Топ-100
Институт Коучинга
30 мая 2019
1275
Стресс на работе — попробуйте стать наставником
Стресс на работе — попробуйте стать наставником
Неожиданные результаты исследования наставничества, после которых вы захотите ввести эту практику в своей компании.

Десятилетия исследований позволили выяснить, как наличие наставника помогает младшим сотрудникам: указания старших коллег повышают эффективность работы и удовлетворенность подопечных сотрудников. Но мы мало знаем о том, какую пользу может принести наставничество самим наставникам.


В частности, мы хотели понять, как менторство может помочь наставникам, работа которых связана с высоким уровнем стресса. Да, предыдущие исследования показали, что наставничество улучшает эмоциональное здоровье подопечных, если удавалось установить доверительные отношения между наставником и подопечным. Но помогут ли подобные доверительные отношения сохранить психическое здоровье самих наставников?


Психическое здоровье медработников, пожарных и офицеров полиции — серьезная и растущая проблема. Так как работа полицейских считается одной из самых стрессовых, с высоким порогом психического здоровья и общими жизненными трудностями, мы провели лонгитюдное исследование менторской программы английской полиции.

2019-04-24_00-56.jpg
Майкал Гилл
профессор по организационным исследованиями научный сотрудник Оксфордского университета.

Менторскую программу здесь запустили в 2013 году в одном из полицейских подразделений Англии и Уэльса. Она была разработана, чтобы поддерживать развитие младшего офицерского состава и давать молодым офицерам возможность обсудить свои стремления и проблемы, получить наставления.


Наше исследование состояло из 2 частей. Сперва мы провели полевой эксперимент: мы сравнили психическое здоровье 17 пар наставников со своими подопечными, которые проходили менторскую программу, с группой из 18 пар старших и младших офицеров, которые не принимали участие в программе. Затем, взяли интервью отдельно у менторов и их подопечных: мы задали им вопросы об их уровне стресса и методах совладания с ним, спросили, что они думают о работе и помогают ли им отношения ментор-подопечный.


Результаты эксперимента показали, что менторы, испытывали меньший уровень тревоги и описывали свою работу, как более значимую в сравнении с теми, кто наставничеством не занимался. Благодаря интервью мы узнали, что менторство позволило старшим офицерам — также, как и младшим — обсудить свои проблемы. Выслушивая проблемы подопечных, менторы делились своими проблемами и понимали, что их чувства — это обычное явление. Понимая, что переживания общие, наставники и подопечные чувствовали себя более свободно при их обсуждении и начинали делиться тем, как они справляются с этими переживаниями. Часто менторы говорили, что такие беседы с младшим составом полезны в плане профилактики.


Многие из менторов сказали, что наставничество повысило значимость их работы в их же глазах. Старшие офицеры описывали чувство отдаленности от ежедневной рутины младшего состава. Они рассказывали, как работа над долгосрочными проектами и встречи часто абстрагировали их от того, что они называли «реальной охраной правопорядка». Это означало, что они меньше видели, как их работа влияет на жизни людей. Но при этом они быстро замечали результаты помощи младшим офицерам-подопечным. Один из старших офицеров заявил: «То, что мы делаем, позволяет совершать что-то важное для людей и видеть результаты своих трудов относительно быстро. Вы им помогаете. Они не всегда слушают, но то, что они делают — уже достаточно хорошо. Намного более хорошо, чем то, что я должен делать в последнее время». Другой ментор заметил, как он смог помочь своему подопечному приспособиться к новой роли и наблюдать за прогрессом. Это достижение позволило старшему офицеру осознать важность своих ежедневных задач и то, насколько они меняют мир.


Почему менторство производит эффект на менторов? Мы думаем, оно помогает получить поддержку, которой часто не хватает. Несмотря на давление, которое сопровождает эту профессию — обращение с определенным контингентом, принятие сложных решений и риск для жизни — офицеры не стараются найти поддержку у старших коллег, чтобы избежать ярлыка, который ассоциируется с психическими расстройствами.


Менторство — это способ выстроить доверительные отношения, которые становятся основой для открытых и честных разговоров на деликатные темы.

Хотя наше исследование проводилось на маленькой выборке и нам предстоит выполнить немало работы по этой теме, мы верим, что менторство может способствовать поддержанию психического здоровья наставников и в других ситуациях. Мы понимаем, что работа полицейским отличается от многих других профессий, но все же ореол, окружающий психическое здоровье, распространяется на многие из них. Есть также убедительные доказательства эффективного менторства, создающего доверие между наставником и его подопечным за счет раскрытия личной информации: менторские программы дают возможность обсудить сложные и деликатные темы и таким образом нормализуют состояние после стресса и переживаний.


Конечно, менторство — это своего рода инвестирование, и результаты не всегда незамедлительные. Перегруженный рабочий график может помешать встречаться регулярно и привести к тому, что менторы и их подопечные не смогут настроить личную связь. А это снизит эффективность наставничества. Менторы, в нашем исследовании, говорили, что позитивный эффект появлялся только, если встречи с подопечными были регулярными. Так параллельно с растущим доверием, росли и возможности поделиться своими целями. За счет совместного составления планов на будущее и наблюдений за их реализацией взаимодействие наставников и подопечных становились все более значимыми.

2019-04-24_00-56.jpg
Томас Рулет
старший преподаватель теории организации в Школе бизнеса судей и научный сотрудник колледжа Гиртон в Кембриджском университете.

Итак, если менторство может помогать и наставникам, то организациям необходимо учитывать ресурсы, выделяемые на наставничество, и способствовать росту гибкости в отношениях ментор-подопечный. А те, кто предан делу наставничества, будут приятно удивлены его результатами.

Статью перевел Даниил Баранов. Перевод не дословный, а смысловой. Поэтому если вы хотите узнать точные формулировки автора, то вы можете прочитать оригинал статьи на сайте.
1275
Еще по теме
Кризис как возможность роста
Как развиваться в условиях неопределенности