Как эмпатия влияет на бизнес-результаты?

Статья Яны Мельвиль и важности проявления эмпатии в организации
Яна Мельвиль
Executive-коуч, старший преподаватель, ведущая сессий стратегического развития, мастер фасилитации, методист тренинговых программ

Что такое эмпатия?

Эмпатия — это способность понимать эмоциональное состояние другого человека посредством сочувствия. Другими словами, человек с развитой эмпатией обращает внимание на то, в каком состоянии его собеседник, какие чувства и эмоции он испытывает в момент общения и учитывает это в построении отношений с ним.

Кому эмпатия необходима?

Способность к эмпатии является профессионально необходимым качеством для всех специалистов, работа которых связана с людьми (ТОП-менеджеры, линейные руководители, чиновники, продавцы, менеджеры по персоналу, психологи и т.д.). В бизнес-среде эмпатия помогает наилучшим образом выстраивать отношения между сотрудниками и это не только формирует общую культуру общения в компании, но и помогает эффективнее решать бизнес-задачи.

Однако во многих организациях состояние людей и их готовность или неготовность к каким-либо действиям чаще всего игнорируется. Например, руководители ставят задачи, не учитывая субъективного отношения сотрудника к самой задаче или соответствия его личных качеств уровню сложности поручения. Или людей объединяют в пары или команды, в которых они не способны эффективно взаимодействовать в силу разных личных особенностей. Подобные ситуации влекут за собой «зависшие» дела, «подковерные» войны, конфликты, снижение лояльности к компании и недоверие.

Крайности в использовании эмпатии

Некоторые руководители ошибочно понимают эмпатию как необходимость полного погружения в мир чувств партнера по общению. Имеется в виду не просто знание эмоционального состояния человека, а именно переживание его чувств как своих собственных. На самом деле в бизнес-среде достаточно позиции более отвлеченного, объективного понимания переживаний другого без значительного эмоционального вовлечения в них.

Другие руководители, понимая важность эмоциональной сферы людей, начинают использовать эмпатию как инструмент для манипулирования. Они пытаются вызвать в человеке неосознаваемую эмоцию, таким образом понизив его уровень логики и добиться от него нужного действия. Но даже если им это удается, через некоторое время эмоциональный фон сотрудника стабилизируется, логическое мышление возвращается и он задумывается: «А что это было?». И выходит как в анекдоте: «ложечки нашлись, а осадочек остался». Вы готовы платить за «осадочек»?

«Золотая середина» в эмпатии

Таким образом эмпатия — это не про то, чтобы быть «добрым папой» или «доброй мамой» или получать собственные выгоды через управление эмоциями других, а про то, что вы как руководитель, можете активизировать потенциал людей, чтобы они, с одной стороны, выдавали результат на сто процентов, а с другой, это было в экологичном для них варианте. Ведь если руководитель понимает, как устроены его люди, а также что в разные моменты с ними происходит, где у них слабые стороны, а где сильные, он сможет дать каждому из них необходимую поддержку, которая поможет им быть эффективнее.

Руководитель с развитой эмпатией

Руководитель с развитой эмпатией:

  • во-первых, умеет слушать сотрудников и уделяет этому время: фиксирует его в календаре для беседы с людьми, задает вопросы, слушает и слышит их; 
  • во-вторых, давая задания, уточняет мотивацию и потребности человека; 
  • в-третьих, дает своевременное и достаточное признание сотруднику как в контексте его работы, так и в контексте его личности. 

И, наконец, продвинутый уровень эмпатии — когда руководитель знает потребности сотрудников и формирует долгосрочные планы организации, учитывая то, что для них будет важно и интересно в перспективе. Такой руководитель видит людей, ценит их, принимает любые управленческие решения, исходя из того, что эти задачи будут решать люди, а не станки. И это его внутренняя позиция, а не инструмент управления.

Можно ли научиться эмпатии?

Все мы рождены в этом мире способными любить, но, к сожалению, жизнь по-разному влияет на нас. Поэтому эмпатии не нужно учиться, ее необходимо развивать. Для начала руководителю нужно сформировать внутри себя намерение увидеть природную уникальность в своих сотрудниках, чтобы распознать их потенциал и использовать его целесообразно задачам. Для этого важно переключиться с экспертной позиции и начать задавать вопросы человеку, внимательно его слушать, замечать его невербальные проявления, дать ему пространство для проявления себя. А затем, назначая ему какие-либо задачи, важно учитывать его способности и сильные стороны и тогда ваши инвестиции в человека окупятся.

Cookie файлы

Этот сайт использует файлы cookie для хранения информации на вашем компьютере

ХОРОШО