Институт Коучинга
Институт Коучинга
Счастье в деятельности: энергия для достижения результатов
1 апреля 2015, 12:19
1029
Содержание:

1. Что такое счастье  
2. Трансформация, развитие, свой путь 

3. Оптимизм

4. Смысл

5. Развитие

6. Поток

7. Любовь

8. Игра

9. Влияние  

10. Практические задания 
    11. Список книг

    1.png

    Здравствуйте, дорогой участник тренинга!

    Спасибо, что Вы решили инвестировать свое время и энергию в практическое 
    изучение темы «Счастье в деятельности»!

    В этой небольшой книге мы собрали основные понятия, интересные мысли, 
    различные точки зрения и неожиданные выводы по теме счастья в деятельности 
    и основных источников энергии в работе. 

    Также вы найдете здесь описание ряда практических упражнений, которые мы 
    будем делать на самом тренинге и после него. Каждую практику можно делать 
    самостоятельно, вместе с другим человеком, или в своей команде союзников. 

    Я уже восемь лет ищу рецепты счастья, и чем больше ищу, тем меньше я в них 
    верю.

    Известно, что каждый понимает по-своему, что такое счастье. Для каждого из 
    нас существует собственная тропинка к этому состоянию, своя дорога туда. 

    Все, что мы будем делать в процессе прохождения программы, поможет Вам в 
    поиске своего счастья в деятельности. Но это не заменит Вашей полной 
    включенности и вашего активного исследования, чтобы получить именно Ваш, не 
    обусловленный чужими представлениями ответ на вопрос – «А что такое счастье 
    для меня и что нужно мне для достижения счастья в деятельности?» 

    Вот к такому исследованию я вас и приглашаю.
    С уважением,
    Филипп Гузенюк

    2.png

    1. Что такое счастье?

    1. Счастье – это внутреннее состояние
    • Счастье - это состояние. Оно либо есть здесь и сейчас. Либо его нет. Либо вы его
    • чувствуете. Либо нет.
    • Спросите себя - я сейчас счастлив? Счастливая ли у меня была неделя? Месяц? Год?
    • Нужен один искренний вопрос. И один искренний ответ.
    1. Счастье – это «высшее благо»
    • Аристотель пришел к выводу, что счастье - это конечное или высшее благо. Повторив
    • вопрос «зачем?» относительно любого блага в жизни несколько раз, вы придете к
    • конечному ответу «чтобы быть счастливым».
    • Высшее благо счастья не останавливает человека, а наоборот усиливает его и
    • побуждает к движению. Активность счастливого человека – не вынужденная. Эта
    • активность от радости, от избытка, от желания делиться.
    1. Счастье – это ресурс для достижения результата
    • Лучшие спортсмены получают огромное удовольствие от тренировок. Счастье, радость, экстаз, духовное удовлетворение - от десятков тысяч часов тяжелейших физических, ментальных, эмоциональных нагрузок.
    • Состояние счастья дает энтузиазм, дает энергию, позволяет лучше фокусировать внимание, помогает ставить более амбициозные цели, помогает быть более настойчивыми в их достижении, помогает вести за собой других людей. Счастье - ключевое конкурентное преимущество и мощнейший ресурс для успеха в любом деле.
    1. Счастье - это выбор
    • Сотни исследований последних лет с участием миллионов респондентов показывают, что люди во взрослом возрасте способны повышать свой уровень счастья. Причем, не просто на пару дней или на неделю, а кардинально и долгосрочно - на всю жизнь.
    • 40% вашего уровня счастья - это то, на что влияете вы. Это выбранная вами жизненная позиция, ваш подход к жизни, ваша личная философия, воплощенная в наборе простых привычек и стратегий поведения.
    1. Счастье = здесь и сейчас
    • Счастье – от слов СЕЙЧАС ЕСТЬ. Если вы думаете, что счастье наступит когда-то в будущем, или что оно было в прошлом, вы ошибаетесь. Счастье либо есть здесь и сейчас, либо его нет.
    • Счастье – это искусство находиться в моменте здесь и сейчас и принимать его полностью. Это особое искусство полностью принимать любые ситуации, не только безоговорочно прекрасные. Все, что происходит сейчас внутри вас и в мире вокруг.
    1. Счастье - это лакмусовая бумажка
    • Устойчивое состояние счастья - это лучший признак того, что вы движетесь своим путем, в соответствии со своим предназначением. Состояние счастья - это лакмусовая бумажка, это ваш простой тест, который позволяет понять, соответствует то, что вы сейчас делаете, вашей внутренней сути или нет.
    • Простой вопрос «счастлив ли я сейчас?» поможет «поймать», что не так в том, что происходит, и вернуться на правильный курс.
    1. Счастье – не легкая прогулка
    • В сознании людей счастье часто связано с удовольствием от потребления материальных благ и впечатлений. Но на деле это не так.
    • Счастье – это не легкая прогулка. Это то, что возникает в вас, когда вы находитесь в контакте с собой. С собой настоящим. В контакте со своей глубиной. Вспомните сложные моменты своей жизни, которые вы встретили с достоинством, и там вы найдете его - состояние счастья.
    1. Деятельность – это источник счастья
    • Удовольствие от работы зависит от ее содержания всего на 10%. Остальные 90% составляет отношение к работе. То есть количество моей радости от работы определяется тем, как я ее делаю.
    • Начните относиться к своей работе не только как к источнику заработка, или возможности достичь успеха, а именно как к источнику счастья. Начните делать то, что вы делаете сейчас, с любовью и полной самоотдачей. Вы будете больше использовать свои сильные стороны, чувствовать больше удовольствия от работы, находить более красивые решения, получать отличные результаты и расти.
    • Если вы умеете получать удовольствие от своей работы, то вопрос эффективности не стоит - вы уже очень эффективны.
    • Все мы хотим иметь «хорошую работу». При этом многие относятся к своей текущей работе, как к чему-то тяжелому и неприятному. Те слова, которые мы говорим о работе сегодня, описывают наше рабочее завтра.
    • В среднем люди гораздо более счастливы в рабочие дни, в процессе своей деятельности, чем на выходных или в тех ситуациях, которые они привыкли называть отдыхом.
    1. Самая полезная компетенция лидера
    • Дэниел Гоулман выяснил, что 80% навыков, которые необходимы руководителям высокого уровня – это не логическое мышление, не высокий интеллект, не умение решать проблемы, а именно эмоциональная компетентность. Это способность осознавать свои эмоции и эмоции других людей, управлять своими эмоциями и эмоциями других и на этой основе строить взаимодействие.
    • Счастье в деятельности – это одна из ключевых компетенций руководителя. Только счастливый в своей деятельности лидер способен “производить энтузиазм, включенность и намерение сотрудников решать задачи компании”.
    • Лучшие лидеры взаимодействуют с людьми таким образом, что заряжают их позитивной энергией. Они способны в сложных ситуациях, в условиях постоянного стресса и цейтнота быть энергичными, заряженными, позитивно настроенными и передавать свое состояние другим.
    1. Счастье в деятельности для себя, команды и компании
    • При работе с темой счастья в деятельности необходимо учитывать все три уровня – я сам, моя команда и компания, в которой я работаю. Все они взаимно влияют друг на друга, и важно смотреть на них комплексно.
    • Думайте как собственник своей компании, и вы будете получать гораздо больше энергии от своей работы. Если вы смотрите на компанию в целом, видите в чем счастье, а в чем точки потери энергии, то вы очень быстро выходите на другой уровень развития.
    1. Счастье в деятельности – это мировой тренд
    • Сегодня создается новая экономика, в которой будет максимизироваться не прибыль, а счастье, радость, эмоциональная отдача. Лучшие люди, максимально успешные и эффективные в экономике знаний, будут работать именно в тех компаниях, которые будут способны обеспечить им большее количество счастья в деятельности.
    • В России о счастье и вовлеченности сотрудников говорят на многих конференциях разного уровня. Специальный форум, посвященный тому, как «выигрывать сердца сотрудников» (ReForum Winning The Hearts) показывает, что это сегодня тренд в работе самых продвинутых компаний.
    1. Можно ли научиться счастью?
    • Счастье – это ежедневная практика. Сам осознанный фокус на состоянии счастья увеличивает счастье. Если я понимаю, что могу входить в него через фокус внимания и контакт с собой, то уже это делает меня более счастливым.
    • Есть огромная ценность в том, чтобы прочувствовать, что такое состояние счастья для меня. Здесь нужен не интеллектуальный ответ, а поиск этого ощущения, пребывание в нем, телесное знание, прожитое на опыте.
    • Часто лучший вопрос, который можно задать в сложной ситуации: «А что бы я сделал, если бы единственной моей задачей было просто получить удовольствие от процесса?» Происходит мгновенное переключение энергии и находится удивительно простое решение. Попробуйте.
    1. Ссылки по теме
    Книги: 
    • Крис Прентисс. «Счастье по дзен»
    • Экхарт Толле. «Сила настоящего»
    • Соня Любомирски. «Психология счастья. Новый подход»
    • Гретхен Рубин. «Проект Счастье. Мечты. План. Новая жизнь»

    3.png

    2. Трансформация, развитие, свой путь

    1. Вертикальное развитие 
    • Люди развиваются по спирали. Есть уровни, есть переходы. За свою жизнь человек может пройти несколько таких прорывов, переходов на новый уровень. Некоторые люди развиваются быстро, некоторые всю жизнь остаются на одном и том же уровне, не продвигаясь выше. 
    • Горизонтальное развитие – это развитие в том, ЧТО вы делаете: получение дополнительных знаний и навыков, “установка новых программ на ту же операционную систему”. 
    • Вертикальное развитие – это развитие в том, КАК вы это делаете. Освоение другого способа мышления и действия, обновление “самой операционной системы”. В результате человек способен решать задачи другого уровня сложности, у него повышается качество эмоционального восприятия, возникает другое социальное взаимодействие и более далекий горизонт планирования 
    1. Трансформация: «Путь героя» 
    • Выход на новый уровень счастья в деятельности - это трансформация. Меняется образ жизни, вы начинаете по-другому себя чувствовать, по-другому действовать, меняется ситуация вокруг. И это не происходит мгновенно и гладко. На этом пути есть кризисы, боль, сомнения. 
    • Структура любого трансформационного перехода – «Путь героя». Этот процесс присутствует в историях и мифах разных культур. Этот путь легче пройти, если есть карта этого перехода-путешествия. 
    Этапы перехода:
    • Сначала герой живет в обычной реальности. Что-то его устраивает, что-то не очень, но все – привычная ситуация. 
    • Затем герой слышит зов - зов изменений, который зовет его в новую реальность. Если он не принимает зов, жизнь начинает «звать» громче - приходят сложные ситуации, проблемы. Жизнь показывает, что пора двигаться дальше. 
    • Если герой принимает зов, он должен сформировать свое намерение - Я хочу изменений, и я туда пойду. 
    • Он оказывается перед порогом. Это то место в путешествии, где нужно принять на себя риск. Сделав этот шаг, обратно уже не вернуться 
    • На пороге есть сила намерения, которая толкает вперед. И есть сила «привратника», которая говорит - не ходи, там страшно, опасно, неизвестность. Многие люди «мнутся» на пороге годами, их разрывает этот внутренний конфликт. 
    • Если герой делает шаг через порог, он оказывается в новой реальности. В новом мире. Тут все не так, как раньше. Пока непонятно, как работает этот мир. 
    • За порогом к герою приходят союзники, которые помогают двигаться вперед. 
    • На этом пути он встречается с вызовами, препятствиями, «драконами» и «демонами» - той силой, которая мешает, уводит с пути. 
    • Кульминация проявления этой силы - это точка «смерти» или точка «темной ночи души», в которой герой сталкивается с самым большим препятствием этого периода жизни. 
    • Если герой справляется с этой точкой, он выходит перерожденным. Он получает «подарок силы» - обновление, новое «оружие», новую стратегию, новый принцип жизни. Он сделал величайшее открытие этого периода. 
    • Далее герой практикует свое новое знание, проходя испытания. Задача этапа – научиться применять это знание на практике, перевести из чуда в доступный способ действия, сделать «частью себя». 
    • Когда герой освоил новое знание, он возвращается в обычную реальность. Он приходит в свое племя, семью, компанию, круг друзей с новыми силами, с новой идентичностью. 
    • Важнейший момент на этом этапе в том, что герой должен поведать свою историю силы своему племени. И прежде всего, самому себе. 
    Когда история рассказана - цикл завершен. Я освоился в новой реальности, она стала
    обычной и привычной для меня. И может начаться следующий цикл, чтобы двигаться
    дальше. 
     
    1. Ссылки по теме 
    Книги:
    • Джозеф Кэмпбелл. «Тысячеликий герой». 
    • Дон Эдвард Бек, Кристофер К. Коуон. «Спиральная динамика. Управляя ценностями, лидерством и изменениями в XXI веке». 
    • Robert Kegan, Lisa Laskow Lahey. How the Way We Talk Can Change the Way We Work: 
    • Seven Languages for Transformation. («7 языков трансформации. Как наш способ говорить меняет наш способ работать») 
    4.png

    3. Оптимизм

    1. Философия оптимизма 
    • Оптимизм — это личная философия, способ думать, особый подход к жизненным ситуациям. Это способность воспринимать любую ситуацию, как самое лучшее, что может случиться. 
    • Оптимизм - это личная философия. Из отдельных объяснений отдельных ситуаций складывается философия человека, его жизненное кредо, его взгляд на мир. 
    1. Оптимизм помогает получить энергию из сложностей 
    • Суть философии оптимизма — в способности находить творческие решения и позитивные эмоции в самых сложных ситуациях. Калибр оптимиста тем больше, чем более сложную ситуацию он может «переработать». 
    1. Оптимист – это не «позитивный идиот» 
    • По мнению многих, оптимист - это тот человек, который не замечает сложностей жизни, это «плохо информированный пессимист». Это тот человек, который в розовых очках с розовым шариком идет по кладбищу широкими шагами. Первый люк - это его люк. Первый столб - это его столб. Это убеждение имеет право на жизнь. Но сущность оптимизма в другом. 
    1. Оптимизму можно научиться 
    • Одно из главных заблуждений про оптимизм (и пессимизм) состоит в том, что это врожденное, это особенность характера человека, это не меняется. Доктор Мартин Селигман в своих исследованиях показал, что и оптимизм, и пессимизм - это приобретаемые навыки. Пессимизм - это «выученная беспомощность». Оптимизм - это тоже благоприобретенное качество. Оптимистами не рождаются. Ими становятся. 
    • Оптимизм - это ментальная привычка. То есть привычка думать. Это определенный образ мыслей. В мозгу триллионы нейронных связей. По ним бегают импульсы мыслей. Какие-то связи используются реже - там едва заметная тропинка. Какие-то чаще - тут уже есть проселочная дорога привычки. А другие используются очень часто - тут уже мощный автобан. Оптимизм - это такая дорога. 
    1. Оптимизм – это отношение к прошлому, настоящему и будущему 
    • Оптимизм - это «стиль объяснения». Стакан воды полный или пустой? Это проблема или возможность? Все кончено! или Все только начинается! Оптимизм - это наш стиль интерпретации происходящего. Это особый способ делать выводы из того, что происходит. 
    • В настоящем оптимист видит ресурсы и возможности, в прошлом (даже в самом неприятном) - уроки и ценный опыт, а в будущем — наилучшие перспективы развития событий. Пессимист в прошлом видит поражения и боль, в настоящем проблемы, в будущем - пугающие сценарии развития событий. 
    • Настоящий оптимист умеет праздновать победы и радоваться успехам. Пессимист не может насладиться успехом, даже когда достигает его. Он сразу ищет минусы, расстраивается, начинает думать о будущих проблемах. 
    • Оптимист воспринимает успехи как общие, стабильные, присваивает их себе. Оптимист трактует неудачи как локальные, временные, случайные, объясняет их внешними причинами. 
    1. Оптимизм разной глубины 
    • Есть три способа видеть ценность. Базовый поверхностный уровень – человек видит только плюсы. И получает удары с неожиданной для себя стороны. Но иногда очень важно фокусировать свое внимание именно на плюсах. Второй уровень – человек видит минусы, но делает из них плюсы. Продвинутый уровень – когда человек смотрит и в плюсы, и в минусы. Видит сложности, ограничения, страхи, испытывает негативные эмоции, но видит в этом ценность. 
    1. Оптимизм – свойство успешного лидера 
    • Оптимизм, (также как и пессимизм) – заразителен. Оптимисты – это лидеры, которые заряжают своей уверенностью, «резонансные» лидеры. Очень важное открытие Дэниела Гоулмана – в том, что способность пропитывать команду  позитивными эмоциями – это одна из ключевых компетенций успешного руководителя в любые времена, а особенно в периоды кризисов и сложностей. 
    1. Методика позитивного исследования 
    • Это особый, оптимистичный подход к управлению изменениями, лидерству, развитию людей и организаций. В противоположность теориям менеджмента, основанным на поиске и решении проблем, методика позитивного исследования (Appreciative Inquiry) фокусируется на поиске и выращивании той ценности, которая уже присутствует в организации или человеке. Эта ценность способна стать основой для успешной трансформации. 
    1. Оптимизм в компании 
    • Компания-оптимист ставит себе наглые амбициозные цели. У нее есть смелость желать. Все возможно. «Кто, если не мы?» Мотивация не на избегание, а на достижения. 
    • Менеджмент сильных сторон. Определение менеджмента Питера Друкера: «Менеджмент – это искусство выстроить сильные стороны компании так, чтобы слабые потеряли значимость». 
    • Степень оптимизма можно оценить по тому языку, который используется в компании. Чем наполнены коридоры? 
    • Оптимизм - это элемент «культурного диалога» компании – особенностей языка, предпосылок, ожиданий и практических методов, которые утвердились как неписанные нормы в корпоративной культуре. 
    1. Ссылки по теме 
    Книги:
    • Мартин Селигман. «Как научиться оптимизму. Измените взгляд на мир и свою жизнь» 
    • Мартин Селигман. «В поисках счастья» 
    • Крис Прентисс. «Счастье по дзен» 
    • Robert Kegan, Lisa Laskow Lahey. How the Way We Talk Can Change the Way We Work: Seven Languages for Transformation. («7 языков трансформации. Как наш способ говорить меняет наш способ работать») 
    Фильмы:
    Сайт:
    О методе позитивного исследования (Appreciative Inquiry):
    5.png

    4. Смысл

    1. Что такое смысл в деятельности? 
    • Смысл – это ответ на вопрос «Зачем», «Ради чего» вы делаете то, что вы делаете. Смысл - мощнейший источник энергии. Если вы видите в своей работе смысл, даже самые неприятные и рутинные дела приносят вам радость. 
    • Это ответ на вопрос «Зачем» особого качества - не интеллектуальный, а глубокий, который человек ощущает, чувствует сердцем, который соответствует его реальным ценностям. 
    1. Смыслы работы, карьеры и призвания. 
    • Есть три уровня смысла - работы, карьеры и призвания. «Работа» – это зарплата, вознаграждение в той или иной форме. «Карьера» – это развитие, рост профессионализма, статуса, уровня влияния, масштаба проектов. «Призвание» - это когда вы делаете то, что любите и вносите важный вклад. Важно, чтобы в любом деле присутствовали все эти три уровня. 
    1. Авторство смыслов 
    • Есть мнение, что смысл дается нам в ситуации. Он либо там есть, либо его нет. На самом деле любую ситуацию наполняет смыслом сам человек, и это важно осознать. Смысл – это ответ на вопрос «Зачем», который поставлен жизнью перед человеком. 
    • Часто человек является «потребителем» смыслов и живет по тем смыслам, которые ему дала семья, компания или государство. Это просто. Но если он проведет работу по осознанию и принятию смыслов, он будет действовать из внутренней мотивации, совсем на другом уровне энергии и с другими результатами. 
    1. Три базовых вопроса для поиска смысла 
    • Смыслов в каждый момент может быть несколько. Задавая себе три базовых вопроса – «Что происходит?», «Какое значение это имеет для меня?», «Что я буду делать? » - вы можете создавать для себя смысл, значение любой ситуации и получать энергию для движения вперед. 
    1. Миссия, призвание и цели 
    • Смыслы могут быть в разных горизонтах. Личная миссия человека - это глобальный базовый смысл. Среднесрочные смыслы в работе проявляются в целях. Цели говорят, от чего к чему вы сейчас идете. 
    • Человек, который находится на очень высоком уровне развития, осознает личную миссию, и живет из этого уровня, он не цепляется к целям и результатам. Просто живет тем, чем он является в этом мире. 
    • С каждым годом развивающийся человек трансформирует и чувствует полнее свой ответ на вопрос «Зачем». Личную миссию люди осознают в лучшем случае после 45 лет. 
    • Если вы идете по своему пути, используете свои таланты и уникальные способности, вы двигаетесь в направлении своего призвания и получаете очень большой заряд энергии на ежедневную деятельность. 
    1. Постановка вдохновляющих целей 
    • В вашей цели должна быть энергия на реализацию себя. Если цели человека, команды, компании – имеют смысл, значимы и дают энергию – это очень мощная составляющая счастья. 
    • Чтобы ставить цели, дающие энергию, нужно опираться на ценный опыт и мудрость прошлого, быть в контакте с тем, что есть в настоящим и видеть вдохновляющий образ себя или компании в будущем. 
    • Бесполезно ставить цели подчиненным, если вы сами не верите в результат, он для вас не очень важен, есть какие-то сомнения или препятствия внутри. Так ничего не получится. 
    1. Смысл как инструмент лидера 
    • Смысл – это мощный инструмент лидерства. Лидер по сути отвечает для людей на вопрос «Зачем». В этом его функция, он помогает найти эти ответы – и общие и личные для каждого. 
    1. Смысл как поле конкуренции 
    • Компании тоже конкурируют на смысловом поле. Одни говорят о функциональности своих продуктов. Другие – о том, как человек с этим продуктом сможет выразить себя, отличаться от других. Третьи обращаются к потребности человека влиять на свою жизнь. А есть компании, которые смотрят на сотню лет вперед, считают своей основной целью сохранение Земли, и делают для этого все, что в их силах. 
    1. Ссылки по теме 
    Книги:
    • Виктор Франкл. «Человек в поисках смысла» 
    • Кен Робинсон. «Призвание. Как найти то, для чего вы созданы и жить в своей стихии» 
    • Шон Ачор. «Преимущество счастья. 7 принципов позитивной психологии, которые сделают вас успешным на работе» 
    • Дэниел Пинк. «Драйв. Что на самом деле нас мотивирует» 
    Фильмы:
    Сайт:
    6.png

    5. Развитие

    1. Что значит «учиться у дела»? 
    • Саму деятельность можно превратить в источник развития. Развитие в работе – это способность постоянно учиться у своего дела. Не на тренингах и курсах, а непосредственно в том, что вы делаете. 
    • Обучение – это способность делать вещи по-новому. Самое важное здесь – уметь осознавать свой опыт, впитывать его, систематизировать его и действовать уже по- другому на каждом следующем шаге. 
    1. Как стать мастером 
    • Лучшие мастера в любом виде деятельности – это люди, которые постоянно учатся и растут в том, что они делают. Всю жизнь. Их кривая обучения постоянно идет вверх. 
    • Эксперт по исследованию экспертов Андерс Эриксон говорит, что для того, чтобы стать мастером, необходимо 10 000 часов практики в своем виде деятельности. Это примерно 10 лет упорной ежедневной работы. 
    • Не всякая практика приводит к мастерству. Необходима «осознанная практика» - особое качество проживания рабочего опыта. Мастер отличается тем, что он как кит отфильтровывает из морской воды ежедневной работы драгоценный планктон опыта. 
    1. Развитие – источник счастья 
    • Если вы развиваетесь в своей работе, она вам становится все более и более интересна. А если вам ваша работа интересна, то вы в ней быстро развиваетесь. Поэтому, если вы учитесь в том, что вы делаете – это приносит вам счастье и удовольствие от работы. 
    1. Нет вопроса – развиваться или нет 
    • Живые системы не умеют стоять на месте – они либо развиваются, либо разрушаются. То есть постоянное развитие неизбежно. 
    1. Развитие – путь к себе 
    • У человека есть внутренний потенциал, который хочет раскрыться в ходе жизни. Человек – как река, которая хочет протечь, пройти свой путь. Если человек не развивается, то он блокирует эту энергию. Река начинает давить на плотину. Если вы не развиваетесь, ваш потенциал может разрушить вас изнутри. 
    • Если в любой работе находить пространство для развития и применения своих талантов, то жизнь приведет вас к той деятельности, в которой ваши способности будут раскрываться наиболее полно – вашему призванию. 
    1. Я - летчик 
    • План полетов — полеты — разбор полетов. Так учатся военные летчики и лучшие профессионалы. Короткая пауза, чтобы спланировать. Взрыв энергии, включенная активность, полное погружение в «полет». Короткая пауза, чтобы проанализировать ошибки и сильные ходы, превратить их в выводы и уроки, учесть на будущее. Чтобы завтра летать на новом уровне. Развитие никогда не заканчивается. 
    1. Хорошо приготовленная ошибка 
    • Хорошая ошибка – та, из которой извлечен ценный урок. Превратите ошибки в источник обучения. Ловите ценные ошибки, празднуйте их, разгадывайте загадки, которые они задают. Делитесь с людьми философией настоящего «охотника за ошибками». 
    • Все ниши, в которых можно было что-то линейно спланировать, уже давно заняты. Когда в проекте что-то идет «не так» — это прекрасно. У нас есть шанс выйти за рамки своих ожиданий и представлений. Найти нестандартное, творческое, уникальное решение. 
    1. Моя тема исследования 
    • Хорошая тема исследования в работе способна преобразить скучную работу в увлекательное путешествие. Есть ли у вас такая тема? Родная, интересная, важная вам тема исследования? Тема, в которой поймана самая суть вашей работы? Тема, каждый шаг в освоении которой приносит новый уровень профессионализма? Такая тема позволяет собирать ценный опыт и притягивает его как магнит. 
    1. Вопросы, которые развивают 
    • Одна из мощнейших стратегий обучения связана с «подвешиванием» хороших вопросов. Самые сильные вопросы не имеют мгновенных и однозначных ответов. Они сложны, неудобны и красивы. Такие вопросы интересны, они вдохновляют и развивают - как отдельных людей так и целые сообщества. 
    1. Учиться – значит делать! 
    • Не убивайте свои знания! Они выдыхаются с каждой минутой. Учиться — значит делать! Станьте мастером применения полученных знаний в ту же секунду, в которую вы их получили. Как только вы начинаете внедрять знания на практике, в вашу жизнь приходит интерес, приходит игра. Уже через несколько минут у вас появляются свои новые идеи, понимание, что работает, а что нет, новые вопросы, новые возможности, новые результаты. 
    1. Поймайте свою энергию обучения 
    • У каждого человека – свой уникальный способ обучения. Кто-то - исследователь, который азартно ищет ответ на важный вопрос. Кому-то важно понять общую логику, систему, ее элементы и потом разложить все по полочкам. Кто не поймет, пока не пощупает в руках. Кто-то учится, объясняя другим. В чем ваши самые сильные стратегии обучения? Используйте их! 
    1. Три уровня обучения 
    • Билл Торберт, американский эксперт в области управления изменениями и трансформационного развития, говорит о трех уровнях обучения. Первый уровень - когда изменяются действия, второй уровень - когда меняются стратегии, и третий -, когда меняется идентичность человека. 
    1. Учиться никогда не поздно 
    • Не важно, сколько вам лет – учитесь. В сегодняшнем мире - огромная скорость изменений и доступна любая информация. Данные в профессиональной области устаревают за три года. С другой стороны - становится все больше людей, которые делают несколько карьер, осваивают несколько разных областей в течение жизни. 
    1. Учитесь у мировых экспертов 
    • Нобелевские лауреаты обычно оказываются учениками других нобелевских лауреатов. Неважно, где вы живете, сегодня вы можете учиться у мировых экспертов практически в любой области деятельности. У настоящих экспертов высокого уровня есть огромная потребность делиться своими знаниями. Огромная потребность в слушателях, которые готовы их по-настоящему услышать. 
    1. Станьте маньяком записей 
    • У каждой идеи есть несколько состояний. Если вы просто о ней думаете — это газообразное состояние, если вы о ней кому-то рассказываете вслух — жидкое, если вы записали идею — твердое. Записывайте ценные идеи и мысли, которые относятся к работе. Записывайте выводы после какого-то мероприятия, лекции, книги – чему они вас научили. Это ваш золотой багаж.  
    1. Вдох и выдох 
    • В творчестве есть «вдохи», когда ты впитываешь информацию и впечатления - это обычно называется обучением и «выдохи», когда ты создаешь что-то – это обычно называется творчеством. Если не вдохнешь, то и не выдохнешь и наоборот, каждый выдох дает пространство для вдоха. Чтобы знание прижилось, нужно его не только вдохнуть, но и выдохнуть – что-нибудь сделать, написать, рассказать об этом. 
    1. Расскажи и сам поймешь 
    • Когда вы обучаете чему-то другого человека, вы сами очень интенсивно учитесь. Глубоко осмысливаете вопрос и добираетесь до самой сути, облекаете свои знания в ясные формулировки. Роль учителя формирует ответственную и активную позицию по отношению к предмету. 
    1. Три круга обучения 
    • Внутренний круг - круг обучения непосредственно в процессе работы. Следующий круг — это круг обучения, которое про работу, но не на работе - семинары, тренинги, книги, статьи, видео, которые помогают вам продвинуться в своей профессии. Третий, внешний круг – то, что не имеет отношения к работе, но вы очень хотите этому научиться. Бывает, что одно такое дело просто переворачивает человека, запускает процесс развития. Появляется желание учиться чему-то новому в своем деле, отпускает «профессиональное выгорание». 
    1. Друзья по развитию 
    • «По-настоящему интересная работа может быть сделана только в сообществах друзей» - говорит Билл Торберт. Очень многие люди существуют в неком вакууме. Они развиваются, растут в одиночку. Но в сообществах, где есть пространство доверия и уважения, где все могут быть очень разными, каждый может исследовать важные для себя вопросы и получить мощную поддержку в развитии. 
    1. Ссылки по теме 
    Книги:
    • Стивен Р. Кови «7 навыков высокоэффективных людей» 
    • Питер Сенге. «Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающейся организации» 
    • Дэниел Пинк. «Драйв. Что на самом деле нас мотивирует» 
    • Мэрилин Аткинсон, Рае Т. Чойс. «Мастерство жизни. Внутренняя динамика развития» 
    Сайт:
    7.png

    6. Поток

    1. Что такое поток? 
    • Поток – это состояние максимальной концентрации и высшей эффективности в деятельности. Состояние полного слияния со своим делом, поглощения им, когда не ощущаешь времени, самого себя, когда вместо усталости возникает постоянный прилив энергии. 
    • Автор теории потока Михай Чиксентмихайи описывает состояние потока так: «Ты полностью вовлечен в деятельность ради неё самой… Время летит. Каждое действие, движение, мысль следует из предыдущей, словно играешь джаз. Всё твоё существо вовлечено, и ты применяешь свои умения на пределе». 
    1. Поток – универсальное состояние, дающее счастье 
    • Михай Чиксентмихайи исследовал состояние потока, опрашивая тысячи людей разных профессий из 100 стран, и пришел к выводу о том, что это универсальное состояние для совершенно разных людей, которое им дает счастье. 
    • В потоке удовольствие сливается с усилиями и смыслом, порождая питающее энергией активное состояние радости. Радость потока – это высшая награда, которой может одарить нас природа за стремление к решению все более и более сложных задач. 
    1. В потоке - максимальная результативность 
    • В потоке вы создаете лучшее, на что способны. По исследованию McKinsey, эффективность человека в состоянии потока в 5 раз выше по сравнению с обычными состояниями сознания. 
    • Когда вы в потоке, вы достигаете максимальных результатов с легкостью. Возникает даже такое ощущение, что вы ничего не сделали. Оно как-то само случилось. 
    1. Быстрый рост и развитие в потоке 
    • В состоянии потока вы максимально быстро учитесь и осваиваете новое, как будто впитываете информацию всем телом. Вы учитесь, даже не замечая этого, и не прилагая никаких усилий. 
    • Как правило, человек в деятельности входит в поток в тех делах, в которых он талантлив. Когда вы применяете свои уникальные таланты, вы делаете это в потоке, достигаете больших результатов и быстро развиваетесь в этом деле. На потоковых делах можно построить свою стратегию развития в профессии. 
    1. Поток – состояние полного контроля 
    • В потоке вы сфокусированы на значимых задачах, у вас есть ощущение ясности, понимания, что делать, и полного контроля над происходящим и своими действиями. 
    1. В потоке изменяется ощущение времени 
    • В потоке вы теряете ощущение времени. Бывает, что оно летит незаметно, а иногда, особенно в экстремальных ситуациях, за несколько секунд проходят минуты и часы. 
    1. Исчезает осознание своего «Я» 
    • В процессе потоковой деятельности увлечённость человека задачей настолько высока, что он забывает о себе, своих потребностях, тревогах и проблемах. 
    • В потоке отсутствуют чувства и эмоции. У вас просто нет свободного объема внимания, который нужен для того, чтобы осознать их. Вы полностью сфокусированы на том, что происходит здесь и сейчас. Эмоции и оценки приходят уже потом. 
    1. Поток «заразителен» 
    • Когда вы в потоке - вы вовлекаете в нее своих сотрудников, коллег и клиентов. Лучшие руководители, ораторы, тренеры, переговорщики - общаются в состоянии потока. 
    • Наблюдая за работой настоящего мастера, за тем, как играет ребенок, хочется к ним присоединиться – попадаешь в состояние потока. 
    1. Опыт потока есть у каждого 
    • Чаще всего состояние потока автоматически возникает во время занятий спортом, в процессе доверительного общения с другим человеком, во время публичного выступления, написания статьи, занятия любимым делом или творчеством, наслаждения хорошей книгой, фильмом или музыкой, езды за рулем, соприкосновения с красотой или природой. 
    1. В поток можно научиться входить 
    • В поток можно научиться входить по собственному желанию. Можно превратить те дела, которые сейчас вызывают скуку, апатию, нервозность, напряжение, в потоковые дела. Это тактическая вещь, ее можно освоить как привычку. Есть техники и практики входа в поток. 
    1. Настоящие мастера творят в потоке 
    • Настоящие мастера делают свою работу в потоке. Хороший профессионал силен тем, что у него есть большой опыт входа в поток в тех ситуациях, когда другие люди в него не попадают. 
    1. Поток – это контакт с чем-то высшим 
    • Многие ученые, люди искусства, спортсмены так описывают свои самые глубокие потоковые состояния – это сделал не я, это через меня пришло. Лучшие работы приходят в моменты «вдохновения», они как бы «спускаются». 
    1. Здесь и сейчас 
    • Поток – это состояние полного пребывания в здесь и сейчас, вы полностью в контакте с тем, что происходит сейчас, растворяетесь в моменте. 
    • Испытывая поток, человек не беспокоится о результате, не думает о будущем. Занятие становится интересным и значимым само по себе – есть только настоящее 
    1. Дети и поток 
    • Дети большую часть времени находятся в потоке, потому что у них гораздо меньше фокус на прошлом и на будущем, чем у взрослых. Они в основном находятся в настоящем, здесь и сейчас и уделяют внимание тому, чем они заняты. 99% взрослых думают в момент действия не о том, что они делают, а о чем-то другом. 
    1. Условия возникновения потока 
    • Состояние потока возникает, когда: 
    - Способности человека соответствуют сложности стоящей перед ним задачи.
    - Есть возможность сосредоточиться.
    - Задача позволяет чётко сформулировать цели и немедленно получить обратную связь.
    • Для состояния потока, вдохновения, драйва необходима полная концентрация и оптимальный баланс вызова и мастерства. Радость возникает на границе между скукой и страхом не справиться. 
    1. Секрет Генри Форда 
    • «Каждое утро я беру лист бумаги и пишу план дел на день. Самые важные дела  сверху. А потом выполняю их, двигаясь по списку вниз». 
    • План действий  не важно какой, помогает сфокусировать внимание и освободить 
    • сознание. Спокойно нырнуть в одну задачу в единицу времени и снять беспокойство об 
    • остальных. Это – народный «лайф-хак» для входа в поток. 

    1. Ритуалы 
    • Ритуал помогает настроиться, сконцентрироваться. Утренний ритуал поможет прожить весь день в потоке. Могут быть ритуалы подхода к рабочему столу или начала нового дела, позволяющие автоматически сосредоточить внимание на деле. 
    1. Как войти в поток? 
    • Иногда войти в поток помогает фокус на своем состоянии, ощущениях в теле, на дыхании. Иногда – наоборот, фокус на внешнем мире, или на точке в пространстве. 
    • В коммуникации вход в поток возможен через тотальное внимание к собеседнику. Что и как он говорит? Что с ним происходит? Что стоит за тем, как он это говорит? 
    • Можно входить в поток через метафору, через образ той деятельности, которой вы собираетесь заниматься. Есть внутренние установки – ритуальные фразы, которые человек может для себя проговаривать. Если находишь «свой» образ, «свою» фразу, она дает мгновенное изменение состояния, суета растворяется и происходит чудо потока. 
    • Через «стометровки» - полностью сконцентрироваться на одном деле в течение 15- 20 минут, затем отвлечься и отдохнуть. Непростые большие дела, например, написание статьи или подготовку презентаций разбить на несколько «стометровок» - конкретных коротких задач. 
    • Чтобы войти в поток из состояния апатии, нужно сначала достичь ресурсного состояния, преодолеть барьер входа в дело. Если вам совсем ничего не хочется делать, сделайте 3 простых полезных действия. Каждое маленькое дело добавляет энергии. Когда уже втянулся в рабочий ритм, проще взяться за что-то большое. 
    1. Как удержаться в потоке? 
    • Подготовить потоковый «контейнер» – контекст, время, пространство — все то, что помогает сосредоточиться и не отвлекаться. Убрать все лишнее со стола. Выключить телефон. Уйти в кафе, где никто не будет отвлекать. Удерживать намерение и полное внимание на том, чем занимаешься. 
    1. Из потока нужно выходить! 
    • Попытка «вцепиться» в состояние потока и постоянно быть в нем приводит к напряжению и к выходу из потока. Нужно научиться отпускать его и отдыхать. Лучшие мастера ценят отдых и создают свои особые ритуалы отдыха. 
    • Поток очень инерционен. Из него сложно выйти по собственному желанию. Поэтому для выхода из состояния потока рекомендуется использовать таймер, отводя на дело ограниченный период времени. 
    • При выходе из потока – важно поставить «точку» или «запятую». Это позволит расчистить пространство от «открытых рабочих окон» разных дел. Поставить «точку»  значит завершить дело, и не возвращаться к нему больше. «Запятая» - это когда дело не закончено, но обозначено и записано время, когда вы к нему вернетесь. 
    1. Поток может быть разной глубины 
    • Может быть неглубокий поток – приятное и легкое состояние. В очень глубоком состоянии потока человек как будто исчезает из мира, полностью растворяясь в том, что он делает. В этом состоянии он может все, ему доступны сверхвозможности. 
    1. Поток в команде 
    • Команда в состоянии потока работает слаженно, как единый организм. Все соединены, чувствуют друг друга, помогают. Внимание собирается и возникает единое направление, единое поле группы. В этом состоянии люди очень легко рождают новые идеи, искренне говорят о неприятных вещах, разрешают ситуации, к которым в другом состоянии не могли даже подойти. 
    1. Поток в компании 
    • Некоторые практики совместной работы способствуют состоянию потока в компании: 
    - регулярные совещания, которые помогают команде синхронизироваться
    - выделено время, когда все работают над своими проектами и никого нельзя отвлекать
    - сделаны зоны с гамаками, где можно уединиться и поработать над чем-то, требующим концентрации
    - зафиксировано время перерывов, когда все перестают работать, включается музыка, в это время можно пообщаться с коллегами, обменяться новостями, решить какие-то вопросы
    - методики гибкого управления проектами – например, SCRUM, когда небольшая группа работает над проектом, разбитым на короткие понятные стадии, и каждый день на 5- минутном совещании синхронизирует усилия, получает обратную связь и принимает решения по планам на день. 
    1. Ссылки по теме 
    Книги:
    • Михай Чиксентмихайи. «В поисках потока. Психология включенности в повседневность» 
    • Михай Чиксентмихайи. «В поисках потока. Психология оптимального переживания» 
    • Экхарт Толле. «Сила настоящего» 
    • Джим Лоэр, Тони Шварц. «Жизнь на полной мощности! Управление энергией — ключ к высокой эффективности, здоровью, и счастью» 
    Сайт:
    8.png


    7. Любовь

    1. Что такое любовь в работе? 
    • Любовь в контексте работы - это способность давать позитивную энергию людям и получать ее от них взамен. Способность создавать вокруг себя атмосферу уважения и доверия. Если вы получаете свою долю позитивной энергии от окружающих и возвращаете им ее — вы счастливый человек. 
    1. Любовь – базовая потребность 
    • Мы никогда не сможем быть по-настоящему счастливы, если отмежуем себя от счастья других людей. Достижение эгоистического счастья обречено на провал. Человек не может без контакта. Любовь - самоцель. Без любви человек чахнет. 
    1. Начните с себя 
    • В основе любви к другим лежит любовь к себе, принятие всех своих сторон - и светлых, и теневых. Если вы себя не любите – вы не любите никого. Брене Браун – ученый-исследователь человеческих отношений, говорит: «единственное отличие тех, кто любит себя в том, что они сами верят, что достойны любви». Такая любовь ведет к открытости и доверию к другим людям. 
    1. Любовь – это контакт 
    • Контакт необходим для проведения энергии. Любовь – это особое качество этого контакта. Качество связей важно. Это ключевой параметр системы. 
    • Когда в отношениях есть любовь, люди могут договариваться в сложных ситуациях, в ситуациях напряжения, стресса, конфликта. Между ними - «чистые трубы» - открытые, широкие каналы коммуникации. И они могут самостоятельно поддерживать эти трубы в чистоте. Если трубы забиты застарелыми обидами, ссорами, неуважением и недоверием друг к другу - информация не проходит, контакта нет. 
    • Суть контакта любви – «я тебя вижу, мы с тобой одной крови». 
    1. Добровольность любви 
    • В любых отношениях есть я, и есть другой человек. Между нами есть пространство – мост. Никто не может ничего насильно передать на другой берег. Можно только положить что-то на мост, и человек либо это возьмет, либо нет. Мы не можем ничего изменить в человеке, можем только что-то выкладывать на мост или брать с него. 
    1. Любовь – это жизненный баланс 
    • Когда вы в контакте с собой и с другими людьми, вы начинаете заботиться о себе и о других, видите их потребности. Так естественным образом создается жизненный баланс. Человек, который живет только идеей работы – вне контакта, у него не получается доверительных отношений с коллегами. 
    1. Человек – социальная сеть. 
    • Мы привыкли смотреть на себя как на отдельного человека, но по факту каждый из нас – это целая социальная сеть, сеть наших контактов. Какие-то контакты дают энергию, продвигают вперед, а какие-то забирают. 
    1. Что такое команда союзников? 
    • Превратите свою социальную сеть в команду союзников, которая поддерживает вас в вашем развитии и движении к цели. В вашей команде союзников может быть всего несколько человек или десятки людей. В ней могут быть люди, которых вы знаете лично, и те, с которыми вы знакомы только по книгам. Люди, которые вам помогают и те, которые чинят вам препятствия. Как выстраиваете отношения со своими союзниками? Насколько вам помогают те люди, которые могут по-настоящему вам помочь? Стимулируют ли ваше развитие те, кто раздражает и мешает вам? Кто вам нужен сегодня, но не входит в вашу команду союзников? Кого имеет смысл в нее включить? А какие отношения пришла пора отпустить, в них уже нет энергии? 
    1. Любить и быть хорошеньким 
    • Многие путают эти вещи. Быть хорошеньким – значит внешне демонстрировать любовь и вежливость, а внутри чувствовать что-то совсем другое. Ставить на первое место других, а свои потребности, ценности, мнения — задвигать на последнее. Такие люди воспринимаются, как слабые и неискренние. Любить — совершенно другая история. Любить — значит делать то, во что вы верите в отношениях с этим человеком. Иногда это значит давать поддержку, а иногда - поставить человека «на место», сказать о своих истинных чувствах. Людей, которые способны быть в глубоком контакте со своей правдой и одновременно искренне уважать, искренне доверять другим, ценят. С ними хотят дружить. В них верят. Эти люди создают вокруг себя пространство, в котором другим людям хорошо быть. 
    1. Зачем любить? 
    • Любить, чтобы достигать целей. Откликаясь на контакт, люди поворачиваются светлой стороной и помогают вам делать то, что важно. 
    • Любить, чтобы реализовывать смыслы. В личном общении распространяются идеи и ценности. 
    • Любовь - это совместное творчество. Когда есть «контейнер» - отношения доверия и уважения, в него приходят идеи и решения. 
    • Любить чтобы развиваться вместе, обогащать друг друга. 
    1. Вдохновляющий лидер 
    • В чем разница между руководителями, которые нас вдохновляют и развивают, и теми, которые нас подавляют и разрушают? Разница в позиции. Разница в реальном отношении к людям. Если я считаю, что это люди жалкие и не стоящие моего внимания, то что бы я ни делал и ни говорил, люди будут чувствовать недоверие, напряжение и неуважение. 
    • Если я вижу, что в каждом есть зерно, в каждом есть талант, по-настоящему вижу в человеке красоту, даже жесткая критика не будет разрушительной. Человек будет воспринимать ее как помощь, будет чувствовать уважение и доверие. И будет открытым для обсуждения своих действий. 
    1. Золотая тень 
    • У человека есть 3 тени. Одна физическая — та, что на пляже в солнечный день. Вторая психологическая — та, в которой детские травмы и комплексы. И третья золотая. Золотая тень содержит информацию о наших ресурсах и способностях, которые мы пока не видим. Золотая тень разговаривает с нами на языке восхищения другими людьми. Качество или способность, которая меня восхищает в другом человеке, есть и во мне. 
    1. Число Ласадо 
    • Это число 2,9013. Оно характеризует коммуникации в команде – соотношение позитивных и негативных транзакций. Если на одно негативное сообщение приходится три позитивных – это нормальная команда. Если 6-8, то такая команда наиболее эффективна. Если больше, то это уже не эффективно - не доносится информация о минусах. Если на одну негативную транзакцию меньше 3х позитивных, то формируется негативная, кислотная среда в команде. 
    1. Доброе слово 
    • Среди добрых слов есть настоящие бриллианты. Это те слова, которые сказаны искренне, с любовью и вовремя. Как дать качественную обратную связь: 
    - говорите о конкретных фактах,
    - покажите особую ценность, о которой вам говорит этот факт
    - дайте человеку почувствовать признание — расскажите, что вы чувствуете по этому поводу.
    Тот, кто умеет говорить добрые слова — очень ценный человек. За несколько секунд он может создать большую невидимую ценность.
    1. Любовь как основа корпоративной культуры 
    • Любовь – это очень важный элемент корпоративной культуры, называемый внутренняя интеграция. Это одно из важнейших условий существования компании, особенно важных в кризисные периоды. Если такая внутренняя интеграция есть, то решения принимаются быстро и точно, и люди им привержены. 
    • Любовь в компании важна и в командах, и между подразделениями - кросс- функциональная, и между слоями управления, между front- и back- офисом, и тд 
    • Любовь между компанией и ее клиентам и партнерами – может прошивать весь бизнес, определять стратегию и способ ведения дел. 
    • Продукты, сделанные с любовью, несут эту энергию доверия и уважения клиентам. Компании, несущие любовь 
    • В своей книге «Фирмы, несущие любовь» Радж Сисодия показывает, что компании, пропитанные энергией счастья, обгоняют по прибыльности бизнеса компании из списка Fortune 500 в 10 раз, а компании, отобранные Джимом Коллинзом в качестве «великих»  в 8 раз. Причем, делают это устойчиво. На протяжении 15 лет. 
    1. Ссылки по теме 
    Книги:
    • Мэри Кэй Эш. «Mary Kay: Путь к успеху» 
    • Мэри Кэй Эш. «Об умении работать с людьми» 
    • Раджендра С. Сисодиа, Дэвид Б. Вольф, Джагдиш Н. Шет. «Фирмы, несущие любовь» 
    • Лорейн Грабс-Уэст. «Сотрудники на всю жизнь. Уроки лояльности от Southwest Airlines» 
    • Дэвид Логан. Tribal Leadership. («Племенное лидерство») 
    Сайт:
    9.png

    8. Игра

    1. Что такое игра? 
    • Бернард Сьютс, канадский философ игры, дал такое определение: «Игра – это добровольное преодоление необязательных препятствий». 
    • Игра — это что-то, что мы делаем «не зачем», просто так, ради удовольствия. В игре нет оценки и важности, а есть легкость, юмор и творчество. 
    1. Игра – путь к счастью в деятельности 
    • Играть - значит относиться к работе, как к игре, наполнить ее легкостью и творчеством. Если я умею играть на работе — я счастливый человек. Я могу превратить самое скучное задание и самую напряженную задачу в интересное занятие и увлекательное приключение. И тогда я получаю огромное удовольствие от процесса, а дело сделано с любовью, и результат прекрасен. 
    1. Игра – это создание контекста 
    • Игра – это та рамка, через которую вы смотрите на свою деятельность. Это создание своей реальности – со своими правилами, целями, контекстом. 
    • Часто люди пытаются понять, что им нужно сделать с собой, чтобы достичь успеха. А должен быть принципиально другой подход – какой контекст нужно создать, чтобы быть в нем успешным, применяя свои уникальные способности и сильные стороны? 
    • Игра, дающая энергию на работе - это создание такого контекста, в котором вы можете быть успешными, в котором для вас есть интерес. 
    1. Мы играем постоянно 
    • Вся жизнь – Игра. Компания и ее бизнес – игра. Сотрудники играют в игру, правила которой заданы компанией и начальником. Топ-менеджеры играют по правилам, заданным генеральным директором. 
    • Многие руководители высокого уровня – собственники и первые лица компаний  сами задают «правила игры», определяя, что хорошо, что плохо, и что кому нужно делать. 
    • Хороший лидер придумывает хорошие игры для своих подчиненных. 
    1. Игра – это выбор позиции 
    • Человек свободен сам придумывать игру, в которую он играет на работе. Вы можете играть по заданным правилам или создавать свои. Вы можете играть в человека, который полон оптимизма, драйва, энергии. А можете – в того, кто жалуется и недоволен правилами. 
    1. Выбирайте игры, дающие энергию 
    • Не все игры приводят к счастью в деятельности. Бывают игры деструктивные, демонические, разрушающие или просто бесполезные. Выбирайте играть в счастливые игры на работе. Те игры, которые дают оптимизм, драйв, энергию. 
    1. Почему дети играют? 
    • Взрослые тоже играют, но они поверили, что все серьезно, что есть некая заданная реальность. А ребенок этого не знает, поэтому он сам себе постоянно эту реальность задает – «а давай как будто мы сейчас….». Ребенок мыслит играми. 
    1. Своя энергия игры 
    • У каждого есть своя энергия игры, истоки которой можно найти в детстве. Кто-то азартный игрок. Кто-то любит стратегию. Кому-то важна не сама игра, а другие люди, команда. Кто-то подвижный игрок, телесный, активный, взрывной. Зная, какой вы игрок, вы можете превращать свою работу в игру. Решать задачи в соприкосновении с этой своей энергией игры. 
    1. 4 элемента игры 
    • Структура игры. В игре есть 4 базовых элемента: 
    - Игровая цель. Она нужна для получения удовольствия, и может не иметь никакого практического смысла.
    - Правила игры.
    - Обратная связь – для того, чтобы понять, насколько вы успешны в игре.
    - Добровольность. В игру должно хотеться играть.
    1. Внутренняя игра 
    • Внутренняя игра - это подход, который изобрел один из основателей коучинга - Тимоти Голви. Суть его в том, что Результат = Потенциал – Интервенция. То есть, если мы сможем отключиться от внутреннего критика и злого комментатора в процессе своей деятельности, наша эффективность будет максимальной. Как это сделать? Один из способов - сыграть в игру, которая называется «найди интересную переменную в том, что ты делаешь, и понаблюдай за ней». Если сфокусировать на ней свое внимание, то на интервенцию его уже не хватит. Секрет в том, чтобы найти такую переменную, которая снизит внутреннее напряжение, а не повысит его. 
    1. Усложни себе жизнь 
    • Игра превращает сложности в источник энергии. В этом магия игры. Для того, чтобы работа стала игрой, нужно найти способ ее «творческого усложнения». Нужно изобрести для себя такие дополнительные препятствия, которые сделают ее интересной. А потом с интересом и азартом их преодолевать. 
    1. Мотивирующее поражение 
    • В игре неудача может быть фактором мотивации. Я ошибаюсь, у меня не получается. Снова и снова. И при этом я не опускаю руки, не расстраиваюсь, не жалуюсь. Каждая неудача только добавляет энергии и желания «найти выход» или выполнить задачу. Во многих самых интересных играх соотношение неудач к победам  80 на 20. Есть даже такое понятие, как «яркое, красочное и мотивирующее поражение». 
    1. Роль игры в эволюции 
    • Раньше считалось, что игра – это ключевой аспект в познании мира, но потом было доказано, что это не так. Игра формирует в нас социальных существ, она необходима для того, чтобы существо могло общаться. Кошка, которой не давали играть, смогла выжить и охотиться, но она не могла завести потомство. У всех маньяков – убийц нашли общую черту – неспособность играть в детстве. 
    1. Игра может изменить мир 
    • Джейн Макгонигал – всемирно известный дизайнер альтернативной реальности. Совместно с коллегами она разрабатывает игры, призванные улучшить повседневную жизнь и решить реальные социальные проблемы. Например, в 2007 году была запущена игра Мир Без Нефти, которая продолжалась 3 года. Это был трансформирующий эксперимент. Затем была игра Superstruct, где 8000 человек в течение 8 недель искали возможности для того, чтобы остановить глобальное вымирание планеты. Участники внесли около 500 невероятно творческих решений. Джейн говорит: «Я знаю две вещи наверняка: мы можем создать любое будущее, какое пожелаем, и мы можем играть в любую игру, в какую захотим». 
    1. Ссылки по теме 
    Книги:
    • Тимоти Голви. «Работа как внутренняя игра» 
    • Jane McGonigal. «Reality Is Broken: Why Games Make Us Better and How They Can Change the World» 
    Сайт:
    10.png

    9. Влияние

    1. Менталитет влияния 
    • Искусство влияния в том, чтобы поддерживать в себе менталитет влияния, философию деятельной активности, фокусировку на том, что я все-таки могу сделать, когда ничего сделать нельзя. «Даже когда вас съели, у вас есть 2 выхода». Такая философия приносит радость. 
    1. Влияние как источник счастья 
    • Если человек фокусируется на зоне своего влияния, может ее найти в ситуации, он будет в этой ситуации счастлив, если не может – будет несчастным. 
    1. Влияние – это выбор позиции 
    • Часто люди не видят, как они могут повлиять на ситуацию, не могут найти свою зону влияния. Но это обман. Есть состояние невлияния – невозможности повлиять. И есть состояние влияния. Вы либо выбираете режим «Выкл» - я маленький и ни на что не влияю. Тогда вы не можете ничего найти. Как только вы выбираете режим «Вкл» – я большой, я влияю – вы сразу видите инструменты влияния. 
    1. Три вопроса Тони Роббинса 
    • В каждый момент времени мы сами для себя отвечаем на три вопроса. 
    - «Что случилось?»
    - «Что это значит для меня?»
    - «Что я буду делать?»

    Таким образом мы формируем свою реальность и выбираем свой способ действий. В одной и той же ситуации какие-то ответы могут разрушить жизнь, какие-то  разрешить ситуацию и открыть новые горизонты.
    1. Из «жертвы» в «творца» 
    • В состоянии творца быть приятно. Там энергия, драйв, энтузиазм. В состоянии жертвы быть, вроде бы, не очень приятно. Грусть-тоска, печаль, подавленность, бессилие. Парадоксально, но факт. Состояние творца посещает, когда перестаешь натягивать на себя эту самую роль: «Ну-ка сейчас же соберись, тряпка!» Сознательно «сдаешься» и позволяешь себе побыть жертвой минут 5-7. Ярко, мощно, красиво и всласть  пожаловаться, поплакать, поныть, покапризничать. Искренне и с любовью прожитая жертва, дает разрядку и позволяет перейти к творчеству. 
    1. Три уровня влияния 
    • Влиять  значит отличать то, на что влияешь от того, на что не влияешь. Влияние может проявляться на трех уровнях. Первый – от меня ничего не зависит. Второй - все зависит от меня, без меня никак. И третий - от меня кое-что зависит. Но не все. Это – здравый, сбалансированный уровень. Вам становится интересно, где границы вашего влияния. 
    1. Влияние и контроль 
    • Влиять  значит принимать то, на что не влияешь. Чрезмерный контроль – это теневая сторона влияния. Из-за того, что человек непомерно расширяет свою зону влияния, он не может построить конструктивные отношения с близкими, у него возникают проблемы с делегированием на работе и проблемы со здоровьем. 
    1. Влияние создает определенность 
    • Влияние – это базовая мотивация. Она есть даже у животных. Дети, когда растут, проверяют свою зону влияния. Это потребность контролировать окружение. Если я не контролирую – возникает страх и неопределенность. Если я контролирую  мне хорошо, я в безопасности. Влияние  это способность преобразовать неопределенность жизни в определенность. 
    1. Круг влияния и круг забот 
    • В любой ситуации каждый человек находится либо в круге влияния, либо в круге забот. В круге забот человек думает о том, что его беспокоит, волнует, тревожит. О том, на что не может влиять. Он чувствует свое бессилие и расстраивается. И чем дальше, тем хуже он себя чувствует и тем меньше у него возможностей изменить ситуацию. В круге влияния фокус внимания смещается на то, на что можно влиять. Тогда происходит сразу несколько вещей: вы замечаете что-то, что можно изменить в лучшую сторону, ваше настроение улучшается, вы начинаете что-то делать, у вас это получается, вы видите результат. Затем вы делаете следующий шаг и расширяете свою зону влияния. 
    1. Идеальный конечный результат 
    • В работе есть залежи ресурсов для повышения эффективности. Суть менталитета влияния – думать о задаче в терминах ИКР – идеального конечно результата. Это когда все происходит само, а ресурсы не тратятся. Прежде чем приступить к делу, подумайте, в чем ИКР этого дела или проекта. Тогда, скорее всего вам придут в голову более простые ключевые действия, чем те, которые вы собирались делать. Включается такой режим максимальной простоты. 
    1. Влиять – значит праздновать победы 
    • Важно не только найти точку влияния, но и присвоить ее себе. Очень важно отпраздновать свое влияние. Часто люди влияют, но не видят этого и не получают от этого энергии. Если вы не присвоите себе свое влияние, вы не сможете двигаться дальше. Если вы не видите своей зоны влияния в прошлом, вы не найдете ее в будущем. 
    1. Маленькие шаги и строительство веры 
    • Иногда жизнь нагружает нас со всех сторон, по всем фронтам, мы глубже и глубже погружаемся на дно. Но потом мы касаемся его, останавливаемся, замираем, отталкиваемся и начинаем двигаться наверх, всплывать. Жизнь налаживается, и все снова получается, появляется вера в себя. В этой нижней точке в руках у нас появляется тонкая ниточка влияния. Она сплетена из принятия ситуации, принятия своей ответственности за нее и из действий, направленных на улучшение этой ситуации. Это могут быть очень маленькие, даже незначительные шаги. Но каждое из них обладает удивительным свойством - оно добавляет энергии и веры в себя. 
    1. «Точка благодарности» 
    • Часто мы делаем дела из точки «все как-то не так» - вот тут недостаточно хорошо, в этом пока нет опыта, здесь можно бы сделать иначе, здесь что-то может пойти не так. Итог – соответствующий. Хорошие дела рождаются из «точки благодарности». Перед тем, как приступить к выполнению задачи, остановитесь на 2 минуты и подумайте, за что вы благодарны миру, людям, себе, что у вас уже есть относительно этой задачи. Как правило, масса открытий. Оказывается, есть и это, и вот это, и еще вот это... и знания, и опыт необходимый, и правильные люди вокруг. И когда столько всего уже есть, действие приходит само. 
    1. Влиять – значит быть в контакте со смыслами 
    • То, что вам действительно важно, ваши ценности приходят в вашу жизнь через конкретное действие - планирование. Через то, на чем вы собираетесь сфокусировать свое внимание. Еженедельное планирование - это духовная практика. Когда вы планируете свою неделю, вы выбираете, куда направить свою энергию, во что вдохнуть жизнь, во что инвестировать свое бесценное время. 
    1. Влияние лидера 
    • Лидер видит широкую зону своего влияния. Если рядовой сотрудник думает как собственник компании, он быстро становится руководителем. Хороший лидер дает людям зоны влияния - самостоятельность и ответственность, помогает эти зоны влияния видеть и расширять. 
    1. Ссылки по теме 
    Книги:
    • Стивен Р. Кови «7 навыков высокоэффективных людей» 
    • Дэвид Аллен. «Как привести дела в порядок: искусство продуктивности без стресса» (Getting Things Done) 
    • Келли Макгонигал. «Сила воли. Как развить и укрепить» 
    • Джим Лоэр, Тони Шварц. «Жизнь на полной мощности! Управление энергией  ключ к высокой эффективности, здоровью, и счастью» 
    • Том Питерс. «Вау!-проекты. Как превратить любую работу в проект, который имеет значение» 
    • Дэниел Пинк. «Драйв. Что на самом деле нас мотивирует» 
    Сайт:
    11.png

    Практические задания

    Практика: Портрет работы мечты 

    Цель:
    Создать сильный и яркий образ своей работы мечты. 
     
    Порядок действий:

    1. Представьте, что прошло какое-то время с момента нашего общения, и вы работаете на работе своей мечты. Мысленно перенеситесь в эту ситуацию. 
    2. Мы вместе нарисуем портрет работы вашей мечты. Прослушайте описание 7 источников энергии в работе. После описания каждого источника сделайте паузу и нарисуйте образ, который возникает у вас в сознании. Затем напишите те три ключевые характеристики работы вашей мечты, которые рождаются из этого образа. Какие качества, свойства, особенности работы вашей мечты приходят в голову, когда вы смотрите на нарисованную вами картинку? Пройдите по всем 7 источникам энергии на одном листе бумаги. Рисуйте образы в центре круга, формируя целостный портрет работы своей мечты. А характеристики выписывайте вокруг этого центрального круга, создавая «облако» ключевых слов. 
    3. Покажите портрет вашей работы мечты вашим партнерам и расскажите: 
      - Что наиболее ярко проявляется в портрете работы вашей мечты? 
      - Какие характеристики работы вашей мечты самые важные? 
      - Что вы чувствуете, когда смотрите на этот рисунок? Какие идеи, вопросы, интерес у вас 
      возникают? 
    4. Слушатели просто внимательно, с любовью слушают. Когда вы проговорите все, что 
      важно, они могут подключиться и задать вам вопросы, чтобы помочь глубже исследовать 
      образ. 
    Практика: От жалоб к приверженности 

    В жалобах есть ценный ресурс. В чем их сила? Если вы жалуетесь – вам не все равно, есть что-то, что вам важно. За внешним сигналом жалобы скрыта внутренняя приверженность, которая может дать энергию для движения вперед. 
     
    Цель: Научиться превращать жалобы в источник энергии. 
     
    Порядок действий:

    1. Напишите свои жалобы относительно текущей ситуации с работой и того образа жизни, который с ней связан.Пишите все, что приходит в голову, не задумываясь – все, что есть. 
    2. Прочувствуйте энергию жалоб. Пожалуйтесь партнерам – проговорите то, что вы написали. Какое состояние рождается в вас? Что вы чувствуете, когда жалуетесь? 
    3. Теперь переходим к поиску вашей истинной приверженности. Какая истинная приверженность стоит за вашими жалобами? Чтобы найти ее, письменно ответьте на два вопроса: 
      - Что вы хотите, что для вас здесь важно? 
      - Во что вы верите, что для вас правда? 
      Отвечайте быстро, не задумываясь. Повторите этот цикл вопросов 5-6 раз, каждый раз давайте более глубокий и точный ответ. 
    4. Просмотрите свои записи. Что для вас действительно важно? Чему вы привержены? 
      Выпишите 2-3 основных тезиса про это.
    5. Проговорите свои выводы и ощущения с партнерами. Помогите друг другу глубже 
      осознать свою глубинную приверженность. Почувствуйте на телесном уровне – какой вы, 
      когда вы соединяетесь со своей энергией приверженности? Что происходит внутри? Что 
      хочется сделать с этой энергией? 
    6. Запишите выводы:
      - Какую вы почувствовали энергию приверженности? 
      - Что вам захотелось сделать? 
      - Что вы заметили относительно процесса, что было для вас интересно? 
      - Как вы можете использовать эту технику в вашей личной и управленческой практике? 
    Практика: Энергия цели 

    Если у вас есть образ цели, который дает энергию, он сразу начинает работать – движение происходит как будто само. Хорошо поставленная цель дает энергию на ее достижение.

    Цель: Описать вашу идеальную работу на уровне ясных целевых ориентиров. 
     
    Порядок действий:

    1. Снова представьте, что вы уже включены в работу своей мечты. По каким критериям внешний наблюдатель сможет определить, что вы занимаетесь работой своей мечты? Максимально быстро, в потоке и абсолютно без оглядки напишите 10-15 внешних признаков. Пишите первое, что приходит в голову 
    2. адайте себе следующие вопросы и дополните список: 
      - Кто я? Как называется моя рабочая роль? 
      - Чем именно я занимаюсь, какие основные дела я делаю на работе? 
      - Что я создаю, в чем результат, в чем продукт моего труда? 
      - Что уникального в моей работе? 
      - Кому важно то, что я делаю и почему им это важно? 
      - Чему я научился новому, какие уникальные компетенции у меня есть? 
      - Кто вокруг меня, с кем я работаю? 
      - Что моя работа дает мне в материальном смысле? 
    3. Посмотрите на получившийся список и выберите главное. Какие 3 цели хочется поставить? Запишите их. 
    4. По каждой из трех целей. Задайте себе вопрос: «как я пойму, что достиг ее?» И напишите 3 критерия достижения цели. 
    5. Расскажите о трех самых важных целях своим партнерам. Если хочется уточнить формулировки, сделайте это и запишите. 
    6. В течение 5 дней каждое утро и каждый вечер смотрите на эти 3 цели и уточняйте формулировки так, чтобы они вам больше нравились, давали больше энергии. 
    Практика: Задачи развития 

    Создание работы своей мечты – это исследование. Из него рождается энергия. Задача – превратить движение к цели в интересный процесс изучения себя и мира вокруг.

    Цель: Выявить ключевые вопросы, сомнения и неуверенность, связанные с достижением цели, и превратить их в задачи развития. 
     
    Порядок действий:

    1. Подумайте о своих целях и конкретных результатах, которые вы хотите достичь. В чем ваши сомнения? Что вызывает самые большие вопросы? Что кажется самым сложным и неприятным? Какие ключевые вызовы, препятствия и противоречия тут есть? Запишите это. 
    2. Представьте, что вы уже в точке, когда результат достигнут. Какие задачи развития вы уже решили? Письменно продолжите предложения: 
      - Я научился… 
      - Я развил в себе…. 
      - Я знаю как… 
      Расскажите о себе на языке компетенций. 
    3. Подумайте, что нужно делать, чтобы решить эти задачи развития. 
      - Как вы можете научиться этому, занимаясь тем, чем вы занимаетесь сейчас? 
      - Как превратить свою текущую работу в поле для развития нужных навыков? 
      - Что нужно делать по-другому? 
      - Что нового стоит начать делать? 
    4. Обсудите то, что получилось, со своим партнерами. 
    5. Запишите результаты. У вас должен получиться набор действий, которые вам будет 
    6. интересно выполнять. 
    Практика: Состояние потока 

    Цель:
    Найти свои способы входа в поток. Выбрать два потоковых дела, которые будут продвигать к цели. 
     
    Порядок действий:

    1. Вспомните те дела, которые вы обычно делаете в потоке. Почувствуйте это состояние, свою энергию потока. 
    2. Проанализируйте 
      - Какие 2-3 разных дела являются для вас потоковыми? 
      - Что в них есть? 
      - Как именно вы входите в состояние потока в этих делах? Вы фокусируете внимание в точке, ставите себе четкую короткую цель, убираете все отвлекающие моменты, концентрируетесь на дыхании, думаете о смысле задачи? 
    3. Проговорите свои способы входа в поток с партнерами. 
    4. Подумайте о своей цели. 
      - Какое одно потоковое дело уже есть в вашем движении к цели? Что вам очень нравится делать? 
      - Какое одно сложное или неприятное дело вам хотелось бы делать в потоке и с удовольствием? 
      - Как вы можете применить свои стратегии входа в поток к этому делу? 
    5. Обсудите результаты с партнерами 
    6. Запишите выводы: 
      - Какое потоковое дело будет давать вам энергию при движении к цели? Сколько внимания ему стоит уделить? 
      - Как вы будете делать в потоке то дело, которое сейчас дается тяжело? Что вам поможет 
    7. сделать его потоковым, интересным и приятным? 
    Практика: Моя игра 

    Цель:
    Научиться использовать свою энергию игры, создать свою игру для сложного дела. 
     
    Порядок действий:

    1. Подумайте, что сейчас кажется сложным, не получается, мешает двигаться к работе мечты? Где основная точка потери энергии? По поводу чего вы серьезно переживаете? В чем ключевое противоречие? 
    2. Вспомните игры, в которые вы любили играть в детстве. Какой вы, когда играете? Почувствуйте свою энергию игры.Какой метафорой вы можете описать себя в игре? Какой вы игрок? Опишите свой образ игрока. Что этот образ рождает в душе? 
    3. Исходя из этого образа - если бы это сложное для вас дело было игрой, то какая это была бы игра, и как бы вы в нее играли? 
    4. Обсудите то, что получилось с партнерами. 
    Практика: Ритуалы физической энергии 
     
    В качестве точки влияния выбираем себя, свою эффективность. Самый ценный ресурс для достижения цели – это энергия, а не время. Именно управление энергией является ключом к максимальным результатам. Как управлять энергией? С помощью создания привычек и ритуалов. Ритуалы являются средством для преобразования наших целей и приоритетов в действие во всех сферах нашей жизни. 
     
    Признаки сильного ритуала:

    1. Это небольшое, понятное, конкретное и точное действие, привязанное ко времени. 
    2. Ритуал наполнен смыслом, основан на глубоких личных ценностях. 
    3. Выполнение ритуала полезно в долгосрочной перспективе - сокращает разрыв между реальностью и желаемым состоянием. 
    4. Ритуал поддерживает баланс нагрузки и расслабления в одной или сразу нескольких областях: физической, эмоциональной, умственной и духовной. 
    5. Ритуал фокусируется на одном существенном изменении в каждый отрезок времени и ставит достижимые цели – настроен на ваши реальные возможности. 
    6. Ритуал включает в себя отслеживание прогресса каждый день. 
    7. Есть люди, которые знают о вашем ритуале, поддерживают вас или участвуют вместе с вами. 
    Физическая энергия является фундаментальным источником «топлива» для нашей жизни. Часто мы забываем о том, что у нас есть физическое тело, и оно тоже является полноправным партнером в достижении наших личных целей.

    Цель: Создать ритуал, который будет наполнять физической энергией для движения к цели. 
     
    Порядок действий:

    1. Найдите такую точку, в которой вы обычно теряете энергию, и это мешает вам в движении к цели. 
    2. Подумайте, какое простое действие могло бы помочь в этой точке автоматически энергию получать? Какая ключевая привычка поддержит ваш уровень физической энергии, сделает вас более здоровым? 
    3. Превратите это действие в «Ритуал накопления физической энергии», проверьте его по 7 признакам, описанным выше. 
    4. Сформулируйте свое намерение на выполнение ритуала. Обсудите с партнерами. 
    5. Договоритесь о взаимной поддержке. 
    Практика: Команда союзников 

    Цель:
    Создать команду союзников, которые поддержат вас на пути к вашей работе
    мечты. 
     
    Порядок действий:

    1. Подумайте о прошедших двух днях тренинга, и самостоятельно напишите: 
      - Какие у вас есть 2 победы - что вам удалось, что у вас хорошо получилось, каковы ваши 
      главные успехи? 
      - Какие есть 2 урока - это те ошибки, из которых вы сделали конкретные выводы, и 
      теперь они дают вам энергию, силу, вы лучше чувствуете смысл своего пути. 
      - 2 вещи, которые вы будете применять прямо на следующей неделе - что вам интересно 
      и хочется попробовать, в чем есть драйв. Конкретные вещи, которые сильно продвинут 
      вас вперед. 

    2. В паре или группе союзников проведите 4 круга обсуждения. Когда один человек говорит, остальные молча, с теплом, поддержкой слушают. В первом круге каждый участник делится своими победами, во втором – уроками, в третьем – намерениями. В четвертом круге поделитесь своими выводами: 
      - Что для вас было самым ценным в процессе этого обсуждения? 
      - Что еще можно в нем улучшить? 
      - Какая помощь вам нужна, как участники могут быть еще больше союзниками друг 
      другу? 
    3. Договоритесь и назначьте время следующей встречи. 

    Список книг

    Книги для работы с собой:

    1. Дэниел Пинк. «Драйв. Что на самом деле нас мотивирует»
    2. Шон Ачор. «Преимущество счастья. 7 принципов позитивной психологии, которые сделают вас успешным на работе»
    3. Мартин Селигман. «Как научиться оптимизму. Измените взгляд на мир и свою жизнь»
    4. Мартин Селигман. «В поисках счастья»
    5. Крис Прентисс. «Счастье по дзен»
    6. Михай Чиксентмихайи. «В поисках потока. Психология включенности в повседневность»
    7. Михай Чиксентмихайи. «В поисках потока: психология оптимального переживания»
    8. Экхарт Толле. «Сила настоящего»
    9. Виктор Франкл. «Человек в поисках смысла»
    10. Кен Робинсон. «Призвание. Как найти то, для чего вы созданы и жить в своей стихии»
    11. Тимоти Голви. «Работа как внутренняя игра»
    12. Мэрилин Аткинсон, Рае Т. Чойс. «Мастерство жизни. Внутренняя динамика развития»
    13. Стивен Р. Кови «7 навыков высокоэффективных людей»
    14. Дэвид Аллен. «Как привести дела в порядок: искусство продуктивности без стресса» (Getting Things Done)
    15. Келли Макгонигал. «Сила воли. Как развить и укрепить»
    16. Джим Лоэр, Тони Шварц. «Жизнь на полной мощности! Управление энергией – ключ к высокой эффективности, здоровью, и счастью»
    17. Том Питерс. «Вау! – проекты. Как превратить любую работу в проект, который имеет
    значение»
    18. Jane McGonigal. «Reality Is Broken: Why Games Make Us Better and How They Can
    Change the World»

    Книги по корпоративной культуре и истории успеха «счастливых компаний»:

    19. Тони Шей. «Доставляя счастье. От нуля до миллиарда: история создания выдающейся компании из первых рук»
    20. Рикардо Семлер. «Маверик. История успеха самой необычной компании в мире»
    21. Рикардо Семлер. «Выходные всю неделю»
    22. Ивон Шуинар. «Patagonia. Бизнес в стиле серфинг»
    23. Клаус Кобьелл. «Мотивация в стиле экшн»
    24. Лорейн Грабс-Уэст. «Сотрудники на всю жизнь. Уроки лояльности от Southwest Airlines»
    25. Мэри Кэй Эш. «Mary Kay: Путь к успеху»
    26. Мэри Кэй Эш. «Об умении работать с людьми»
    27. Говард Бехар. «Дело не в кофе. Корпоративная культура Starbucks»
    28. Говард Шульц. «Как чашка за чашкой строилась Starbucks»
    29. Говард Шульц. «Starbucks навсегда. Как спасти бизнес, не потеряв душу»
    30. Александр Кравцов. «Бизнес как экспедиция: Честные истории для героев и волшебниц»
    31. Раджендра С. Сисодиа, Дэвид Б. Вольф, Джагдиш Н. Шет. «Фирмы, несущие любовь»
    32. Джейсон Фрайд, Дэвид Хайнемайер Ханссон «Rework: Бизнес без предрассудков»
    33. Питер Сенге. «Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающейся организации»
    34. Джим Коллинз. «От хорошего к великому. Почему одни компании совершают прорыв, а другие нет... »
    35. Джим Коллинз, Джерри И. Поррас. «Построенные навечно. Успех компаний, обладающих видением»
    36. Дениэл Денисон, Роберт Хойшберг, Нэнси Лэйн, Ким МакАулиф. «Изменение корпоративной культуры в организациях»
    37. Дон Эдвард Бек, Кристофер К. Коуон. «Спиральная динамика. Управляя ценностями, лидерством и изменениями в XXI веке»
    38. Fred Kofman. Conscious Business: How to Build Value through Values. («Сознательный бизнес. Как создавать ценность через ценности»)
    39. Дэвид Логан. Tribal Leadership. («Племенное лидерство»)
    40. Robert Kegan, Lisa Laskow Lahey. How the Way We Talk Can Change the Way We Work: Seven Languages for Transformation. («7 языков трансформации. Как наш способ
    говорить меняет наш способ работать»)