Институт Коучинга
Метанавыки руководителя. Как эффективно сочетать «гибкие» методы и директивный стиль управления
2 февраля 2017, 11:09
7101
Метанавыком называется способность, компетентность, на основе которой развиваются более частные и конкретные умения. 
  
Метанавыки пронизывают все, что делает руководитель. 
 
Например, такой метанавык как эмпатия (см. весь список метанавыков) «отвечает» за вашу способность устанавливать контакт, договариваться, создавать долгосрочные отношения. И то, насколько у вас развита эмпатия, обуславливает, какого качества контакты вы создаете, насколько легко (или нет) вы договариваетесь со своим окружением и действительно ли с вами идут «в долгую». Любая техника коммуникации будет по-разному исполнена людьми с разным уровнем развития метанавыков. 
 
Метанавыки называются все-таки навыками потому, что их можно (и нужно) развивать. Существует система работы по развитию каждого метанавыка, которая имеет практический характер и подразумевает освоение через точечный опыт. 
 
Итак, вот метанавыки, которые необходимы современному руководителю, чтобы управлять коллективом, адекватно используя различные способы влияния в зависимости от ситуации, задач, людей: 
 
1. Осознанность 
2. Эмпатия 
3. Безоценочность 
4. Гибкость (мышления, поведения) 
5. Креативность 
6. Интегральное восприятие и мышление 
7. Толерантность к различиям 
8. Внимательность 
9. Аутентичность и проявленность ("голос" по Кови)  

Подробнее о каждом метанавыке:

1. Осознанность
 – способность в любой момент времени направлять и удерживать внимание на свои "внутренние" объекты – мысли, эмоции, ощущения. А также наблюдать их и констатировать как факт. 

Осознанность – один из важнейших метанавыков руководителя. Подробнее об этом метанавыке в видео Александра Савкина:

Александр Савкин /Пример эффективного совещания. Шаг 1 –осознавание того, что происходит

2. Эмпатия – способность чувствовать, интуитивно понимать – что происходит с другим человеком, вставать в его позицию, «в его тапочки».

Статья Яны Мельвиль«Как эмпатия влияет на бизнес-результаты?»

Бизнес-результаты в организациях создают люди, и они являются основным ресурсом для руководителя. Игнорирование эмоционального мира своих сотрудников негативно сказывается на результатах. И речь не идет о том, чтобы жалеть своих коллег и переживать вместе с ними, а о том, чтобы учитывать их чувства и эмоции при создании каких-либо совместных договоренностей, а также уметь в нужный момент дать человеческую поддержку, которая вернется руководителю в виде измеримых высоких результатов, а так же в виде здоровой лояльности к компании и ее лидер. Подробнее об этом метанавыке в видео Яны Мельвиль:


3. Безоценочность – способность воспринимать факты без интерпретаций и внесения эмоционального отношения.

Статья Яны Мельвиль«Безоценочность руководителя – путь к высокому качеству взаимодействия в команде»

Большинство людей, особенно руководители, действует из роли экспертов, давая ту или иную оценку ситуациям, другим людям, их действиям. Но часто именно умение быть безоценочным дает возможность разрешить какую-то сложную задачу. В момент, когда у вас внутри возникает оценка, задайте себе вопрос: «Исходя из чего я оцениваю? Каковы мои факты, а что я интерпретирую?» – рекомендует Яна Мельвиль, коуч-консультант и бизнес-тренер Института Коучинга в своем видео:


4. Гибкость – способность выбирать и реализовывать различные способы действия в зависимости от ситуации. Гибкость – это широкий поведенческий репертуар, высокая обучаемость: быстрое включение нового поведения в повседневную деятельность, непривязанность к каким-либо стереотипам поведения.

Подробнее об этом метанавыке в видео Яны Мельвиль:

Гибкость и вера в потенциал сотрудников
5. Креативность – способность мыслить нестандартно, вне стереотипов и шаблонов, находить качественно новые творческие решения.

6. Интегральное восприятие и мышление – способность сочетать анализ и синтез, видеть и учитывать все интегральное многообразие влияющих на ситуацию и\или задачу факторов, как внешних, так и внутренних, как индивидуальных, так и коллективных, как проявленных, так и непроявленных. 
 
7. Толерантность к различиям – способность замечать различия людей и признавать их, искать синергетические эффекты различий (если в команде все думают одинаково - кто-то лишний).

8. Внимательность – способность управлять своим вниманием: расширять объем, фокусироваться, концентрироваться, удерживать, переключать.

9. Аутентичность и проявленность – способность быть подлинным, искренним, конгруэнтным (говорить и «показывать телом» одно и то же) в коммуникации, выстраивать подлинные , искренние отношения с партнерами.

Недирективный стиль управления не возможен без таких метанавыков, как эмпатия, внимательность, осознанность, толерантность и аутентичность. 

Александр Савкин, соучредитель Института коучинга, рассказывает об аутентичности в бизнесе:

Александр Савкин/ «Метанавыки руководителя: как развиваются лидеры» 

Почему руководителю так сложно быть аутентичным – читайте об этом в интервью Александра Савкина.


Развитые метанавыки руководителя и его сотрудников – это их конкурентное преимущество и возможность быть на шаг впереди других за счет особых личных способностей – гибкости, осознанности, способности мыслить объемно, выходя за рамки алгоритмов и действовать на более высоком уровне мастерства.  


Скачайте презентацию здесь


Институт Коучинга профилируется на теме метанавыков уже больше 15 лет и делиться накопленным опытом. 

Освоить и начать применять метанавыки в управлении можно на программах Института Коучинга:

Тест EQ
(тест для расчёта коэффициента эмпатичности EQ)


Психолог Саймон Барон-Коган и его коллеги из Кембриджского центра по изучению аутизма разработали шкалу для оценки уровня эмпатии, или коэффициент эмпатичности EQ. Среднее значение EQ для контрольной группы – 42, для группы с синдромом Аспергера/высокофункциональным аутизмом – 20.


Пройти тест>>