Институт Коучинга
Здоровый коллектив
29 апреля 2014, 00:00
2588
На этот раз хочу поговорить о здоровом коллективе.

Возможно, буду говорить избитые и знакомые вещи. Такие же простые, как "курить - вредно". Тем не менее, все-таки есть значительная часть человечества, которая курит.

Здоровая атмосфера важна в любой команде, как на уровне отделов и департаментов компании, так и на уровне команд топ-менеджмента или совета директоров, в особенности на уровне управленческих команд, которым приходится принимать стратегические решения, думать о будущем компании, действовать в кризисных ситуациях, и необходимо, чтобы эти решения были адекватными внешней и внутренней ситуации и в чем-то предвосхищали их. Только при наличии здоровой атмосферы возможны такие решения, так как для наилучшего решения необходимо разнообразие мнений и способность их синергетически использовать.

В реальности в бизнес-коллективе всегда присутствует напряжение, мешающее команде быть максимально "здоровой". Влияющих на здоровье факторов множество: компетенции сотрудников, срок их работы в компании, ранги разных калибров (не только должностные), принятое отношение к ошибкам, к конфликтам, разные старые истории. То есть вот такое облако неосязаемого и неосознаваемого мешает людям тесно сотрудничать, договариваться, оно разрушает доверие, а основа здорового коллектива – это в первую очередь доверие.

Так вот о доверии. Для того, что бы бизнес эффективно развивался, нужно максимально объективно оценивать ситуацию, а объективным быть сложно, в силу ограниченности нашего восприятия реальности. Каждый человек смотрит на происходящее через фильтры своего опыта, своих знаний, своих представлений, своих чаяний и надежд и т.д. И через все это мы смотрим на возникающие задачи и проблемы, ситуации. Собирается совет директоров или команда топ-менеджеров и обсуждается какая-то тема и каждый видит истину со своей стороны. Если в компании нет культуры, знаний, навыков организации общения, так что бы учитывались мнения каждой стороны, что бы каждый был услышан, и его мнение было интегрировано в общую картину, возникает недоверие. А когда формируется четкая единая картина с учетом разных позиций, разных мнений, разных точек зрения, возникает удивительный эффект, который называется синергия, кто-то называет его голосом команды, когда вдруг появляется идея, которая буквально поражает всех, и когда каждый участник группы говорит, что это не моя идея, т. е. мне бы одному в голову она никогда не пришла, вот это и есть синергический эффект, а возникает он за счет работы группы, за счет правильной организации этой работы, за счет наличия в этой группе доверия. На ум приходит известная Пирамида Ленсиони: в основе компании лежит доверие, "на" доверии – способность разрешать и использовать конфликты. При отсутствии первого звена – доверия, люди не способны решать конфликты, они будут их избегать или бороться "до конца". Если в компании нет конфликтов, то компания мертва, так как только через конфликты, через проявлений различий идет развитие. Доверие – это основа не только здорового коллектива, но и, как следствие, развития компании в целом.

Для единства команды важно не только принятие других точек зрения; но и обеспечение постоянной разнонаправленной обратной связи. Необходимо умение таким образом давать обратную связь, что она не будет личностно ранить, но и не будет скрывать суть проблемы; подача информации коротко, фактами, без интерпретаций и метафор; в контакте со своими чувствами и внесением их в поле общения в корректной форме, способность быть в контакте со своими истинными намерениями; умение ставить себя на место другого человека.

При этом людям с более высоким рангом нужно запрашивать обратную связь у тех, у кого ранг ниже. Иначе они ее никогда не получат.
Здоровье, это всегда прежде всего образ жизни.

Вот и в компании должны быть сформированы эти самые здоровые привычки: регулярная обратная связь "во все стороны"; специальные процедуры командного поиска решений; разрешение конфликтов, в том числе старых и скрытых; "сотворение" истории через распространений существующих позитивных легенд и традиций и создание новых. Всему этому должно быть выделено время, если компания уже вышла из младенчества и намерена устойчиво развиваться и расцветать.

Программы Института Коучинга: