Институт Коучинга
Дженис Симко
Круг Журавля и круг Гагары: интегральная теория и лидерство у коренных народов Канады
4 декабря 2015, 12:20
1168
Перевод: Ульяна Жилина

Оригинал статьи 
Есть множество путей на Высоту
История

Эта история, в том виде, как я узнала её, рассказывает о различных способах лидерства и о том, что для каждого из них существует свое место и время. Сначала я приведу общий контекст. Народ Анишинаабе, также называемый Оджибве, имеет клановую систему, что, среди прочего, помогает определить родство между семьями, связи с теми, кто тебе встретился, и вероучение предков индивида, включающее определённые роли и обязанности, и лучше понять его самого. Каждый клан традиционно несёт особые обязанности перед всем сообществом. Клановая система позволяет и облегчает соединение с духовными мирами и особыми знаниями, которые находятся внутри каждого из нас. Свой клан или тотем остается важным маркером личной идентичности, принадлежности к сообществу, потенциальных способностей и взаимодействия с традиционными учениями. Эта история о Гагаре (Маанг или Маангаг во множественном числе) и Журавле (Айиджаак или Айиджаакаг во множественном числе). Гагара и Журавль, в традиции Анишинаабе, – лидерские кланы. 

Вот эта история: Старый Журавль всегда управлял перелётом всех птиц с юга на север весной и с севера на юг осенью. Журавль знал путь, знал, как добраться до места назначения. Он говорил редко, но убедительно, и всякий раз, как он держал речь, другие птицы слушали его. Ему всегда верили, даже если не всегда любили. 

Однажды летом Гагара сказала, что хочет возглавить перелёт на юг. Она достаточно хорошо знала путь; она тоже была вожаком; у неё были хорошие способности, чтобы организовать путешествие. Журавль, следующий учению смирения и, зная, что есть кое-что получше, чем место вожака, согласился отойти в сторону и позволил Гагаре делать то, что она задумала. Что ж, Гагара была стайной, социальной птицей. Она увидела, что одной из птичьих семей было необходимо сделать кое-какую неотложную работу по дому, в котором они жили летом, и перелёт в связи с этим был отложен. Затем, уже в пути, член другой семьи, сказал, что ему необходима остановка, чтобы что-то сделать, так что Гагаре пришлось заставить всю стаю ждать его. Это повторялось снова и снова. Вскоре стая оказалась в опасности. Деревья были краснее, чем они когда-либо прежде видели, а ночи стали так холодны, что некоторые птицы не доживали до утра. К тому времени, как стая достигла первого южного пункта, она стала намного меньше, чем была в начале пути. Птицы не хотели продолжать полёт под предводительством Гагары и потребовали, чтобы Журавль снова возглавил его. Гагара спорила с этим, но в конечном итоге приняла волю большинства. Она осталась одна, чтобы обдумать беду, которую она навлекла на себя и свою общину.

Традиции лидерства Коренных народов в контексте

Эта статья рассматривает некоторые пересечения интегральной теории,  в частности модели AQAL,  и индейских практик лидерства и предлагает некоторые подходы к решению проблем и сложностей в работе обращаясь к традициям индейского лидерства. 
 
Как педагога и лидера Коренных народов, меня часто спрашивают, что индейцы думают о какой-либо конкретной проблеме, что говорят их обычаи в отношении каких-либо обстоятельств или предметов, как они реагируют или чего от них ожидать в ответ на определенные события, или о том, какие структуры или системы они могли бы иметь для поддержания или изменения своих способов жизни. Я понимаю эти вопросы. Эта статья является ответом на один из них. Как человек племени Анишинаабе, я предлагаю его со смирением, признавая, что я не могу говорить за всё племя и, тем более, за всех индейцев. Как человек, знающий кое-что об интегральной теории, я признаю, что мои знания есть и всегда будут не полными. Моя точка зрения зависит от моего уровня сознания, от квадранта(ов), которым сознательно или бессознательно я уделяю больше внимания, и даже от состояния, которое я переживаю, в то время, как пишу это. После всего сказанного, позвольте мне начать с обсуждения того, что окружает такие вопросы.

Термин «Коренные народы» представляет собой тип,  согласно интегральной теории,  придуманный социальным миром, который мы, люди, создали и продолжаем создавать. Это, однако, тип с многими элементами. Конституция Канады признает три категории Коренных народов (или аборигенов, как они нас называют): Первые Нации, Инуиты и Метисы. Эти категории разбиваются намного других. Существует 634 Первых Народа в Канаде, включающие 10 языковых семей, которые, в свою очередь, представляют 50 или более языков. Инуиты представляют дополнительную языковую семью, которая включает два языка. Метисы создали, по крайней мере, один язык  мичиф, но, на самом деле, среди метисов в Канаде распространены дополнительные языки с гибридным происхождением. 53 языка представляют, как минимум, 53 различных способа восприятия, интерпретации, описания и взаимодействия с миром и, следовательно, 53 различных эволюции верований, обычаев, практики и норм этикета. Даже эти данные, однако, не отображают адекватно всё разнообразие коренных народов в Канаде. Коренные народы, в качестве отдельных лиц, семей, общин и представителей коренных наций, могут быть определены в соответствии со всё ещё известными и практикующимися традициями; местом жительства; личной и семейной историей; образованием и другими социальными стратами и мобильностью; подкатегорий степени смешанного кровного родства; степени аккультурации; и многими другими способами определения, которые включают в себя, но не ограничиваются, пол и гендерную идентичность, политическую точку зрения, физические и умственные способности, а также уровень физического, интеллектуального, эмоционального, духовного благополучия. Кроме того, эти категории и подкатегории не отделены друг от друга; они перекрещиваются и пересекаются снова и снова, пока картина коренных народов в Канаде не начинает выглядеть как танец призм, отражающих друг друга; взаимосвязанных, и всё же разных.

Несмотря на все различия и контрасты, которые мы можем и должны видеть между коренными народами, есть много точек, в которых это разнообразие соединяется и объединяется. Мы, Коренные народы, связаны с землей. Как пишет писатель из племени Анишинаабе Брок Питаванакват: «Отношения между народом и природной средой, в которой он обитает  это краеугольный камень теории познания Коренных народов». Мы склонны к коллективизму и к выделению культурных особенностей нашей идентичности. Старейшина племени Навахо Ширли Нельсон говорит нам, что «Коренные ... культуры особое внимание уделяют сотрудничеству и взаимодействию со всеми в группе на благо сообщества или нации». Этот коллективизм, укоренённость, и особый упор на сотрудничество выражается в том, как мы учимся. Исследователь Коренных народов Мишель Пиджен описывает, как Коренные народы в целом взаимодействуют с традиционными знаниями: «Способы познания Коренных народов отражают взаимосвязь физических, эмоциональных, интеллектуальных и культурных сфер и ... взаимосвязанные отношения личности, семьи, общины и нации ... Знание Коренных народов, таким образом, по своей сути связано с местом обитания, укоренено в земле, море и воздухе». Мы также едины,  и в то же время отличаемся,  в нашем опыте колонизации. Учёный из племени Мохок Тайяйяке Альфред пишет: «Нам следует начинать с признания того, какими слабыми стали Онвеконве (Коренные народы): мы все были лишены земли и культуры и лишены права, как народы. Главным итогом этого распада целостности Коренных народов стало духовное поражение наших людей на индивидуальном уровне».

Таким образом, учитывая разнообразие и общие черты, сильные и слабые стороны, восстанавливающееся состояние культуры Коренных народов, знания и силу противопоставленную тени множества потерь, печалей и расстройств, которые Коренные народы переживают, те кто изучает и/или практикует сознательное лидерство, связанное с традициями Коренных народов, должны рассмотреть, какой вид или виды лидерства необходимы для будущего. Эффективное лидерство Коренных народов должно ценить людей и создавать пространство для их исцеления. Оно должно способствовать созданию или восстановлению здоровых отношений среди семей, общин и народов, и тех, с кем мы делим Землю. Оно должно поддерживать отдельных лиц и общины, чтобы получить, оживить, и жить наследием ценных традиций и знаний. Оно должно вдохновлять общины,  что верно для любого места,  представлять и планировать социальную, культурную, политическую и экономическую модель, совпадающую с ценностями, культурой и практикой конкретных общин, а затем предоставить возможности, позволяющие воплотить эти мечты и планы в жизнь.

