам получал немалое удовольствие как от своего трюка, так и от всеобщего внимания – Барт вставал на руки, подпрыгивал вверх и гордо расхаживал взад-вперед вверх ногами. С возрастом он натренировался до такой степени, что мог на руках спускаться и подниматься по лестнице.
Все это, разумеется, не имело большого практического значения. В конце концов, способность ходить на руках была явно не тем умением, которое могло помочь учебе или успешной карьере. Однако этот талант действительно снискал мальчику значительную популярность – ведь так интересно иметь среди знакомых человека, который может ходить по лестнице вверх ногами.
Когда Барту исполнилось десять лет, школьный учитель физкультуры с одобрения матери привел ребенка в местный гимнастический центр. Барт вошел туда – и его глаза полезли на лоб от изумления. Он никогда в жизни не видел ничего более поразительного. Там были канаты, параллельные брусья, трапеции, лестницы, батуты, барьеры – всевозможные спортивные снаряды, по которым он мог карабкаться и на которых он мог прыгать и раскачиваться. Маленький Барт словно оказался одновременно в мастерской Санта-Клауса и в Диснейленде. Это было идеальным местом для него. В этот момент его жизнь перевернулась. Вдруг оказалось, что его прирожденные способности могли пригодиться еще для чего-то, кроме развлечения себя и других.
Восемь лет спустя, проведя бесчисленные часы за прыжками, растяжками и поднятием тяжестей, Барт Коннер уже представлял Соединенные Штаты Америки на Олимпийских играх в Монреале. Впоследствии он стал наиболее выдающимся американским гимнастом и первым американским спортсменом, завоевавшим медали на национальных и международных соревнованиях всех уровней. Он был чемпионом США, чемпионом Национальной ассоциации студенческого спорта, чемпионом Панамериканских игр, чемпионом мира, чемпионом Кубка мира и олимпийским чемпионом. Он участвовал в трех Олимпийских играх в 1976, 1980 и 1984 годах. Его выступление на Олимпиаде в Лос-Анджелесе в 1984 году стало легендарным: Барт выступал, едва оправившись после серьезной травмы – разрыва бицепса, – и завоевал две золотые медали. В 1991 году его имя было внесено в списки Олимпийского зала почета США, а в 1996 году – в анналы Международного зала гимнастической славы».

Пожалуй, это ощущение «идеального места для меня» и есть основное, что чувствует человек, нашедший своё призвание. И совершенно необязательно это чувство приходит в детстве к великим людям. С простыми смертными такое случается, и в гораздо более зрелом возрасте – вдруг, посреди жизни, человек решает бросить всё, что было таким трудом создано, меняет специальность и прыгает сразу на несколько ступенек вверх по лестнице успеха. Потому, что ощущает «свое место», «свой путь».
К сожалению, процент людей, которые самостоятельно решаются на подобные изменения, крайне невелик. И виной тому вовсе не ошибки в процессе деятельности. Есть целый ряд причин, по которым люди даже не пытаются найти альтернативу существующему положению вещей. Основные таковы:
  • ограничивающие убеждения
  • страхи
  • зависимость от мнения окружающих
  • лень (сопротивление изменениям)
  • отсутствие веры в свои силы

Конечно, это не полный список, можно существенно его дополнить.

Т.В. Гагин, доктор психологических наук, президент Межрегиональной ассоциации НЛП центров, так говорит о предназначении: «Что такое предназначение? Быть может то, в чем у тебя есть возможность достичь наибольших успехов? Или то, где ты принесешь больше всего пользы другим людям? Или то, что позволит тебе жить долго и счастливо? Или то, что больше всего подходит тебе по стилю? Или случайность: привычки из детства плюс немного повторяющихся обстоятельств? Или что-то еще? Сразу, разумеется, приходит в голову старая добрая формула: В жизни нужно делать то, что тебе нравится делать. А из этого то, в чем ты можешь быть лучшим. А из этого то, за что платят деньги. При всей простоте формулы она, похоже, вполне рабочая. Однако многие начинают с другого конца: «Я вижу, где другие получают деньги, пытаюсь в этом достичь успеха, а для этого заставить себя этим делом заниматься». Если же ты занимаешься тем, что нравится, тебе не составит труда посвятить этому делу много времени. Если ты выберешь еще и то, где у тебя с самого начала здорово получается, то вместе с «много времени» ты быстро обгонишь конкурентов. Что, вместе с «платят деньги», делает тебя достаточно свободным финансово».

Действительно простая формула, однако почему-то ей очень не просто воспользоваться. В чем причина? Однозначного ответа тут быть не может, однако в процессе работы над этим проектом я изучил ряд способов и рекомендаций по поиску призвания и предназначения. Это были довольно продуманные, структурированные алгоритмы, применяя которые, вероятно, можно достичь желаемого результата. В качестве примера предлагаю рассмотреть два варианта – один был найден мною в одном из глянцевых журналов, второй – в околонаучной литературе.

Алгоритм №1

«Как найти призвание»
1. Ищи среди того, что любишь
Самое главное правило: искать призвание нужно среди того, что ты любишь! Призвание может быть только там. Только то, что любишь, к чему лежит душа, может стать делом жизни и принести все блага, которые тебе нужны, как духовные, так и материальные. Значит, чтобы найти призвание, нужно глубже заглянуть в себя и найти то, что ты по-настоящему любишь. В этом поможет составление как можно более полного списка «люблю», как в этой Практике.
2. Вспомни мечты
Составь второй список, и отметить в нем все, о чем ты мечтала: с раннего детства и по сегодняшний день. Вспоминай все порывы души, мечты и желания, даже те, которые, на первый взгляд тебе кажутся незначительными. Выдели хотя бы один вечер, когда тебе никто не будет мешать, окунись в воспоминания и, выуживая из них все свои детские мечты и желания, записывай их в Дневник любви к себе.
3. Пробуй новое
Не стоит отметать и то, что не оказалось в предыдущих двух списках ("люблю" и "мечтаю"). Пробуй себя в чем-то новом и непривычном для себя. Ведь может быть тебе и нравится какое-то дело, только ты еще об этом не знаешь по той причине, что не доводилось им заниматься. Ищи и пробуй что-то новое, чтобы найти свое призвание!
4. Рассматривай с разных сторон
К примеру, если ты любишь слушать музыку, подумай, может быть тебе интересно было бы научиться играть ее или сочинять? Если ты любишь цветы, то может быть тебе стоит заняться флористикой или садоводством. Если тебе нравится готовить вкусную еду, может быть, тебе будет интересно создать свой кулинарный сайт и делиться там интересными рецептами приготовления и украшения блюд? Рассматривай так каждое свое «люблю» и «мечтаю» с разных сторон, а не только с привычной для тебя.
5. Не жди
Не жди, пока на тебя снизойдет озарение, в чем твое призвание. Начни делать что-то уже сейчас.
6. Выбери три направления
Из того, чем ты любишь заниматься и о чем мечтаешь, выбери три направления, в которых тебе интересно было бы развиваться в ближайшее время.
7. Составь план действий
Составь план действий для каждого из трех направлений (что тебе нужно узнать, с кем пообщаться, где побывать, какую информацию найти, чтобы найти свое призвание и начать заниматься этим делом).
8. Будь в теме
Пообщайся с теми, кто уже занимается делом, которое тебе нравится, попроси их рассказать тебе о плюсах и минусах. Соблюдай правила общения и ты сможешь расположить к себе собеседника и узнать много полезной информации.
9. Будь готов к каверзным вопросам
Есть 4 каверзных вопроса, которые рано или поздно встречаются на пути каждому, кто отправляешься на поиски любимого дела и пытается найти призвание.
Что это за вопросы? Вот они, во всей красе:
«А вдруг мне уже поздно начинать этим заниматься?»
«А вдруг я начну заниматься, а потом пойму, что это не мое?»
«А вдруг мне это дело не будет приносить доход?»
«А вдруг у меня ничего не получится?»
Теперь ты знаешь, что такие вопросы знакомы всем и это лишь жалкие попытки сбить тебя с толку. Когда они придут и к тебе, просто улыбнись и подумай, а лучше скажи вслух «У меня все получится!»
10. Слушай свой внутренний голос.
Даже если все будут твердить тебе, что это не для тебя и не стоит даже начинать, прислушайся к себе и если ты чувствуешь, что это твое – пробуй!»

Алгоритм №2


“Шаг №1. Назови свою мечту”
Первое, что необходимо сделать, это вспомнить все свои мечты. Вы должны прояснить для себя: о чем мечтали в детстве, в подростковом возрасте, в школе, в институте, во взрослой жизни. Вплоть до настоящего момента.
На первом шаге вы задаёте себе один и тот же вопрос: “О чем я мечтал(а)?” Ответы записывайте в столбик до тех пор, пока они не закончатся.
Вспоминайте до тех пор, пока не придёт ощущение, что все мечты уже названы.
“Шаг №2. Разделяем ИМЕТЬ и БЫТЬ”
Итак, мечты перечислены. Самое время разделить их по категориям “иметь” и “быть”.
Мечты из категории “иметь” - это мечты обладания чем-либо. Примеры: хочу машину, квартиру, гармоничную семью, деньги, яхту, виллу, подходящего партнёра и так далее.
Мечты из категории “быть” – это мечты, в которых вы видели себя в какой-либо роли. Примеры: быть писателем, путешественником, детективом, певицей, адвокатом, профессиональным сёрфингистом, психологом, воспитателем, руководителем компании.
Проанализируйте выписанные мечты и напротив каждой поставьте букву “И” или “Б”. В дальнейшем, мы будем работать с мечтами из категории “Б” (быть). Именно их реализация приведёт вас к мечтам из категории “И” ;)
“Шаг №3. Что вызывало у вас внутренний отклик?”
На этом шаге мы углубимся в мечты из категории “Б”. На этом этапе вы сможете обнаружить мечты, упущенные на первом шаге. Третий шаг направляет ваше внимание на моменты, когда вы чувствовали внутренний отклик, наблюдая за профессией других людей. Сейчас ваша задача: вспомнить моменты, когда вы видели по телевизору, читали или слышали о человеке, который занимается определенным делом и вам тоже очень хотелось быть в этой роли. Опыт показывает, что у каждого человека есть в жизни моменты внутреннего отклика и неуверенности в достижении своей мечты. И эти отклики всегда указывают на врождённые таланты! Поэтому, на третьем шаге ваша задача – вспомнить все моменты, в которых вы ощущали внутренний отклик по отношению к какой-либо деятельности, и, возможно, считали, что для вас это нереально. Выпишите их в тетрадь и переходите к следующему шагу.
“Шаг №4. Что вам нравилось делать?”
В список, полученный на предыдущих шагах, добавьте все занятия, которые приносили вам удовольствие. Чем вам нравилось заниматься в детстве? В юношестве? В старшем возрасте? Какие процессы и действия доставляют вам радость сейчас? Просканируйте воспоминания и пополните список, если что-то удалось обнаружить.
“Шаг №5. Отбрасываем всё лишнее”
Сейчас самое время применить фильтр актуальности к списку мечтаний из категории “быть”.
Для этого последовательно визуализируйте каждый пункт, помеченный буквой “Б” и прислушайтесь к возникающим ощущениям и эмоциям. Визуализировать нужно от первого лица. Войдите в желаемую роль, о которой мечтали. Представьте, что эта роль уже является вашей действительностью. Что вы делаете в этот момент? Чем занимаетесь? Что видите и слышите? И, наконец, что чувствуете при этом? Как только вы вошли в роль, обратите внимание на эмоции и ощущения. Затем оцените силу эмоций от 0 до 10. Ноль означает, что эта визуализация вообще не вызывает никаких эмоций. Ноль – это полное равнодушие. Десятка – это высокая степень позитивности ощущений. Это радость, наслаждение и ощущение счастья. Поставьте оценку эмоциональной силе напротив пункта меню. После этого оцените важность этой мечты для вас по шкале от 0 до 10. Если оценка “ноль”, значит мечта абсолютно неважна. Оценка “десять” говорит о наивысшей степени важности и актуальности для вас. Пройдитесь по каждому пункту и поставьте оценку по эмоциональной шкале и по шкале важности.
“Шаг №6. Безжалостно вычёркиваем”
Теперь вычеркните мечты, получившие на предыдущем шаге самые низкие оценки. Это мечты, от которых вы прямо сейчас можете раз и навсегда отказаться. Они больше не актуальны для вас в настоящий момент.
“Шаг №7. Группировка качеств”
Итак, перед вами реальный список ваших врождённых наклонностей, сформулированный в виде мечтаний. На этом этапе они беспорядочно свалены в одну кучу. Сейчас будем их структурировать, раскладывать по полочкам и давать им названия.
Просмотрите внимательно на список и ответьте на вопросы: “Какие пункты этого списка можно сгруппировать?”, “Какие пункты могут быть тесно связаны между собою?”
Проанализируйте свои мечты, и вы заметите, как хорошо они группируются друг с другом. Скорее всего, у вас сложится впечатление, что все ваши мечты отлично объединяются в одну или несколько больших групп и гармонично дополняют друг друга. Завершив анализ, вы совершенно четко осознаете свою роль в этой жизни. Потому что все ваши мечты будут об одном! Для группировки пунктов рекомендуется нарисовать стрелочки между ними.
“Шаг №8. Даём названия группам”
Посмотрите на сгруппированные пункты и дайте названия каждой группе. Название группы должно говорить о вашем врождённом таланте, который породил целую цепочку связанных между собой мечтаний.
Вы сами почувствуете, как необходимо назвать ваши группы. Как показала практика, у людей это обычно не вызывает затруднений.
“Шаг №9. Ищем связи между группами”
Осталось понять, как группы связанны друг с другом. Для этого выпишите полученные группы в отдельный список. Посмотрите на список групп и подумайте, как существование одной группы поддерживает существование другой? Практика показывает, что группы всегда имеют взаимоподдерживающие связи.
Проанализируйте группы. Это поможет вам увидеть, каким образом они взаимосвязаны. Возможно, на этом этапе вы увидите возможность применения своих талантов в реальной жизни.
“Шаг №10. Ищем применение вашим талантам”
Подумайте и запишите все возможные варианты реализации своих талантов в реальной жизни. Что это за профессия или вид деятельности? Может быть, ваши таланты подходят к разным профессиям одновременно? Если так то, что это профессии? Какие социальные роли гармонизируют с вашими врождёнными качествами? Составьте список всех возможных практических применений своим дарам. Чем больше вариантов, тем лучше.
“Шаг №11. Окончательно определяемся с любимым делом жизни!”
Оцените каждый пункт полученного списка по десятибалльной шкале. Десять – это очень желанный вариант. Ноль – это наименее приемлемый вариант. После этого, вы окончательно проясните конкретное направление, которое действительно стоит вашего внимания. Это направление принесёт вам успех, радость в жизни и, конечно же, хороший доход».

Что касается научной литературы, то в книгах по социологии, философии, психологии можно найти немало данных об исследованиях и реальных результатах, полученных в их ходе, а также многочисленные теории, которые, дополняя друг друга, могли бы создать читателю общую картину о призвании и предназначении с точки зрения современной науки. Казалось бы, бери книжку и читай – через некоторое время осознаешь свою сущность, хотя бы и потратив несколько лет.
Однако почему же тогда миллионы людей, которые знают об этих исследованиях, читают книги, пробуют различные способы, часто бросают на полдороги то, что начали? А как вообще так получилось, что люди в большинстве своем не испытывают счастья, приходя на работу, даже понимая, что они способны и успешны? Что мешает им быть счастливыми и просто следовать своему пути? На мой взгляд среди других причин можно выделить те же самые, что не дают людям на начальном этапе вступить на путь поиска призвания и предназначения – неверие, страхи, ограничивающие убеждения и так далее.
Прежде, чем посмотреть в сторону возможных решений данного вопроса, хочу обратиться к факторам, изначально влияющим на то, кем будет человек.
В своей книге «В поисках потока» Михай Чиксентмихайи приводит пример того, как зависит дальнейшая жизнь и деятельность человека от места и условий, в которых она родился.
«Человек после рождения попадает в нишу, которая во многом определяет, из чего будет состоять его жизнь. Мальчик 6 или 7 лет, рожденный в бедной семье в одном из промышленных районов Англии два века назад, вероятнее всего вставал бы в 5 часов утра, бежал на мельницу, чтобы обслуживать станки, молотящие зерно, до самого вечера – и так шесть дней в неделю. Многие из них умирали от истощения сил, не достигнув юношеского возраста. Девочка 12 лет, родившаяся приблизительно в то же время в тех районах Франции, где производился шелк, скорее всего, сидела бы целый день у ванны с кипящей водой и опускала в нее коконы тутового шелкопряда, чтобы смыть с шелковых нитей вязкое вещество, скрепляющее их. Вполне возможно, она бы умерла от болезни дыхательных путей, поскольку от рассвета до заката сидела в промокшей одежде, а кончики ее пальцев постепенно теряли чувствительность в горячей воде. В то же самое время дети аристократов учились танцевать менуэт и разговаривать на иностранных языках».
В ходе моего исследования я работал с разными людьми, выросших в разных странах и городах, в полных и неполных семьях, в достатке и бедности. И нет никаких сомнений, что те условия, в которых растет человек, существенно влияют на выбор учебного заведения, профессии, места работы. Однако тот факт, что существует масса примеров, когда «простой парень из рабочей семьи» становится великим спортсменом, а рыбацкий сын – академиком, позволяет предположить, что место, время, окружение при всем их неоспоримом влиянии не могут быть достаточным материалом для человека в вопросе выбора жизненного пути. Кристина Агилера, известная поп-дива, на вопрос о том, чем бы она занималась, если бы не получилось стать знаменитой певицей, ответила: «Я стала бы просто певицей». То есть она не представляет себе жизнь без музыки. А известность и деньги – приятное, хотя и весьма нелишнее дополнение к призванию и предназначению, зову которых она вняла.
Ларс Ульрих, барабанщик суперпопулярной группы «Металлика», вырос в Дании, а его родители видели своего сына успешным теннисистом. И у молодого человека неплохо получалось, но на ударных он любил играть больше, чем махать ракеткой. И в какой-то момент он решил все бросить и уехал в США, где довольно долго играл с непонятными группами непонятную музыку, пока в один прекрасный день не встретил будущих партнеров по «Металлике». С ними он тоже некоторое время прозябал по завалящим клубам, но случай помог им выбраться из безвестности и записать первый сингл. Сегодня музыкантов знают во всем мире, это самая знаменитая и признанная «тяжелая» группа в истории – десятки наград, миллионные гонорары, место в истории. Что же стало причиной такого развития событий? Возможно, дело в эмоциях?
«Эмоции в какой-то степени являются самым субъективным элементом нашего сознания, поскольку лишь сам человек может сказать, действительно ли он испытывает чувства любви, стыда, благодарности или счастья. В то же время эмоции – самый объективный элемент нашего сознания, ибо то, что мы чувствуем «нутром», когда мы влюблены, или счастливы, когда нам страшно или стыдно, для нас более реально, чем все, что нас окружает, или то, о чем нам говорит наука или логика. Таким образом, мы часто оказываемся в парадоксальной ситуации. С одной стороны, мы словно психологи, изучающие поведение, смотрим на других людей, доверяя только тому, что они делают, а не тому, что они говорят. С другой же стороны, когда мы смотрим на себя, мы поступаем как феноменологи, относясь к своим внутренним чувствам гораздо серьезнее, чем к внешним событиям и действиям», - пишет М.Чиксентмихайи.
Действительно, часто случается ситуация, когда близкие люди настаивают на определенной карьере своего отпрыска, убеждая его логикой, опытом, а иногда и ремнем. Однако это не меняет истинного отношения к вопросу. Пока человек эмоционально не примет и не полюбит то, что предлагается, ему будет крайне непросто этим заниматься. Этот важнейший вопрос часто отходит на второй план при выборе профессии или, к примеру, политической партии. И в том числе на это призывают опереться приведенные выше алгоритмы поиска призвания. Однако люди по-разному развиты в эмоциональном плане – понятие эмоционального интеллекта прочно вошло в нашу жизнь и с каждым годом укрепляется в ней. Кому-то очень просто разобраться в своих эмоциях, но кто-то делает это с очень большим трудом в силу различных причин – природных склонностей, особенностей воспитания и т.д. И это очень явно проявилось в моей работе с клиентами, которые участвовали в проекте.

В этом месте моей работы произошло нечто, что радикально повлияло на мое восприятие происходящего. Мне решительно перестало нравиться то, что я пишу. Большая часть теории, описанной здесь, кажется мне притянутой за уши, хотя со стороны это может так не выглядеть. Но это не я. Это написано для кого угодно, только не для людей, которые хотят чему-то научиться. Это написано кем угодно, только не человеком, который что-то прожил. Так писать «правильно», но это не про меня. И спасибо моим эмоциям и чувствам, что они позволили это увидеть.
А что же тогда про меня? Я прочел на заданную мною тему ряд книг, изучил несколько сайтов, и понял, что тема очень обширна, всеобъемлюща и мне просто ее не осилить за тот срок, что есть, да и не нужно это в таком объеме в моем исследовании. Поэтому приведу то, что кажется мне близким по духу, по моим ощущениям, то, что оставило след согласия или несогласия в моей картине относительно призвания и предназначения.
Знаменитый психолог Михай Чиксентмихайи провел ряд исследований, в ходе которых было выявлено состояние, будучи в котором человек способен осуществлять деятельность с большим увлечением, самозабвенно, не обращая внимание на время. Сотрудник, испытывающий это состояние, работает значительно эффективнее, спортсмен обретает второе дыхание, писатель чувствует вдохновение. Чиксентимхайи назвал это состояние «потоком». Во одном из интервью он описывает его так:
«Человек полностью вовлечен в деятельность ради неё самой. Эго отпадает. Время летит. Каждое действие, движение, мысль следует из предыдущей, словно играешь джаз. Всё твоё существо вовлечено, и ты применяешь свои умения на пределе».
В вопросе поиска призвания мне эта идея кажется особенно важной, потому что искренне убежден – человек, который в деятельности часто испытывает состояние потока, определенно нашел одно из своих призваний или предназначений.
Сэр Кен Робинсон в своей книге «Призвание» выносит на суд читателя идею о том, что для определения своего призвания очень важно знать себя. Десятки историй известных людей служат тому подтверждением. Известные люди рассказывают со станиц произведения о том, как впервые открыли в себе свои таланты, творческий потенциал, истинные возможности, как развивали все это, несмотря на сложности и неудачи. Для меня идея о том, что человек должен знать себя, чтобы понять свой путь, имеет особое значение – мой опыт полностью ее подтверждает. Только занявшись саморазвитием, личностным ростом, я смог понять свои сильные стороны, оценить свои истинные возможности, и этот процесс продолжается по сей день. Также я поддерживаю форму произведения Робинсона – позитивные истории, положительный опыт оказывает очень благотворное воздействие на людей. В своей работе я имел множество возможностей, чтобы в этом убедиться.
Одним из авторов, также повлиявших на мое отношение к теме призвания/предназначения, является Виктор Франкл. Его идея заключается в том, что человеку для нормальной и здоровой жизни необходим смысл. Более того, основатель логотерапии предложил мнение, что смысл является основной движущей силой человеческого поведения. Согласно Франклу, смысл – фундаментальная мотивационная сила в людях. В ходе моего исследования у меня была возможность получить подтверждения того, что мысли, описанные в книгах австрийского психотерапевта «Психолог в концлагере» и «Психология смысла», полностью подтверждаются на практике.
Также мною были изучены некоторые работы таких авторов, как С. Седун, С. Вишневский и других, которые предлагают очень практические решения вопроса поиска призвания. Однако мне показалось, что при всем своем прикладном значении идеи, заложенные в этих произведениях лишь косвенно помогают человеку познать свою сущность, а именно это в какой-то момент стало для меня главным в исследовании. Я с самого начала не ставил своей задачей осчастливить любого пришедшего ко мне клиента, но создать ему условия для самостоятельной внутренней работы – вот это было самым важным. По той же причине я не стал сильно углубляться в социологию, хотя по теме призвания и предназначения там можно найти большое количество материала.
Еще одним источником теоретических и практических знаний, примененных в исследовании, являюсь я сам. Ведь три года назад передо мной также стоял вопрос поиска призвания. Тот опыт, который я приобрел на этом пути, существенно помог мне в реализации данного проекта, да и сам проект продвинул меня в реализации призвания и предназначения очень существенно. И пусть данный опус напоминает больше книгу, чем научную работу, но это первое мое исследование, которое я осознанно провел за всю жизнь. Так что, не смотря на возможную критику, я очень доволен.

Практическая часть


Было проведено двадцать девять консультаций, в которых приняли участие в общей сложности четырнадцать клиентов. Семеро из них прошли по три коуч-сессии, одна клиентка – две, остальные по одной. Консультации проводились в промежуток времени с 17.05.2010 г. по 15.07.2010 г. в помещениях Института Коучинга. Постоянный реквизит: столы, стулья, флипчарт, цветные карандаши и фломастеры, и т.д. Длительность сессии – 1 час.

По этическим соображениям подробные описания индивидуальных консультаций были удалены из дипломной работы.

Заключение


Как я писал дипломную работу.

Я решил написать об этом, потому что в какой-то момент стало ясно – если не рассказать о том, что со мной происходит, никакую дипломную работу я не напишу вообще. Что интересно, идея ведь совершенно не гениальная, более того – все, что у меня получается делать хорошо (ну, или по крайней мере, все, от чего я действительно получаю удовольствие), я делаю через проживание. Я чувствую себя как в тумане, если приходится делать то, чего я не чувствую. Пожалуй, опыт действия из состояния «здесь и сейчас», опора на свои чувства и ощущения в работе и отдыхе, является одним из главных моих приобретений, полученных мною в Институте Коучинга. Так вот странно то, что я пишу эти строки за неделю до того, как мне нужно будет сдать дипломную работу. Странно потому, что я знаю эту свою особенность, но только теперь позволил себе ее принять и начать действовать. Никак не могу научить себя делать все заранее. Пока…
Мне кажется очень важным описать все то, что я делал, что думал, что чувствовал в процессе написания работы, потому что это мой первый опус такого масштаба и я уверен, что данный опыт мне очень поможет в написании будущих работ. В этой части не будет много про суть исследования, которое я провел, здесь все будет только про меня.
Как было здорово понять после разговора с Мариной, что нужно делать! У меня так почти всегда: я что-то спрашиваю у неё, или у Саши, или у Яны, или у кого-то ещё, и мне так все понятно, пока они говорят, что прямо даже обидно – как же я сам до этого не додумался? И в тот раз было все очевидно. Марина дала мне задание подумать, что мне хочется исследовать, если не интересно писать дипломную работу по процессам, происходящим в организации. Я сел за компьютер и за три часа мозговой работы вывел тему – мне интересно работать с призванием и предназначением. Почему? Потому, что я сам проходил этот путь и мне хочется помочь в этом другим. Нужен было вызов – и это не стало вопросом: я решил придумать алгоритм, который может быть взят любым человеком за основу и использован для определения своего призвания и предназначения. И планировал я это сделать, проведя по три консультации с пятью-семью клиентами. Круто. Марина, услышав это, сказала: «Безумству храбрых поем мы песни…», но отговаривать не стала. Мне было хорошо – я сформулировал тему и гипотезу аж в марте, за четыре месяца до дня сдачи. У меня должно получиться, так я думал. Потом начались поездки по командировкам, какие-то дела, время начало очень быстро бежать вперед. Мой внутренний голос все чаще стал мне напоминать о том, что я ничего не читаю по теме, ничего не пишу, ничего ни с кем не обсуждаю. А уже апрель.
Борьба с собой закончилась в середине месяца, я заставил себя написать объявление о наборе добровольцев на участие в исследовании и разместить его в интернете. Это вообще отдельная история. Я очень хорошо помню свое состояние, когда мне нужно было нажать на кнопку «Ввод», что означало опубликование информации. К тому моменту я уже получил одобрение Марины на текст объявления (отсылая ей письмо с просьбой оценить приглашение, я попутно задавал вопрос «Когда же я начну доверять СЕБЕ?», но ответ на него приходит порциями по сегодняшний день), то есть мне было нужно просто сделать это. Но «сделать это» означало заявить миру о себе. И совершенно не понятно было, как отреагируют люди на мое приглашение. Несмотря на то, что участие в проекте не стоило бы для них денег, что я очень хотел это сделать, что я бы точно не умер в любом случае, все равно оценка знакомых и незнакомых людей была для меня очень важна, хотя рациональных причин этому своему страху быть оцененным я не находил. Но вот дело было сделано, люди стали откликаться. В какой-то момент я понял, что мои страхи совершенно выключили логику и трезвую оценку себя – если бы этого не случилось, я бы понял, что в качестве консультанта я уже провел более пятидесяти часов и многие из тех, кому я послал приглашение, участвовали в этих консультациях и остались довольны. Еще я бы учел свои способности писать красивые объявления, которые сами по себе могут привлечь людей. В общем, если учитывать знакомых и незнакомых людей, получилось, что добровольцев собралось более сорока (!) человек. И вопрос «Если я самый неудачный неудачник, то где мне найти людей и как написать диплом?» превратился в «Что мне делать со всеми этими людьми, ведь если я всем не отвечу и со всеми не поработаю, то они про меня плохо подумают и я буду нечестным консультантом, что в итоге приведет к тому, что я буду самым неудачным неудачником?». Что ж, неплохо. Когда эйфория и тремор прошли, я постарался ответить всем и каждому, отблагодарить за отклик и дать понять, что будет происходить дальше. Впоследствии это помогло избрать алгоритм отбора. Я решил по возможности работать с незнакомыми мне людьми, которые изъявили активную позицию и написали мне письма, где было изложено, что они очень хотят принять участие в исследовании.
Дальнейшее представлялось радужно – я работаю, люди получают пользу, я это все описываю, исследование продвигается…. То, что я к тому моменту так и не прочитал достаточное количество книг, меня не смущало. Также совершенно меня не беспокоило то, что я абсолютно не понимал, что такое исследование, как его надо вести, что должно стать результатом. В итоге гипотеза была надуманной, цель работы – притянута за уши, единственным твердым и понятным было то, что есть люди и у них есть проблемы, а я могу быть им полезен: к тому моменту я уже обладал опытом, техниками, достаточной харизмой для того, чтобы создавать условия для роста и развития. И именно это, как потом выяснилось, было главным для меня: я шлифовал навыки, а люди брали у меня то, что они хотели – кто надежду, кто поддержку, кто опыт, кто знания, кто просто видел во мне пример успешного нахождения призвания. Контекст предназначения был для большинства из клиентов входом в мир общения с собой.
Однако процессы «хождения по мукам» происходили повсеместно. Мне было сложно все: звонить в институт и назначать время для консультаций, потому что мне казалось я всех там отвлекаю своей ерундой от важных дел; звонить клиентам и назначать им встречи, потому что это надо мне, а они просто мне помогают (вероятно поэтому я предпочитал писать им электронные письма); записывать содержание консультаций сразу после них; использовать хоть какую-то теоретическую базу в работе, хотя бы то немногое, что я нашел в разных источниках – упражнения, теорию, задания для самостоятельной работы и так далее (сначала я думал, что на первой консультации я изучу обстановку, озвучу свои цели, выясню цели клиента, мы обозначим план дальнейшей работы по поиску призвания, потом мы будет делать конкретные упражнения для этого самого поиска и в итоге придем к конкретным результатам, но этого всего не случилось)….. Более того, редкие разговоры с Мариной (а редкими они были все по тем же моим любимым причинам – боязнь навлечь гнев, потому что с тем же вопросом в сотый раз, боязнь отвлечь от важных дел и получить за это по голове, и главное – боязнь не оправдать ожиданий) привели меня к выводу, что вообще все происходит совершенно не так, как я предполагал, что, похоже, у меня на самом деле меняется и цель работы, и гипотеза, и сам ее характер…. В общем, «все плохо». Радовало лишь то, что что-то происходит, поэтому на уровне ощущений и глубинных чувств все было спокойно, как будто все идет так, как надо.
Одна из бесед с Мариной, когда мне опять стало все понятно и грустно от того, что я сам такой глупый и не понимаю элементарных вещей, поддержала меня в этом глубинном ощущении «правильности происходящего». Я стал думать о том, что если самым главным в дипломной работе является полученный опыт, то тут мне есть что сказать, несмотря на то, что очень большая часть его не осознана или потеряна. У меня есть почти тридцать описанный консультаций, у меня есть немного прочитанной теории, но главное – у меня есть я, который может очень многое описать. Я ведь действительно очень многое понял за эти три-четыре месяца, что происходило мое исследование. И касалось оно прежде всего меня самого – я изучал не тему, не людей, а себя. Многие вещи я знаю, мне они не нравятся в себе, но я продолжаю ничего с ними не делать и исследование помогло мне очередной раз обратить на это внимание. Я сделал ряд открытий про свои возможности, про свои убеждения, про свои внутренние ценности. Я, пожалуй, почувствовал главное – вся эта работа действительно никому, кроме меня, не нужна. Но при этом если она нужна мне, то и другим она нужна тоже – ведь это прожитое, прочувствованное. Только в этом случае сторонний человек, читая это, сможет сделать для себя какие-то выводы. В эту минуту, как будто прорвавшись через какое-то сопротивление я очень хорошо чувствую, что вот сейчас, печатая эти строки, я учусь у себя и у жизни. Это совершенно невозможно описать. А ведь прийти к этому было так просто – сесть за компьютер и два часа попечатать что-то про себя….


Выводы по теме исследования

В начале исследования я сделал наблюдение, что чаще всего клиенты, приходящие затем, чтобы найти призвание и предназначение говорят, что не знают в чем оно состоит и хотят его найти – но как только начинаем работать вылезает какая-то большая терапевтическая проблема (вызванная верованиями, страхами, обидами, установками и так далее). В некоторых случаях она не сильно влияет, тогда важно её выделить и просто держать в поле зрения, но чаще всего её нельзя обойти – нужно продвигаться вглубь, понемногу исследовать, проговаривать. На первой консультации удалось в большинстве случаев лишь обозначить, о чем речь дальнейшая работа происходит на последующих сессиях.

Даже работая с собственным призванием люди ожидают совета в той или иной форме. Мне, как консультанту, удержаться удается не всегда. Интересный эффект – действительно, иногда просят совета, только для того, чтобы с ним не согласиться. Хотя клиенты про это и не говорят вслух, но невербалика проявляется отчетливо. Отсюда я делаю вывод о том, что люди, обращающиеся к кому-то в поисках призвания часто избегают принять ответственность за себя и свою жизнь и хотят переложить ее на консультанта. Это подтверждается и моим опытом – я сам до сих пор часто спрашиваю, что мне делать, чтобы оправдать потом возможную неудачу перед самим собой – «это ведь не я придумал, мне посоветовали». Вторая история связана с тем, что люди вместо движения к цели привлекают таким образом к себе внимание, которого, видимо, им не хватает. Это отличная стратегия для того, чтобы собрать вокруг себя массу людей и всех убедить, что вопрос не решается. Все охают и ахают, всячески сочувствуют (эта стратегия описана в трудах Э. Берна). В такой ситуации, если вдруг находится человек с решением, он подвергается мощнейшей критике, потому что согласие с решением означает признание своего проигрыша. На это очень непросто пойти, поэтому в консультировании совершенно бесполезно убеждать клиента сделать что-то, с чем он не согласен, исключение возможно лишь в случае, если между клиентом и консультантом существует хороший уровень доверия и клиент осознанно готов взять на себя ответственность. Важно отметить тот факт, что людям довольно сложно донести, что свое призвание и предназначение в первую очередь необходимо искать самостоятельно. Но они упорно тратят множество сил, энергии, времени на поиск учителей. И сам я делал также, кстати.


Под призванием люди чаще всего подразумевают деятельность, приносящую деньги, доход. Только в случае с одним из клиентов призвание понимается даже шире – «это когда я что-то делаю и получаю от этого удовольствие и удовлетворение», то есть тема денег далеко не на первом плане, что клиентка косвенно подтверждала. Таким образом люди часто совершают одну и ту же ошибку – они отталкиваются не от того, что внутри них, что могло бы реально привести их к деньгам, потому что любимое дело можно при желании превратить в золотую жилу; люди берут за основу что-то стабильно денежное, что может их обеспечить деньгами и, как они думают, хорошей жизнью вообще. Поэтому идут в юношестве поступать в престижные ВУЗы, на MBA, при этом не отдавая себе отчет в том, что престижная профессия и призвание – не одно и то же. Изучая вопрос призвания и предназначения я все больше склоняюсь к мысли о том, что найти свой путь – это внутренняя работа. Она не может быть сделана в пять минут, этот цветок нужно выращивать. Поэтому если человеку не нравится просто процесс зарабатывания денег (такие люди есть, но их не так много, как кажется – большинство, все же, любит деньги тратить), важно определить для себя прежде всего, кто он такой, что для него важно в жизни, чему он привержен, какие ценности несет в мир. И только потом можно довольно легко говорить о предназначении. При этом важно отметить, что запустив механизмы самоосознания, человек очень быстро может получить результаты. Возможно, ему не надо глубоко думать о собственной приверженности, просто нужно почувствовать себя и последовать этим чувствам. Возможны и другие варианты. Но выбирать призвание через количество денег, которое принесет «работа по призванию» мне кажется в корне не верным способом найти свой путь.

В работе с призванием или предназначением одним из главных стимулов к ее началу является появление у клиента неудовлетворенности от того, что есть сейчас. Если она существует, эта неудовлетворенность, она рождает эмоции и чувства – это заставляет человека отрывать зад от стула и начинать что-то делать. На этой энергии можно очень далеко и плодотворно продвинуться. В случае, если поиск предназначения является просто мечтой из серии «хорошо бы когда-нибудь полететь на Луну!», то работа становится вязкой, нудной и безрезультатной. Хотя важно отметить тот факт, что как правило, если человек все же приходит на консультацию, у него, по моим наблюдениям, всегда есть тема, которая для него важна, и даже если это не предназначение, а, например, отношения в семье, то, если через них не продраться, к предназначению не приблизиться. Готовность клиента определяется его возможностями и желанием. Достаточно часто возникают ситуации, когда человек очень хочет, но не видит своих зон роста, как я ни пытаюсь ему показать. Это как раз тот случай, когда важно работать в зоне ближайшего развития. Если у человека нет возможностей увидеть что-то про себя, он этого и не сделает до того момент, пока у него эта возможность не появится или он ее себе не создаст, в том числе и с помощью консультанта. Что касается желания, то здесь все достаточно однозначно – нельзя захотеть за клиента что-то сделать. Поэтому при существовании у клиента возможностей, внешних и внутренних, можно лишь работать с его мотивацией, страхами изменений, ограничениями и так далее, и работа эта может быть направлена на создание условий для возникновения желания.

Еще одним важным моментом, который помогает осознать призвание или предназначение – намерение самого клиента. Он должен быть настроен именно на эту тему, чтобы ее осознать в полном объеме. Важно, однако, держать в уме, что истинным намерением может оказаться нечто совершенно другое, например выход замуж или прощение родителей. В процессе работы необходимо учитывать, что если основное намерение клиента направлено, к примеру, но то, чтобы доказать родителям их неправоту в отношении его способностей, то может оказаться, что нахождение призвания не принесет клиенту удовлетворения. И наоборот – решение вопроса с родителями может привести к тому, что человек перестанет видеть реальный смысл в поиске призвания.

Часто люди знают ответ на вопрос, что им нравится делать в жизни, но вопрос «почему им нравится именно это?» вызывает в большинстве случаев глубокую задумчивость (частый «вход»). Также нужно отметить, что понимая свои предпочтения, люди не спешат вкладываться в развитие и совершенствование себя в этом направлении. Опять-таки причиной этого часто являются ограничивающие убеждения, страхи, стремление соответствовать представлениям других и пр.

В процессе проведения консультаций подтвердилась теория о том, что при выборе направления, в котором нужно следовать своему предназначению, возникают терапийные проблемы, не решив которые весьма сложно продвинуться. В случае, когда примерный вектор выбран, это не может являться непреодолимым препятствием – существуют варианты, при которых можно продвигаться к цели без глубинной проработки, хотя и с трудом. Однако когда человек встает перед выбором, глубинные истории оказывают сильнейшее влияние, и, похоже, принять осознанное, взвешенное решение в этом случае почти нереально.

Тема возникает для человека тогда, когда он начинает задавать себе вопросы из серии «кто я?», «зачем я живу?», «чего я добился?» и пр. Происходит это, как правило, в возрасте 25-35 лет. Чаще всего существующего опыта человеку не хватает и он начинает искать ответы в книгах, общаясь с разными гуру, обращаясь к опыту знакомых и т.д. Данная тенденция иногда приводит к тому, что человек перегружает свой мозг различными сложными моделями и начинает загонять себя в еще большую депрессию, главным образом потому, что нередко выбирает простые пути, описанные в книгах, которые, однако, часто не подразумевают реальных и активных действий.

В случае с поиском направления (призвания или предназначения) достаточно часто встречается метафора круга, цикла. Важно не мешкая организовывать его в пространстве посредством работы через тело (хождение по кругу), через рисунок, и так далее. Это переключает работу мозга с мыслительного процесса на творческий, что в свою очередь способствует проявлению эмоций и чувств. А через это можно дойти до сути проблемы.

Крайне эффективными в работе с предназначением и призванием показали себя проективные методики, такие как рисование, работа с образами и пр. На фоне логических рассуждений они давали значительно более выгодные ракурсы для изучения вопросов и продвижения к решениям. Для меня объяснение этого феномена заключается в том, что предназначение человека на самом деле ему известно, однако спрятано в глубинах подсознания. Поэтому активно работая правым полушарием мозга, человек начинает «доставать из себя» то, что позволяет ему осознать свои стремления, желания и пр. Логика же долгие годы призывает жить по правилам, а в них сказано, что «нужно жить так-то и так-то, а не то будет плохо». Таким образом, просто думая, чем бы заняться, клиенту довольно сложно прийти к какому-то новому решению, а старые, как правило, уходят корнями в детство, к родителям и другим значимым людям, а также в личный опыт.

Значительно эффективнее строится работа с человеком, которому, что называется, приспичило найти себя. В случае с одной из клиенток, работы проходила очень интенсивно и дала интенсивные результаты, только потому, что она буквально настояла на своем участии в моем исследовании. В процессе работы у меня ни разу не возникло ощущения, что я куда-то ее веду, что я работаю за нее. Также, вероятно, влиял «фактор стенки» - у нее не было времени ждать, выбирать, растекаться мыслями и пр. Ей было нужно действовать и как можно быстрее. Поэтому консультация была для нее поддержкой, подспорьем, еще одним инструментом, но никак не истиной в последней инстанции.

В целом вывод по теме поиска призвания и предназначения я для себя сделал такой: это очень широкая и глубокая тема, которую невозможно взять и разложить на составляющие, особенно неподготовленному человеку. Если говорить о консультировании на эту тему, то это глубокая работа, с терапийным уклоном на первых этапах, которая сначала приводит человека в состояние равновесия, и лишь после этого есть возможность через логические способы начать работать с призванием, хотя я до этой стадии не дошел. Трех консультаций едва хватает на то, чтобы это равновесие нащупать. Поэтому гипотеза о том, что можно создать алгоритм для выявления призвания/предназначения использованными мною способами, не подтвердилась. При этом важным результатом для меня является то, что около 90% клиентов начали работать с призванием и на перовой же консультации ушли в терапию. Вероятно, это первый шаг в будущем возможном алгоритме, который я предполагаю рано или поздно все же сделать. Мне кажется, что глубинная личностная проработка является хорошей основой для дальнейшей работы, направленной на поиск призвания и предназначения.

Что касается терминов «призвание» и «предназначение», то у меня появилась идея о том, почему я не могу их разделить. Два этих понятия просто неотделимы друг от друга, по крайней мере, в той части, которая касается деятельности. Если взять за основу постулат, что у каждого человека есть предназначение, то оно заключается в достижении того или иного результата, и если человек достигает этого результата с удовольствием, то это и есть его призвание. При этом справедливо будет заметить, что оба понятия могут быть рассмотрены в значительно более широком смысле, нежели применительно к деятельности. В этом случае они радикально отличаются и только на тему «Различие между понятиями «призвание» и «предназначение» можно написать научную работу, на мой взгляд.


Что работает на/против клиента в ходе консультации

По моим ощущениям на клиента может работать все, что угодно. Равно как все, что угодно может работать против. В качестве примера можно привести директивность консультанта относительно методов работы. В работе с одним из клиентов мне удалось с помощью целенаправленного указания на определенное действие (изображение ситуации на листе бумаги), не смотря на то, что клиент сомневался и противился, добиться в последствии, опосредованно, некоторого результата – произошло осознание устойчивой модели поведения в похожих ситуациях. В другом же случае подобная практика привела к очень неоднозначным реакциям клиента и его закрытости для дальнейшей работы – пришлось приложить немало усилий для возвращения доверия. Безусловно, нужно учитывать ситуацию, состояние клиента, состояние консультанта, трансляцию, с которой доносится определенная информация и так далее. Данным примером хотелось показать, что с моей точки зрения нет однозначных универсальных приемов, которые бы всегда работали одинаково на осознание или против него. Скорее можно говорить о том, что опытным путем доказало свою эффективность в большинстве случаев. Итак:

Выведение субличностей, самых разнообразных – с именами и без, одушевленных и нет, эмоциональных и закрытых, слабых и сильных, и так деле. Работа с субличностями открывает сразу ряд новых возможностей. Во-первых, клиент может начать говорить вещи, которые никогда не сказал бы, сидя «в самом себе», то есть появляется позволение произносить что-то большее. Во-вторых, у клиента появляется возможность увидеть часть себя со стороны, особенно если консультант очень аккуратно и по возможности полно отражает сказанное субличностью. В-третьих, можно таким образом вычленить то, что клиентом игнорируется и от чего он, будучи «в себе», усиленно отнекивается. В-четвертых, можно построить диалог между клиентом и субличностью, между двумя субличностями и так далее, с целью прийти к общему решению, либо выявить внутренний конфликт, либо поработать с принятием себя и так далее. Важным моментом при работе с субличностями является подготовка клиента, особенно не знакомого с данным методом работы, то есть нужно объяснить, что сейчас будет и зачем это нужно, часто без этого ритуала не получается работать (особенно с людьми, предпочитающими логическое мышление)

Рисование клиентом картин, образов, схем, графиков, в общем, всего, что можно нарисовать. В процессе рисования у человека включаются другие отделы мозга, нежели при беседе, особенно логически направленной. Образы позволяют вывести на свет Божий самые невероятные фантазии и задумки. Дальнейшая работа может строиться по-разному: можно предложить интерпретировать рисунки, можно включиться в этот процесс консультанту, можно поработать с состояниями, которые рисунок вызывает и так далее. В одной из консультаций я попросил клиентку нарисовать образ той ситуации, которая есть сейчас и образ того, какой она хотела бы, чтобы та стала. После чего мы работали с состояниями и через субличности вышли на решения – клиентке стало понятно, что с ней и что необходимо сделать в жизни, чтобы продвинуться в решении вопроса.

Многие клиенты со значительно большим трудом ставят цель на второй и третьей консультации – приходится ее прямо вытягивать из человека. Как будто первое напряжение спадает, находит выход изначальный негатив и человек успокаивается на время. Осознание клиентом этого факта может хорошо на него повлиять – он начинает видеть то, что комфорт его существования перевешивает желание измениться.

Очень сильно работает на клиентов и производит на них впечатление проговаривание консультантом истинного посыла, который стоит за словами клиента. Эффективность данного приема трудно переоценить, как, впрочем, и возможные последствия, в случае неосторожного применения. Важным моментом является ощущение консультанта, что клиент готов к восприятию этой «правды». В качестве примера можно привести такой вариант:
Клиентка: - Для меня важно что-то уже решить и чтобы мой любимый человек тоже что-то решил, потому что я хочу семью и детей, а время работает против меня, поэтому я и бьюсь головой о стену, потому что нет у меня этого решения. И я не могу справиться с эмоциями, мы постоянно ругаемся….
Консультант: - То есть, если я правильно Вас понимаю, Вы говорите: «Любимый, главное для меня – семья. Я не могу тебя ждать вечно, поэтому либо ты садишься в мою карету в течение месяца, либо я ищу другого, с кем рожать детей».
Легкий шок у клиентки переходит в осознание того, что она и в самом деле может так сделать, по крайней мере, в эмоциональном порыве, потому что создание семьи для нее действительно стоит на первом месте. Или вот такой пример:
Клиент: - Меня бесит то, что я трачу время на поиск информации для того, чтобы объяснить ей (подчиненной) как нужно общаться с клиентом. Я директор, я должен управлять! А мне приходится тратить время на то, чтобы найти, потом понять это все, потом объяснить ей, потом проконтролировать…. А она ещё потом говорит, что в книжке прочитала то и это, а я ей говорю, что она молодая и неопытная, что ей надо поработать еще, прежде чем она научится.
Консультант: - А Вы показывали ей, как надо общаться с клиентами?
Клиент: - Нет, мы с ней вместе на переговоры не ходим, да я и сам вообще-то давно не работал с клиентами….
Консультант: - Если я правильно понял, то Вы боитесь потерять авторитет в глазах подчиненных?
Клиент: - Мммм…..Вроде того…Похоже так.
То есть, сказав другими словами, вычленив то, что на самом деле важно в словах клиента можно радикально развернуть его к проблеме. С моей точки зрения видится, что от степени готовности клиента принять «правду» зависит интенсивность и жесткость/мягкость подачи материала.

Непринятие социально-ожидаемых ответов. Часто клиенты отвечают на вопросы так, как принято, как удобно, как не больно, как не страшно. Продвигает работу в этой ситуации вопрос, имеющий целью выяснить, что конкретно человек имеет в виду. Раскрытие темы чаще всего приводит с самостоятельному рассуждению клиентом над понятиями, ценностями, убеждениями, пр., в результате чего изменяется взгляд человека на заданный ранее вопрос.
Пример:
Клиент: - Я хочу жить, как все нормальные люди.
Консультант: - А как живут нормальные люди? («Опишите нормального человека», «Как Вы узнаете, что уже живете так?», «Почему именно это так ценно для Вас?»)

Вера в потенциал, поддержка и принятие со стороны консультанта. Клиенту часто сложно войти в какое-либо состояние, высказать мнение, дать оценку. Если со стороны консультанта он чувствует веру и поддержку, то становится увереннее и расслабленнее. Здесь не имеется в виду оценка и экспертность со стороны консультанта, речь идет именно о поддержке человека, а не его мнения, решения, убеждения.

Смена фокуса внимания или позиции восприятия клиента при взгляде на какой-либо вопрос достаточно сильно продвигает в работе, в том числе и над призванием/предназначением. Например, при работе с выгодами от существующего состояния я часто прошу клиента сказать, что, как он думает, написал бы я про него, что бы написали друзья, что мог бы написать вот этот шкаф и так далее. В этом случае мозг начинает работать в более широком смысловом поле, что позволяет получать скрытые в глубине сознания и подсознания ответы.

Примеры других и личные примеры могут оказать положительное воздействие на клиента в ходе консультации, но, в то же время, как ни странно те же примеры могут оказать сильное негативное влияние на работу – появляется масса ограничивающих убеждений, и если с ними не поработать в достаточной степени, это может привести к большим сложностям в поисках призвания.

Отстраненность консультанта сильно влияет на процесс работы и вовлеченность клиента, а, следовательно, выключает его осознанность. В моем случае отстраненность вызвалась моей оценкой клиента или его поступка, недоверие, боязнь не справиться с материалом или эмоциями. Данный вопрос требует, с моей точки зрения, постоянной проработки и отслеживания.

Указание клиенту направления его развития может в некоторых случаях существенно продвинуть его к решению и последующему действительному становлению, однако не стоит игнорировать тот факт, что в ряде случаев решения, направления, подсказанные консультантом, могут существенно осложнить работу, и даже вызвать негативную реакцию клиента.

Нерешительность и несобранность консультанта очень часто является причиной неудовлетворенности клиента, причем об этом чаде всего никто не говорит или говорит метафорами или намеками. В моей работе я несколько раз слышал в обратной связи, что работа медленна в начале консультации, в конце же я как будто просыпаюсь и начинаю гнать их, в результате чего работа воспринимается как скомканная. Здесь же может отметить, что стремление консультанта достичь результата также негативно влияет на осознания и дальнейшее развитие клиента.


Чему я научился/что про себя понял в процессе подготовки дипломной работы

Собирать группу для работы над исследованием. Несмотря на то, что логика подсказывала, что найти добровольцев не будет проблемой, я могу поставить себе в актив то, что я собрал этих людей, договорился с ними о встрече, поработал и собрал обратную связь. Это была и менеджерская работа, не Бог весть какая, но все же. И я продавал себя, как консультанта, хотя и не за деньги. Это был, пожалуй, первый серьезный опыт такого продвижения. Я очередной раз прочувствовал в начале, как в себе неуверен, и ощутил в конце, как сильно поменялось это чувство/ощущение. Обретение уверенности позволило мне как бы зафиксировать позицию относительно себя как консультанта.

Я научился предлагать себя как консультанта за деньги. По ходу работы это мне принесло лишь одну консультацию и тысячу рублей. Однако я теперь достаточно уверенно спрашиваю людей, кому они могли бы меня порекомендовать, что было немыслимо пару лет назад. Осталось теперь научиться вытаскивать из людей телефоны и рекомендации.

Как консультант, я хорошо работаю, как мне кажется с тем, что есть здесь и сейчас, я научился цепляться за смены состояния, невербальные проявления. Это позволяет найти точки входа в глубинную работу. Над чем предстоит работать – вопросы. Я видеть-то вижу, но спрашиваю часто не так и не то.

Мне представляется крайне неэффективной работа в режиме, когда со стороны клиента существует посыл «ты достигаешь своих целей, а я – своих», да ещё с подтекстом «ты волшебник, поэтому делай чудеса, но там, где нужно мне». Это на уровне ощущений, весьма неприятно. Хотя работать интересно, но скорее интересно преследовать свои интересы (потенциальный клиент, можно заработать, поэтому надо показать себя с лучшей стороны), а ещё доставляет какое-то кровожадное удовольствие находить несоответствия в том, что говорит такой клиент и просто знать, что он сам себя обманывает. Какое-то соперничество, что ли, и это накладывает отпечаток на взаимодействие. Научился это видеть в большинстве случаев.

Крайне трудно дается работа с человеком, который приходит за «таблеткой». Я, понимая, что что-то внутри него хочет изменений (мой «сон»?), пытаюсь до него достучаться. При этом не могу подобрать момент и силу экспертного воздействия, для того, чтобы человек почувствовал себя достаточно комфортно, чтобы раскрыться и позволить себе быть собой. Поэтому иногда получается, что я слишком давлю с самого начала, чем вызываю недоумение и защиту, а иногда долго вожу человека вокруг да около, трачу понапрасну время. И в том и в другом случае качество взаимодействия сильно страдает. Важно продолжать работу в этом направлении и отрегулировать своего «эксперта». Здесь же хочется отметить, что экспертом я быть люблю, могу много и долго говорить «о вечном», «проповедовать». В большинстве случаев это осознаю, но найти нужную дозу именно в коучинге получается далеко не всегда.

В какой-то момент поймал себя не мысли, что считаю хорошим результатом, когда человек в процессе консультации плачет. Поэтому подсознательно веду его в эту сторону и буквально запихиваю его в такие состояния, чтобы он вспомнил, почувствовал, как ему на самом деле плохо. И только такие проявления считаю искренними и эффективными для работы, хотя головой понимаю, что это не так – могут быть и другие, не менее ресурсные. При этом нередко их вижу, но игнорирую. Этот вопрос меня сильно озадачил, думаю, это достойный кандидат на проработку у терапевта.

