Институт Коучинга
Достижение целей в индивидуальном и командном коучинге
25 ноября 2014, 15:05
1783

Особенности коучинга в группе

Коучинг может быть индивидуальным и командным. По сути, у группы та же задача, что и у одного человека, - достижение цели. Командный коучинг направлен на то, чтобы группа приняла лучшее решение, выработала оптимальную стратегию, наметила первые шаги и подумала, как будет измеряться процесс достижения. Это практически то же самое, что консультант прорабатывает и с одним человеком.
Если коуч работает с группой, то надо улавливать эмоциональные состояния каждого участника. Как только начинается работа, все люди начинают испытывать разные эмоции по отношению друг к другу, к содержанию происходящего, формату и условиям, в которых они находятся. Группы мы ведем, как правило, вдвоем или даже втроем, потому что очень важно замечать все сигналы и сразу их обрабатывать.
При работе с командой коуч «зеркалит» групповую динамику. Благодаря этому он видит, где нарастает напряжение в группе, кого коллектив маргинализирует. На эти аспекты стоит обратить внимание, ведь часто в них можно найти скрытые ресурсы. Бывает, что правильное решение принадлежит меньшинству, которое не находится в фокусе внимания большинства.
Коуч помогает группе работать как единое целое, чтобы учитывались все мнения. Происходит обогащение группы, находится более полное решение и, таким образом, мы избегаем саботажа. Так как часто бывает, что руководитель озвучил решение, все кивнули в знак согласия и разошлись.
Грамотный консультант такой ситуации просто не допустит. У нас есть инструменты для обработки данного процесса, чтобы сделать его более полным. Например, если человек согласен с решением на 20%, то надо сделать, чтобы каждый в группе был согласен на 100. И тогда уже будет другая вовлеченность и совершенно иное исполнение. Гораздо легче держать исполнительскую дисциплину, когда это твое решение, чем когда тебя под него подстроили.


Опасности на пути к цели

Как мы привыкли действовать, двигаясь к цели? Наверняка у каждого человека бывало такое, что он принимал решение, давал себе обещание - например, ежедневно учить английский, делать утреннюю зарядку, бегать и т.д. И вскоре переставал это делать.
Конечно, бывают обещания, которые мы выполняем. Однако точно есть задумки, которые мы сами себе обещаем воплотить, понимаем всю пользу от них, но почему-то не делаем. И вот здесь как раз нужен коуч для того, чтобы исследовать ту теневую часть личности, которая сопротивляется.
Покажу на примере, что происходит, когда мы ставим перед собой цель и начинаем движение к ней. Когда я говорю себе, что буду вставить в 5 утра, сначала делать зарядку, а потом читать книжки, один внутренний голос ликует и говорит: «Ух ты, как здорово! Как много в этом прекрасного: и пользы, и здоровья, и развития. Я очень люблю развиваться. Зачем я буду спать лишние два часа? Я буду вставать в 5 вместо 7 и заниматься полезными делами».
Однако есть и другой голос, который говорит: «А я хочу спать в 5 утра, я совсем не намерен рано вставать. Я очень люблю развитие, но спать я люблю гораздо больше». Если мы будем игнорировать этот второй голос, то наше стремление будет иметь краткосрочный эффект.
Но если мы учтем на старте то, что внутри нас выдает сопротивление, и правильно это обработаем (а с помощью коуча это легко можно сделать), то получим больше безопасности и удовольствия при движении к цели. Это не значит, что мы от нее откажемся, просто найдем решение, которое будет удовлетворять все наши потребности.
Вернемся к примеру из бизнеса, когда сотрудники согласны с решением только на 20%. В тот момент, когда лидер в эмоциональном запале говорит о том, как все здорово, надо внимательно посмотреть на каждого. Если мы не работаем с той частью команды, которая саботирует или согласна лишь формально, то мы не учитываем угрозы, которые могут остаться за скобками, не будут включены в контур обсуждения. Коуч нужен именно для этого - чтобы помочь смотреть в сопротивление и брать из него силу.


Пример из индивидуального коучинга

Руководитель получает от команды запрос, что сотрудникам хотелось бы получать от него обратную связь. Он говорит: «Да, конечно. Хорошо, что сказали».
На самом деле, он давно знает о том, что надо давать обратную связь. Он умный, и ему уже 500 раз объясняли, как надо работать с коллективом. При этом сам он глубокий интроверт и контакты с людьми не очень любит, но научился общаться, т.к. понимает, что как топ-менеджер должен. Однако по своей воле он никогда не будет это делать, ему это дискомфортно. И в момент, кода он соглашается и берет на себя обязательство давать обратную связь, он совершенно не смотрит в свое сопротивление, которое говорит ему: «Не стоит тратить сколько времени, это совершенно неинтересно, займись лучше более актуальными задачами».
Так происходит самообман. Не потому, что человек хочет себя обмануть, а потому что это его слепая зона, и сам без коуча он туда не посмотрит. Консультант помогает разобраться, честно сказать себе: «А ты вообще любишь с людьми разговаривать?» - «Вообще-то нет, не люблю». – «Обратная связь - это для тебя нагрузка?» - «О, еще какая, это самое тяжелое в моей работе». И так далее.
Тогда уже можно подобрать оптимальный формат: либо решение совместных задач в маленьких рабочих группах, либо присоединение сотрудников, у которых есть запрос на обратную связь, в другие рабочие группы. Участие сотрудников в проектах, где они эту обратную связь получают в виде одобрения или в ходе коллективной работы рядом со своим руководителем.
Эта задача трансформируется в то, чтобы и обратную связь дать, и свои интересы учесть. Таким образом, находится комплексное решение. Тогда теневой аспект, который как будто является помехой, мы интегрируем в решение. Оно становится не таким однозначным, не лежит на поверхности, а требует обдумывания.
Это просто пример, но в бизнесе часто возникает необходимость комплексных решений. Надо учесть одновременно много факторов и выбрать лучший вариант, чтобы «все сестры получили по серьгам». Справиться с этим самостоятельно (в одиночку или в сложившимся коллективе компании) – задача не из легких. Поэтому руководители, нацеленные на быстрое и экологичное движение к целям, предпочитают обращаться к коучу.

Программы Института Коучинга: