Институт Коучинга
Позитивная обратная связь
29 апреля 2014, 00:00
2473
Я часто задаю вопрос: за что ты можешь себя похвалить? И получаю ответ, что в течение недели человек может себя похвалить максимум три раза. Остальное не просто, трудно найти, нас корежит от мысли, что я сам себя за что-то должен похвалить. Когда человек не видит ценность в себе, то он ее не видит в других. Безусловно, самое благодатное – это хвалить ребенка. Когда ребенка ругаешь, включаются всевозможные защитные механизмы, но если ты заметишь что-то положительное, похвалишь его, ребенок раскрывается. Это прекрасный образец того, как работает похвала.

Когда нас хвалят, мы не всегда способны принять благодарность. В лучшем случае мы молчим, сопим, краснеем, готовы провалиться сквозь землю, а в худшем: ой-ой, вам показалось, у вас это лучше получается, – отторгаем позитивный настрой. Мы настолько пересушены, как земля, что когда нас поливают, вода не проходит. Мы пугаемся, что это манипуляция, человек чего-то хочет, возможно, ответного комплимента. Конечно, должен быть принцип брать-давать, но здесь работают другие законы. К примеру, состояние счастья. Ведь, когда нас хвалят, мы должны испытывать состояние счастья, но у нас в голове плотно засело, что мы для счастья что-то должны делать. А на самом деле - для счастья делать ничего не надо. Его нужно брать с благодарностью. Это удивительно! У нас же пункт: надо что-то сделать взамен. Не надо. Достаточно благодарности от чистого сердца.

Думаю, стоит провести грань между похвалой, как инструментом манипуляции и позитивной обратной связью.

В этой связи важен момент отслеживания лексического набора слов. Когда я даю безоценочную обратную связь, и когда я начинаю какие-то «букетики» навешивать: «молодец», «хорошо», «красивый» – это похвала в чистом виде. А позитивная обратная связь – это когда я отмечаю, что когда ты делаешь так, так и так, я испытываю радость. Не стоит переходить в коллективе на эти родительски-детские отношения, оценочные, ставить сотрудника в определенную роль – хорошего или плохого ребенка, там, в этой роли действительно много всего: и страха, и ожидания, и манипуляций. Нужна именно позитивная обратная связь.

И вот если человек не получает позитивной обратной связи, а потребность в ней есть всегда, что-то внутри усыхает. Мы становимся менее радостными, менее энергичными, менее инициативными. Эта обратная связь и показывает человеку правильный путь.

Я часто замечаю такую закономерность: если человек не может адекватно оценить свои сильные стороны, похвалить себя внутренне, то он, либо никогда не поощряет других, не умеет выстроить позитивную обратную связь, либо переходит в формат родительски-детских отношений (не могу себя, так хоть других накормлю). Эти две крайности одинаково вредны в отношениях.

Естественно, очень важно, чтобы любой человек сам пришел к этой модели взаимодействия с людьми, благодарность, положительное отношение – это то, что нарабатывается годами, это должно конгруэнтно выходить из человека. Бывает очень сложно сказать что-то позитивное другому, с этим можно и нужно работать, бывает, что человек и хочет похвалить, но не может. Иди и хвали – это не наш путь, нужно найти сначала в себе ту форму благодарности, адекватную именно этим отношениям.

Очень важно, чтобы каждый человек видел в себе свои сильные стороны, мог сам для себя отметить, что когда я делаю эти вещи именно так, получается хорошо. И только через себя мы способны увидеть других.

Программы Института Коучинга: