
Сходство и различие: коучинг, психотерапия, тренерство, менеджмент.
Составитель таблицы – Данилова М.А.
При перепечатке ссылка на автора обязательна!
|
Коучинг |
Психотерапия |
Тренерство |
Менеджмент |
Кто? |
Коуч и клиент. Инициатор – клиент. |
Психотерапевт и клиент. Инициатор – клиент. |
Тренер и его подопечный (подопечные), слушатели, ученики и т.п. Инициатор – любой из участников процесса или кто-то третий вне него. |
Руководитель
Инициатор –руководитель. |
Цель, предмет для работы |
Предмет – достижение цели(ей) клиента с удовольствием и развитием «по дороге». Первый и главный вопрос коуча – ЧТО ТЫ ХОЧЕШЬ? При этом обязательно выясняется истинная мотивация, формируются и уточняются истинные задачи. Сформированное вИдение должно быть вдохновляющим. |
Чаще всего обсуждается проблема, то, что беспокоит клиента, приносит дискомфорт в его жизнь. Цель – убрать дискомфорт. |
Цель может быть поставлена как тренером, как обучаемым, так и третьим лицом – инициатором. Тренер формулирует образец – что делать, каким быть, чтобы были нужные достижения. Кому именно нужны эти достижения и нужны ли они действительно – вопросы не всегда обсуждаемые. |
Цели организации формулируются
|
Как организует-ся процесс |
Основной парадокс процесса в том, что есть «поля» для прояснения – цель, анализ реальности, поиск возможностей, выбор; но при этом каждое поле исследуется в следовании за энергией и интересом клиента. Коуч задает вопросы. Вопросы достаточно дискомфортные для клиента. Достаточно для того, чтобы человек активно думал, не знал ответ сразу. Но не слишком дискомфортные – так чтобы они не выключали человека. Т.е. вся работа происходит в зоне ближайшего развития – в тех областях его внутреннего мира и деятельности, которые еще не осознаны, но уже могут быть доступны для рассмотрения. |
Четкой структуры –плана сессии нет. Психотерапевт тоже задает вопросы, следуя за энергией клиента. Вопросы эти как бы нанизываются на ниточку. Цепляясь один за другой, они направлены на выяснение глубинных причин происходящего, на переживание «заново» вытесненных эмоций, катарсис и следующее за ним расслабление и принятие тех «частей» себя, которые находились в «тени». |
Тренер дает образец и предлагает его повторить. Стандартно – рассказ, показ, тренировка. Так нарабатываются нужные умения и навыки |
Процесс структурирован.
Сотрудники в той или иной степени участвуют в этом процессе планирования и исполняют поставленные задачи. Менеджер отслеживает и контролирует их исполнение различными методами, оценивает результаты и в соответствии с ними может поощрять или наказывать. |
Результат сессии |
Сессия длится около часа. Основной результат – расширение поля осознания в русле задачи, выявление и исследование «слепых зон» и включение ресурсов оттуда в деятельность. По ходу или в конце каждой сессии составляется план конкретных действий со сроками, которые будут осуществлены клиентом для достижения цели. |
Сессия длится около часа. Результат – улучшение самочувствия клиента, чувство облегчения, ясность….. |
Длительность тренинга определяется задачами и возможностями ученика. Результат – заученные действия, модели поведения – умения. |
Правильно организованное взаимодействие менеджера и подчиненных приводит к пониманию сотрудниками задач и реализации их в реальности
|
После встречи |
Сопровождение, мониторинг. Коуч и клиент договариваются и том, что необходимо клиенту, чтобы все запланированное было осуществлено. Какая поддержка коуча нужна, какие стимулы необходимы. Это могут быть и звонки, и письма коуча, и система поощрений и наказаний самого себя. |
Между встречами связь не поддерживается. Чаще всего есть договор о следующей встрече или серии встреч.
|
В лучшем случае тренируемый пробует. Повторяет отработанные умения, если они для его работы – частично внедряет в практику. В худшем – ставит «галочку» – я это знаю-умею. И «кладет на полку». |
Мониторинг, контроль, оценка Осуществляются менеджером. В основном на уровне констатации фактов (сделано – не сделано) и выяснения причин. Наказание и поощрение назначает менеджер. |
Результат всей совместной работы. |
Достижение целей клиента. Повышение эффективности деятельности за счет повышения ее осознанности. Интеграция навыков самокоучинга в жизнь. |
Решение проблемы клиента, изменение его отношения к себе, к ситуации, к людям. |
Достижения, зафиксированные в конкретных цифрах – будь то спортивные или бизнес результаты. |
Достижение целей организации. |