Институт Коучинга
Компетенции коуча
24 января 2017, 11:44
6689
В этой статье представлены необходимые компетенции интегрального коуча. 

Интегральный коучинг описан в другой статье

Как развить эти компетенции читайте здесь


Первая группа. Личностные характеристики коуча.

Все, что описано в этой группе, просто характеризует взрослого зрелого человека со сформированной и устойчивой жизненной позицией. Конечно, эти характеристики важны не только для коуча, но для коуча они необходимы. 
  • Ответственность – полностью отвечает за свою жизнь, принимает последствия своих решений и поступков. Осознает свой круг влияния, не стремиться менять других, меняет свое поведение
  • Автономия и независимость суждений и поведения, устойчивость под влиянием фрустрирующих факторов.
  • Осознанность. В каждый момент своей жизни, задав себе вопрос – что я думаю, что я чувствую, что я ощущаю – легко получает на них ответы. Максимально чистое восприятие внешнего – видит факты, осознает свои интерпретации и отношение. Быть в контакте с собой и со своим телом. 
  • Активность. Занят не собой, а своей жизненной задачей. Действует максимально проактивно и целенаправленно. Привычка формулировать видение и выстраивать свою деятельность в его свете, используя его, как фильтр. Не боится ошибаться.
  • Интерес к самоисследованию в сочетании с заботой о себе. Заботится о своем психологическом здоровье и развитии, отслеживает теневые аспекты и интегрирует их. Есть баланс между самокритикой и признанием своих сильных сторон, между стремлением развивать себя и принятием.
  • Открытость и честность в общении. Искренность. Если говорит, то только то, что на самом деле чувствует и думает.
  • Максимальная проявленность, доступ к любой энергии внутри себя, осознает и проявляет любые чувства адекватно ситуации и конгруэнтно себе.
  • Принятие себя и других такими, как они есть, интерес к людям, видит их силы и ресурсы, с позиции «человек сам имеет все, чтобы решить свои задачи». Позиция безоценочная и теплая, принимающая, при этом без стремления «взять на себя» задачи и проблемы другого. Интерес к различиям

Вторая группа. Метанавыки.

Под словом «Метанавыки» чаще всего понимают способности, лежащие как бы в «основе”» навыков, то на что навыки опираются и откуда «растут». Так же этим словом обозначают отношение, чувства, которые у вас возникают в деятельности, то, с каким «окрасом» вы ее делаете.

Нам было не просто отделить эту группу от первой. Мы опирались на то, что проявление метанавыков все-таки можно наблюдать в поведении коуча - по косвенным признакам или по обратной связи клиента.
И так же на то, что их можно развивать через тренировку, наработать. Хотя, конечно, вы можете увидеть прямую взаимосвязь метанавыков с личными характеристиками и их взаимозависимость.

Далее вы найдете упражнения, направленные на развитие метанавыков. 
Эти навыки необходимы не только коучу, но и любому другому человеку, работающему в «помогающей» профессии – психотерапевту, педагогу, тренеру, часто руководителю. Да и, по большому счету, всем, кто по роду деятельности много взаимодействует с людьми. Впервые описание этих характеристик появилось в работе Карла Роджерса «Клиент – центрированное консультирование» в 1967 году, было развито в работах Р.Нельсона-Джоунса и Ф.Бурнарда. Нам близка позиция, изложенная Эми Минделл в ее работе «Психотерапия как духовная практика». 

Опираясь на этих авторов, мы представляем вам свое видение. 

  • Сопереживание, эмпатия. Способность открыться навстречу разным переживаниям другого человека, понять и почувствовать – чем живет другой.
    В том числе способность чувствовать, принимать и поддерживать вытесняемые, не признаваемые другим человеком аспекты самого себя. Эмпатия предполагает некоторое «забывание о себе», это позволяет «отдавать себя» другому человеку.
  • Внимательность. Способность замечать «незаметное». За этой способностью и интерес, любопытство к природе явлений и человека, и внимательность, целостное восприятие, позволяющее заметить «неявное». Те «хвостики», на которые сам человек не обращает внимание, но за ними может стоять важное содержание его психики. Еще о внимательности.
  • Легкость и игривость, спонтанность и естественность, чувство юмора. Способность работать с удовольствием, позволяя ребенку внутри себя резвиться. Именно эта способность впускает в работу творчество и позволяет проявиться чему-то вроде бы абсурдному, но ведущему к очень ценным озарениям. Кроме того, она выводит нас из зацикленности и тупиковых ситуаций. Это и еще и образец для клиента – если Коуч не будет работать с удовольствием, то, как он может помочь клиенту найти радость в его деятельности! 
  • Свидетельствование. Быть в состоянии пережить вместе с клиентом, коллегой или сотрудником сложную ситуацию, сцены групповых конфликтов или сложности в организации и оставаться при этом в позиции наблюдателя. Наблюдатель способен спокойно видеть – что происходит на самом деле, просто факты и не включается в ситуацию эмоционально, тем более не занимает чью-то сторону. Осознавать, что все связано со всем.  
  • Способность варьировать степень своей активности, энергии, влияния в зависимости от ситуации. Спокойное и расслабленное присутствие сменяется на активность, когда появилось то «неявное», что требует внимания, и здесь усилия направляются на то, чтобы помочь человеку заметить это «незаметное» тоже и удержаться в этом новом пространстве, исследуя и переживая его. В менеджменте это выражается в гибкости стиля управления – вся линейка директивные-недирективные методы используется адекватно задачам и ситуации. 
  • Баланс и гибкость в способности быть непредсказуемым и иррациональным и быть логичным и системным исследователем. Сочетание этих качеств создает динамику и энергию процесса, заставляет человека, с которым вы работаете, быть в «тонусе». 
  • Интегральная информированность и системное мышление. Способность видеть все аспекты рассматриваемой ситуации, всю систему, все ее элементы, многоуровневость, взаимосвязи. Способность создавать системы и модели, структурируя информацию. Способность осознавать свою «точку присутствия» в системе и «точку присутствия» клиента и способность перемещаться на другие точки восприятия. 

Третья группа. Профессиональные знания и умения. 

Основой всех профессиональных умений является позиция коуча – «я проводник».

Как говорили наши английские учителя – «я организовываю встречу клиента с Богом, не с собой, а с Богом внутри него самого». Позиция эта с точки зрения навыков требует, прежде всего, воспринимать факты без интерпретаций (слышать и видеть), отражать их так же чисто, чтобы клиент мог увидеть себя в этом зеркале и на основе увиденного принимать решения.

Основная сложность в приобретении этих навыков состоит в том, что людям очень сложно удерживаться от проекций, переносов, интерпретаций, и в том, что люди даже не осознают, что они каким-то образом привносят себя, если не прямыми советами, то вопросами подводя другого человека к «правильным» решениям. Поэтому без метанавыков и соответствующих личностных характеристик не обойтись.


Основные умения интегрального коуча:
  • Установление контакта, присоединение, создание рапорта с клиентом (человеком, командой). 
  • Замечать неконгруэнтность и изменения состояния клиента. 
  • Отзеркаливание – содержания, сути послания и эмоции, окрашивающей это содержание. 
  • Задавание вопросов, направляющих внимание клиента на неосознаваемые им аспекты.  
  • Побуждение к проявлению истинных эмоций. 
  • Помощь в формулировке истинных потребностей и вытекающих из них задач. 
  • Умение использовать адекватно базовые модели коучинга (GROW, модель Т, фокус внимания и т.д.). 
  • Умение использовать базовые модели интегрального коучинга (ТОЖ и НОЖ, интегральная карта – всеуровневая, всесекторная карта). 
  • Умение резюмировать и формулировать метафоры. 
  • Умение использовать различные методы для помощи клиенту в разворачивании процесса, в качественном проживании эмоций, текущих в настоящем (основы психодрамматических техник, визуализация, основы процессуальной работы). 
  • Умение использовать поддержку и вызов, исходя из мотивации клиента и в зоне его ближайшего развития. 
  • Умение выстраивать контракт с клиентом и организовывать процесс взаимодействия. 
И перечень необходимых знаний, минимальный список (часть из них изложена и минимально раскрыта в главе об основах коучинга и мы не будем здесь их перечислять): 
  • Модель личности (мы опираемся на модель Р. Ассаджиоли, психосинтез), любая из современных, как основа для понимания психики. 
  • Закономерности психологического развития человека - этапы, кризисы, как проходит трансформация и трансляция.  
  • Понятие психологической нормы, невротик и психотик. 
  • Акцентуации, особенности разных клиентов, отличия в процессе работы с ними. 
  • Психограмма, разные разумности, неравномерность развития разумностей. 
Развивать эти компетенции>>>>

Программы Института Коучинга:        

Тест EQ
(тест для расчёта коэффициента эмпатичности EQ)


Психолог Саймон Барон-Коган и его коллеги из Кембриджского центра по изучению аутизма разработали шкалу для оценки уровня эмпатии, или коэффициент эмпатичности EQ. Среднее значение EQ для контрольной группы – 42, для группы с синдромом Аспергера/высокофункциональным аутизмом – 20.


Пройти тест>>