Институт Коучинга
Я самый компетентный среди вас. Проект «Караван клиентских историй»
1 июня 2016, 15:02
1154
71203946.png

Умеем ли мы выстраивать отношения с коллегами? Не просто соблюдать формальные правила этикета, а именно общаться на равных, слышать чужое мнение и уважать его, принимать других людей такими, какие они есть и ценить их за это? 

Одного менеджера крупной фирмы, несмотря на все его таланты и заслуги, не повышали на работе. С этим запросом он и обратился к коучу. 

В процессе работы выяснилось, что не повышают его, потому что, согласно словам коллег, ему не хватает гибкости и он не умеет выстраивать коммуникацию с коллегами. При этом, ярко выраженной конфликтности у него не было. Коуч удивился и спросил: «Почему они считают, что ты как-то не так себя ведешь? Если нет открытых конфликтов, то что тогда такое, по их мнению, гибкость?». Клиент ответил: «Я не знаю, я считаю, что я вполне адекватно и дружелюбно общаюсь с людьми, я не понимаю, почему они так думают». Коуч попросил привести какой-то пример из опыта его общения с коллегами, чтобы прояснить ситуацию. 

И клиент рассказал следующее: «Вообще меня не любят звать ни на одно обсуждение проекта». А в компании принято коллективно обсуждать идеи. Обычно автор идеи готовит презентацию и представляет ее коллегам. «Я сразу вижу изъяны с точки зрения процесса, предвижу, что не пойдет и по каким причинам. И всегда честно об этом говорю коллегам. А честность, очевидно, никто не любит!».

Тогда коуч предложил разобраться, как именно клиент дает обратную связь коллегам, и какое у него при этом намерение. После недолгого обсуждения клиент с вызовом сказал: «Да нет у меня никакого к ним вопроса или предложения! Я просто хочу показать, кто здесь разбирается в вопросе, а кто – дилетант. Я один вижу недоработки. Я один в этой компании глубоко разбираюсь в вопросе. Реально, они все – полные идиоты!».

Через некоторое время клиент с грустью признал, что давно не находится в восторге от «недальновидности» коллег и, если быть до конца честным, до сих пор он упивался собственным суперпрофессиональным взглядом на их предложения, чувствовал себя выше и лучше них. И его истинный интерес к встречам заключался в том, чтобы блеснуть знаниями. А тот факт, что его перестали звать на обсуждения, приводил его в ярость и глубоко ранил.

Постепенно клиент начал осознавать свое чувство превосходства. Коуч спросил, как бы ему хотелось, чтобы обстояли дела? И клиент сказал, что ему бы хотелось, чтобы кто-то хотя бы раз сказал: «Ты лучше нас все это знаешь! Ты самый умный, ты суперпрофессионал!». 

Коуч спросил: «А ты сам когда-нибудь хвалили кого-то из своих коллег? Как ты на самом деле к ним относишься?»

Оказалось, что наш герой на самом деле уважает своих коллег. И отмечает различные их достоинства. Именно потому ему так важно их мнение о его вкладе в работу компании. И за его критицизмом пряталась просьба о признании его заслуг и как ни парадоксально – уважение к их предложениям. «Что если бы ты начал высказывать свое мнение об их презентациях из чувства уважения и симпатии к каждому из них?»,  спросил коуч. «Я бы точно говорил и вел себя по-другому. Я бы понимал, насколько это важно для них».

В тот момент, когда стала понятна причина разрыва коммуникации с коллегами, клиент сформировал свой запрос: «Я хочу выстроить такие отношения с коллегами, чтобы они чувствовали мое уважение, и я также мог бы пользоваться их уважением». 

Первое упражнение, которое он начал выполнять – это замечать плюсы, достоинства своих коллег, их профессиональную экспертность: наблюдать и вести дневник. Второй его задачей стало – ничего не говорить до конца презентации, молчать и вступать только в том случае, когда просили его мнение. Он учился молчать и слушать. Пока он молчал, он наблюдал и за людьми, которые представляют свой проект, и за теми, кто высказывает мнение по этому поводу. Он обнаружил, что люди, которые не согласны с выступающим, задают вопросы по-другому, не так, как он. 

Последние сессии были посвящены тренировке такой обратной связи коллегам, которая отражала бы его уважение к выступающему и все плюсы, которые имела презентация, и в то же время говорила о тонких местах, возможных сложностях. Первые шаги были очень сложными, коуч возвращал клиенту все моменты, когда проявлялась старая модель и намерение доказать, что «я тут самый компетентный среди вас». На встречах разбирали, что клиент приобретает, а что теряет, если в итоге не присвоит себе новый навык. Постепенно эта практика становилась все более привычной и перешла в реальную жизнь. 

Таким образом, совместная работа с коучем помогла клиенту осознать свои истинные намерения, лежащие за его поведением, сформировать запрос о том, какие изменения на самом деле должны были произойти, чтобы он мог дальше работать в этой компании, строить карьеру и получать удовлетворение от работы.

Эта история о том, как важно замечать свое намерение в тот момент, когда мы кого-то критикуем. Как важно слушать и слышать другого человека и замечать, через какой фильтр мы это делаем. Если это фильтр интереса и уважения, то у вас есть все шансы быть услышанным.

Другие истории специального проекта Института Коучинга «Караван клиентских историй» смотрите
Banner-spec-project-karavan-133-604.png

Программы Института Коучинга: