Перевод: Ульяна Жилина
Коучинг руководителей был отождествлен с психотерапией отчасти потому, что в основном использовался для разрешения проблем или «исправления» сложных личностей.
Теперь же коучинг настолько популярен и привычен среди топ-менеджеров, что он стал считаться привилегией и признаком достижения карьерной вершины.
Коучинг превратился в индустрию с примерно $ 1,5 млрд годового дохода и более чем 20000 взносами от членов Международной федерации коучей. Исследования показывают, что большинство крупнейших компаний в настоящее время пользуются услугами коучей. На этих сессиях руководители чаще всего говорят не о своих бизнес-стратегиях, а о самих себе.
Согласно опросу коучей, работающих в консалтинговой компании Korn Ferry, «самосознание» было темой № 1, на которую коучи работали с руководителями. Как вы думаете, какая тема является второй по популярности? «Межличностные отношения, умение слушать и сопереживать».
«Мы часто добавляем рефлексию и способность к оценочному суждению» в набор инструментов руководителей, говорит Дин Стамулис, соучредитель практики развития лидерства в Russell Reynolds Associates, другой большой консалтинговой фирмы. «Мы помогаем сгладить углы».
Многие руководители поднялись по служебной лестнице в силу своих технических навыков, интеллекта и амбиций. Достигнув вершины организации, они больше не могут управлять людьми с помощью силы воли, они нуждаются в новом наборе навыков, чтобы быть убедительными и оказывать влияние. Это особенно верно в отношении транснациональных корпораций, где линии контроля не всегда очевидны, говорит Джанет Фельдман, управляющий директор Korn Ferry, в котором работают 600 коучей.
«Произошли огромные изменения, и мы больше не видим прежних жестких иерархий и структур», – говорит Фельдман. «В условиях глобализации и развития технологий, которые мы наблюдаем, компании действуют через границы и пределы, и люди просят научить их оказывать влияние через границы без применения власти».
Участие коучинга, как правило, начинается с периода оценки, чтобы понять сильные и слабые стороны руководства. Коуч часто опрашивает коллег, и, если это возможно, даже супругов руководителей, чтобы получить от них обратную связь. После разработки плана работы со слабыми сторонами, коуч и руководитель встречаются один раз в месяц на протяжении нескольких часов, в идеале вдали от офисной суеты.
Один из руководителей, с которым работал Стамулис, был несдержан и чрезмерно критичен в общении со своими сотрудниками, когда он находился под напряжением, и злобно реагировал, когда встречался с новой информацией. В результате, его помощники стали избегать его. Стамулис призвал его развивать отношения со своими сотрудниками в более мягком стиле, будь то беседа в коридоре или еженедельная встреча со своими непосредственными подчиненными.
Стамулис также дает советы о том, как начать разговор, рекомендует регулярные физические упражнения и йогу, а также раздает задания по чтению («Открытая организация» от СЕО компании Red Hat Джима Уайтхерста является фаворитом).
Является ли коучинг на самом деле эффективным – трудно сказать. В то время как один отчет за 2001 г., представленный коучинговой и консалтинговой фирмой, закрепил рост дохода от коучинга в 5,7 раз, и эта цифра часто рекламируется в данной отрасли, другое научное исследование критически отзывается об этой методологии, заявляя, что «достоверность метрики ROI крайне невысока».
Учитывая неясность человеческих отношений, а также сложность крупной организации, вычисление того, сколько выгоды компании действительно приносит более добрый и более покладистый генеральный директор, может оказаться невозможным.
Но, как говорит Стамулис, «по крайней мере, повышается уровень их осознанности».
Программы Института Коучинга: