Институт Коучинга
Достижение целей: помощь коуча и ответственность клиента
18 ноября 2014, 13:30
2210
Юлия Тертышная - партнер Института Коучинга и руководитель московского офиса. Ведущая программ по обучению коучингу. Работает коучем 10 лет.

- Юлия, расскажите, что такое коучинг.

Коучинг как технология появился в связи с достижением целей. И соответственно, вся моя деятельность выстраивается вокруг этого - я помогаю людям достигать целей.
Моя задача как коуча заключается в том, чтобы люди и команды, которые ко мне обратились, достигли результатов самым эффективным способом и как можно быстрее.

- С какими запросами к вам обычно обращаются?
С самыми разными. Приходят за достижениями (независимо от сферы деятельности): одним нужен новый сегмент рынка, другим - повышение результативности. Задачи абсолютно разные, однако все они связаны с эффективностью.
Людей, которые ко мне обращаются, объединяет то, что все они уже достаточно успешны, но в какой-то момент у них перестает получаться задуманное. Они делают то, что привыкли, но вдруг эти схемы перестают работать. Что-то изменилось вокруг человека или команды, а они продолжают действовать как раньше. Пытаются повторять свой опыт: раз однажды такая стратегия сработала, то сработает снова.
Когда нам становится понятен весь алгоритм действий и последующий результат, то мы расслабляемся – не ищем новых путей, пропускаем изменения в окружающей действительности. Продолжаем делать очередной круг, достигать цели привычным способом, а получается что-то не то.
Тогда руководители начинают искать причину такого сбоя. Первый вывод, который они делают: наверное, команда перестала прикладывать усилия. Но как только увеличивают усилия, система совсем перестает работать. Руководитель думает так: «Если наши продавцы перестали продавать продукцию, давайте заменим продавцов. Новые сотрудники будут быстрее бегать по рынку, настойчивей предлагать продукцию».
Вот тут и нужна встреча с коучем, чтобы посмотреть на ситуацию снаружи и понять, где происходит сбой. Консультант находится извне и обладает большей широтой взгляда. Например, предполагает, что, возможно, продукт стал слишком тяжеловесным, или у клиента изменился запрос, или испортились отношения с заказчиками.

- Каким образом вы помогаете клиенту разобраться в непростой ситуации?
Мне все равно, какое решение выберут клиенты, но я ответственна за то, чтобы оно было максимально ясным и осознанным. Очень часто для этого мы, эксперты Института Коучинга, используем интегральный подход. Он помогает с разных сторон посмотреть на достижение цели.
Коуч анализирует и учитывает:
  • внутреннюю культуру компании или команды;
  • прописанные жесткие системные алгоритмы;
  • поведение среднестатистического человека в команде;
  • ценности и установки, на которые опирается обычный человек из команды;
  • состав команды.
- Насколько быстро можно достигнуть результатов в коучинге - реализовать ту цель, с которой человек к Вам обратился?
В индивидуальном коучинге, если мы с клиентом работаем впервые, как правило, требуется 8-10 сессий. Потому что очень много связанно с прояснением самой цели. Иногда бывает, что где-то на третьей сессии клиент говорит: «Я все понял, цель вообще не моя, спасибо вам большое». Мы с ним прощаемся до следующего раза.
Иногда бывает, что мы справились с одной целью, и клиент говорит: «У меня еще есть задача покрупнее, давайте с ней также поработаем». И мы проводим еще несколько сессий. Однако это точно не тянется годами! Как только клиент понимает, что его процесс с коучем тянется год или больше, это повод задать вопросы себе и коучу.
В своей практике я всегда подвожу промежуточный итог. Примерно каждые 5-6 сессий я спрашиваю у клиента, в чем моя польза для него: «Мы проделали определенную работу. Нужна ли я дальше и зачем?».
Независимо от количества сессий у человека остаются навык и вкус пользы от работы с коучем. И когда он сталкивается с чем-то новым (другой задачей, повышением в должности, сменой работы), то понимает, что сейчас ему нужна поддержка, чтобы помочь сориентироваться в новой ситуации.
Конечно, мои клиенты справляются со своими целями и без меня, но со мной это происходит быстрее и легче. Ко мне обращаются снова и снова. Когда я провожу коучинг с человеком во второй или пятый раз, то уже не нужно 8-10 встреч. Клиент четко формулирует конкретный запрос, и работа проходит гораздо быстрее - за 3-5 сессий.

- Как часто следует проводить встречи?
Стандартный график работы – одна сессия в неделю, продолжительность – 1 час. Часто из-за насыщенного графика встречи происходят раз в 10 дней.
Иногда мы расстаемся специально на месяц, чтобы накопить события. Когда человек принимает решение начать действовать по-новому, ему нужно прожить некоторое время с новой поведенческой стратегией и накопить обратную связь от своих экспериментов.

- Можно ли вести сессии через Интернет?
Конечно! Однако желательно первые 3-4 встречи видеться очно, если это территориально ничем не осложненно.

- В чем заключается главная польза, которую Вы приносите клиентам в коучинге?
Как я уже говорила, к коучу приходят успешные люди. Как правило, они уже отлично научились «ломать» себя – это настоящие мегадостигатели с крепкой волей. Они многое умеют и понимают, что к результату все равно придут. Но очень часто их запрос – нехватка ощущения счастья. Вроде бы человек многого достиг, но чувствует, что это все временно. Ведь насилие над собой лишает радости в жизни.
Вот почему мы по ходу достижения и движения к следующей цели учимся уделять внимание и важным задачам, и себе любимому.
Коуч ничего не изобретает, он просто очень внимательно следит за тем, что игнорируется клиентом. И позволяет всему этому быть, расширяя таким образом пространство для человека и его задач.
Получается, что тот, кто обращается к коучу, помимо своей основной цели – достижения конкретного результата в бизнесе или в построении карьеры, - получает ощущение счастья от жизни. И оно возникает, потому что консультант расширяет смыслы в его деятельности.

Программы Института Коучинга: