Оригинал статьи
Если вы ходите по магазинам, у вас есть работа, или какие-либо инвестиции, вы - капиталист. Но можно ли назвать вас сознательным капиталистом?
Будь это генеральный директор многомиллиардного предприятия, как сознательный капиталист Джон Макки (генеральный директор Whole Foods Markets и член правления Integral Life) или отец семейства, совершающий покупки в супермаркета, каждый сознательный капиталист понимает, что капитализм - это нечто большее, чем игра в одни ворота, где есть только победители и проигравшие. Если вы хотите быть в авангарде и помочь бизнесу стать для общества ценным помощником, то вот признаки, которые отличают сознательных капиталистов:
1. Вы считаете, что бизнес имеет более глубокие цели, чем простое увеличение прибыли. Вы можете утверждать, что ваша карьера соответствует этому.
2. Вы считаете, что в экономической системе должны быть учтены потребности всех заинтересованных сторон, в том числе инвесторов, клиентов, сотрудников, поставщиков, общества и окружающей среды. И вы понимаете, что вы, на самом деле, являетесь представителем каждой из этих категорий.
3. Вы считаете, что «капитализм», может и будет развиваться как сознание людей, направляющих его развитие. Таким образом, вы приминаете вашу собственную ответственность за это развитие!
Некоторые из этих идей могут показаться новыми. Потому, что так оно и есть.
Капитализм представляет собой довольно простое положение: свободная рыночная экономика более продуктивна и более полезна для общества в целом, потому что в успехе заинтересованы все её участники. Это способствует конкуренции, посредством которой достигается справедливый компромисс ради взаимной выгоды. Это стремление к конкуренции ради взаимной выгоды является двигателем прогресса в современном западном мире, и было метко охарактеризовано Адамом Смитом как «Невидимая рука», которая естественно направляет общество к увеличению богатства и росту инноваций.
Но что, если «невидимая рука» не такая уж и невидимая?
Классическая экономическая теория редко озабочена тем, что люди думают или чувствуют, и вместо этого сосредотачивается на более объективных показателях. Таких, как поведение и обмен материальными благами. На самом деле, она уделяет очень мало внимания внутренней мотивации, будучи далёкой от положения о «взаимовыгодном» интересе. Что, если бы у нас было более точное понимание того, что на самом деле означают «собственные интересы», раскрывающее подлинные факторы мотивации всего нашего поведения?
Что, если бы у нас были инструменты для количественного и качественного измерения разных уровней нашего «я», учитывая, что наша идентичность развивается и изменяется на протяжении всей нашей жизни, а также для измерения различных уровней «интересов», которые определяются нашими личными ценностями и мировоззрением?
И что, если мы могли бы объединить эти внутренние измерения с гораздо более мудрым пониманием «взаимной выгоды», учитывая, что наша деятельность на рынке оказывает влияние на наших партнеров, общество и окружающую среду?
С тех пор, как Адам Смит издал «Исследование о природе и причинах богатства народов» в 1776 году, капитализм хвалили и критиковали все, кто только мог. С одной стороны, мы видим, что переход к капиталистической экономике был одним из величайших шагов человечества к освобождению, способствовавшим прогрессу и преодолению бедности более, чем любое другое социальное или экономическое движение в истории. С другой стороны, капитализм часто критиковали как врага нравственных ценностей, инкубатор жадности и вечный источник войны и разрушения окружающей среды.
Так кто же прав? Является ли наш социальный эксперимент с капитализмом благословением или проклятием? Ответ: «и тем, и другим». В конце концов, капитализм - это всего лишь инструмент, и как любой инструмент он может быть использован либо для создания лучшей жизни, либо для её разрушения.
Кен Уилбер и Берт Парли прослеживают рост капитализма от «Богатства народов» до Whole Foods, отмечая некоторые из способов, с помощью которых мы можем построить лучший и более сознательный капитализм для современной глобальной экономики. Если вы являетесь представителем исполнительной власти, управляющим или владельцем бизнеса, понимание принципов и истории сознательного капитализма не только поможет расширить и углубить собственное понимание успеха, но и позволит вам принимать более обоснованные решения, которые принесут пользу всему миру. И даже если вы не являетесь представителем мира бизнеса, целостное видение сознательного капитализма поможет вам стать более осознанным потребитель и внесёт больше разумности в ваши собственные финансовые дела.
Итак, повторим ключевые моменты:
- Несмотря на то, что многие полагают, будто модель сознательного капитализма представляет собой далёкий и недостижимый идеал, исследования показывают, что социально ответственный бизнес, на самом деле, становится все более прибыльным в долгосрочной перспективе.
- Научный материализм до сих пор является «официальной философией» современного Запада. Сознательный капитализм - это одна из первых попыток преодолеть редукционизм современной экономики, учитывая индивидуальную мотивацию, культурные ценности и мировоззрение, потребительское поведение, технические и экономические особенности эпохи, и т.д.
- Каждый крупный этап развития человечества имеет свои достоинства и недостатки - это «хорошая и плохая новости» для личного и культурного роста. Каждый новый этап одновременно решает многие проблемы предыдущих уровней, создавая новые, более серьезные проблемы, которые могут быть решены только на более высоких уровнях развития.
- Сознательный капитализм пытается пересмотреть распространённый стереотип о том, что коммерция - это плохо, а её отсутствие - хорошо, признавая, что каждый подход к бизнесу имеет различные сильные и слабые стороны, и может быть более или менее подходящим для каждого конкретного предприятия. Сознательный Капитализм не отрицает ценность прибыли, но относится к ней, как к одному из трех наиболее важных показателей развития наряду с обществом и окружающей средой.
- Одной из самых больших проблем, с которой сталкивается сознательный капитализм, является поиск меры. Как создать систему, в которой продукты и услуги, ориентированные на мировые ценности, ценились бы выше, чем продукты и услуги, ориентированные на локальную выгоду?
Программы Института Коучинга: