Извлечения из книги Дианы Уитмор
Введение
Суть подхода психосинтеза состоит в том, что каждый из нас имеет цель в жизни, а также проблемы и препятствия на пути достижения этой цели. Консультант/психотерапевт, использующий рекомендации психосинтеза, подходит к клиенту с верой в его способность понимать жизнь, в его умение делать выбор и преодолевать кажущиеся преграды. Врач рассматривает проблемы и трудности клиента не как результат простой неадекватности, а скорее как проблемы и возможности роста. Психосинтез уважает глубину, мудрость и силу подсознания и предлагает принципы и методы взаимодействия с врожденным стремлением души к полной самореализации. Основная проблема, с которой сталкивается каждый заинтересованный терапевт, состоит в работе с болью или патологией его или её клиентов при сохранении целостного и позитивного восприятия этой личности.
Советы психосинтеза
Существует два взаимно зависимых аспекта психосинтеза – личностный и трансперсональ- ный психосинтез. Личностный психосинтез нацелен на интеграцию индивидуальности, ведущую к глубокому чувству подлинности личности. Ассаджиоли (основатель психосинтеза) утверждал, что цель психосинтеза – помочь интегрировать, синтезировать, сложить все аспекты индивидуальной личности вокруг центра личности и затем достичь более высокого синтеза между личностным эго и трансперсональной сущностью. Трансперсональное изменение психосинтеза имеет дело со страстным человеческим желанием, которое по-видимому, является универсальным – с глубокой тоской по ощущению единства. Единство с самим собой: самоуважение, ощущение бытия человеческим существом, – является стержневым в этой тоске. Единство с другими, потребность любить и быть любимым – мотивирует многое в нашем поведении. Хотя это часто подсознательно и искажено. Единство с обществом можно сказать, что это его отсутствие составляет ядро страха и враждебности. Без ощущения единства жизнь может становиться всё более раздробленной и бессмысленной.
Фон при психосинтетической работе с клиентами
Рассмотрение сути советов психосинтеза надо начинать с отношений между врачом и клиентом. Психологический фон – это именно тот момент, который высвечивает и определяет значение того или иного набора обстоятельств, это основание, на котором строятся рабочие принципы врача и его/её отношение к клиенту. Являясь не явно выраженным, завуалированным и часто бессознательным, этот фон может значительно повлиять на его/её работу. Хотя, возможно, это и не является явно выраженной целью терапевтического процесса, советы психосинтеза нацелены на достижение чего-то большего при работе с проблемами и затруднениями клиента: на открытие и выражение всё более полноценной и творческой жизни, наполненной значением и смыслом. Терапевт должен осознавать и понимать собственный набор представлений о человеческой природе патологии и человеческом потенциале, его работа должна быть шире, чем просто определение симптома. В психосинтезе, фоном, который высвечивает и определяет значение обстоятельств клиента, является фон, рассматривающий клиента как конечную Сущность, как Создание, имеющее цель в жизни и проблемы, препятствия на пути достижения этой цели. Альтернативная ситуация такова, что советы нацелены на создание таких условий, когда они могут быть решены. Тогда терапевт может сконцентрироваться на помощи клиенту в обучении тому, как справляться с её/его проблемами по мере их возникновения. При этом предполагается, что мудрость Сущности, если ей предоставить возможность, проявится как интегрирующая, исцеляющая сила, которой можно доверять. В процессе лечения есть путь, позволяющий осознать эту мудрость и сотрудничать с ней. Терапевт психосинтеза будет придерживаться мысли, что клиент – это Сущность (фон), обладающая индивидуальностью, которая не до конца интегрирована и испытывает боль или переживает кризис (содержание). Карл Юнг придерживался мысли о том, что связь между клиентом и терапевтом – это больше и глубже профессиональных отношений – это «таинством соучастия». Он говорил: «Добросовестно учите свои теории, и отодвигайте их в сторону, сталкиваясь с чудом живой человеческой души». Ассаджиоли был уверен, что без подлинно неповторимого отношения не может быть доверия между врачом и клиентом и без этой существенной составляющей возможно лишь малое продвижение. Чем более психологически неустойчив клиент, тем больше времени нужно, чтобы установить это доверие. Клиенты как подсознательно, так и интуитивно чувствуют, прикоснулся ли врач к более потаённым уголкам её/его души. Тот, кто всего лишь хорошо изучил теории не сможет создать для клиента безопасное место для изучения ранее неизвестной теории.
Подходы и функции психотерапевта, использующего психосинтез
Терпимость сходна с концепцией Роджерса о безусловно положительном отношении. Терпимость как инициатор изменений и первый шаг преобразований. Мы как-то отреагируем или сдавим то, что сами в себе не принимаем. Клиент так же отреагирует или подавит в себе всё, что врач не принимает в клиенте. Это в равной степени относится к так называемому отрицательному и положительному. Благодаря терпимости врач моделирует неосуждающее осознание клиента. Лучшая методика изучения этого созидательного типа терпимости для врача – попрактиковаться на самой/самом себе. Достижение самотерпимости может дать необходимое осознание и умение применить это к другим.
Знание и понимание требует глубокого проникновения в детали жизни клиента. Это форма почитания клиента, забота, которая постоянно оценивается клиентом. Как глубина, так и широта знания может значительно увеличить понимание. Поскольку терапевт, который не жалеет времени на то, чтобы оценить детали жизни клиента, и который помнит эту информацию, передает его/ее готовность своему клиенту.
Подтверждение реальности клиента, какой бы она ни была, служит цели подтверждения опыта. Опыт клиента – это реальность для него/нее. Он должен быть подтвержден/обоснован как правда клиента на данный момент.
Непредвзятость результата требует, чтобы консультант избавился от предубеждений и гипотез относительно того, что должно произойти в жизни клиента, а также от желания какого-то ощутимого успеха. Это включает признание того факта, что клиент в конечном счете является Сущностью и должен быть скорее предоставлен своей собственной судьбе, чем выдавать заранее предсказанный результат. Когда есть привязка к желаемому результату советы становятся ареной для умелых манипуляций. Поэтому консультант должен быть способен столкнуться с неизвестностью и принять неожиданное.
Терапевтический стиль
Он не обязательно является нейтральным, объективным или логичным и требует полной отдачи от консультанта. В исследовании глубинных слоев подсознания Юнг обнаружил образы и символы коллективного характера, которые он назвал «архетипами» или универсальными энергиями. Ассаджиоли тоже признавал значение архетипов, которые он определял как универсальные принципы, объединяющие, излечивающие и дарующие смысл. В современной психологии существует тенденция считать основными человеческими эмоциями любовь или же волю. Некоторые теоретики считают, что любое поведение можно рассматривать как поиски любви. Так, например, ребенок, который плохо ведет себя в школе, пытается привлечь к себе внимание или найти любовь. Фрейд глубоко верил, что все мы находимся в непрерывном поиске единения или слияния с тем, что нас окружает. Эрос действительно имеет отношение к этому стремлению к единству, которое Фрейд был склонен интерпретировать как эротическое или сексуальное. Другие психологи, как, например, Альфред Адлер в его «Индивидуальной психологии» подчеркивали важность движения к самоутверждению личности или воли к власти. Он верил, что мотивирующая сила, определяющая поведение, – стремление постоянно доминировать, утверждаться, самовыражаться и, если личность идет путем любви, то потому, что это наиболее эффективный путь достижения ее цели. Однако, он говорил о конфликте стремлениями к гармонии и автономии. Карен Хорни описывала то же явление как противостоящие друг другу движения в направлении других личностей (потребность в безопасности) и от них (потребность в самоутверждении).
Мы могли бы сказать, что эти основополагающие энергии, так доминирующие в поведении человека, являются отражением далеко заходящих архетипов любви и воли. Юнг описывал эти 2 архетипа как две линзы, каждая из которых одинаково годится для рассматривания человеческой личности. Ассаджиоли предполагал, что принципы любви и воли также применимы к терапевтическому стилю и присутствию консультанта.
Психосинтез рассматривает эти две архетипические энергии как существенные элементы в терапевтическом стиле консультанта, всегда присутствующие в ходе консультации. Любой практикующий консультант должен быть достаточно мудрым, чтобы понимать подвижное взаимодействие любви и воли в своем стиле. Часто у консультантов наблюдается желание создать единство, предпочесть состояние гармонии с клиентом. Многие консультанты имеют мотивирующим фактором желание излечить и заботиться о других и любить их, что вполне естественно. Консультант может легко пасть жертвой этого единства, становясь как бы недостающей половинкой клиента(в смысле любви и воли), создавая таким образом зависимость с обеих сторон.
При подготовке консультантов психосинтеза необходимо подвести студента к осознанию его врожденной тенденции и к развитию противоположной так, чтобы обе можно было использовать как терапевтические стили согласно нуждам клиента в данный момент. Ни один стиль не годиться для данного клиента постоянно.
Что же такое терапевтические стили любви и воли? Следующие сведения позволят почувствовать разницу между ними, но они не являются ни исчерпывающими, ни абсолютными.
Любовь Воля
Универсальность ------------------------------------- Индивидуальность
Сознание/осознание ----------------------------------- Власть, изменение
Женский принцип ---------------------------------- Мужской принцип
Чувства ---------------------------------- Ум
Энергия сердца ---------------------------------- Энергия головы
Рецептивная модальность ---------------------------------- Рефлексивная модальность
Существование ---------------------------------- Действие
Материнская терапия --------------------------------- Отцовская терапия
Поддерживающая/подпитывающая ----------Противоборствующая/провоцирующая
Любовь
Этот архетип универсальной энергии несет в себе осознание универсальности, взаимопересечения жизни и последующей взаимозависимости. Единение и гармония между частями, ведущие к расширению сознания, очень ценны. В применении к стилю консультанта они принимают форму концентрации на факторе знания и потребности клиента в любви. Необходимость в безопасности и подключения первостепенна для создания здоровой обстановки во время консультации, когда клиент ощущает себя в достаточной безопасности, чтобы начать самораскрываться. Поэтому консультант настраивается на впитывание и открытость для клиента и его субъективной реальности. Этот стиль «материнской терапии» жизненно важен в особенности на ранней стадии консультирования. Вначале консультант будет такой хорошей матерью для клиента, которой у него никогда не было, которая без всяких условий будет любящей, поддерживающей, обучающее, заботящейся и абсолютно все приемлющей. Ее скрытая установка – «Ты стоящей человек просто потому, что ты существуешь». При этом стиле работы консультанта между ним и клиентом устанавливаются отличные, тонкие, абстрактные и излечивающие отношения.
Эта ориентация любви такова, что консультант доверяет благоприятном влиянию разворачивающегося процесса работы клиента над собой. С точки зрения трансперсонального подхода, адресованного самой сути человека, Сущности, консультант подтвердит полное фундаментальное благополучие клиента. Этот подход предполагает, что клиент содержит в себе уникальный, потаенный план его общего развития. В восточной психологии это «драхма»
– образец идеальной жизни. Консультант легко постигает потенциал клиента, никак ему не навязываясь, и клиент подводится к мысли о том, что он хорош именно таким, каков он есть.
В терминах Роджера такой стиль консультирования относится к явно выраженному недирективному и неинтервенционалистскому. Основное внимание уделяется «сердцу» и чувствам. Недирективный подход традиционно создает взаимную связь и позволяет клиенту найти собственные ответы внутри себя. Однако, иногда клиент может попасть в порочный круг, что потребует более активного вмешательства и директив от консультанта.
Если консультант использует только терапевтический стиль, то в определенный момент, в особенности после установления доверия, он обнаружит, что этот стиль стал препятствием. Консультант может хорошо чувствовать клиента, но не реагировать в достаточной степени. Клиент может чувствовать себя надежно и безопасно, но работа может оставаться слишком абстрактной при отсутствии концентрации на применении поведенческих изменений в повседневной жизни клиента. Консультант склонен, подпитывая клиента, избегать конфронтации. Между ними легко могут исчезнуть границы, и стиль становится слишком общим и распыленным. Клиент может любить, быть любимым, но не захочет напрягаться и испытывать проблемы.
Многих клиентов в большой степени излечивает опыт любви и понимания.
Однако, консультант может обнаружить, что он следует за клиентом без особого успеха. Извращение этого стиля
– склонность консультанта к избеганию ответственности за работу и боязнь вмешиваться при необходимости, возможно, из-за излишней чувствительности к клиенту. Ясно, что бывают моменты, когда требуется больше определенности и решительности.
Воля
Архетип, или энергия Воли – это совершенно другой случай. При действии Воли внимание направляется на установлении глубокой тождественности и развитие индивидуальности клиента. Консультант явно ориентируется на изменение и здоровое развитие, а также на динамическое использование силы воли. Клиент направляется на отыскание и овладение собственными силами, при этом особое значение придается автономии и независимости. Консультант выбирает более рациональный и рефлексивный подход к клиенту. Подразумевается изменение, ценность изменения и важность обретения.
По Ассаждиоли это стиль «отцовской терапии». Здесь консультант выполняет здоровую отцовскую функцию, моделируя явно вызывающее поведение и иногда провоцируя клиента. Он может поставить перед клиентом задачу более глубокого взгляда, большего риска и более позитивных шагов вперед. Иногда допустимо противостоять клиенту и поощрить его выйти за пределы самоналоженных ограничений. Консультант стимулирует стремление к цели, открывает клиенту перспективу и напоминает ему о его возможностях. Он может добавить сюда образовательную функцию, обеспечив подходящие для случая данного клиента схемы и модели. Тут больше используются разработки и методики, провоцирующие преобразования.
Этот терапевтический стиль более директивен, причем консультант принимает на себя значительную ответственность за работу клиента. Например, он осуществляет четкий, конкретный план проведения работы. Скрытая установка – «Да, ты можешь сделать этот шаг, ты можешь исправиться и вырасти.» эта возможность вмешиваться и направлять клиента в соответствующем случае может в значительной мере составлять работу консультанта. Клиент четко ощущает себя в умелых и надежных руках. Однако, и этот лечебный стиль, если использовать только его, имеет свои ограничения: пока консультант дает правильное направление в нужный момент и обладает исключительной ясностью ума, клиент может переложить ответственность на его плечи, может воспринимать консультанта как учителя, как начальника с очевидной опасностью попасть в зависимость от него. Этот стиль может быть слишком навязчивым и директивным и представляет опасность постепенного исчезновения защитных функций клиента. Когда это происходит, клиент склонен вернуться на предшествующую ступень роста и использовать свою защиту с удвоенной энергией.
Придавая большое значение структуре, схемам и моделям, консультант будет также ограничен, как и сами эти структуры. Если все, что у него есть, это молоток, то он будет видеть только гвозди. Если его инструменты разнообразны и подвижны, проблем не будет, но если они ограниченны и малочисленны, придется скорее подстраивать клиентов под эти инструменты, чем заставлять инструменты служить клиенту. Эта тенденция, исключительно использовать более директивный, структурированный стиль консультирования охарактеризована как морфофильная (любящая форму).
Синтез
Синтез двух архетипов, любви и воли, в стиле консультанта называется «присутствие». Оно требует от консультанта обладания этими двумя ценными ресурсами. Для консультанта обладать умением поддерживать и подпитывать, а также четко задавать направление означает доверять процессу и создавать его. Это означает, что консультант имеет в распоряжении ум и чувства, восприимчивость и способность размышлять и стимулировать.
И каждый консультант по психосинтезу сам отвечает за выбор подходящего терапевтического стиля, исходя из своих собственных индивидуальности и темперамента, а также его клиентов, при этом помня о расширенном контексте любви и воли. Присутствие консультанта преимущественно невербально и не проявляется для клиента. Это скорее отношение и способ существования с клиентом.
Яйцевидная диаграмма: карта сознания
После первых упражнений, нацеленных на исследование подсознания, мы перейдем к другим основным темам психосинтеза. Но перед тем, как продолжить, полезно в общих чертах ознакомиться с теми измерениями, которые мы посещаем, и терминами, которые мы будем использовать. Как все схемы, это упрощенная, статистическая версия реальной местности. Тем не менее, это полезное средство для исследования и предотвращения неправильного толкования.
Наша психика
1. «Низшее» бессознательное
2. «Среднее» бессознательное
3. Сверхсознание
4. Область сознания
5. Индивидуальная личность, или «Я»
6. Трансперсональная Личность.
7. Коллективное бессознательное.
Так называемая яйцевидная диаграмма Ассаджиоли представляет всю нашу душу. Три горизонтальных области овала относятся к нашему прошлому, настоящему и будущему. Все три действуют в нас, хотя и разными способами.
«Низшее бессознательное» (1) представляет собой в основном наше персональное психологическое прошлое в форме подавленных комплексов и давно забытых воспоминаний. Если мы хотим сознательно способствовать своему росту, мы должны исследовать наше низшее бессознательное. Иначе оно может стать источником тревоги, запасая подавленную энергию, контролируя наши действия и отнимая нашу свободу.
Среднее бессознательное (2) – это место, где находятся наши навыки и состояния ума, которые по желанию можно перенести в поле сознания (4), что для вас в данный момент – представляет собой эту книгу и слова, которые вы читаете.
Наше развивающееся будущее содержит в себе состояния бытия, знания и ощущения, которые мы называем сверхсознанием (3). По словам Ассаджиоли, сверхсознание – это область, из которой «мы получаем озарения и вдохновения – художественные, философские или научные, этические «императивы» и потребности в гуманных и героических поступках. Это источник высших чувств, таких как альтруистическая любовь, гения и состояний созерцания, вдохновения и экстаза». Изучение сверхсознания – одна из наших важных задач.
Деление на «низшее» и «высшее» бессознательное, то ест сверхсознание, связано с их развитием, а не моральной оценкой. Низшее бессознательное – наиболее примитивная часть нас самих, «зачинатель внутри нас». Это не плохо , это всего лишь раньше. И, наоборот, сверхсознание содержит все, что мы еще можем достичь в процессе нашей эволюции. Однако, это не просто абстрактная возможность, а живая реальность со своей собственной жизнью и силами.
Наш душа не изолирована. Она плавает в океане, который Карл Юнг назвал коллективным бессознательным (7). По его словам, коллективное бессознательное – это «предварительное условие существования каждой индивидуальной души так же, как море – это носитель индивидуальной волны». Обратите внимание на то, что все линии нанесены пунктиром, чтобы показать, что никакие жесткие рамки не препятствуют взаимодействию всех уровней.
Кто познает все эти уровни? Личность. На ранних стадиях человеческого развития осознания личности не существует. Для большинства из нас сейчас оно действует в более или менее завуалированном виде. Наша задача – испытать ее в чистом виде, как индивидуальную личность, или «Я» (5).
Индивидуальная личность – это отражение или аванпост Трансперсональной Личности (6), вполне достаточный для того, чтобы дать нам чувство сконцентрированности и подлинности. Она существует на уровне индивидуальности, где может научиться регулировать и управлять различными элементами личности. Осознание индивидуальности личности – предварительное условие психологического здоровья.
Идентификация с Транперсональной Личностью случается редко – для некоторых индивидуальностей как кульминация многих лет тренировок, для других – как внезапное исключительное переживание. В древние времена на санскрите это описывалось словами сат-чит-ананда: бытие-сознание-блаженство.
Трансперсональная Личность, обретая чувство индивидуальности, живет на уровне универсальности, в сферах, где персональные планы и заботы отодвинуты на второй план более широким видением целого. Реализация Трансперсональной Личности – признак духовного свершения.
Индивидуальная и Трансперсональная Личность – это на деле одна и та же реальность, пережитая на различных уровнях: наша настоящая сущность без масок и условий.
Модель субличностей
Возможно, одна из наиболее вредных иллюзий, в которую мы можем впадать, – это вера в то, что мы являемся существом неделимым, неизменным, исключительно последовательным. Осознание того, что верным является прямо противоположное, стоит среди первых задач и, возможно, сюрпризов, которые мы встречаем, занимаясь психосинтезом.