Топ-100
Институт Коучинга
Дунаевская Е.В.
Использование возраста как ресурса для максимального раскрытия потенциала человека
1842

Содержание

Вступление

Теоретическая часть

Практическая часть

Выводы по гипотезе

Заключение

Список литературы


Цель:

Исследовать возрастные сценарии человека и найти возможные пути моделирования возрастного портрета состояния под актуальную задачу


Задачи:

1. Создать каждому участнику тренинговой группы возможность найти «идеальный возраст» для решения актуальной жизненной задачи

1.1 Исследовать составляющие «идеального возраста» в 4х областях:

- телесной

- эмоциональной

- интеллектуальной

- социальной (профессиональной и коммуникативной)

Понять, какой возраст нужен именно сейчас для решения актуальных жизненных задач

2. Создать возможность каждому участнику самому определить наиболее

значимые характеристики «идеального возраста»

Найти ресурс, помогающий входить в «идеальный возраст»

3. Совместно с участником определить самый эффективный способ

для того чтобы «включить» ресурсное состояние, опираясь на

найденные характеристики

4. Поисследовать возможность «совмещения» ресурсов – галерея субличностей


Гипотеза:

  1. В каждый момент времени в человеке заключены все возрасты. То, как он выглядит и как чувствует себя есть следствие неосознанного возрастного сценария, включающего включает некий «идеальный возраст», который является ресурсным на данный момент времени.
  2. «Идеальный возраст» можно смоделировать, не находясь в нем, и использовать для решения актуальных жизненных задач

Вступление

С детства я с интересом наблюдала за людьми, удивляясь тому, насколько по-разному чувствуют и выглядят ровесники. Я для себя делила их на «юных», «молодых», «пожилых», «старых». И была очень удивлена, поняв, что в эти категории попадали отнюдь не ровесники.

С началом профессионального обучения психологии мой интерес к теме возраста усилился. Мне стала интересна связь между психологическим и физиологическим возрастом. И более широко – тема внутреннего времени.

Я поменяла профессию и цели в зрелом возрасте – 35 лет. И поняла, что меня не устраивает жизнь, подчиненная шаблону «зрелость», затем «пожилой возраст». Совсем не устраивала необходимость думать о зарабатывании стажа для пенсии (как думает энное количество моих не менявших профессию одноклассников). Я начинала с нуля и чувствовала (и чувствую пока) себя начинающей. Это чувство не вязалось в моей голове с моим «солидным» возрастом. Не прибавляли оптимизма стереотипы, впитанные с детства: в каком возрасте каких профессиональных и статусных высот следует достичь. О каких достижениях могла идти речь, когда начинаешь с чистого листа?

В общем, я решила навести порядок в собственной голове и заодно научиться управлять своим возрастом. И узнать – а реально ли это – управлять возрастным состоянием.


Теоретическая часть

1.1. Возрастная психология о возрасте

В поисках информации о возрасте я обратилась в первую очередь к возрастной психологии. Понятие возраста в возрастной психологии рассматривается как данность, с помощью которой человеческую жизнь разделяют на периоды. В возрастной психологии присутствуют следующие направления:

-Направление, изучающее детей и их развитие от рождения до взрослости. Например, Жан Пиаже рассматривал возраст в контексте периодизации развития интеллекта у детей. Эрик Эриксон предложил теорию семи стадий психосоциального развития.

-Некоторое количество психологов рассматривает возраст в контексте возрастных кризисов взрослых и пожилых людей. И.Г.Малкина-Пых приводит примеры тренинговой и психотерапевтической работы с людьми взрослого и пожилого возраста.

-Психологи-геронтологи (например, Я.Стюарт-Гамильтон) изучают сущностные и биологические модели старения.

Вывод: в возрастной психологии не рассматривается возможность управлять возрастом.

1.2. Современные последователи древних интегральных систем о возрасте

Вначале работы над дипломом моя гипотеза была другой. Я искала возможность омоложения путем психологической работы. Я считала, что людям необходимо омоложение, что это однозначно хорошо для всех. Не найдя ничего подходящего в классических трудах по возрастной психологии, я начала рассматривать более широкое поле источников, включая «неформальных» и «нетрадиционных» авторов.

Д.Чопра – индийский философ, врач, живущий в США, написал книгу по омоложению.

«Стань моложе, живи дольше». Его подход основывается на древнеиндийской философской и медицинской системе, Аюрведе, и дает методику обращения процесса старения вспять. Книга – описание десятишаговой методики омоложения. Д.Чопра предлагает изменить возраст в сторону уменьшения в пределах последних прожитых пятнадцати лет. Каждый шаг – изменение одной привычки – телесной, эмоциональной, мыслительной, в быту, в образе жизни, в общении и др. Вначале я проводила занятия, основываясь только на этой книге. И в процессе практики обнаружила, что не все так просто, и, оказывается, не все хотят омолаживаться. Выяснилось, что в возрастах, которых человек еще не достиг, тоже имеется масса скрытых резервов, которых может не хватать уже сегодня. Моя гипотеза стала меняться в сторону саморегуляции.

Я продолжила поиски информации по теме саморегуляции, в частности, возрастной. Поиски заставили меня перечитать книги М,Норбекова, в которых он популяризует многовековой суфийский подход к образу жизни. Суфизм-учение, зародившееся на мусульманском востоке как научное, эзотерическое знание в 8-10 веках. Это мистическая традиция, цель которой - духовное преображение. В своей популярной книге «Опыт дурака или ключ к прозрению» М.Норбеков пишет о том, что можно моделировать любой возраст. Он приводит пример эксперимента с группой американских пенсионеров, проведенный в 70х годах прошлого века. Этот пример приводит и Д.Чопра . Примерно двадцать человек в возрасте около семидесяти лет были разделены на две группы. Обе группы были помещены в санаторные условия, но одной группе показывали по телевизору программы 20ти летней давности, и в номер приносили газеты 50х годов. С другой группой испытуемых ничего не делали. Обеим группам предлагалось почувствовать себя на 20 лет моложе. Через месяц у группы, которую искусственно «поместили» в прошлое, показатели биологического возраста «показывали» 50-55 лет. Этот эксперимент доказал первичность мыслей и эмоций относительно физиологии и биологии тела. М.Норбеков описывает подход к оздоровлению - сочетание физического образа действий, воображения и управления эмоциями. Эмоциональному компоненту придается очень большое значение. Основной инструмент, при помощи которого Норбеков предлагает читателям управлять эмоциональным (а, следовательно, и физическим) состоянием, называется «Октава». Человеку предлагается вспомнить какое-либо пиковое переживание из своей жизни, когда он испытывал так называемые «положительные» эмоции – восторг, переживание благодарности, любви, достижения, свершения, встречи с великим, божественным. То есть опыт, выходящий за рамки обыденности. «Октава» помогает прийти в некое ресурсное состояние вообще. Предполагается, что пиковое переживание включает ресурсы само по себе. Я согласна с этим, но в своих книгах Норбеков не идет дальше. Мне же были интересны ресурсы, заложенные в разных возрастах – разные переживания для разных возрастных состояний. И разные ресурсы для разных жизненных целей. Я не знала – все ли они пиковые, все ли могут попасть под определение «октавы».

1.3. Метод И.Н.Калинаускаса

В процессе проведения тренингов стали выявляться интересные вещи, и мой фокус внимания сместился от возраста к саморегуляции. Поиски источников информации по этой теме привели меня к методике ДФС- дифференцированных функциональных состояний. Автор этой методики – И.Н. Калинаускас.

Работая с группами, я пришла – самостоятельно и с другой стороны – к похожей схеме.

ДФС учит пониманию того, что люди воспринимают и познают мир как через познание, так и через переживание. «Методика позволяет перевести на простой и удобный в употреблении язык то, что обычно проявляется через безотчетные симпатии и антипатии, обозначается как жизненная сила, психическая энергия, интуиция, психологическая атмосфера, шестое чувство и т.д.» (Эзотерический сайт «Школа мастера игры», http://www.ezoterik.info/fire_flower/dfs.htm). Обучаемому по методу ДФС дается матрица из шестнадцати функциональных состояний.

Основные понятия методики проявляются в деятельности через уровни активности:

1. Физический - 1-й уровень

2. Психоэмоциональный - 2-й уровень

3. Интеллектуальный - 3-й уровень

4. Аккордное звучание всех трех уровней рождает 4-й уровень

Восприятие же окружающей среды обозначается через ритм:

A. Ритм А - ритм космоса, мы воспринимаем его, когда смотрим в небо,

B. Ритм В - ритм жизни, воспринимаемый при общении с живым,

C. Ритм С - ритм импульса, так звучит мир предметов

D. Ритм Д - ритм деструкции

Интересно, близко, но ни слова о возрасте.

1.4. Сценарный анализ и возраст

Работа с тренинговыми группами заставила меня обратить внимание на теорию сценариев Э.Берна. Жизненный сценарий программируется в очень раннем возрасте и представляет собой несколько решений, принимаемых ребенком в ответ на послания о себе, других людях и жизни, исходящие от родителей и других близких взрослых. Сценарии могут передаваться по наследству, они имеют начало, середину и конец. Э.Берн упомнает о времени, которое структурируется при помощи жизненного сценария:

«Большинство людей, кроме того, подсознательно имеют свой

жизненный план, или сценарий, согласно которому они структурируют более

длительные периоды времени - месяцы, годы или даже всю свою жизнь, заполняя

время ритуальной деятельностью, времяпрепровождениями, развлечениями,

играми.» (Э.Берн «Люди, которые играют в игры»)

Я шла от посылки, что общий жизненный сценарий напрямую связан со сценарием возрастным. По крайней мере, в той части, где заложено время жизни и смерти. Соответственно, в бессознательном запрограммированы эти этапы и с точки зрения возраста. Скорее всего там имеются записи о том, сколько лет продлится «молодость», когда «положено» начинать стареть, когда «нужно» умереть. Берн упоминает об этом «нужно», когда приводит в пример людей, потерявших родителей. Приближаясь к возрасту, в котором умерли родители, люди подсознательно стремятся повторить их опыт, т.е. умереть.

1.5. При составлении упражнений и текстов для визуализаций я опиралась на положения психосинтеза. В частности, на книгу Тома Йоуменса «Практикум по психосинтезу. 12 классических упражнений».

Психосинтез - техника реконструкции личности, созданная итальянским врачом-философом Роберто Ассаджиоли (1888-1974). Следование ее принципам способствует развитию целостной и гармоничной личности, в том числе сознательной и бессознательной ее частей. Ассаджиоли условно делит сознательную и бессознательную часть человека на зоны :

1. Низшее бессознательное - основные влечения и примитивные побуждения, многочисленные "комплексы", несущие сильный эмоциональный заряд

образы кошмарных сновидений и фантазий, низшие, неконтролируемые парапсихические процессы. А также различные патологические проявления, такие как фобии, мании, навязчивые идеи и желания.

2. Среднее бессознательное - психические элементы, сходные с психическими элементами бодрствующего сознания и свободно в него проникающие. Здесь происходит усвоение полученного нами опыта; здесь зарождаются, развиваются и созревают плоды повседневной деятельности ума и воображения.

3. Высшее бессознательное или сверхсознательное - высшие формы интуиции и вдохновения, этические "императивы", стремление к человечным и героическим поступкам. Это источник таких высших чувств, как альтруистическая любовь, источник таланта, а также состояний созерцания, просветления и экстаза. Здесь таятся высшие парапсихические функции и духовные энергии.

4. Поле сознания - непосредственно сознаваемая нами часть личности, непрерывный

поток ощущений, образов, мыслей, чувств, желаний и влечений, доступных нашему

наблюдению, анализу и оценке.

5. Сознательное "я" - точка чистого самосознания..

6. Высшее «я». Сознательное «я» исчезает, когда мы засыпаем, падаем в обморок, находимся под воздействием наркоза, наркотиков или в состоянии гипноза. Но, когда мы

пробуждаемся или приходим в сознание, "я" появляется вновь. Этот факт вынуждает нас предположить, что за или над сознательным "я" существует истинное Я, постоянный центр.

7. Коллективное бессознательное – то, что находится за пределами человека как системы

Психосинтез считает основной целью человека постижение своего истинного «я» и предлагает для этого следующие шаги:

-Глубокое познание своей личности.

-Контроль над различными ее элементами.

-Постижение своего истинного Я - выявление или создание объединяющего центра.

-Психосинтез: формирование или перестройка личности вокруг нового центра.

Саморегуляция через возраст соответствует, на мой взгляд, второй стадии психоситнеза – установлению контроля. Основное упражнение на этой стадии – растождествление. Человек растождествляется со своим телом, чувствами, мыслями. На пути к дальнейшему развитию, человек может вновь отождествиться с тем, к чему он стремится – создать некий идеальный образ. Дальше он опять должен растождествиться с этой моделью и попытаться достичь свое высшее «я» в его чистой сущности.

Предлагаемая мною методика вытекает из этого процесса. Участником предлагается на некоторое время отождествиться с новым состоянием, «поиграть» в него. Затем – «снять с себя» найденный образ. Затем найти, смоделировть новое состояние, под другую задачу – и снова отождествиться с ним на некоторое время. И так далее. В идеале – стремиться к тому, чтобы в любой момент возможно было «включить» любое из возрастных состояний – т.е. отождествиться с ним, и также, по жеданию, в любой момент осознанно «выключить». Это возможно достичь, хотя бы частично оставаясь в соприкосновении со своим высшим «я»

1.6. Влияние групповых процессов на достижение целей участниками тренинга

1. Когда на наши слова, чувства или действия реагируют несколько человек, это действует намного сильнее, чем если бы реагировал один

2. Группа является зеркалом, в котором можно увидеть свои отношения с другими людьми. В данном тренинге этот пункт работает в шерингах

3. Группа дает эффективную обратную связь участнику. Это основной принцип, продвигающий в упражнениях «Презентация в костюмах» и «Платяной шкаф»

4. Тренинги личностного роста как правило включают в себя, в той или иной степени, терапевтические цели. Соответственно, в таком тренинге обнаруживается некоторое сходство с психотерапевтической группой.

Вот какие цели и задачи ставит перед участниками групповая психотерапия:

а) в познавательной сфере – осознание собственных мотивов, потребностей, установок, внутренних психологических проблем, защитных механизмов, особенностей межличностного взаимодействия;

б) в эмоциональной сфере оказывается поддержка со стороны группы и ее руководителя, возможность изменить способ эмоционального реагирования, восприятия себя самого и своих отношений, произвести их эмоциональную коррекцию;

в) в поведенческой сфере помочь участнику приобрести навыки более искреннего общения, закрепить новые формы поведения, которые будут способствовать адекватной адаптации и функционированию в реальной жизни.

5. В группе присутствует такое явление, как групповая динамика. В групповой психотерапии ее цели можно определить как раскрытие, изучение и переработку проблем клиента, его внутренних и межличностных конфликтов и коррекция неадекватных отношений, установок, эмоциональных и поведенческих стереотипов. Это достигается путем анализа межличностного взаимодействия. В описываемом тренинге такой анализ не является самоцелью, но очень продвигает тех участников, задачи которых связаны с решением проблем общения.

(1я группа: Светлана, 2я группа: Мария, Арина, 4я группа: Елена)


Практическая часть

Дизайн тренинга

Этап тренинга

Упражнения

Инструкция тренера

Действия участников

Ожидаемый результат

Время, мин.

Техническое обеспечение

Представление тренера, темы тренинга

Представления тренера

1. Здравствуйте. Меня зовут…

2.Тренинг посвящен теме саморегуляции через возраст

Цель тренинга – найти ресурс для решения актуальной жизненной задачи.

В этом нам помогут разные возрастные состояния, которые мы найдем в процессе тренинга.

Задачи:

-увидеть свой возрастной сценарий,

-найти оптимальное возрастное состояние для решения задачи,

-проанализировать и научиться произвольно включать и выключать это состояние

Введение в тему

5-7 минут

Введение правил участия в тренинге

Принятие правил

Принятие правил, разделяемых всеми

5 минут

Флип-чарт, маркеры

Сбор ожиданий

Определить индивидуальные цели участников

5 минут

Флип-чарт, маркеры

Знакомство

Вариант 1.

«Представь друга»

Разбейтесь по парам. В течении 5ти минут один участник рассказывает другому любые факты из своей жизни. Затем вы меняетесь ролями.

Через 10 минут мы снова сядем в круг и каждый предствит своего партнера для всей группы

- садятся парами

- рассказывают своему визави о себе, затем меняются ролями

- участники возвращаются в круг и представляют друг друга

Повышение групповой энергии за счет создания атмосферы доверия

20 минут

Вариант 2.

«Сплетничанье»

Объединитесь в тройки. Один из вас садится спиной к двум другим. В течении 5ти минут обсуждайте этого участника так, как будто его нет рядом с вами. Предметы обсуждения написаны на доске

- один участник садится спиной к двум другим

- двое других обсуждают его в стиле «Я думаю, он живет там-то», «Мне кажется, в детстве он был таким-то»

- по 5 минут для каждого члена тройки

То же

15 минут

Флип-чарт, маркеры

1 блок – поиск идеального возраста

Подготовительное упражнение на поиск задачи

Сядьте удобно, закройте глаза. Обратите внимание на свое дыхание. Пусть каждый вдох уносит вас вглубь себя, в то место, где спокойно. (Пауза)

Теперь, когда вы попали в это тихое место, задайте вопрос: что для меня сейчас действительно важно? Какую задачу необходимо решить в первую очередь? И подождите ответа. Ответ может прийти как мысль, ощущение или картинка или голос. Просто дождитесь его

Участники сидят с закрытыми глазами

Нахождение или уточнение актуальной задачи

каждым участником

5-7 минут

Музыкальный центр, диск с медитативной музыкой

Обсуждение

Расскажите, с какой задачей вы будете работать. Какой ресурс будете искать? Предположите, какой это может быть возраст

Более четкое осознание задачи и ресурса.

5 минут

Вариант 1.

«Прогулка по возрастам»

Встаньте, пожалуйста. В течении получаса вы будете двигаться по залу, слушая мои инструкции и представляя себе тот или иной возраст.

Можете закрыть или расфокусировать глаза. Отпустите свое тело, пусть оно двигается так, как ему комфортно. Если двигаться не захочется – тоже хорошо. Будьте внимательны к себе, обращайте внимание на все, что с вами происходит. Постарайтесь запомнить телесные ощущения, звуки, запаахи, эмоции, мысли и свое взаимодействие с окружением в каждом возрасте.

Забудьте о ваше предположении о возрасте, не фокусируйтесь на задаче. Помните о ресурсе, который вы ищете

Участники рассредотачиваются по залу. С началом музыки начинают двигаться – от

3-4 лет до 90 и обратно.

1. Обнаружение каждым участником индивидуального возрастного сценария.

2. Некоторые из участников находят ресурсный возраст для решения своей задачи

30 минут

Музыкальный центр, диск с музыкой Вивальди «4 времени года»

Слив

Запишите все, что запомнилось в этом процессе

Записывают

Запись фактов для предотвращения их потери. Повышение осознанности

10 минут

Бумага, ручки

Обсуждение

Расскажите о том, что с вами происходило в процессе. Нашли ли вы свой «идеальный возраст»? Совпадает ли он с тем, который вы предположили?

Осознание своего сценария. Корректировка

15 минут

Вариант 2.

«Линия жизни»

Встаньте, пожалуйста. Представьте себе вашу жизнь в виде линии от рождения до смерти. Мысленно проведите эту линию на полу в зале.

Встаньте в ту точку, которая, по вашему мнению, соответствует сегодняшнему дню.

Когда я включу музыку, начните двигаться по этой линии, сохраняя в голове свою задачу. Вы можете пойти в будущее и в прошлое. Ваша цель – найти место, в котором есть тот ресурс, который вы ищете

1. Обнаружение каждым участником индивидуального возрастного сценария.

2. Некоторые из участников находят «идеальный возраст» для решения своей задачи

15 минут

Музыкальный центр, диск с медитативной музыкой

Обсуждение

Повышение осознанности

10 минут

Перерыв

«Автопортрет»

Перед вами бумага, краски с кистями, пластилин. Ваша задача – нарисовать и (или) вылепить автопортрет «Я в идеальном возрасте», воспользовавшись материалом, полученным в прошлом процессе. Вы не ограничены количеством рисунков и тематикой. Это может быть портрет, а может быть что-то другое, например изображение символа.

1. Включение образных творческих способностей участников для выполнения поставленной задачи

2. Релаксация

30 минут

Музыкальный центр, диск со спокойной музыкой. Например – ирландская арфа

Рассказ о себе

Расскажите о том, что вы нарисовали, вылепили.

Что сейчас происходит с вашим пониманием необходимого вам ресурсного состояния? Возраста?

Каждый участник говорит, потом группа дает обратную связь - кто что чувствует, глядя на произведение коллеги

Анализ образов. Повышение осознанности

Те, кто до этого не прояснил нужный им возраст или ресурс - проясняют

15 минут

Обед

II блок - поиск ресурсов для вхождения в состояние идеального возраста

«Сад скульптур»

Встаньте, пожалуйста, в позу, которая наиболее близко соответствует вашему ресурсному возрасту. Вспомните все, что вы нашли в предыдущих двух процессах.

Участники принимают различные позы.

Тренер ходит среди них, как среди скульптур.

2й вариант: одну «скульптуру» по очереди рассматривает вся группа.

Включение тела для выполнения поставленной задачи

7-10 минут

«Ожившие скульптуры»

А теперь представьте, что скульптуры оживают и нчинают ходить по саду. Побудьте в своем рсурсном состоянии, запомните все, что будет приходить к вам

Участники стоят или двигаются в образе

10 минут

Музыкальный центр. Этническая музыка (средний или быстрый темп)

Слив

Запишите все, что важно записать

Запись фактов для предотвращения их потери. Повышение осознанности

5 минут

Бумага, ручки

Анализ

А теперь все, что вы написали структурируйте по 4м параметрам: тело (все ощущения), эмоции-чувства, мысли, ощущение окружающих людей или их отсутствия. Сначала запишите, а потом вспомните, в какой последовательности эти 4 параметра включались

«Заземление» впечатлений для последующего практического использования

Создание алгоритма запуска ресурсного возраста (в первом приближении)

10 минут

Флип-чарт, маркеры

Обсуждение в парах

Разбейтесь по парам и обсудите следующее:

- как вы себя чувствовали во время упражнения, самые важные впечатления и осознания.

- Последовательность параметров включения ресурсного возраста

По 10 минут на человека

Участники садятся в парах и выполняют инструкцию

- Прояснение ключей запуска.

- Те, кто до этого момента не нашел нужный возраст, определяются с ним

20 минут

Мини-шеринг

Поделитесь в общем кругу самым важным из того, что вы только что обсудили

Обсуждение в кругу

Дальнейшее прояснение индивидуальных ключей

7-10 минут

«Презентация в костюмах»

- Перед вами – подручные средства для маскарада. Вам предстоит презентовать себя в образе, соответствующем идеальному ресурсному возрасту. Используйте информацию, полученную в предыдущих процессах

На переодевание – 10 минут

- Садимся в круг. Каждый по очереди выходит в центр круга и говорит от имени того, в кого он превратился в результате переодевания. После презентации группа сразу дает обратную связь – что увидели со стороны. Что почувствовали, у кого что включилось

- Участники переодеваются. Тренер ходит и фотографирует

- Презентация и обратная связь

- Повышение групповой энергии

- Дальнейшее прояснение и уточнение ресурсного возраста. Последние неопределившиеся с возрастом участники к этому процессу определяются.

- Включение актерских способностей для решения задачи

30 минут

- Реквизит для создания костюма

- Музыкальный центр. Диск с бодрой музыкой

Обсуждение

Садимся в круг; поделитесь тем, чем важно поделиться

Обсуждение в кругу

- Снижение групповой энергии

- Дальнейшее заземление

10 минут

перерыв

III блок- тренировка запуска-остановки возрастного состояния

Включение-выключение

Найдите в этом зале место, которое соответствует вашему сегодняшнему возрасту.

А теперь встаньте туда, где, по-вашему, находится ваш ресурсный возраст. Входите него медленно, стараясь осознанно включать его по всем каналам. Побудьте в этом возрасте. Двигайтесь, если тело двигается.

А теперь переместитесь в то место в зале, которое соответствует сегодняшнему дню. Походите по залу. Постарайтесь увидеть то, что не замечали раньше.

2 круг: включение и выключение. Выключение: Вспомните, что вы ели сегодня утром. Вспомните, сколько вам лет по паспорту

3 круг: включение и выключение. Выключение: Вспомните как вас зовут. Вспомните свои планы на сегодняшний вечер

Участники двигаются по залу, иногда останавливаются. По команде тренера перемещаются.

- Тренировка осознанного запуска и выключения ресурсного возраста

15 -20 минут – по 5 -7 минут на итерацию

Музыкальный центр, диск с медитативной музыкой

Обсуждение

Поделитесь, как вам удалось включать и выключать нужный возраст. Что помогало, а что мешало

Проговаривание опыта закрепляет навык

10 минут

Завершение тренинга

«Платяной шкаф»

Мы с вами нашли, исследовали и научились запускать один ресурсный возраст. Давайте попробуем в экспресс-режиме, опираясь на полученные ключи, найти еще несколько возрастов. Пусть их будет много, и вы сможете выбрать любой из них под задачу. Это все равно, что вытащить костюм из шкафа.

- Напишите список необходимых вам ресурсов.

5 минут

- Встаньте в круг. Теперь каждый из вас по-очереди демонстрирует остальным какой-то ресурс. Опирайтесь на ваши ключи. Скорее всего, у всех будет включено тело. Кто-то будет издавать звуки, кто-то двигаться, кто-то чувствовать запах. Кому-то важно будет проговорить слова или озвучить внутреннюю команду. После того как один участник показал ресурс, остальные повторяют за ним по возможности более точно. Потом группа делится – у кого что включалось. Все вместе решают, какой это возраст.

Каждый презентует один ресурс, по кругу, пока все не исчерпают свои списки

- Участники пишут список ресурсов

- Встают в круг. Один показывает, остальные зеркалят. Стоя дают обратную связь и обсуждают – какое это может быть возраст

- Следующий участник

Столько кругов, сколько ресурсов в их списках

- Проверка действенности индивидуальных ключей запуска

- Тренировка в условиях, приближенных к бытовым

- Ресурсы одного участника могут быть использованы каждым членом группы

20-30 минут

Обсуждение

Поделитесь тем, чем важно поделиться

Повышение осознанности

5-7 минут

Сверка своих результатов с ожиданиями

Давайте посмотрим, насколько тренинг удовлетворил ваши ожидания.

Смотрим на лист с ожиданиями

Подъем энергии группы

5 минут

Лист с написанными ожиданиями, висящий отдельно или на флип-чарте

Возможное упражнение

«Если бы не…»

Если группа в низкой энергии

По кругу каждый выскажет свои впечатления о каждом участнике в следующей форме: «если бы не Лена, я…»

Затем о Лене скажет следующий сидящий рядом участник. Когда все выскажутся о Лене, переходим к сидящему с ней рядом.

Участники высказываются в русле, заданном тренером – позитивно.

Повышение настроения, подъем энергии

10-15 минут

Заключительный шеринг

Что вы уносите с тренинга. Чем для вас был сегодняшний день. Как вы будете пользоваться полученными результатами

Перевод эмоциональных впечатлений и чувств на рациональный язык.

«Сухой остаток»

10-15 минут


2.1.1 Результаты

2.2.Первая группа

Группа №1

Упражнения\Участники

Иван, 36 лет

Ирина, 49

Светлана, 35

Семен, 46

Олег, 37

Запросы

Внести в жизнь больше творчества.

Впускать в свою жизнь игру

Найти спутника жизни. Ресурс – делать то, что хочется

Найти наиболее комфортный возраст для решения проблем на работе

Быть счастливым и реализованным

Предположение о возрасте

Подростковый

35 лет

20-25 лет

35 лет

35 лет

«Линия жизни»

Цель:

- обнаружение участниками своих скрытых возрастных сценариев

- нахождение одного или нескольких ресурсных возрастов

70 лет

Тело - поджарое

Эмоции – спокойствие, открытость миру, радость.

Мысли – о единстве, все взаимосвязано, со всем в этой жизни можно сотрудничать

Окружение – люди, которые выражают идею сотрудничества; семья.

40 лет

Тело – легкость, желание двигаться, много энергии. Желание встать на носки – встала.

Эмоции – радость Мысли – «Я могу плюнуть на всех и делать то, что я хочу!»

Окружение – людей нет. Есть буйство красок, а я внутри этого буйства.

23-24 года

Время разрыва с молодым человеком

Тело – «колбасня». Ощущение укачивания

Эмоции - страх, как будто нахожусь в вакууме, не вижу будущего.

Мысли – «Справлюсь ли? Найду ли силы?»

Окружение – подруга, которая поддерживала в то время. Сейчас она тоже проявилась в жизни.

После 35ти

Тело – сильное, гибкое, не болит спина

Эмоции – есть раздражение на себя, что не сделал того, что мог бы.

Мысли – «До смерти еще столько же, передо мной белый лист»

Окружение – дети, жена, друзья

20 лет

Тело –нигде не болит

Мысли – «череп трещит»

Окружение – много людей и все в восторге от меня

«Автопортрет»

Цель:

- Включение образных творческих способностей участников для выполнения поставленной задачи

- Релаксация

Карандашный портрет, аскетичный. Ресурс – игра. Сочетание подростковой игривости и зрелой мудрости. Нет страха.

Очень яркий цветной портрет, в цветовых пятнах нарисованы части лица. Подмигивающее лицо. (никогда себе не позволяла так выражаться, дурачиться)

Фигурка девочки с зонтиком, на канате. Очень яркая. «Колбасня» превратилась в качание на волнах. Ресурс – не бояться и получать удовольствие от этого (качание)

На листе много фигурок, весь «свой мир» - близкие и он сам в 3х возрастах (детство, молодость, зрелость), а также рисунки достижений (целей).

2й рисунок – 6-конечная звезда. В середине круг, в круге сам Семен в позе «витрувианского человека» Л.да Винчи.

3й рисунок - 2 треугольника – «динамический баланс».

1 рис – 3 стрелы (движение, несколько согласованных направлений). 2 рис – голова, покрытая платком, нет лица. (Успокоить, усмирить ум)

«Сад скульптур» + «Ожившие скульптуры»

Цель:

- Включение тела для выполнения поставленной задачи

- дальнейшее прояснение и поиск ресурсного возраста

Стоял, ходил, лежал на полу, двигал руками.

Образы: сад – золотые яблоки, сакура, потом лес. В лесу муравейник, птички перекликаются. Теплый ствол погладил, затем олениху.

Включение ресурса:

представить, что трогаю природный объект

«Порхала» по залу.

Образы: сад – цветущие деревья, плоды, речка, теплый камень, на котором посидела. Радуга над речкой. Беседка с самоваром.

Включение ресурса:

волевой акт разрешения, позволения себе. Мысль «Все можно»

Сидела, постояла, потом легла на диван.

Образы: сад – дикий, скорее луг. Полевые цветы, колосья. «Я бегаю по полю. Природа и я. Я в белом платье, с кудрями как в 19м веке.»

Включение ресурса:

воображение

Ходил, был внутри себя

Это не 35, а скорее 25 лет.

Много энергии, спортивное тело, эмоции связаны с цветущим садом.

Включение ресурса:

Мысль «я могу» и желание меняться

Надел шляпу, долго был с закрытыми глазами

Включение ресурса:

мысль о том, что я могу тот возраст включить и внутреннее ощущение, чувство совершенства

«Самопрезентация в костюме»

Цель:

- Включение актерских способностей для решения задачи

- Повышение групповой энергии

- Дальнейшее прояснение и уточнение ресурсного возраста.

«Я – морячок. (соломенная шляпа с розовыми ленточками). Весь мир – мой дом. Чудеса можно создать своими руками. На море штиль и до горизонта изумрудное зеркало. Тишина, мерцают звезды. 21 год.

Ассоциации группы:

и 21 и 70, завершенность, сложный образ – оболочка молодого путешественника, под ней глубина. Обманчивый, двойственный образ. Усталость – везде был, везде плавал. Не верю – он один, где команда? Усталый такой

«На мне – все мои настроения.Я беру то, которое мне нужно и нахожусь в нем. Я плывущая по потокам. И так хорошо! Ощущение легкости. Я управляю потоками. Выбор за мной.»

Ассоциации группы:

танцующая, гармоничная, исчезла преграда между ней и внешнем миром, хоровод настроений, динамичность, цыганка.

Долго втыкает бабочек за уши, они не держатся; потом бросается на пол, садится как кукла. «Всем привет. Я молодая девушка – сумасбродка. 16-17 лет. Я веселая. У меня есть друзья. Делаю, что хочу. Посижу со взрослыми. Вокруг принцев много бегает. Люблю гулять, собирать цветочки.» Кружится

Ассоциации группы:

Непосредственность, абсолютная открытость, тело созрело, ум не успел. 5 лет, играет во взрослые игры, любит всех такими, как есть. Живет мечтами.

«Я маска. 25 лет, мне все нипочем. Бесшабашность, энергия созидающая, создающая заново.» Читает по бумажке. Платок с ляжки перевязал на шею.

Группа заставила повязать платок обратно

Ассоциации группы:

американский футбол, тинейджер, не хватает «Йо», футбольный тренер

«Независимость, свобода, путешественник-странник, много внутренней силы двигаться туда, куда хочу.

Внутреннее состояние проецируется на реальность.

В моей орбите вращаются те, кто МНЕ нужен. Нет «паразитов»

Ассоциации группы: шейх, жизнь от оазиса к оазису, житель пустыни, передвигающийся на червях, знает то, чего не знают другие, энерджайзер.

Обсуждение последовательности включения

Цель:

Осознание

1 – образ

2 - кинестетика

1-кинестетика

2 - образ

1 – воля

2 – эмоции

3 - кинестетика

1 – текст (мысли)

2 – кинестетика

3 – эмоциональное состояние

1 – образ

2 – волевой акт (возможно, это намерение)

«Включение и выключение»

Цель:

-проверка найденных ключей запуска

-тренировка полученного навыка

Включает и выключает движение в пространстве и образ, который удерживал в сознании

Включает «кнопка» в солнечном сплетении, красная. Находится в дереве, «сама я тоже внутри дерева.»

До дерева надо еще дойти. Минимум 5 минут на сосредоточение. Чтобы выключиться – качать энергию через дерево.

Включает символ: 12 треугольников в круге. Вертятся как волчок. Я в центре. Это энергия. Я везде и нигде.

Выход – я могу остановить движение волчка.

Сначала текст, потом ощущения в теле, потом эмоции. Выбрал 5 возрастов

Собрал все субличности в одну.

Образ: 2 треугольника в круге, в солнечном сплетении. «Я сам внутри.» Из ресурсного возраста не вышел – «хочу пожить 35-тилетним»

Включает «красная кнопка, которая к нему прилетает», а также музыка и визуализация образа с прошлых занятий. В процессе проявилась некая «походка силы». Омоложение воспринимается как усиление гибкости в хрящевой ткани

Выводы по 1й группе.

1 – да, у каждого внутри есть возрастной сценарий.

2 – да, «идеальный возраст» можно смоделировать.

3 - «идеальных» возрастов может быть несколько и все ресурсные на данный момент; а также не всегда это конкретный возраст. Это может быть состояние молодого тела и взрослой мудрости.


2.3.Вторая группа

Группа №2

Упражнения\Участники

Мария, 60 лет

Софья, 36 лет

Елена, 43 года

Арина, 31 год

Наталья, 45 лет

Екатерина, 26 лет

Запросы

Улучшить взаимоотношения с дочерьми

Заняться коуч-практикой

Чтобы тело не болело по утрам

Взрослость

Заняться коуч-практикой

Определиться в карьерном плание

Необходимые ресурсы

Спокойствие

Уверенность и спокойствие

Здоровье

Собранность, целеустремленность, понимание своих желаний и способность достигать

Солидность

Уверенность

Жизнь без страха и чувства вины

Предположения о возрасте

Не знала, группа подсказала 30-40 лет

36

30

37

55

Не смогла ничего предположить

«Линия жизни»

Цель:

- обнаружение участниками своих скрытых возрастных сценариев

- нахождение одного или нескольких ресурсных возрастов

Ресурсный возраст - 60 лет

Состояние

Любопытства,

мысль, что

впереди лучше, чем сейчас

Ресурсный возраст - 3-5 лет

Чувства

радости, «состояние Бога», «я все могу»

Ресурсный возраст – 30 лет

Чувства

спокойствия, восторга от

ощущений

легкости (визуализировала полет)

Ресурсный возраст – 37 лет

Обнаружила сценарную развилку в возрасте 37 лет. В этом возрасте умерла ее мать. У Арины был выбор – пойти в одну сторону и «умереть» в том же возрасте или пойти по другой ветке и жить дальше. Она сделала второе

Ресурсный возраст – 44 года

Чувство -

радость

Ресурсный возраст – не нашла

Чувство досады

«Автопортрет»

Цель:

- Включение образных творческих способностей участников для выполнения поставленной задачи

- Релаксация

Один рисунок - пейзаж

Два рисунка: портрет девочки и что-то позитивное ярко-пестрое

Портрет тинейджера на скейте, рисунок с цветами

Поясной портрет - «королева»

На одном рисунке – фигурка девочки в ярком платье; на другом – яркие цветовые пятна

Лицо крупным планом –

Некая красавица, но без рук и без тела

«Сад скульптур» + «Ожившие скульптуры»

Цель:

- Включение тела для выполнения поставленной задачи

- дальнейшее прояснение и поиск ресурсного возраста

Было ощущение, что упражнение длится слишком долго

Включение ресурса

Мысли об образе

и об актуальной задаче

Порхала по залу

Включение ресурса

Мысль о задаче, образ,

ощущение в теле,

затем изменился образ

Ей хотелось двигаться хаотично, а музыка как будто заставляла входить в ритм

Включение ресурса

Движение тела + образ

В движении смущалась других, боялась испугать

Включение ресурса

Образ, за которым включалось тело

В движении чувствовала любопытство, но пыталась еще контролировать окружающих

Включение ресурса

Движение тела + образ

Мало двигалась, была зажата. Боязнь оценки.

Включение ресурса

Кинестетика,

Движение под музыку +

мысль о задаче

«Самопрезентация в костюме»

Цель:

- Включение актерских способностей для решения задачи

- Повышение групповой энергии

- Дальнейшее прояснение и уточнение ресурсного возраста.

«Теплое облако» (опора на рисунок)

«Презентация для моих детей»

«Как хорошо, когда есть люди, которых мы любим, с которыми мы можем просто посидеть рядом и просто быть счастливыми»

Ассоциации группы:

Энергия бабушки.

Изменилось представление М.о возрасте – 70 лет

«Воздушная спиралька»

«Я играю во все, что вижу. Я ловлю энергию и отдаю ее людям. Чувствую себя божественно»

Ассоциации группы:

Очень красивый танец

«Я все могу»

Рассказывает, как лихо катается на мотоцикле

Ассоциации группы:

Подросток.

Группа помогла Л.скорректировать возраст – 14-15 лет

«Взрослая, изысканная женщина»

Выходила 2 раза. Сначала зажатая и серьезная, сказала, что не может в это играть. Во второй раз вышла в кураже.

1)Из рисунка – ощущение свободы.

2)Костюм – умение выражать себя в социуме.

«Знаю себе и своему телу цену и умею это выражать. Умею показывать и дарить свою внутреннюю красоту.»

Подходит к каждому со словами «Дарить и показывать» и плавным жестом

Ассоциации группы:

Шикарная женщина

Вышла с трудом, думала, почему трудно выходить.

Потом все-таки собралась:

Легкая, воздушная, свободная. Тонко чувствующая

Ассоциации группы:

Внутри атомное количество энергии

Когда переодеваласьь что-то менялось, потом она опять сжалась.

Изменился возраст: девочка 16-17 лет

«Хочу покапризничать, пококетничать. Мешает что-то вот здесь» – показывает на голову

Ассоциации группы:

Группа устроила «дискотеку», где Катя пыталась быть заводилой.

После «дискотеки» К.сказала:

«Я пьяная совсем»

Обсуждение последовательности включения

Цель:

Осознание

1-кинестетика (достать и надеть шаль, из упражнения «презентация в костюме»)

2- мысль «Я - бабушка»

1 – мысль

2 - кинестетика

1 – кинестетика

2 - образ

1 – кинестетика:

жест со словами

(2-мысль) «даю и показываю»

1 – образ

2 – представить кинестетику:

«надуть шарик» (шарик – образ на рисунке)

Надеть широкую юбку с воланами и каблуки. Может быть шляпку

«Включение и выключение»

Цель:

-проверка найденных ключей запуска

-тренировка полученного навыка

Очень довольна своим «идеальным возрастом» - 70 лет

Входила легко, набрасывая на плечи шаль

«Не могу выключить. Очень хорошо.»

Не захотела выходить из ресурсного состояния.

«Ничего не понимаю, мне просто хорошо!»

Удалось соединить 2 образа - из рисунка и из костюма в один

Ходила в собирательном образе

Начала процесс в раздражении, удалось его использовать как ресурс для включения. Осталась физическая усталость

Включать не удалось, т.к. до конца не были прояснены ни запрос, ни ресурс

Выводы по 2й группе

1-да, возрастной сценарий есть

2- да, «идеальный возраст» можно смоделировать.

3 - «идеальный возраст» получился 3х видов:

-молодое здоровое тело – моложе реального возраста участниц;

-возраст, совпадающий с паспортным – в случаях, когда участницы ощущали нехватку уверенности в себе и свое несоответствие внутренней картины, «какой я должна быть;

-старше паспортного возраста – включающий такие понятия, как «мудрость», «принятие»


2.4. Третья группа

Группа №3

Упражнения\Участники

Карина, 38 лет

Олеся, 25 лет

Ольга, 24 года

Запросы

Нужно ощущение себя взрослой

Найти работу, в перспективе – своя фирма

Самостоятельно вести тренинги и зарабатывать на этом деньги

Необходимые ресурсы

Взрослость, вера в себя

Смелость, взрослость

Собранность, кураж, уверенность в себе

Предположения о возрасте

На свой возраст – 38 лет

28-30 лет

28 лет

«Прогулка по возрастам»

Цель:

1. Обнаружение каждым участником индивидуального возрастного сценария.

2. Некоторые из участников находят ресурсный возраст для решения своей задачи

«Чувствую себя на 20. Идеальный возраст для моей задачи – 40 лет»

«Чувствую себя на 18-20. Идеальный возраст для моей задачи – 35-40 лет»

«Чувствую себя на 30. Хочется ощущать моложе. Но идеальный возраст – 40-45 лет»

В процессе изучения сценария обнаружила много негатива. «Я видела, как умирала»Позитив только в 3-4 года, 25 лет, 45 и 60 лет. Везде красной нитью – одиночество.

«Автопортрет» красками и в пластилине

Цель:

- Включение образных творческих способностей участников для выполнения поставленной задачи

- Релаксация

1.Символический мандалообразный рисунок. Круг оранжевого цвета; с синими «лучами»

2. Пластилиновая ваза, дающая участнице ощущение энергии и гармонии

ОС от группы: и от рисунка и от фигурки исходит ощущение власти

1.Символический рисунок. Зеленое дерево с красной верхушкой, синяя трава и оранжевае небо.

2. Пластилиновая пуговица – «кнопка». «Предмет силы»

ОС от группы: и рисунок и фигурка очень позитивные, заряжают энергией и повышают настроение

1. Символический рисунок – зеленая планета, на ней кусок радуги

2. Пластилиновая бабочка

«Это я сейчас»

ОС от группы: Много скрытой силы и некоторая тревожность

«Сад скульптур» + «Ожившие скульптуры»

Цель:

- Включение тела для выполнения поставленной задачи

- дальнейшее прояснение и поиск ресурсного возраста

ТЕЛО

Тепло от солнечного сплетения и живота – расширение – ощущение границ кокона – свежий воздух, запах леса и воды

ЭМОЦИИ

Спокойная сила – радость с избытком – сдержанный задор

МЫСЛИ

«О! Я – Чакмула!», «Я все могу», «Как же хорошо!»

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОКРУЖЕНИЕМ

Хранительница – защитница – ведущая. Чувствую за собой большую массу людей. Они дают мне силу, я их веду за собой

ТЕЛО

Тепло и тяжесть в конечностях

ЭМОЦИИ

Спокойствие, умиротворение

МЫСЛИ

«Я расту»

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОКРУЖЕНИЕМ

Нет. Я одна на полянке

ТЕЛО

Зажим с руках-ногах и шее – расслабление и глубокое дыхание в теле (утробе), потягивание

ЭМОЦИИ

Покой и равновесие – когда тянусь вверх

МЫСЛИ

«Хочу твердо встать на ноги», «После этого я хочу стремиться тянуться к новому»,

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОКРУЖЕНИЕМ

В «горном» образе вокруг мужчины –монахи.

У Ольги произошло раздвоение на «Я - до» и «Я - после»

1й образ – для деятельности, по запросу. «Земной»

Включение ресурса:

1-запах.

«Страсть и секс», восточные пряности, манящий

2-кинестетика.

В конечностях и шее – зажим.

Свободное дыхание

2й образ – «Духовный»

Включение ресурса:

1 – кинестетика.

Тянусь вверх

2 – запах горной свежести.

Как в 14-15 лет. Запах свободы – как в 40 лет

3 – образ.

Я стою на вершине горы

Вышли к 3му образу: баланс между 2мя запахами, ресурсами.

Фигура равновесия – как весы. В правой руке – неотложные «земные» дела, они перевешивают

В левой руке – «стремление ввысь»

Задача: свободно обращаться и к тому и к другому ресурсу.

Обсуждение последовательности включения

Цель:

Осознание

Включение ресурса:

1 – кинестетика.

2 – Аудио.

3 – Образ

Включение ресурса:

1- кинестетика.

Ноги тяжелеют, руки теплые, позвоночник выпрямляется

2 – образ.

Вижу себя зеленой, я дерево. Вижу солнечный свет

Включение ресурса для собирательного образа:

1 – кинестетика (поза)

2 – ощущения (запахи)

3 – мысль (о равновесии)

«Самопрезентация в костюме»

Цель:

- Включение актерских способностей для решения задачи

- Повышение групповой энергии

- Дальнейшее прояснение и уточнение ресурсного возраста.

«Чакмула». Ощущение «большого» тела. Много энергии. Голова – чаша.

Ключевая характеристика: величавость

На голове «докторская» шапочка. Осанка

Ключевая мысль: «я могу позволить себе выражать недовольство, не испытывая чувства вины»

Стоит на горе. «Ева». Полет духа.

Свобода

Ключевая мысль: «Я ответственна только за себя.»

«Включение и выключение»

Цель:

-проверка найденных ключей запуска

-тренировка полученного навыка

В сухом остатке:

ощущение равновесия в теле, чувства принятия себя-любимой

В сухом остатке:

Мысли о том, что это за состояние, зачем оно нужно, где и в каких случаях его стоит использовать.

В сухом остатке:

«Во время упражнения я четко поняла, что делать в конкретных ситуациях, которые беспокоили. Минус – не поняла, что является моим ресурсом.

Плюс – расслабилась, появилась уверенность в том, что я все делаю правильно»

«Платяной шкаф»

Цель:

- Проверка действенности индивидуальных ключей запуска

- Тренировка в условиях, приближенных к бытовым

- Ресурсы одного участника могут быть использованы каждым членом группы

Проиграла 5 возрастов

При повторении движения тела группой появилось ощущение усиления своего ресурса.

Ресурсы других участниц были очень актуальны и приняты для использования

Проиграла 4 возраста

При повторении движения тела группой появилось ощущение усиления своего ресурса.

Группа помогла в 2х случаях с определением возраста

Проиграла 3 возраста

Сначала было сложно написать даже несколько ресурсов; но потом ресурсы других участниц оказались очень полезны и актуальны

При повторении движения тела группой появилось ощущение усиления своего ресурса

Выводы по 3й группе

1 - да, возрастной сценарий есть

2 - да, «идеальный возраст» можно смоделировать.

3 – «идеальных возрастов» может быть несколько для одной задачи.

4 – имея на руках ключи запуска, можно в быстром режиме смоделировать еще несколько ресурсных состояний


2.5. Четвертая группа

Группа №4, демо-версия

Упражнения/Участники

Людмила, 49 лет

Любовь, 42 года

Елена, 43 года

Запросы

«Хочу встретить мужчину и чтобы это было как чудо»

«Хочу быть внутренне взрослой, чтобы не бояться ответственности»

Не бояться сдавать экзамены, чтобы учиться было легко

Ресурсы

Вера в чудо, легкость

Взрослость, ощущение силы.

Гибкое мышление, легкость

Предположения о возрасте

20 лет

40-45 лет

40-45 лет

«Прогулка по возрастам»

Подойдет любой возраст, кроме 40-50ти. «Это время, в котором я выключена». «В 60 будет лучше, чем сейчас». Участница получила подтверждение информации, полученной ранее на расстановках по Б.Хеллингеру.

Нужный возраст -20 лет

Наибольшим ресурсом для нее оказалась легкость. Легкость не как безответственность, а легкость как большая сила.

Нужный возраст - 10-12 лет. Наибольшим ресурсом оказалось ощущение того, что все еще впереди.

Выводы по 4й группе

1 - да, возрастной сценарий есть

2 – нужный ресурс не всегда оказывается в том возрасте, который предполагался


Выводы по гипотезе

1. Каждый человек имеет неосознанный возрастной сценарий. Его ощущение возраста и самочувствие зависит от этого сценария

2. В любой момент времени можно найти ту точку сценария, которая содержит необходимый ресурс и активировать его.

Дополнительные выводы

3. Группы возрастов делятся по следующему стереотипу «ресурс – время жизни»:

Физическое здоровье – детство и юность

Уверенность – зрелость после 40ка лет

Принятие – зрелость и старость

Свобода, творчество, игра – в любых местах сценария

4. Упражнения делятся на следующие группы:

1 – трансовые, в которых участники входят в глубину самих себя – подготовительное, «Прогулка по возрастам» и «Линия жизни», «Автопортрет», «Ожившие скульптуры»

2 – на взаимодействие, осознавание – все обсуждения в парах, тройках и на шерингах

3 – групповое усиление - «Презентация в костюме» и «Платяной шкаф»

5. Задачи участников можно разделить на 4 группы:

1- улучшить себя для того, чтобы быть каким-то

2- повысить эффективность взаимоотношений, ресурс того, чтобы быть каким-то

3- повысить эффективность деятельности, ресурс для того, чтобы быть кем-то

4- увеличение уже имеющегося ресурса

6. Ценность группы в данном тренинге проявляется

1 – в процессе давания и получения обратной связи

2 – в усилении эффекта в упражнениях «Презентация в костюме» и «Платяной шкаф»

3 – взаимодействие в аналитических упражнениях помогает осознать полученный опыт

7. Обратная связь после тренинга

«1.

Главная находка тренинга для меня - это то, что состояние 3-5-летки для меня приемлемо и ресурсно. Пропало прежняя бяка по поводу необходимости выглядеть

взрослой. Если я дурачусь, значит мне это нужно. И как-то перестали меня окружающие дергать по этому поводу.

Вот и еще один кирпичик в мой "сад камней", связанный с получением удовольствия от процесса прежде всего и - плевать на результат. Как правило, результат

выходит как-то сам собой. Могу уже сейчас сказать - я уже не боюсь консультировать, не боюсь выглядеть "некомпетентной", а именно в этом и была засада.

Так что, большое спасибо за ресурс.

2.

В трудные моменты общения с людьми, а также переживая последствия этих и

прошлых трудностей, представляла себя в тех образах, которые нашла на

тренинге. (По зрелом размышлении поняла, что этих образов больше, чем один:

первый -- "я человек в хорошем для меня воображаемом возрасте в хорошей для

меня воображаемой точке жизни", второй -- мысленный метафорический образ,

третий -- образ, воплощенный в конкретном рисунке) но они гармонируют друг с

другом).

3.

Я не ресурсом воспользовалась, а побочным продуктом - ощущением внутренней красоты и позволению этому выйти наружу. А еще я взяла ощущение выхода за пределы программы.

4.

На тренинге «Возраст и ресурс» получила много информации о себе и своём внутреннем мире. Осознала важность понимания себя в определённом возрасте. Нашла несколько выходов для решения своей проблемы в несоответствии физического и душевного возраста. Определила ресурсы, которые помогают адаптироваться в определённых ситуациях и справляться с трудностями в повседневной жизни.

Работа над собой – это всегда трудно. Но на тренинге «Возраст и ресурс», благодаря приятной, непринуждённой обстановке и профессионализму тренера смогла раскрыться и эффективно работать над собой и на себя без внутреннего сопротивления и зажатости.

5.

Что вынесла:

- Любой возраст есть во мне. Проверила – есть.

- Можно воспользоваться энергией любого возраста. Надо только осознать и наработать практику быстрого подключения. Кнопку нашла, надо наработать навык

пользования.

- Радость присуща любому возрасту, и не надо ее прятать в глубину.

Что понравилось:

- Динамика тренинга: выход на осознания и ресурсы через движение. Мне это особенно было надо, т.к. если бы мне предложили подумать об этом, я бы ничего не смогла сделать.

- Хорошее музыкальное сопровождение, которое провоцировало желание двигаться, а не стоять.

- Открытость и бережное отношение к работе каждого.

6.

Работая с возрастными субличностями я вышел на следующие результы:

Возрастной ресурс символ

16 лет - энергия бьет ключом, безрассудство Тинейджер (образ из театрального блока)

25 лет - упорство, безграничные возможности Я на дистанции 1500 м .

35 лет - выбор направления движения ,цель шахматы

45 лет - мощная мудрая сексуальная энергия накопленный большой потенциал

80 лет - просветленный знак (2 треугольника в круге)

Как пользуюсь: при недостатки какой-то из перечисленных энергий я с

помощью символов вызываю необходимую энергию.

Например, когда не проснуться, я пользуюсь символом "Тинейджера" (движение,

поведение)

Тема очень хорошая и полезная - рекомендую всем пройти тренинг»


Заключение

В процессе работы над дипломом мой фокус внимания сместился с возраста на саморегуляцию, чему я очень рада. Я приняла свой возраст, это одно из самых замечательных мест в моем возрастном сценарии. После дипломных тренингов я могу пользоваться всеми ресурсами, найденными участниками.


Список литературы

1. Норбеков «Опыт дурака или ключ к прозрению»

2. Малкина-Пых. «Возрастные кризисы взрослости»

«Эксмо», Москва2004

3. И.Г. Малкина-Пых «Возрастные кризисы пожилого возраста»

«Эксмо», Москва, 2004

4. Д.Чопра «Стань моложе, живи дольше»

«София», Киев, 2002

5. Э.Берн «Игры, а которые играют люди»

6. Э.Берн «Люди, которые играют в игры»

7. Ковалев С.В. «Введение в современное НЛП»

«Флинта», Москва, 2002

8. Т.Йоуменс «Практикум по психосинтезу. 12 классических упражнений»

9.М.Эриксон «Мой голос остается с вами»

10. В.И.Донцов, В.Н.Крутько «Сущностные модели старения и продолжительности жизни» - статья в журнале «Профилактика старения», вып1, 1998

11. Роберто Ассаджоли ПСИХОСИНТЕЗ

(c) Русский перевод Владимира Данченко, 1990

12. И.Шевцова. «Тренинг личностного роста», Речь, 2003

13. И.Шевцова, «Тренинг тренеров. 9 дней личностного роста», Речь, 2006