Научился видеть со стороны, когда покупаюсь на предложение «показать класс», пояснить, что делать. В действиях то, что я принял это вызов, не проявляется, но ощущения неприятные. При этом я человеку объясняю, что я так не работаю, но звучит это так, как будто мне Савкин и Данилова запретили. То есть я как бы оправдываюсь за то, что не могу взять ответственность за другого человека. Тоже интересно будет проработать с терапевтом.

В подавляющем большинстве случаев держу фокус на запросе – хотя часто это бывает непросто. В этом направлении очень помогает мое любимое ощущение, которое можно охарактеризовать «что-то не так». На данном этапе моего развития, как консультанта, я иногда довольно поздно слышу его сигнал и начинаю что-то предпринимать, это одна из причин того, что настоящая внутренняя работа происходит у человека в последней трети-четверти консультации, когда мы возвращаемся к тому, чего же он хочет от нашей работы.

Иногда продолжаю гнаться за результатом. При этом есть ощущение, что истребить это не получится никогда – будут возникать ситуации, когда я буду выпадать из осознанной позиции и «тащить» клиента к цели. Чаще всего пресечь эти мои поползновения помогает то же самое ощущение «что-то не то». Но прислушиваться к нему удается не всегда.

Прочувствовал на собственном опыте, что три консультации – только начало истинной внутренней работы клиента. В процессе этих трех консультаций удается только наладить контакт, почувствовать друг друга. Говорить о каких-то радикальных результатах после такого количества проведенных часов можно лишь с поправкой на третьи факторы.

Несколько испугало, особенно когда почувствовал впервые, состояние ремесленника при работе в индивидуальной консультации. Когда я начал не вкладываться в присоединение и присутствие с клиентом. Когда искусство и чудо стало превращаться в рутину. Я бы сказал, что это было лишь прикосновение, мне не удалось прочувствовать это хорошо – достаточно быстро наступил перерыв, после которого я опять работал со вкусом. Однако это тема для работы, видимо, тоже с терапевтом.

Увидел про себя то, что я не контролирую клиентов между консультациями – более того, я сам не помню, о чем мы договаривались, что клиент будет делать, и как следствие, не проверяю, что клиент сделал, а что нет. Я как будто весь с клиентом, когда он на консультации, но я совершенно от него отключаюсь, когда он уходит. Благодаря обратной связи от нескольких клиентов стал над этим задумываться, однако пока не придумал себе механизм взаимодействия между встречами, кроме электронный писем с целью узнать, как дела и звонков, имеющих ту же цель.

Научился тому, что можно и нужно озвучивать клиентам свои чувства по отношению к какому-либо процессу, ситуации. Не раз это давало возможность клиенту открыться мне на встречу – искренность всегда располагает к более глубокому общению. Например, одной клиентке я сказал, что стесняюсь перебивать ее, когда она долго и пространно отвечает на вопрос, суть которого под массивностью ее рассуждений теряется. После этого моего признания она стала сама следить, про то ли она говорит и разговор приобрел более цельный и сфокусированный характер.

Осознал, что клиентам часто важно понимать, что делаю я и зачем. То есть им нужны объяснения, и это очень хорошо работает на клиента в том смысле, что он становится более открытым и начинает больше доверять мне, себе, процессу.

Очень ярко высветилась тема работы с клиентом без запроса. Он как будто телевизор, который не подключен к сети, но хочет, чтобы я его починил. Можно сколь угодно долго копаться в его микросхемах, пытаясь найти поломку, но если нет тока – это совершенно бесполезно. При этом я выбиваюсь из сил, клиент не доволен, что я у него копаюсь во внутренностях. И ведь ответственность будет в любом случае на консультанте в этом случае, а не на клиенте. Вывод – с клиентом без запроса лучше не работать. Именно поэтому не работает вариант «давай я тебя покоучу».

Периодически какой-то момент во мне включается страшной силы спасатель. Из-за слишком большого намерения причинить добро местами несу откровенную чушь, предлагаю варианты решений там, где это совершенно неуместно. Из-за этого местами чувствую себя неловко. Вывод – если совпадает то, что мне человек особенно симпатичен и при этом случается так, что он начинает очень искренне проявлять эмоции, это включает во мне какую-то чрезмерную заботу, что серьезно мешает процессу. И это тоже к терапевту.
Боюсь работать со случаями, которые считаю клиническими. Считаю, что для этого нужны медицинские знания, но я ими не обладаю, а значит, не могу с такими случаями работать. При этом очень хочется попробовать, и в такой ситуации может получиться, что я не отказываюсь от запроса клиента, но и помочь ему не могу. Отсутствует четкая позиция, с чем я работаю, а с чем нет.


Что я теперь могу

Я могу быть настоящим консультантом. Не мальчиком, который хочет доказать миру, что чего-то стоит, а профессионалом, хотя и молодым, начинающим. Но это ведь пока. Данный проект показал, что во мне есть слабые стороны – я часто боюсь, что не получится, я начинаю метаться, когда не понимаю, что происходит, я очень близко к сердцу воспринимаю неудачи, я ленюсь делать то, что мне не нравится, я мнителен и так далее. НО! Я написал эту работу. Я смог преодолеть все слабые стороны, и эта моя сторона – сильнее всех слабых. Разными путями и способами, но я это сделать смог. А значит, смогу и дальше. Я вижу в себе силу, огромную, но по большей части спящую. Лишь ее часть проснулась и позволила мне вот так легко и свободно, прилагая, в целом, не так много усилий, стать человеком, вокруг которого изменяется мир. Пусть по чуть-чуть, пусть медленно, но я ведь и консультантом стал, на самом деле, всего-то восемь месяцев назад. С нуля.
А еще я на новом уровне стал слышать людей. Я стал понимать, что на самом деле скрывается за их словами. И пусть этот слой, который я вижу, не самый глубокий, за ним есть еще, но то, что вижу я, не видят большинство «нормальных» людей. Я, конечно, горд, что я особенный теперь, но главное не в этом - мне эти глубинные слои невероятно интересны. Это просто новый мир. Я не предполагал, что люди настолько многогранны. И что-то мне подсказывает, что настоящая многогранность еще более многогранна, прошу прощения за тавтологию. Возможность это видеть, помогать людям в решении их задач – для меня это самое интересное занятие на свете. Поэтому я уверенно могу сказать, что, в том числе и в процессе проведения исследования и написания работы, я свое призвание нашел. И пусть на данный момент это, скорее, направление, чем конкретное русло, я очень доволен. Кстати, наверное, удовольствием предназначение и меряется.


Результаты

Достижение целей:

1. Создание алгоритма, позволяющего на основе предыдущего жизненного опыта, существующего потенциала, ценностей, принципов и так далее, находить предназначение/призвание человека, одно или несколько.
Результат: цель не достигнута, см. п. 6.2

2. Исследование возможностей коучинга в работе над призванием и предназначением.
Результат: цель достигнута частично, см. п. 6.3

3. Углубление навыков индивидуального консультирования и отработка инструментов в практических занятиях с клиентами и их реальными запросами.
Результат: цель достигнута, см. п. 6.1, 6.4, 6.5


Гипотеза:

«Основное предположение состоит в том, что с помощью коучинга возможно создать алгоритмизированную методику которая поможет любому человеку осознать свое предназначение/призвание, при условии, что он сам этого хочет».
Вывод: гипотеза не была подтверждена, но и не была опровергнута. Для дальнейшей работы над данной гипотезой необходимо более крупномасштабное и продолжительное по времени исследование.

«Также можно предположить, что в ходе исследования будет сделан ряд выводов о профессиональном росте и личностном развитии консультанта, а также определить основные препятствия, с которыми столкнется консультант в ходе работы».
Вывод: гипотеза подтвердилась, см. п. 6.1, 6.2, 6.3, 6.4, 6.5

Использованная литература


Седун С., «Путь из мышеловки», М., 2007
Франкл В., «Сказать жизни «ДА!». Психолог в концлагере», М., 2009
Робинсон К., «Призвание. Как найти то, для чего вы созданы,
и жить в своей стихии», М., 2010
Ялом И., «Дар психотерапии», М., 2008
Голви Т., «Максимальная самореализация. Работа как внутренняя игра», М., 2005
Чиксентмихайи М., «В поисках потока», М., 2006
Вишневский С., «Призвание как социокультурная проблема», Ек., 2006
Берн Э., «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры», М., 2007