Институт Коучинга
Глазкова Юлия
Принятие своей секусуальности и развитие сексуальной энергии – кратчайший и самый приятный путь достижения цели
8 декабря 2014, 16:21
6440
Введение
Теоретическая часть
Практическая часть
Заключение
Список литературы

Введение

Использование разных уровней человеческого бытия в развитии и трансформации сексуальной энергии. Удовольствие как залог успеха в развитии сексуальности.

Цели:
  • Исследовать существующие школы, учения, направления и практики, которые рассматривают понятие «сексуальная энергия».
  • Выделить общее, что является базой для всех практик, которые рассматривают понятие «сексуальная энергия" и сделать это основой своих экспериментов, попробовать на себе все практики, обещающие развитие сексуальной энергии, на всех уровнях – тело, ум, душа.
  • Выбрать для себя те практики и методы на всех уровнях – тело, ум, душа, выполнение которых приносит удовольствие. Сделать акцент на влиянии удовольствия на результат.
  • Отследить изменения на всех уровнях (тело, ум, душа, дух, отношения, творчество), которые возникают вследствие применения практик по развитию сексуальной энергии.
Гипотезы:
1) Работая на всех уровнях человека – тело, ум, душа, отношения - достижение цели происходит легче, гармоничнее и быстрее.
2) Если при выборе практик и технологий пользоваться таким критерием, как удовольствие, то результат преумножается.
3) В процессе развития сексуальной энергии возможны побочные эффекты (например, взрыв творчества).

Почему я решила использовать сексуальную энергию для достижения своей цели?
К моменту начала работы над курсовой у меня были проблемы, которые я осознала в процессе обучения в институте, но в решении которых, я не продвинулась ни на шаг. И были цели, реализовать которые, не решив это проблемы, не удавалось.
Идея и тема курсовой работы родилась в процессе размышлений: что же все-таки я не делаю и что надо делать, чтобы продвинуться в решении своих проблем.
Приведу ниже проблемы, решение которых для меня оказалось первостепенным.
Я не принимаю своего физического тела до конца. Мое тело напряжено, движения зажаты и скованны, я сутулюсь. Я не получаю удовольствие от созерцания своего тела. Я стесняюсь своих движений.
Я не позволяю заботиться себе о своем теле, не позволяю себя баловать и делать необходимые вещи для себя (лишний раз принять душ, сходить к косметологу, парикмахеру, купить себе вещь). Я ощущаю внутреннее сопротивление перед перспективой побаловать себя, доставить себе удовольствие.
Я сама ощущаю себя слабой, медлительной и неуверенной женщиной, и такое же впечатление произвожу на людей. Я часто чувствую слабость и усталость в теле. Во мне живут различные болезни, такие как доброкачественные опухоли женских половых органов.

Сопротивление перед получением удовольствия распространяется и на уровень отношений с мужем и с мужчинами вообще. Сексом я занимаюсь чаще всего не из желания, а потому что давно не было. Если я не получаю подтверждение того, что «меня хотят», то уверенность в том, что я красивая, яркая, сексуальная, тает. Установка: 'Если мужчина меня хочет, значит, я красивая, сексуальная и любимая'. И с другой стороны, мне бывает неловко, стыдно, когда я вижу, что вызываю сексуальное желание у мужчины. Тело мое боится физического контакта с мужчиной. Я опять же, не получаю удовольствия от общения с мужчинами. Когда пишу про секс, то хочется сказать, что это не только у меня так – стыдно и трудно говорить на эту темы.

Я боюсь быть красивой, сильной и самостоятельной.
Я не занимаюсь своими любимыми делами, тем, что приносит мне удовольствие (рукоделие, рисование, ухаживание за цветами), потому что считаю их неважными.

Если проанализировать проблемы, которые я осознала, то все их можно объединить в одну: самоидентификация с женщиной (принятие в себе женщины и женской силы).

Что для меня принятие в себя женщины и женской силы? Это принятие красоты, женственности, мягкости, чувственности, любви, способности получать и доставлять удовольствия самой себе. И с другой стороны – способности властвовать, покорять, влиять, нести ответственность за свою жизнь.

Все проблемы, связанные с половой идентификацией в психологии принято называть сексуальными.

Сексуальный – 1) половой, имеющий отношение к половой жизни; 2) чувственный.
Чувственный – 1) воспринимаемый всеми органами чувств, осуществляемый при помощи их.; 2) плотский, с сильно выраженным половым влечением.

Если говорить про принятие в себе качеств, то это значит, что они у меня есть. Только по тем или иным причинам я ими не пользуюсь. Сексуальность – это как раз то качество, которое дано нам от рождения, способность получать и доставлять себе удовольствие. Но в процессе взросления это качество прячется, искажается и способность утрачивается.
И если говорить о развитии, то следует говорить о сексуальной энергии.

«Никакие лекарства, никакая пища, никакие другие средства спасения не смогут продлить жизнь человека, если он не понимает и не практикует гармонию сексуальной энергии». Пьен-цзы, врач императора

«Отрицание и сдерживание сексуальной энергии приводит к всевозможным болезням, неврозам, истерии и пр.» Этот тезис встречается во всех восточных духовных теориях и практиках.

Даосы говорят: «дать рождение самому себе», что означает развитие духовного тела. Задача – развить в себе способность трансформировать сексуальную энергию в энергию жизненной силы (ци). Сексуальная энергия является основой для преобразования в энергию ци и энергию ци в шень, в чистую духовную энергию. Мантак Цзя, Маниван Цзя. Совершенствование женской сексуальной энергии. - М., 1995, с. 42-57
Отсюда даосские мудрецы делают очевидный вывод: чем больше энергии мы сохранили, тем мы здоровее и дольше живем. А сохранять ее можно, избегая гнева, страха, тревоги и беспокойства или испытывая положительные и светлые чувства от добрых дел, что весьма сложно. Куда проще накапливать и приумножать запасы, совершенствуясь сексуально.
Если сексуальная энергия течет беспрепятственно, тогда все функционирует правильно, все остается в согласии. Тогда вы хорошо настроены, вибрируя. Это и есть вид равновесия. Если сексуальная энергия где-то задерживается – это немедленно чувствуется во всем теле.
Сексуальная энергия - основная творческая энергия Вселенной.
Приведенные мной цитаты обосновывают причину выбора мной инструмента для достижения моей цели. Понимание, развитие и использование сексуальной энергии отвечает всем моим целям и охватывает все уровни – тело, ум, душа, дух, отношения, работа, творчество. Сексуальная энергия пронизывает снизу вверх все аспекты и стороны жизни. Кроме того, сексуальная энергия - это самый доступный и мощный инструмент, который человек может развивать и качественно менять, это самый приятный инструмент, и использование его сулит много радости и открытий.

Почему удовольствие является необходимым элементом в принятии своей сексуальности и развитии сексуальной энергии?

Когда мы находимся в состоянии удовольствия, в нашем теле протекают специфические нервные и химические реакции: выбрасываются гормоны, нервные окончания становятся более чувствительными, усиливается сердцебиение, учащается дыхание - все наши чувства обостряются. Изменяется даже запах тела. Об это пишет в своей книге «Практическая интуиция в любви» Лора Дей.
Мирзакарим Норбеков в книге «Опыт дурака или ключ к прозрению» раскрывает подробно зависимость химических реакций от эмоционального состояния человека. Автор доказывает, что от увеличения 'жесткости' мембран эритроцитов и хлоропластов уменьшается тяжесть повреждающего действия высоких и низких температур, ядохимикатов, радиации, психических и психосоматических заболеваний на жизнеспособность организма. Жесткость мембран зависит от биологической активности эритроцитов и хлоропластов. А биологическая активность зависит от двух факторов: – от выделения энергии при гидролизе ацетилхолина, и от активности гормонов, то есть химическим путем.

Удовольствие является не только самоцелью - благодаря ему мы переживаем такое состояние, которое притягивает к нам любовь! Любя себя, мы становимся открытыми для других людей и на самом деле становимся более привлекательными.
Поскольку наслаждение является первым шагом, к сексуальности, все, что доставляет удовольствие, например массаж, может стать точкой отсчета.

Все мои проблемы, которые требуют решения, можно условно разделить по следующим уровням: тело, душа, дух, отношения. По этим уровням я и работала.

Основные принципы интегрирования методик и практик.
При выборе методик и практик для себя и при создании системы работы с телом я придерживалась 8 основных принципов, которые я встретила в статье, прочитанной в Интернете, посвященной интегрированию телесных практик.

1. Принцип Целостности

Принцип целостности называется в переводной литературе еще «холистическим». Целостность телесного опыта имеет много аспектов, плоскостей, оттенков смысла. Прежде всего, я рассматриваю целостность в системе 'душа-тело'. Современная европейская ТОП предполагает различение двух аспектов понятия 'тело'. Выделяется так называемое 'неодушевленное' тело, 'плоть' (flesh), которое может быть объектом медицинского, естественнонаучного интереса, - и тело одушевленное, имеющее 'телесное сознание', 'телесный ум' (body-mind) - soma, которое как раз и является объектом и пространством для интегративных телесных практик, включая ТОП. Еще одним важным проявлением Принципа Целостности является система взаимоотношений 'человек-мир'. Идеальное состояние человека с учетом данного принципа - состояние полной интегрированности его внутренней среды, возврата к естественному состоянию целостности души и тела (возможно, стоит при этом упомянуть Аристотелевскую callos cai agatos, в латинской транскрипции); а также - интеграцию, открытость человека окружающему его миру, включая людей, социум, цивилизацию.

2. Принцип Бесконечности
Этот принцип для меня в неисчерпаемости и многообразии внутреннего пространства тела, отчасти - относительности многих телесных ограничений, которые мы воспринимаем как предельные и незыблемые. Отчасти телесные практики, проработка телесных проблем и направлена на преодоление этих иллюзорных границ. С другой стороны, иллюзорность границ не означает их отсутствия - скорее, мы говорим о смещении фокуса внимания человека с отслеживания препятствий, сдерживающих развитие - на повышение внутренней чувствительности, своего рода микроскопа с постоянно увеличивающимся в ходе развития пределом распознавания. И еще: бесконечность внутреннего пространства тела неизбежно следует из предыдущего наблюдения - о том, что в пределе микро- и макромир человека идентично-подобны.

3. Принцип Исследования
Данный принцип описывает одну из важнейших стратегий для работы в пространстве тела - стратегию исследования, познания, восторженного любопытства. Принцип исследования предполагает, что мы можем себе позволить какие-то эксперименты в теле, пробы и ошибки - наше тело устроено очень мудро и дает возможность 'отката' к предыдущему состоянию, состоянию 'до начала эксперимента'. Иными словами, в теле мы не имеем необратимых изменений, за исключением, может быть, необратимости энтропии и старения - но этот эксперимент ставим не мы. Если нам что-либо не нравится в новом состоянии, навыке, поведении - мы можем вернуться в исходное состояние, и осознание этого придает нам смелости в дальнейшей работе над собой.

4. Принцип Технологичности
Технологичность системы является на сегодняшний день единственно возможным - для меня, по крайней мере, - вариантом обучения и передачи каких-либо навыков другим людям. Технологичность означает, что все, что умеет один человек - преподаватель, наставник, терапевт, - может освоить другой. Нет никаких тайн, кроме тех, которые мы сами отказываемся постичь; нет никакого везения - кроме нацеленности человека на результат. Работа с телом - это не вопрос таланта, посвящения, принадлежности к касте 'избранных'. Это прежде всего долгий путь, который может пройти каждый - если идет, руководствуясь правильными картами местности, инструкциями по поведению в различных ситуациях и так далее. Правильно организованное обучение или терапия - а телесная терапия всегда предполагает обучение клиента новым навыкам - дают желаемый результат.

5. Принцип Чувствительности
Принцип чувствительности - это принцип управляемости, подконтрольности нам наших органов восприятия, нашего интерфейса для взаимодействия с миром. Здесь уместна будет мысль, которая была мной где-то прочитана, и отозвавшаяся во мне: «Люди страшатся открываться миру, поскольку не готовы к восприятию сильных отрицательных эмоций, чувств, ощущений.… Но при этом очень редко они имеют доступ к опыту переживания по-настоящему сильных положительных эмоций, чувств, ощущений - а ведь именно это могло бы их вдохновлять на дальнейшее развитие!»

6. Принцип Безопасности
Принцип безопасности - краеугольный камень всей современной психотерапии, его синонимы - принцип экологии, защищенности, комфортных границ. Любое изменение, которое мы собираемся сделать со своим телом или помогаем совершить клиенту, должно быть гармонично встроено в сложную систему взаимоотношений с миром и самим собой. Принцип безопасности предполагает создание 'буферных зон' - состояний и ритуалов, через которые человек проходит как на пути к изменениям - так и по дороге обратно, в мир, где он будет жить и реализовывать полученный опыт. В работе с телом безопасность очень важна - мы можем отправляться в бесконечное путешествие по пространству тела, смело открываться миру, осознавать свои ограничения… если нам есть куда возвращаться.

7. Принцип Уникальности
Все просто. Мы разные. Мы разные настолько, что одно и то же упражнение, действие, метод будут принципиально по-разному работать в теле у разных людей. Кроме этого, принцип уникальности еще и постулирует уникальность каждого опыта внутри самого человека - один и тот же телесный тест сегодня и через месяц может привести к абсолютно разным результатам.

8. Дуальный принцип Относительности-Абсолютности
Последний из рассматриваемых нами принципов работы с телом постулирует, что наши знания о теле, его эффектах, возможностях и ограничениях - относительны, они подвержены изменениям и пересмотру, переоценке. При этом есть и абсолютная составляющая - опора, якорь и маяк в пространстве тела - это уникальный опыт переживаний, ощущений, состояний, который мы имеем прямо сейчас. Этот принцип дуален только на первый взгляд. Как целостная система, человек находится в потоке времени - и потому его представления о себе и мире подвержены изменениям. Как система сложноорганизованная, избыточная в терминах теории систем, человек способен фиксировать свои состояния в произвольный момент времени - и потому его опыт носит абсолютный характер.

Теоретическая часть

Человеческое тело - самое совершенное творение в физическом мире Земли. В нем зашифрованы уроки, которые человек должен пройти. Тело - это отражение, или, если угодно, "слепок" души: все ее проблемы отражены в теле. Проблемы эти называются блоками. Один из факторов болезней и проблем на физическом уровне - это неприятие человеком себя, своего тела, отсюда - его разобщенность с физической реальностью. Когда человек сможет полюбить свое тело, когда он сможет расслабить его не только снаружи, но и внутри, оно становится его важнейшим помощником на Земле. На тонком плане - мысль, на физическом - блок (то, что в мануальной терапии именуется локальным блоком и постуральным мышечным дисбалансом, может рассматриваться в качестве проекции ментального блока на физическом плане). По закону обратной связи мы можем воздействовать на ментальном уровне с целью изменения тела, и воздействовать на физическое тело с целью ментальной коррекции. Для нелинейного же мышления первичность уровня воздействия не имеет значения, так как "все во всем", и любые процессы цикличны.
Воздействовать и снимать блоки можно различными способами.
Возможно через физическое воздействие массаж (лечебный, оздоровительный, точечный), например, Юмейхо–терапия; возможно физическими упражнениями и гимнастикой (оздоровительные системы Ниши, гимнастика для позвоночника у Норбекова и др.) и посредством дыхательных техник (холотропное дыхание), путем техник, которые объединяют в себе физический и дыхательный компоненты (шиацу, цзинь-шинь-до, цзинь-шинь-цзуцу, тайцзи-цюань, цигун), терапией, медитацией.

