Институт Коучинга
Исчезновение ценностей в бизнесе
1 августа 2014, 16:13
2142
Как можно иметь дело с человеком,
которому нельзя доверять?
Если в повозке нет оси,
как можно в ней ездить?
Конфуций

Доверие – основа бизнеса

Для того, чтобы нормально строить свой бизнес и достигать поставленных целей, необходимо доверие. На нем завязана и ответственность, и приверженность ценностям компании и все прочее.

Это касается и отношений внутри команды, когда люди настолько хорошо понимают друг друга и схожи в оценках происходящего, что вполне могут доверять друг другу в представлении взаимных интересов в отношениях с остальными людьми.

Доверие важно и в восприятии организации клиентами: во-первых, все новое рождает отрицание и противоречия, поэтому без доверия – никуда, во-вторых, если мы чему-то доверяем, мы это покупаем, и готовы переплатить, лишь бы быть уверенными, что нас не обманут.

Немаловажно и осознание своего бизнеса, как социально-ответственного. Если в западных компаниях социальный бизнес — это норма, то у нас он еще остается неким экзотическим явлением, хотя есть примеры того, что именно социальные проекты являются лучшей рекламой для компании. В сознании клиентов компания является не просто «купи-продай» в красивой упаковке, а группой живых, чувствующих и неравнодушных людей.

Каков вожак, такова и стая

Как ни посмотри, а все ценности так или иначе рождаются и привносятся в компанию ее лидером. Именно высший менеджмент декларирует и культивирует то, что лежит в основе бизнеса, а большинство персонала просто поддерживает это.

Для меня стало откровением, когда при общении с молодыми руководителями, я все чаще стал слышать, что доверие – это пережиток советского прошлого, и нормальные деньги можно делать и без него. В наше время разговоры о доверии вызывают у новых руководителей скорее снисходительную усмешку. Почему-то считается, что, если ты кому-то доверяешь, то ты неудачник, простак, и обвести тебя вокруг пальца ничего не стоит. Получается, что у нас сейчас дела делаются не по чести, а по понятиям.

Очень интересно сравнить реакции молодых руководителей и тех, кто еще застал старую школу управления. После того, как мы в упражнениях проговаривали с молодыми топами какие-то очевидные человеческие ценности, они словно пробуждались, для них это было как откровение. Кто-то из них начал понимать, как важно, например, просто говорить «спасибо» подчиненным, вспоминал себя и свою отчаянную потребность в этих словах благодарности, когда не занимал еще руководящую позицию.

Люди постарше, напротив, преображались на глазах, будто вспоминая что-то хорошо забытое, но такое знакомое. В них еще заложены те ценности, о которых мы говорим, и им приятно было к ним вернуться.

Проблема преемственности

Проблема в том, что исчезла связь поколений. Непонятно, кто сейчас является носителями ценностей. Мы говорим, что нам всем не хватает некой связующей субстанции, которая держала бы на себе все остальное, через сохранение и развитие ценностей компании. Можно назвать ее образно душой компании. Это не профсоюз и не специальный отдел. Никто не понимает, что это такое, но всем этого не хватает. Желание побыстрее заработать денег, а там «будь, что будет» - губит на корню все хорошие начинания.

Часто можно услышать фразу «не мы такие – жизнь такая», но не мы ли сами создаем тот мир, в котором приходится жить?! Я считаю, что культуру надо воспитывать, культивировать, охранять. Все хорошее нуждается в защите.

Программы Института Коучинга: