Зачем в бизнесе нужно доверие?

Александр Савкин об одном из важнейших условий успешного развития бизнеса
Александр Савкин
Соучредитель компании «Земля Стратега» и «Института Коучинга», executive-коуч, фасилитатор, медиатор конфликтов партнеров по бизнесу

Доверие внутри коллектива — это такой незримый показатель, который не сразу отражается на стоимости акций компании, ее годовом обороте или имидже. Его нельзя измерить, взвесить или положить в карман. Зато его отсутствие дает о себе знать сразу — люди не хотят идти на работу, потому что им там неприятно находиться, и они начинают тихо ненавидеть свое начальство. Вроде бы преимущества доверительных отношений над их отсутствием очевидно. Тем не менее, работая с собственниками и менеджерами крупных компаний, я часто сталкиваюсь с тем, что эта тема табуируется именно ими: «Нам это не нужно, Александр, говорите о чем угодно, только не о доверии». Многим компаниям в силу различных причин до сих пор легче работать «по понятиям». 

Почему так происходит? Кажется, владельцы бизнеса должны уметь видеть выгоду в долгосрочной перспективе. Что же не так? Поразмыслив над этим вопросом, я пришел к выводу о том, что именно с «гигантами» бизнеса такой аргумент неуместен: у них и так всё хорошо с прибылью. «Саша, зачем мне это? У меня котлован ещё не вырыт, а квартиры в будущем доме уже раскуплены по цене выше рыночной», — говорил один из моих клиентов, владелец крупной строительной компании. 

Действительно, зачем? Если мой бизнес приносит высокую прибыль, если к моим счетам регулярно добавляется несколько нулей, зачем мне доверие? Я и так самый сильный.

Что ж, динозавры когда-то тоже были самыми сильными и владели всей Землей. Но что стало с ними в процессе эволюции? История показывает, что для долгосрочного успеха необходимо умение приспосабливаться, помогать друг другу, доверять. Да, возможно, сегодня твой бизнес очень успешен, твои конкуренты далеко позади, а ты на вершине мира. Но что будет завтра или через год? Чем бы мы не владели сейчас, существует множество обстоятельств, не зависящих от нас, которые мы не можем предвидеть. И тогда тому, кто вчера владел всем, понадобится простая человеческая помощь. Но кому он сможет доверять? Неужели тем, кто вчера был рядом с ним только из страха?

Увы, если лидер не сумел создать в компании атмосферу доверия, в трудной ситуации ему не на кого будет положиться. Почувствовав его слабину, те, на кого он вчера смотрел свысока, в лучшем случае, бросят его в беде, в худшем — добьют.

Не давая оценочных характеристик и не морализируя, могу сказать: в бизнесе есть два пути. Один из них, всем знакомый, основан на страхе подчиненных перед руководителем и их зависимости от него. Он бывает очень эффективным. До тех пор, пока в компании не наступит кризис или рядом не появится фирма-конкурент, предлагающая своим сотрудникам более гуманные условия работы. В этом случае путь силы оказывается эволюционным тупиком.

И есть другой путь, основанный на доверии. Этот путь бывает сложен. Он требует от лидера глубокой работы с собой и своим мировоззрением, труда и ответственности. Но именно этот путь позволяет собрать в команду людей, реально ценящих свою работу, доверяющих друг другу и уважающих своего руководителя.

Выбор за Вами, дорогие лидеры!

Cookie файлы

Этот сайт использует файлы cookie для хранения информации на вашем компьютере

ХОРОШО