ТЕЛО. Физическое тело

«Готовые решения», которые предлагают способы устранения блоков, воздействуя на тело, можно очень условно разделить на две группы. Это традиционные школы - сюда я отнесла многочисленные индийские йогические и буддийские школы, тибетский ламаизм, дальневосточные школы воинских искусств, даосскую йогу и медицину, традиционный сибирский шаманизм, суфиев - и христианские медитативные практики, например исихазм, вообще, мистическое христианство. Вторая группа - это современные восточные и западные школы, направления, учения - здесь и Теософия/Живая Этика, и Тэн-Сёгрити, и аутогенная тренировка (скалькированная весьма примитивно с йоги), трансперсональная и телесно-ориентированная психология, и танцевальные школы, bodybuilding, fitness и другие…
Если кратко рассматривать историю развития психологических направлений и учений второй группы, то, на мой взгляд, точкой отсчета можно считать тезис З. Фрейда о том, что наше эго преимущественно телесно. Мощным импульсом для развития этого тезиса послужили идеи и эксперименты В. Райха о связи и идентичности телесных и психических процессов. Творческая многоплановость идей В. Райха привлекла новых исследователей телесно-ориентированного подхода в глубинной психологии личности. Наиболее мощные концептуально значимые идеи современной телесно-ориентированной психологии представлены в ее основных направлениях: вегетотерапия В. Райха, биоэнергетика А. Лоуэна, бодинамика Л. Марчер, биосинтез Д. Боаделлье, танатотерапия В.Ю. Баскакова, холотропное дыхание С. Грофа, процессуальная работа А. Минделла.
Все направления ТОП можно объединить по содержанию, по конкретным практикам, по отдельным областям применения они ориентированны на Восток, и испытывают интенсивные содержательные заимствования. Прежде всего, это учение об энергетических потоках, об энергетических центрах, чакрах, блоках, телах человека. Это учение, которое преобразовалось в теорию Райха о сегментах характерного панциря. Еще одно из заимствований – это «категория осознанности» - типичная для восточных школ и учений и при этом получившая развитие на Западе именно через телесно-ориентированную и трансперсональную школы психологии и психотерапии.
Энергетические центры, чакры, блоки тела человека.
Каждая часть тела несет определенную информацию, и, чтобы разобраться в себе, необходимо научиться концентрироваться на теле. Если понимать тело внешним отражением мысли, то различные части тела оказываются разделенными некими "стенками" в виде напряжений. Эти напряжения на физическом плане отражают внутренние блоки.
В этом аспекте весьма интересны чакры - энергетические центры биосистемы, которые преобразуют универсальную энергию Вселенной под нужды человека.
Внутри энергетической системы человека имеются чакры, или концентрированные вихри энергии. В теле есть множество различимых участков и мест, где концентрируется энергия. К таким местам относятся, например, различные акупунктурные точки. Но семь чакр являются первичными энергетическими центрами, главными узлами распределения энергии для остальной части энергетической системы человека. Расположены они вдоль позвоночника, каждая из чакр соотносится с конкретным органом, железой и нервным сплетением. Каждая чакра также связана с определенным состоянием сознания.
Сознание человека работает так, что его мысли, располагающиеся в конкретных областях тела, если они направлены на разделение и отрицание, блокируют поток энергии в данной чакре, что приводит к истощению энергии в сопряженной области, нарушению ее циркуляции и, в конечном итоге, к болезни. Жизненные проблемы тоже отражают блоки в чакрах, и каждой чакре соответствуют свои ситуации и болезни.

ПЕРВАЯ ЧАКРА (Копчиковый центр)

Первая чакра расположена в основании позвоночника, в промежности, в точке между анусом и половыми органами. Энергия, протекающая через этот центр, — плотная, жизненная и мощная. Эта чакра соответствует основным аспектам человеческого выживания. Выживание представляет собой инстинкт, впечатанный в наш генетический набор, - это корень нашего сознания. Наиболее древняя часть человеческого мозга, соответствующая мозгу рептилий, в основном работает на выживание и самосохранение. Первая чакра влияет на систему таким же образом, как и продолговатый мозг, аналогичный мозгу рептилий. Подобно тому как первая чакра является корнем спинного мозга , так и влияние этой чакры является корнем и лежит в основании всего сознания.
Первичные функции первой чакры: выживание, сила, продвижение витальной жизненной энергии, устранение препятствий
Соответствующие внутренние органы: толстый кишечник и прямая кишка
Соответствующие железы внутренней секреции: надпочечники
Главный нервный центр, соответствующий ей: копчиковое и поясничное сплетение
Санскритское наименование: муладхара.
При блокировке чакры человек не производит впечатления сильной личности, он может быть малоактивен, заторможен, болезненного вида. Часты болезни почек, травмы копчика. Внутренне пациент не принимает своего физического тела, жизнь в физическом мире. В этом центре берет начало любовь к себе (телу) и миру.
Блокировка чакры создает мышечное напряжение во всех мышцах области копчика, нередко копчик как бы поджат внутрь.
В Юмейхо, например, проработка крестцовой области, оканчивающаяся фиксацией пальцев в точке копчика, является одним из приемов, направленных на разблокировку этой чакры (как я уже говорил, косвенно направленных, рассматриваемых в аспекте телесно-ориентированной психотерапии).

ВТОРАЯ ЧАКРА (Сексуальный центр)

Вторая чакра расположена на позвоночнике рядом с репродуктивными органами. Она в основном ассоциируется с творчеством и воспроизведением потомства. Творчество может проявляться множеством способов и лежит в основе многих видов активности. Поскольку наиболее фундаментальным актом человеческого творчества является воспроизведение потомства, то вторая чакра является центром сексуальной энергии, производства потомства и регенерации. Сексуальная энергия лежит в основе любого акта индивидуального самовыражения. Это творческая сила, влияние которой распространяется далеко за пределы сексуальной активности, включая мышление, эмоции, поведение, одежду и многое другое. С сексуальной энергией связаны живопись, музыка, высокая мода, а также архитектура и даже автомобильный дизайн. Энергия второй чакры пронизывает все.
Сексуальный оргазм одновременно является и переживанием биологического удовлетворения, и трансцендентным опытом. Многие люди так стараются достичь сексуального оргазма, потому что во время оргазма, хоть и на короткий момент, человек переживает вневременность. Это же ощущение исчезновения времени является общим и для мистических состояний, и для завершенного шаманского ритуала. Вторая чакра — это центр, обладающий высоким уровнем активности, энергия которого пронизывает практически все, чем мы занимаемся. Энергия второй чакры лежит в основании и первичного творчества, и высшего экстаза.
Первичные функции второй чакры: творчество, воспроизведение потомства, сексуальная функция, повышение жизненной силы
Соответствующие внутренние органы: толстый кишечник, мочевой пузырь, почки и половые органы
Соответствующие железы внутренней секреции: репродуктивные железы
Соответствующий нервный центр: простатическое сплетение (у мужчин) и уретро-вагинальное сплетение (у женщин)
Санскритское наименование: свадхистхана.
Эмоции, связанные с этой чакрой, относятся к переживаниям, связанным с интимными и семейными отношениями, самоуважением, различными потерями, виной, чувственностью, беременностью, насилием. Здесь ключ к гармоничному взаимодействию между мужской и женской половинами человеческого существа.
Сексуальная энергия - основная творческая энергия Вселенной. Отрицание и сдерживание этой энергии приводит к всевозможным болезням, неврозам, истерии и пр. Связь с первой чакрой: отрицание своего тела, принадлежащего физическому миру, приводит и к отрицанию сексуальной энергии. Проблема здоровья в целом и материального благополучия, бедности или богатства связана напрямую с деятельностью сексуального центра. Блоки в этой области самые мощные. Укоренившиеся в подсознании человека заблуждения, пришедшие из глубины веков, о греховности и нечистоте половых отношений являются основной причиной этого.
Напряжения располагаются в области крестца и малого таза, захватывают иногда поясничную область и даже живот. У пациента бывают боли в области таза, что свидетельствует о наличии здесь блоков. У мужчин блокирующие напряжения в области промежности и вокруг простаты, они направлены вертикально вверх, включая обе нижние чакры. Эти напряжения способствуют угасанию функций простаты. У женщин сжимающие и втягивающие напряжения распространяются на наружные половые органы, лишая чувствительности эрогенные генитальные зоны. У обоих полов общие напряжения располагаются над лобком и направлены перпендикулярно, блокируя внутренние репродуктивные органы.
Кроме блокировок сексуального характера, эти напряжения могут проявляться у человека, старающегося втягивать живот, не принимая его как часть своего тела, блокируя сексуальную и жизненную энергию.
Данная область тела (таз) очень богата мышцами. Напряжение во внешних мышцах определить нетрудно. Труднее почувствовать его и начать расслабление во внутренних мышцах - внутренние мышцы несут в себе информацию, которая уже ушла в подсознание. В сухожилиях и связках записаны мыслеформы-долгожители, которые сильны и трудно поддаются воздействию.. Например, Юмейхо как метод является наиболее совершенным из методов хиропрактики, позволяющих максимально глубоко и полно воздействовать на мышцы таза на всех их этажах, снимая их напряжение и блокировки, причем пациент испытывает при этом не дискомфорт, а удовольствие.

ТРЕТЬЯ ЧАКРА (Солнечное сплетение)

Расположение третьей чакры связано с солнечным сплетением. Это центр индивидуального Я. Индивидуализация сознания начинается после того, как обеспечено выживание и продолжение вида, и начинает развиваться чувство “я” как уникального существа. Третья чакра является очагом индивидуализации сознания. Это центр личной силы и источник воли. Третья чакра порождает тягу к самоутверждению, личному самоопределению и индивидуальной силе, подготавливая нас к принятию вызова, связанного с жизнью в этом мире. Этот центр может быть чрезвычайно сильным. Если человек обладает личной харизмой, то она исходит отсюда.
Первичные функции третьей чакры: воля, личная сила, переваривание и усвоение пищевых веществ
Соответствующие внутренние органы: печень, селезенка желудок и тонкий кишечник
Соответствующие железы внутренней секреции: поджелудочная железа
Соответствующий нервный центр: солнечное сплетение
Санскритское наименование: манипура.
В. Жикаренцев называет эту чакру "центром страха". В ней записываются страхи, коих у нормального человека множество. Страхи имеют дуальную природу, а именно в этом центре линейное мышление дает дуальную оценку событиям жизни.

Эмоции здесь связаны с усилиями в достижении власти, силы, контролем над ситуацией, чувствами превосходства, подавления. Нарушения энергетики приводят к заболеваниям желудка, поджелудочной железы.
Сексуальные проблемы, если отношения рассматриваются в качестве "спорта", откладывают свой отпечаток именно здесь. Один из видов страха, записанный здесь - страх перед авторитетами, учителями, комплекс вины.
Здесь формируется духовная мудрость и сознание универсальности Вселенной, гармонии жизни в ней, осознание собственного места во Вселенной. При нормальной манипуре-чакре человек физически и духовно здоров и сам имеет возможность исцелять.
Живот и избыточная масса образуются у человека вследствие сдерживания энергии манипуры-чакры по причине многих страхов, которые в ней записываются. В результате напряжений в пояснице мышц, связанных в животом, позвоночник в этой области начинает проваливаться вперед. Мышцы живота выдвигаются вперед и вниз, создавая внутри свободное пространство, которое заполняется жиром. Раздувающее напряжение в мышцах, расположенных по бокам, утолщает талию.
К третьей чакре также относится ЦЕНТР ПЕЧЕНИ, который не рассматривается во многих источниках информации об энергетической системе человека. Он расположен в той же области, где и печень. Основная эмоция этого центра - гнев. На Востоке говорят: "Гнев ранит печень". Считается, что центр печени также ответственен за проявления артрита, аллергии и рассеянного склероза (В.Жикаренцев). С этим можно согласиться, поскольку печень играет важнейшую роль во многих обменных процессах и является одним из главных "фильтров" организма. Восточная медицина именует печень не иначе, как "Царица Старшая".
Напряжения в теле при блокировке этого центра образуются вследствие необходимости человека сдерживать свои эмоции гнева и ярости или неконтролируемо их выплескивать; напряжения эти захватывают область печени вдоль края реберной дуги.

ЦЕНТР ТАНДЕН, о котором уже говорилось,- это область, где ум соединяется с телом, это вся нижняя часть тазовой области. Здесь накапливается Ки (Чи, Ци, Прана) человека.

ЧЕТВЕРТЫЙ ЦЕНТР (Сердечная чакра)

Четвертая чакра привязана к точке позвоночника напротив грудины, в центре груди, и считается, что это точка, в которой фокусируется любовь и сострадание, связанные со всей энергетической системой человеческого тела. Именно в четвертой чакре человеческое сознание выходит за пределы сосредоточенности на себе и достигает расширенного осознания, связанного с остальным миром.
Поскольку четвертая чакра лежит посредине между тремя нижними и тремя высшими чакрами, то она является местом сознательного преодоления влияния низших чакр и перехода к высшему осознанию. Энергия, которая течет из этого центра, направлена за пределы личного выживания к учету и уважению потребностей других. Чтобы получить доступ к высшим функциям творчества и осознания, человек должен сознательно “пройти” через четвертую чакру.
Первичные функции четвертой чакры: любовь, сострадание, иммунитет, сердечные, легочные, бронхиальные функции.
Соответствующие внутренние органы: сердце и легкие
Соответствующие железы внутренней секреции: вилочковая железа
Соответствующий нервный центр: сердечное сплетение
Санскритское наименование: анахата.
Существует представление о делении тела на чистый, человеческий, возвышенный, духовный верх и нечистый, животный, недостойных, греховный низ и это обусловлено диафрагмальным блоком. Энергетически он направлен на разделение наших чувств и действий, закрепляя ситуацию: мечтать можно, а делать нельзя.
В йогической интерпретации диафрагмальный сегмент тела представляет собой место действия самана-вайю, наиболее важной для хатха-йоги функции прана-шакти. Именно она очищает сушумну, обеспечивая условия для правильного и безопасного подъема Кундалини. Накопление самана-вайю происходит за счет объединения энергии двух других функций прана-шакти: прана-вайю и апана-вайю в области диафрагмы в перевернутых положениях тела типа березки, стоек на голове, предплечьях, руках и т.д. Если этот процесс будет искажен диафрагмальным блоком, то возникнет местный застой энергии с типичными йогическими гиперацидными осложнениями, которые описал еще А.В. Сидерский Хатха-йога как технология интегрального тренинга. – К.:Ника-Центр,2000, с.106-108.
Это центральная чакра, она соединяет верх и низ, левое и правое, внешнее и внутреннее. Например, в практике Дзен необходимо добиваться этого соединения для постижения истины, которая заключается в понимании отсутствия различий между этими понятиями, порожденными нашим умом. Как правило, эта чакра в разной степени блокирована у большинства людей.

ПЯТАЯ ЧАКРА (Горловой центр)
Соответствует стихии "эфир", находится у основания горла, соответствует примерно области 7 шейного - 1 грудного позвонков.
Горловой центр относится к тройке высших центров, он связан с эмоциями самовыражения (вспомним метафору "наступить на горло собственной песне", "наступить ногой на горло"). Блоки в этой области могут проявляться в виде кашля, вынужденного молчания, логоневроза, напряжения речевого аппарата. Этот центр отвечает за творчество и проявление воли, за реализацию собственных желаний, усвоение информации в любых ее видах, включая деньги и материальные ценности, которые также представляют собой один из видов энергии.
Напряжения в теле отражаются при блоке центра в виде широких, покатых плеч и широкой шее, плечи могут быть сутулые, приподнятые, втянутые, повисшие. Когда в мышцах присутствует напряжение, блокируется поток крови и энергии в каналах, клетки не регенерируют в положенном природой ритме, образуется застой в сопряженной с блоком области. Так получаются остеохондрозы и мигрени. Не существует человека без остеохондроза, выраженного в той или иной степени. Не существует человека, у которого не было бы тех или иных страхов.
В Горловом центре находится гордость, которая служит в качестве защитной маски, скрывающей чувство самоуважения, слабости, заниженную самооценку, так называемый комплекс неполноценности. Нет человека, который не терпел бы неудач в жизни, что свидетельствует о наличии в нем понятия о собственной слабости. Если хоть раз подвергались сомнению половые качества человека, правильность его действий, значит, в нем живут все эти блоки. Страх неудачи записан здесь. Страх перемен - тоже здесь. А как можно и можно ли рассчитывать на позитивные перемены в жизни, если человек боится перемен в принципе? Нетрудно понять всю важность Горлового центра и работы с ним.

Чаще всего современные оздоровительные направления объединяют методы воздействия, для больше результативности. Например, Юмейхо-терапия объединяет: лечебный массаж, оздоровительный и точечный массаж, лечебную гимнастику. Японская система Ниши уделяет большое внимание питанию и гимнастике. Ошо-ребалансинг – это сочетание медитативной работы на физическом, психическом и энергетическом уровнях.
Движение «Нью Эйдж», а также его более академическое ответвление Движение за Развитие Человеческого Потенциала – оба эти движения обращаются к различным системам воздействия на тело и мышление, чтобы изменить или расширить сознание. Также используют западные и восточные техники медитации и визуализации, йогические дыхательные и физические упражнения, дзен-буддистские техники преодоления линейности мышления, даосские метафоры, такие, как ян и инь, помогающие выразить текучесть, изменчивость мира и т.д.

Практическая часть

Описание практической работы

Тело

План:
  • На общую гармонизацию, на уравновешивание, осознание, привыкание .
  • Силовые упражнения.
  • Упражнения на пластику.

Гимнастика, массаж, танцы

Практика Пяти Тибетцев имеет своей целью оказать определенное влияние на чакры, в результате чего они смогут функционировать на вершине своей активности и возможностей, но при этом — в равновесии и гармонии одна с другой. Когда энергетическая система тела работает хорошо, тогда тело и ум здоровы, наполнены жизнью и уравновешены.
Каждое упражнение физически стимулирует различные нервные сплетения и железы внутренней секреции, которые расположены вдоль позвоночного проводящего пути, а кроме того, они стимулируют сам позвоночник и цепь нервных ганглиев. Повышение энергетической активности в позвоночных нервах и первичном энергетическом проводящем пути является результатом физического давления и стимуляции нервов, связанных с практикой Пяти Тибетцев. Со временем в физическом теле и энергетическом субстрате ума накапливается энергетический заряд. В результате этого становится не только легче выполнять Пять Тибетцев, но и резко усиливается энергетический эффект, который они производят. Энергия по центральному каналу начинает течь более связано с постеленным устранением препятствий в нем. Когда удается достичь этого, улучшается психическое здоровье и повышается уровень жизненной активности, ум становится более мощным, и практикующий может подняться на более высокие ступени медитации, делая это со все возрастающей легкостью.

Тибетец 1.

Станьте прямо, руки разведите в стороны (рис. 1). Пальцы вместе, ладони открыты и обращены вниз. Не меняя положения рук, сделайте полный оборот по часовой стрелке (т. е. вправо). Повторите оборот двадцать один раз без перерыва.
Когда закончите вращение, станьте прямо, ноги вместе, руки на бедрах (рис. 2). Сделайте глубокий, полный вдох через нос. Выдыхайте ртом, губы сложите в форме буквы “О”. Повторите вдох и выдох дважды, прежде чем перейти к выполнению Тибетского Упражнения 2.

Тибетец 2.

Лягте на спину на мат или коврик. Ноги полностью вытянуты, щиколотки касаются друг друга. Руки вытянуты вдоль тела, ладони на полу (рис. 3). Вдохните носом, поднимите ноги чуть больше, чем на девяносто градусов, и поднимите голову, коснувшись подбородком груди (рис. 4). Это все выполняется одним плавным движением. Пальцы ног обращены вверх, поясница не должна отрываться от пола.
Выдохните носом или ртом, возвращая ноги и голову в стартовое положение, — полностью расслабьтесь на полу. Повторите упражнение двадцать один раз без перерыва, вдыхая при подъеме ног и головы и выдыхая при опускании.

Тибетец 3.

Станьте на колени, подушечки пальцев ног касаются пола. Колени разведены примерно на 4 дюйма (10—11 см). Ладони на задней стороне бедер, сразу под ягодицами. Спина прямая, подбородок прижат к груди (рис.5).
Вдохните через нос, выгибаясь дугой назад от поясницы. Голову запрокиньте так далеко, как можете, не причиняя себе этим неудобства (рис. 6). Ваши руки будут служить вам опорой при наклоне назад. Затем выдохните носом или ртом, возвращаясь в исходное положение. Повторите полное движение двадцать один раз в ровном, ритмичном темпе.

Тибетец 4.

Сядьте прямо, ноги вытянуты перед собой. Ладони плашмя на земле возле бедер. Положение рук очень важно, ладони должны быть направлены точно вдоль бедер. Подбородок касается груди (рис. 7).
Вдыхая через нос, поднимите бедра, согнув ноги в коленях и встав на стопы плашмя, голову полностью запрокиньте назад. Вы окажетесь в положении, когда туловище параллельно земле, а руки и ноги — перпендикулярны. Выдыхайте носом или ртом, возвращаясь в исходное положение. Повторите упражнение двадцать один раз в ровном, постоянном ритме. Следите за тем, чтобы подошвы ног не скользили. Стопы должны оставаться в неизменном положении до конца упражнения. Руки также не должны сгибаться, движение производится за счет плеч.

Тибетец 5.

Исходное положение — опора на ладони рук и подушечки пальцев ног. Руки и ноги на ширине примерно 2 фута (60-70 см). Голова поднята и запрокинута назад (рис. 9). Не сгибая рук и ног, сделайте вдох через нос, одновременно поднимая ягодицы и касаясь подбородком груди, ваше тело представляет собой правильный треугольник (рис. 10). Выдохните через нос или рот, опускаясь в исходное положение. Ваше тело должно касаться земли только ладонями и подушечками пальцев ног в течение всего упражнения, руки и ноги не должны сгибаться. Повторите упражнение 21 раз в постоянном темпе.
Закончив, встаньте, ноги вместе, руки на бедрах (рис. 2). Сделайте два глубоких вдоха-выдоха, вдыхая носом и выдыхая ртом, губы сложены в форме буквы “О”.
Сначала выполнение упражнений давалось с трудом. Постепенно я наращивала количество упражнений. Через четыре дня я выполняла рекомендованное количество раз, но почувствовать, как вдыхаю жизненную силу, и как во мне полноценно циркулирует энергия, как это обещано в книге, не удавалось. Наоборот, я заметила, что у меня начинает болеть голова и после упражнений появляется усталость. Заметила, что боли прошли после того, как на одном из вечеров, посвященных интегральному подходу, я проговорила о болях и путем медитаций, я нашла движение, которое «просит» тело. Я стала танцевать это движение в добавление к упражнениям. Может быть, причина того, что боли прошли, была в другом. У меня возникло такое предположение, что энергия упирается в какие-то мысли (установки). Параллельно работала с установкой о 'греховности' проявления сексуальности.
Через две недели практики упражнений «Пять Тибетцев», я стала включать упражнения на развитие сексуальной энергии, на развитие чувственности и упражнения направленные на достижение состояния гармонии.
Из-за того, что появилась наработка и привыкание к упражнениям и появилась возможность выбора, я стала прислушиваться к желаниям тела. Я выбираю те упражнения, которые хочется сделать сейчас. В этом нет пока системы, но усталость прошла после выполнения упражнений, и появилось чувство удовлетворенности.

Два таких упражнения я рекомендовала одной клиентке Л.Д. Сначала, эти упражнения ей было неловко выполнять. Одно казалось Л.Д. глупым и бесполезным, второе – смешным. Но вскоре, она заметила изменения. Появилось ощущение желания, легкого сексуального возбуждения.


Массаж

Сделала семь сеансов общего массажа.
Во время массажа не могла расслабить тело: сначала не могла из-за боли, потом было неловко от голого тела. Массаж сначала тоже не бодрил, наоборот, чувствовала усталость, и хотелось спать. На последнем сеансе массажистка заметила, что от моего тела стало исходить спокойствие. В конце курса массажа, научилась замечать, что я зажата, и расслабляться. В разряд удовольствий массаж пока не относится.

Танцы

Еще одно новшество для меня – это индивидуальные занятия танцами.
Ожидания от занятий я сформулировала так:
– я импровизирую под любую музыку, легко и свободно;
– мои движения в танце красивы и грациозны;
– процесс танца доставляет мне удовольствие.
Акцент в занятиях я ставлю на спонтанность, импровизацию и на чувствование желаний тела.
Самое главное, что стало результатом первых занятий – это желание танцевать. Пропал страх, что у меня не получится. У меня появилось желание через какое-то время станцевать на публике. Я меньше стесняюсь своих движений.

Питание

Слежу за питанием, ем больше фруктов и овощей. Благодаря визуализации «Восточный базар», стала приправлять пищу специями и есть экзотические и необычные продукты (калина, перетертой с сахаром, ананас, имбирь, китайских салатов). Это разнообразит пищу и приносит удовольствие. Съев вяленый имбирь, чувствую, как энергии прибавляется.
Занялась траволечением. Пью отвар коры молодой осины. Цель – вылечить миомы и фибромы в матке и груди.
При выборе техник и практик для работы с телом, я делала акцент на прислушивании и следовании желаниям тела, и на удовольствие с которым эти желания удовлетворялись. Без этого не происходит движения дальше, совершенствования техники, упражнения я выполняла механически, для галочки и в результате одна усталость.

Тело. «Тонкое тело», дыхание

Дыхание — самая основная из всех форм питания. Когда мы дышим, мы потребляем смесь газов, а главное - кислород, жизненно необходимый для питания наших клеток. Мы также вдыхаем тонкую форму энергии под названием прана. Так же как кислород питает клетки тела, прана питает энергетическую систему человека, энергетический субстрат тела. Хотя дыхание - простая и естественная функция, оно может быть приспособлено для выполнения определенных сложнейших задач. Вдыхаемая прана может направляться на строительство, очищение и укрепление энергетической системы человека. Так, практически все системы совершенствования тела и души, начиная с йоги и заканчивая разнообразными формами боевых искусств, используют приемы контроля дыхания. В некоторых рукописях йоги говорится, что, когда вы совершенствуете дыхание, вы совершенствуете свою судьбу. Возможно, это преувеличение, но что действительно неоспоримо, - так это то, что совершенствуя свое дыхание, вы приобретаете серьезнейший контроль над своим телом и сознанием.
Экспрессия жизни нашего тела, то есть нас самих, проявляется в его пульсациях. Полнота и разнообразие жизни тем больше, чем шире спектр пульсаций тела. А наше осознание тем тоньше и изощреннее, чем лучше мы чувствуем экспрессию жизни вокруг и внутри нас. Наше тело – это самый близкий нам объект внешней реальности. Если мы тонко чувствуем свое тело, вероятно, можем надеяться, что так же хорошо сможем иногда чувствовать и другие объекты внешнего Мира. Но совершенно определенно можно утверждать, что если мы плохо чувствуем пульсации своего тела, то так же плохо чувствуем экспрессию внешней жизни. Наши представления о ней будут искажены или даже извращены. И все это начинается внутри нас, внутри нашего тела, с нашего самовосприятия и самосознания. Здесь уместно вспомнить о принципе осознанности, который является общим для ТОП. Один из методов, который позволяет нам находиться в осознанном состоянии, в состоянии «здесь и сейчас» - это наблюдение за своим дыханием.

Список значимых, например, в искусстве Асаны относительно высокочастотных пульсаций включает следующую иерархию:
  • вибрации (дрожание, звучание) расслабленных мышц, которые не следует путать с тремором уставших мышц,
  • пульсации кровяного давления, синхронные сердцебиению,
  • легочное дыхание или просто дыхание,
  • черепное дыхание или пульсация ауры, известная еще как кранио-висцеральный цикл.

Способность приходить в контакт с этими пульсациями в любой части тела, где может или должен присутствовать носитель соответствующих процессов, отражает глубину нашего самовосприятия и самоосознания. Развитие, восстановление или обретение такой способности в результате дыхательных, телесных и медитативных практик служит одним из критериев их корректности.
Экспрессия жизни через дыхательную пульсацию тела одновременно связана и с потоком прана-шакти и со структурой манас-шакти. Иначе говоря, дыхание имеет признаки, как процесса, так и структуры.
Процессуальные качества дыхания известны всем, кто хотя бы один раз учился в школе. Они включают физиологию, биомеханику и психическое воздействие брюшного (нижнего), грудного (среднего) и ключичного (верхнего) дыханий. Более подробно об этих процессах можно узнать в книге: Андрэ ван Лисбет. Пранаяма. Путь к тайнам йоги. – К.:»Янус', 2000., или книге Яна Цзуньмина по цигуну.
Структурные признаки дыхания возникают как результат воздействия вегетативных мышечных блоков на дыхательный процесс. Прямое воздействие оказывают пять из семи блоков: ротовой, горловой, грудной, диафрагмальный и брюшной. Оставшиеся два: глазной и тазовый – обладают косвенным воздействием. Не очень сильно утрируя ситуацию, можно сказать, что наш характер - это наш неповторимый способ дыхания. И наоборот - схема нашего дыхания однозначно фиксирует, актуализирует или распускает все наши вегетативные блоки.
Существуют целесообразная дыхательная система, которые актуализируют и распускают телесные блоки. К таким системам относится биологическое дыхание, ближе всего к которому подходит полное йоговское дыхание. Оно обеспечивает максимально доступное развертывание телесных импульсов дыхательной пульсации с полным отреагированием без угнетения энергии дыхательных рефлексов. И холотропное дыхание.

Что я практиковала из дыхательных техник.
  • Нормальное дыхание. В течение всего дня я возвращалась к дыханию через нос, позволяя животу наполняться и увеличиваться по мере дыхания. Выдыхала через нос или рот. Расслабляя живот.
  • Длительное, глубокое дыхание. Оно похоже на нормальное дыхание, с тем исключением, что оно глубже. Я практиковала этот тип дыхания, когда нужно было снять напряжение или в моменты, когда чувствовала, что какое-нибудь чувство мной овладевает. Способность возвращаться к наблюдению за дыханием вошла у меня в привычку. Благодаря этому наблюдению я поняла, что такое состояние «здесь и сейчас», что значит не отождествляться со своими чувствами.
  • Холотропное дыхание. Я в восторге от этой техники. Для меня сеансы холотропного дыхания всегда оказываются очень результативными. У меня такое ощущение, что большие изменения начались у меня именно после первого сеанса дыхания на тренинге «Мне нужна любовь». Одна из причин, на мой взгляд, это позволение переживать, чувствовать и делать то, что всегда хотелось, но не разрешалось другими или самой себе. А во время дыхания, хоть и в измененном состоянии, рыдаешь, кричишь, гневаешься, дерешься. Такие же ощущения были у моей клиентки.

Результат

Очень эффективно холотропное дыхание помогает прорабатывать чувства страха, обиды и гнева. В процессе консультаций мне не удавалось достичь таких результатов, применяя техники психодрамы, символдрамы и других психотерапевтических техник.
После сеансов холотропного дыхания, я испытываю необыкновенную легкость, свободу в теле. Во время дыхания у меня бывают необыкновенные, красивые видения, которые исцеляют и подпитывают.

Эмоционально-чувственный пласт

В теме самой курсовой заложена идея удовольствия, как залога успеха в развитии сексуальности. Поэтому в работе на всех уровнях, акцент я делала на удовольствии. Вот вопрос, который я ставила перед собой: "Каким образом я могу ощутить удовольствие в данный момент?"

Если смотреть глубже в понятие удовольствие, то для меня оно имеет непосредственную связь с категорией осознанности. Если я осознанно выбираю свое действие, выбираю только то, что мне хочется – от простых упражнений до стиля в отношениях, - то только тогда возможно получение истинного удовольствия.

«Если вы не способны к отношениям с собой, как вы можете ожидать, что окажетесь способным к отношениям с кем-то другим? Таким образом, сначала – любовь к себе». ОШО

Что я делала для создания состояние сексуальности
1. Помня теорию М. Норбекова, я искусственно вызывала улыбку на лице и держала спину прямой. Результат: улыбка поселилась внутри и все чаще появляется чувство радости.
2. Я училась разрешать себе удовольствие от маленьких житейских ситуаций.
Я покупала дорогое мыло для умывания, наносила различные маски на лицо, ванны и массаж с ароматными маслами и, маски на волосы. Придумывала необычные блюда для детей, красиво их украшала. Результат: рутинные, механические действия стали приятными сюрпризами.
3. Особым пунктом хочется выделить процесс получения удовольствий от прикосновений к своему телу и от любования своим телом в зеркале.
Результат: пробуждение любви к своему телу.
4. Училась получать удовольствие от общения с детьми. Я детей гладила, целовала, делала им массаж.
От такого общения получилась взаимная выгода. Я доставляла себе удовольствие от прикосновений, и дети получали необходимое им внимание.
Как результат – улучшение отношений.
5. Занимаясь с мужем сексом, я поменяла акценты в процессе. Поменяла установку: «Доставлять удовольствие, в первую очередь, другому», на – 'Доставлять удовольствие, в первую очередь, себе'. Сразу же увеличилась полнота ощущений, появилась раскованность. Удалось один раз почувствовать, как произошло единение, слияние, открытость друг другу. Муж заметил, что он совсем не устал после секса. А для меня состояние единения и открытости очень трогательно и дорого.
6. Вспоминала то, что доставляло удовольствие раньше. Результат: позволила себе заниматься давно любимыми делами – рукоделием. Открылись новые сферы профессиональной реализации - использование арттерапии в своей работе.
7. Используя визуализацию «Если бы я оказалась совсем одна в волшебной стране…», осознала скрытые желания и новые способы получения удовольствия.
Результат: открытие новых возможностей – написание рассказа.

На своем опыте убедилась, что до тех пор пока осознанно позволяешь своей жизни быть приятной, большая часть ее будет такой. Фактически удовольствие можно найти в любой ситуации, хотя для этого, возможно, придется постараться.

Неожиданным для меня оказалось то, что именно сочетание какого-либо действия и удовольствия, пробуждает творчество.

Душа. Психодинамика.

Среди практик стремящихся к очищению тела и психики, помогающих преодолеть барьеры заблокированных эмоций и создающих благоприятные условия для резкого, «взрывного» высвобождения этих энергий, находятся психотерапевтические практики. Любое психотерапевтическое воздействие направленно на снятие блоков, путем изменения установок и интеграции.
Фрейд всегда отстаивал утверждение, что сексуальность в ее различных формах является центральной проблемой, лежащей в основе психологического приспособления.
Согласно Фрейду, бессознательные содержания психики удерживаются за пределами сознания ценой потери значительного количества либодозной энергии. Фрейд считал, что драматическое освобождение заблокированной энергии дает ощущение «немедленного удовлетворения». Это наблюдение Фрейда нашло свое выражение в психотерапевтической практике Вильгельма Райха и, кроме того, во многих современных формах работы с телом, основанных на том, что мускулатура тела накапливает нарастающее напряжение и вытесненную сексуальность. Открытие Фрейда также легло в основу современных психофизических систем, таких как биоэнергетика, стремящихся к очищению тела и психики, помогающих преодолеть барьеры заблокированных эмоций и создающих благоприятные условия для резкого, 'взрывного' высвобождения этих энергий.
Для Райха, так же, как и для Фрейда, сексуальная энергия является сущностью человеческого существования. Кульминация оргазма является абсолютным освобождением от напряжения, что дает возможность сексуальной энергии высвободиться в акте физической близости и любви. Позднее Райх вывел формулу «биологического напряжения и нагрузки», которое имеет четыре фазы: механическое напряжение, полная биоэнергетическая загрузка, биоэнергетическое высвобождение энергии и расслабление. Он также отмечал, что полный оргазм - это почти трансцендентальное переживание, связанное с потерей 'Я' и чувством глубокого покоя. Поэтому те люди, которые чувствуют вину по поводу сексуальной экспрессии, действуют против потока биоэнергии (или 'органона', как называл ее Райх), создавая тем самым фрустрации и эмоции, которые в дальнейшем вытесняются. Это приводит к невротическому, негативистскому поведению, которое Райх назвал 'панцирем характера'. Сексуальная энергия влияет на автономную нервную систему, которая, в свою очередь, посредством смежных процессов серьезно влияет на определенные органы тела. В то время как здоровый организм существует в режиме напряжения и расслабления - естественного ритма жизни, - в организме, покрытом 'панцирем', сохраняется длительное состояние напряжения. Райх полагал, что невротический тип характера сформирован главным образом сопротивлением свободному течению сексуальной энергии.


Какие терапевтические методы помогли мне в принятии сексуальности и в преодолении барьеров, заблокировавших эмоции
1. Телесно- ориентированная терапия.
Осознание, дистанцирование и наблюдение за чувствами. Проживание и освобождение. Используя ТОТ, мне наиболее эффективно удалось работать с чувством гнева и страхом. Самостоятельно, без участия терапевта, я использовала такие упражнения, как удары тазом о диван, удары ногами об пол, крики, расслабление нижней челюсти.
2. Гештальт-терапия в русле завершения незавершенных вещей. Завершение незавершенных отношений с мужчинами на символическом уровне. Оплакивание обид.
3. Работа с позитивной установкой: «Я красивая, яркая, сексуальная». Проговаривание перед зеркалом, работа с символом – надписью на стене, пропевание.
4.Работа с мотивами соответствующими сексуальной и эдипальной тематике: «Спальня дома», 'Плодовое дерево, плод которого съедается', 'Поездка на попутной машине'. Использование этих мотивов в своей практике в работе с клиентами, позволило наиболее экологично работать с неосознаваемыми установками в отношении сексуальности и секса. Проживание этих мотивов помогает на символическом уровне увидеть ограничивающие установки, проработать их и сформировать новое видение ситуации.
5. Мандалотерапия.
6. Процессуальная терапия. Упражнение: танец-спин взаимоотношений.

Дух. Медитация

«…Любовь – это отношения между вами и кем-то другим. Медитация - это отношения между вами и вами. Любовь движется вовне, медитация движется вовнутрь. Медитация – это не что иное, как отношения с самим собой. Если вы не способны к отношениям с собой, как вы можете ожидать, что окажетесь способным к отношениям с кем-то другим? Таким образом, сначала - любовь к себе». ОШО
Любить значит делиться – но как вы можете делиться, если, прежде всего, у вас ничего нет? Чем вы будете делиться? Медитация даст вам что-то, чем вы сможете поделиться. Медитация даст вам качество, энергию, которая сможет стать любовью, будучи направленной к кому-то другому.
Индусы предпочитали сосредотачиваться на личностных духовных ощущениях. Считалось, что в этом состоянии дух соприкасается с тайнами мира и активно познает самое себя.
Практически каждая религия выработала свои способы погружения в общение с божеством. Один из самых традиционных - молитва.
Текст "Отче наш", например, не просто набор слов - а ритмизованная проза, регулирующая дыхание. Ее темп полностью совпадает с одной из основных индийских мантр (звуковой ряд, применяемый во время медитации).
Медитация дает нашему организму то, что ему сейчас особенно не хватает. Прежде всего, глубокий и полноценный отдых. Причем, времени на это нужно всего-то 15 минут, а результат лучше, чем после часового дневного сна.
Но самое приятное в медитации то, что она полностью нейтрализует стресс!
Для меня медитация как техника, помогала при работе на всех уровнях. Медитация как способ приближения к себе желаемого образа себя. Медитация как способ подпитки энергией солнечными лучами и возможность единения с энергией другого. Медитация как терапевтический метод в режиме сама для себя, как способ обретения желаемого состояния. Медитация для развития профессиональных качеств. Приведу пример медитации, развивающую способность чувствовать энергии других.

Практика – эксперимент «Стена и дверь»
Каждый вечер, прежде чем заснуть, вставала посреди комнаты и начинала смотреть на стену. Сосредоточивши внимание на стене, я была абсолютно закрыта. Я говорила себе: «Никто не может в меня войти, и я не могу выйти – я заключена внутри. Стань этой стеной, - психологически. Пусть вся моя энергия станет стеной, Китайской стеной.
Десять минут я была стеной, нагнетая напряжение. Я покрывалась испариной, начинала дрожать, возникала тревога. Для меня это страшное состояние, но в тоже время знакомое.
Затем, сидя перед открытой дверью – становилась дверью.
На десять минут – стеной и на двадцать минут - дверью.

Например, медитация «Слияние». Эту медитацию мы практиковали вместе с мужем
Вечером садились лицом друг к другу ибрались за руки, крест-накрест. Десять минут смотрели друг другу в глаза, и если тело начинало двигаться и покачиваться, позволяли ему это. Через десять минут оба закрывали глаза и еще десять минут позволяли движения покачивания. Затем вставали и покачивались вместе, держась за руки, еще десять минут
Это глубоко смешает ваши энергии.

Отношения. Согласно даосскому учению на свет мы появляемся добрыми, благородными и способными к состраданию. Все наши достоинства проистекают из запасов внутренней энергии, которая называется «цзин», сосредоточена во внутренних органах и постепенно расходуется в течение жизни. Ее потери мы частично возмещаем свершением разных добрых дел и правильным питанием.
Мы живем вместе, никогда не зная ничего о том, что значит быть вместе. Вы можете жить рядом много лет, не зная, что такое близость.
Брак почти никогда не случается, потому что брак означает празднование близости. Это не удостоверение. Это полный переворот в существе, великая трансформация в самом стиле жизни, которые могут случиться, только когда вы празднуете близость, когда другой больше не ощущается как другой, когда вы больше не ощущаете себя, как «себя».
Тот, кто узнал близость, узнал божественное. Тот, кто действительно знает брак, знает божественное, потому что любовь – величайшее, что есть в мире.

Просто достичь сексуальной зрелости не значит стать взрослым.
Говоря «зрелость», я подразумеваю внутреннюю цельность. И эта цельность приходит, только когда вы прекращаете делать ответственными других, когда вы прекращаете говорить, что страдание создает другой, когда вы начинаете осознавать, что творец вашего страдания – вы сами.

Как только вы признаете: «Я ответственен за свое существо. Что бы ни происходило, я тому причиной, я это сделал», – внезапно ваше сознание сдвигается от периферии к центру. Теперь вы становитесь - впервые - центром своего мира.
Теперь можно сделать многое… потому что все, что вам не нравится, можно отбросить; все, что вам нравится, можно усвоить; всему, что ощущается вами, как истинное можно следовать, и ничему, что ощущается, как неистинное, следовать ненужно, потому что теперь вы центрированы и укоренены в себе.

Заключение

Выводы по гипотезе
  • Гипотезу, выдвинутую в начале работы, хочется уточнить и перефразировать. Достижение цели происходит легче, гармоничнее и быстрее, если работу начинать с «низших» уровней, начиная с принятия тела, прорабатывая 'родительские фантомы'
  • Удовольствие во время процесса – это критерий того, что твое, а что нет. Если при выборе практик и технологий пользоваться таким критерием, как удовольствие, то результат преумножается. 3) Именно состояние удовольствия стимулирует развитие творчества.

Дополнительные выводы
  • Такая интенсивная и массированная работа провоцирует, активизирует, поднимает со дна внутренние конфликты, не проявленные и не принимаемые чувства (гнев, страх, стыд, обиду).
  • В процессе интеграции
Расширяется диапазон, увеличивается амплитуда в переживании и проявлении чувств.
Например, позволив проявить гнев во время холотропного дыхания, у меня появились новые, более сильные сексуальные переживания.
Я тотально стала переживать состояние отчаяния и все чаще стала испытывать чувство радости.

Список литературы

1. Бхагван Шри Раджниш. Секс
Журнал "Путь к себе", М., 1992, No3
2. Цзя, Маниван Цзя. Совершенствование
женской сексуальной энергии. - М., 1995, с. 42-57
3. Андрэ ван Лисбет. Пранаяма. Путь к тайнам йоги. – К.:»Янус', 2000.
4. Яна Цзуньмина по цигуну.
5.Невилл Друри. «Трансперсональная психология».
6.Лора Дей «Практическая интуиция в любви».
7. Кен Уилбер. «Интегральная психология».
8. Ошо. Лекарство для души. – С-Пб., «Весь», 2004.