Институт Коучинга
Умного жизнь ведет, а дурака – тащит
30 мая 2018, 13:24
571
Путь развития руководителей на программе
«
Интегральные технологии развития людей и организаций»

Это интервью с Мариной Даниловой, управляющим партнером в Институте Коучинга и идейным вдохновителем программы переподготовки о том, в каких случаях руководителям необходимо Вертикальное развитие, а в каких – горизонтальное; как программа «Интегральные технологии развития людей и организаций» помогает руководителям в их персональном вертикальном развитии. А также, какой план развития предлагает программа тем, кто хочет стать консультантом.

 

- Марина, какие цели у программы переподготовки «Интегральные технологии развития людей и организаций»?


- Наша программа переподготовки – это не просто курс по развитию навыков. Программа целиком и полностью направлена на Вертикальное развитие человека (ВРЛ): трансформацию и расширение его текущей логики действия, а также освоение новой логики, следующей по уровню. То есть, если вы, к примеру, Эксперт, то ваша персональная цель на обучение – стать Достигателем, если вы Достигатель – стать Индивидуалистом. Это первая цель программы.

IMG_15062016_123516.png


И в частности, основной результат первой ступени обучения (будете вы консультантами или нет – это вообще не важно) – то, что вы существенно расширите свою мыслительно-поведенческую рамку, умозрение свое.


И второй момент – для того чтобы действительно стать интегральным консультантом, нужно быть очень хорошо соединенным с логикой действия Индивидуалиста. Она должна быть в активе. Поэтому вторая цель программы – освоить логику Индивидуалиста, даже если вы, к примеру, Эксперт.


- За счет чего участники программы совершают переход на следующую логику действия?


- Есть две хорошие новости для тех, кто придет учиться на нашу программу. Во-первых, у нас в доступе всегда имеется четыре логики действия, из которых самая проявленная, автоматическая логика – где-то посредине из этих четырех. Но в разных состояниях вы перемещаетесь в «соседние» логики: в хорошем, ресурсном состоянии, в среде, которая поддерживает более высокую логику вы начинаете проявлять лучшую версию себя – максимум, на что вы способны. А когда вы больны, эмоционально захвачены, находитесь в каком-то неприятном для себя стрессе, конфликте и эти состояния захватывают ваши внутренние конфликты, вы перемещаетесь в худшую версию себя, регрессируете на более раннюю свою логику.


И для студентов программы создается такая среда, которая все время побуждает их выдавать эту самую лучшую версию, и за счет постоянной тренировки они лучше осваивают новый уровень.


Также, благодаря регулярной терапевтической работе, мы разбираем те эмоциональные зацепки, которые вас скидывают на более раннюю логику.


А во-вторых, логика действия поддается развитию, изменению. Ее можно развивать как
за счет собственных персональных усилий человека, так и за счет того, что создается специальный социальный контекст, поддерживающие процессы. Каждый из нас может вспомнить истории, когда в одной компании мы были ангелами, а в другой – зверьми.


За счет социального контекста и среды, которая вас побуждает осваивать быть лучшей версией себя, Вертикальное развитие происходит быстрее. ВОТ ПОЧЕМУ нужна группа! Это по сути ответ на вопрос «Можно ли освоить следующую логику действия индивидуально?». Ответ – «можно», но все-таки это будет медленнее. Группа дает вам богатую обратную связь, которую в обычной жизни руководитель, например, не получит. И эта обратная связь – как поддерживающая, показывающая вам вашу лучшую версию себя, так и развивающая, которая показывает вам ваши ограничения.


Плюс группа дает эффект коллективной поддержки – не потому, что вас все хвалят, а за счет того, что люди рядом идут вперед и вы вместе с ними – это вдохновляет. И вы видите, что Вася может, значит и я могу. Задумайтесь, когда вы начинаете непростое дело – если вы не экстримал, вы идете с командой, а не один.


- Как изменяется человек, если у него расширяется логика действия Индивидуалиста?


- Фактически, большая часть метанавыков консультантов, которыми они пропитаны, непосредственно связана с логикой действия Индивидуалиста. Ей характерно смещение фокуса внимания с результата на человека. С этим, как правило, спорят наши студенты в первую очередь: «Как же так? Мы ведь должны решить задачу клиента, найти ему решение. Он же приходит за результатом!». Парадоксально, но именно эта ориентация консультанта мешает его клиенту получить результат. Чем больше ты, как коуч, стремишься решить задачу человека, тем меньше ты помогаешь ему по-настоящему получить результат, так как твое внимание направлено не на человека, а на задачу. Это звучит для Достигателей очень странно («мы же дело делаем!»).


А как работает коучинг? Внимание консультанта должно быть направлено на человека – он помогает ему заметить те внутренние аспекты, которые влияют на результат. А внимание клиента направлено на его задачу. И коуч помогает ему удерживать внимание на результате тем, что удерживает свое внимание на человеке. В этом состоит парадокс. И это не просто – об это постоянно «бьются» наши студенты.


Но все-таки, мы исходим из того, что наш клиент – нормальный взрослый человек, который до этого как-то справлялся со своей жизнью. Если он пришел к коучу, значит у него есть какие-то сложности внутри, он чего-то не замечает. И задача коуча помочь ему найти эти неиспользованные потенции, а не решать задачу клиента.


И это непосредственно связано с логикой действия Индивидуалиста.


В этом процессе осознания как раз и происходит смещение будущего консультанта от Достигателя к Индивидуалисту (Плюралисту, как его еще называют), который сфокусирован на собственном внутреннем мире, а также ему интересны люди. Индивидуалисту важно, чтобы человек раскрывал свой потенциал, чтобы человеческое разнообразие было проявлено. Он помогает РАСКРЫТЬ другим свои потенции и через это выстраивает свою деятельность.


Навыки Индивидуалиста важны не только в индивидуальных консультациях, но и в групповой работе, фасилитациях, как способность удерживать внимание на участниках группы и, одновременно, на группе в целом, но не на задаче группы!


- И все-таки, зачем руководителю Вертикальное развитие? Что это даст ему в профессиональной деятельности?


- Это чисто «достигательский» вопрос, и он имеет право быть, потому что основная наша аудитория – это люди с развитой логикой действия Достигателя.


Знаете, есть такая поговорка: «Умного жизнь ВЕДЁТ, а дурака – ТАЩИТ». Хочешь не хочешь, но жизнь на месте не стоит, и если вы не изолированы от общества и что-то делаете ежедневно, встречаясь с вызовами, то вы все равно развиваетесь. А значит, вы подходите к той черте, когда вы себя исчерпываете. Здесь можно сопротивляться и позволить жизни себя ТАЩИТЬ, а можно «весло в руки взять».


Почему сейчас ВРЛ становится актуальным? Во-первых, если у вас нет доступа в более высокую логику Индивидуалиста, и люди для вас – только средство для достижения целей, то, как ни парадоксально, это ограничивает и достижение ваших целей. А во-вторых, чтобы грамотно использовать гибкие системы управления, быть стремительным, быстро находить правильные решения, причем, новые, инновационные, двигаться, соответствовать вызовам времени и за счет этого получать дивиденды, требуются метанавыки Индивидуалиста. Нужны очень тесные взаимосвязи между людьми, за счет которых создаются синергетические эффекты, проявляются эмерджентные свойства команды (свойства, которых раньше не было у команды).


Сегодня происходит дифференциация человеческого труда. К машинам уходит автоматизация, диджитализация – то, где можно простроить традиционную логику «причина-следствие». А человеку остаются ТОНКИЕ настройки – чувствительность, креативность, способность быть в контакте, замечать невидимое, видеть и учитывать все аспекты сразу – то, что лежит вне логики, то, что недоступно машинам. Эти метанавыки и нужно развивать! Через них вы как раз получаете способность вместе с командой рождать неординарные решения.


Но это не для всех актуально. Есть горизонт доступа к креативной энергии и предпринимательскому чутью. Иной раз того, что доступно руководителю на данный момент вполне достаточного для того, чтобы двигать свое дело. И вопросы развития становятся актуальны только тогда, когда появляются комплексные сложные вызовы, с которыми он просто не может справиться достаточно быстро и эффективно, опираясь на ранние логики действия.


Так что, если у вас возникает вопрос «зачем мне это нужно» – значит вы прекрасно справляетесь со всеми текущими задачами, вас устраивает как развивается ваша компания или департамент, устраивает ваша карьера, вы ощущаете, что «нас и тут неплохо кормят». Ведь человек – существо ленивое. Без явной необходимости ничего не делает. Это большая иллюзия, что человеку для движения вперед достаточно вдохновенной идеи. Образно говоря, из пещеры не только должен маячить какой-то свет, но и в самой пещере должно быть неуютно, чтобы человек захотел из нее выбраться.


На нашу программу скорее придет тот руководитель, у которого есть вызовы, с которыми он не справляется удовлетворительным для себя образом – много сил отнимает, не так быстро, как хотелось бы, найденные решения не устраивают и т.д.


Например, есть просто самолеты, а сесть огромные «Русланы» – грузовые самолеты. Даже хороший пилот проходит достаточно серьезную переподготовку, пересаживаясь на этот грузовой гигант, и это никак не связано с тем, что в этом самолете другие приборы и системы. Нет! Переподготовка нужна, потому что эту «махину» обслуживает команда, которая должна четко взаимодействовать. И в «Руслане» гораздо больше факторов влияют на то, как ведет себя самолет, поэтому пилот должен держать в голове гораздо большую сложность, чтобы им управлять.


И если перед вами не стоит необходимость управлять «Русланом» и вы летаете себе на своем «Боинге», совершенствуетесь, растете, раз за разом мягче и мягче сажая самолет, то вы спросите «зачем мне это?».


Но это – горизонтальное развитие. А наша программа – о вертикальном!

Двухступенчатая программа переподготовки «Интегральные технологии развития людей и организаций», Санкт-Петербург