Институт Коучинга
Компетенции руководителя – интегратора
27 марта 2018, 11:52
1188
Кто такие интеграторы и зачем они нужны организации – смотрите здесь.

Как развить эти компетенции читайте здесь

Скачать компетенции руководителя-интегратора в удобном табличном формате здесь.


Первая группа. Личностные характеристики

Все, что описано в этой группе, просто характеризует взрослого зрелого человека со сформированной и устойчивой жизненной позицией. Конечно, эти характеристики важны не только для руководителя-интегратора, но для него они необходимы. 

  • Ответственность – полностью отвечает за свою жизнь, принимает последствия своих решений и поступков. Осознает свой круг влияния, не стремиться менять других, меняет свое поведение.

  • Автономия и независимость от окружения; устойчивость под воздействием фрустрирующих факторов.

  • Демократичность в отношениях. Готовность учиться у других.

  • Устойчивые внутренние моральные нормы. Остро чувствуют добро и зло: ориентируются на ценности в поступках.

  • «Философское» чувство юмора. Отношение с юмором к жизни в целом и к самому себе, но чья-то ущербность или невзгоды никогда не считаются смешными.

  • Проактивность. Занят не собой, а своей жизненной задачей. Действует максимально проактивно и целенаправленно. Привычка формулировать видение и выстраивать свою деятельность в его свете, используя его, как фильтр. Не боится ошибаться.

  •  Принятие себя и других такими, как они есть, интерес к людям, видит их силы и ресурсы, с позиции «человек сам имеет все, чтобы решить свои задачи». Позиция безоценочная и теплая, принимающая, при этом без стремления «взять на себя» задачи и проблемы другого. 
    Интерес к различиям       

Вторая группа. Метанавыки

Под словом «Метанавыки» чаще всего понимают способности, лежащие как бы в «основе» навыков, то на что навыки опираются и откуда «растут». Также этим словом обозначают отношение, чувства, которые у вас возникают в деятельности, то, с каким «окрасом» вы ее делаете. 


Нам было не просто отделить эту группу от первой. Мы опирались на то, что проявление метанавыков все-таки можно наблюдать в поведении руководителя – по косвенным признакам или по обратной связи. 


И также на то, что их можно развивать, наработать. Хотя, конечно, вы можете увидеть прямую взаимосвязь метанавыков с личными характеристиками и их взаимозависимость.

  • Осознанность – способность в любой момент времени направлять и удерживать внимание на свои "внутренние" объекты – мысли, эмоции, ощущения. А также наблюдать их и констатировать как факт. 

  • Аутентичность и проявленность – способность быть подлинным, искренним, конгруэнтным (говорить и "показывать телом" одно и то же) в коммуникации, выстраивать подлинные, искренние отношения с партнерами.

  • Сопереживание, эмпатия. Способность открыться навстречу разным переживаниям другого человека, понять и почувствовать – чем живет другой. Способность чувствовать, интуитивно понимать – что происходит в моменте с другим человеком, вставать в его позицию, «в его тапочки».

  • Внимательность. Способность замечать «незаметное». За этой способностью и интерес, любопытство к природе явлений и человека, и внимательность, целостное восприятие, позволяющее заметить «неявное». Те «хвостики», на которые сам человек не обращает внимание, но за ними может стоять важное содержание.

  • Гибкость – способность выбирать и реализовывать различные способы действия в зависимости от ситуации. Гибкость – это широкий поведенческий репертуар, высокая обучаемость: быстрое включение нового поведения в повседневную деятельность, непривязанность к каким-либо стереотипам поведения.

  • Способность варьировать степень своей активности, энергии, влияния в зависимости от ситуации. В менеджменте это выражается в гибкости стиля управления – вся линейка директивные-недирективные методы используется адекватно задачам и ситуации (демократура).

  • Способность «сидеть в огне конфликта». Уверенность и спокойствие в ярко эмоционально окрашенных ситуациях проявления различий.

  • Интегральная информированность и системное мышлениеСпособность видеть все аспекты рассматриваемой ситуации, всю систему, все ее элементы, многоуровневость, взаимосвязи. Способность создавать системы и модели, структурируя информацию.

  • Толерантность к различиям – способность замечать различия людей и признавать их, искать синергетические эффекты различий (если в команде все думают одинаково – кто-то лишний).        

Третья группа. Знания и умения

Основная сложность в приобретении этих умений состоит в том, что людям очень сложно удерживаться от проекций, переносов, интерпретаций, и в том, что люди даже не осознают, что они каким-то образом привносят себя, если не прямыми советами, то вопросами подводя другого человека к «правильным» решениям. Поэтому без метанавыков и соответствующих личностных характеристик не обойтись. 

Основные умения интегратора:

1 группа – коммуникативные

  • Установление доверительного контакта с сотрудниками, коллегами, командой. Умение слушать так, чтобы собеседник хотел рассказать все и более того

  • Оперировать в разговоре фактами, избегая интерпретаций

  • Замечать изменения эмоционального состояния других людей

  • Отзеркаливание и резюмирование в разговоре – содержания, сути послания и эмоции, окрашивающей это содержание – для достижения настоящего взаимопонимания

  • Задавание вопросов, раскрывающих глубже содержание обсуждаемого, побуждающие к обдумыванию 

  • Умение использовать поддержку и вызов, исходя из мотивации сотрудников и в зоне их ближайшего развития  

2 группа – Управление собой

  • Ясно формулировать свои потребности и цели

  • Осознавать свои мотивы и смыслы в деятельности

  • Осознавать свой эмоциональный фон и намерения «в моменте» и свое влияние на собседника(ов)

  • Генерировать ресурсное состояние и состояние «наблюдателя»

  • Осознавать в себе «дуэт двух частей»: руководителя и интегратора, их намерения, различия намерений, и управлять этими частями

  •  Осознавать свои сильные и слабые стороны и уметь их сочетать и компенсировать

3 группа – Владение технологиями

  • Медиация – разрешение конфликтов

  • Фасилитация групповых обсуждений, разные форматы фасилитируемых процессов

  • Гибкое управление проектами

  • Создание «основы здоровья» коллектива

  • Технология поддерживающей и развивающей обратной связи

  • Технологии принятия решения в группе

Знания

  • Закономерности развития компании

  • Закономерности развития коллектива

  • Психологические механизмы, лежащие в основе продуктивной деятельности человека и влияющие на эффективность взаимодействия в коллективе

  • Закономерности протекания процесса группового творчества

Кто такие интеграторы и зачем они нужны организации



Программы Института Коучинга:

Тест EQ
(тест для расчёта коэффициента эмпатичности EQ)

Психолог Саймон Барон-Коган и его коллеги из Кембриджского центра по изучению аутизма разработали шкалу для оценки уровня эмпатии, или коэффициент эмпатичности EQ. Среднее значение EQ для контрольной группы – 42, для группы с синдромом Аспергера/высокофункциональным аутизмом – 20.


Пройти тест>>