Лидерство в традиции коренных народов и интегральная теория

Интегральная теория предоставляет средства, с помощью которых мы можем себе представить, изобразить, а затем спланировать решение сложных лидерских задач. Она была проверена в различных ситуациях, бесценных для моего лидерского опыта в качестве педагога коренных народов и участницы местных общин. Позвольте мне поделиться двумя примерами:

Интегральная теория в моём собственном лидерском опыте

Я глава и сопредседатель Ey Sq'lewen: Центра по вопросам образования коренных народов и профессиональных объединений (далее Центр) в колледже Камозун, штат Виктория, Британская Колумбия. Я имела честь играть ведущую роль в росте и развитии Центра с первых дней, как очень небольшой организации с одним основным мандатом. По мере того, как мы достигали различных успехов, он рос в объёме и число его сотрудников увеличивалось. Тем не менее, за много лет он оставался достаточно маленьким и достаточно простым по структуре, и, как правило, его члены могли легко общаться и действовать и оказывать услуги в соответствии с общем видением целостности человека. В конце концов, Центр достиг высокого уровня комплексности и количество его членов значительно возросло, что внесло различия в видение его целей и ценностей, в связи с этим изменились процессы коммуникации, и представления об индивидуальных сферах ответственности стали более размыты. Члены Центра и внешние партнеры стали менее четко понимать уровень наших прав и обязанностей.

Я пришла к тому, чтобы признать, что эта история развития и возникающей путаницы вполне свойственна для организационного развития как такового. По мере развития событий, я поняла, что это было необходимо для решения этих проблем, если мы собирались продолжать проводить нашу работу со студентами, сообществами и учреждениями. Как педагоги Коренных народов и поставщики услуг, мы были теми, кто вносил изменения, и это работало. Колледж был готов к переменам, как и мы в Центре признавали, что нам нужно найти новый способ исполнения нашей работы. Именно в этот критический момент я и познакомилась с интегральной теорией. Я скоро поняла, что это теоретический подход, создающий пространство, в котором я могу интегрировать свои взгляды, точку зрения Коренных народов, ценности и практики, чтобы создать личностную философию лидерства и развивать целостный процесс, отображающий работу нашего Центра и организации. Поскольку все элементы интегральной теории действительно поддерживают работу, которую мы делаем, эта статья направлена на описание использовании модели AQAL.

Для меня, как для лидера, модель AQAL представляет структуру, в рамках которой я могу проверить соответствие моих намерений и моего поведения. Герваси Буше пишет: «Когда я оцениваю себя, я делаю это на основе имеющихся у меня намерений ... Но, когда я оцениваю вас, я делаю это на основе впечатления, которое вы на меня оказали». Модель представляет для меня карту, с помощью которой я могу оценить согласованность между тем, как я хотела бы вести коммуникацию и тем, как я действительно общаюсь посредством речи и поведения. Я смогла лучше понять, когда я действительно поступала в соответствии с идеалами истины, красоты и добра, и перестала удивляться той реакции, которую я получала, когда мне не удавалось этого сделать. Кроме того, отображение взаимодействия через модель AQAL помогло мне лучше понимать и принимать значение чужих слов или поведения и проверять своё восприятие социальных взаимодействий и обстоятельств. Это помогло мне научиться корректно задавать вопросы и, таким образом, выйти на более высокий уровень коммуникации.

Модель AQAL также помогает мне смотреть на ситуацию с другой точки зрения, это один из неприятных аспектов работы культурного меньшинства в среде культурного большинства. Коренные народы воспринимают культуру и общество во взаимодействии с крупными социальными системами, но, тем не менее, они склонны разделять их, в то время, как складывается впечатление, что большинство деятелей образования отождествляют их. Уилбер говорит об этом, как об «упрощении», когда, во имя истины или реальности, квадранты поведения и систем нивелируют, подавляют или поглощают квадранты намерений и культуры. Примером этого является вопрос о том, как интегрировать традиции коренных народов в учебный план. С точки зрения того, кто отождествляет культуру и социальные системы, внедрение традиций коренных народов в учебную программу может быть достигнуто путем вставки содержимого традиций коренных народов в существующую учебную программу. Тем не менее, с точки зрения того, кто не смешивает культуру и социальные системы, внедрение традиций коренных народов в учебный план может быть достигнуто только тогда, когда мировоззрение обучаемого изменится настолько, что он или она сможет понять и оценить способы видения и восприятия мира коренных народов, а также их содержание.

Образование коренных народов не может быть упрощённым. Действительно, опора на все четыре квадранта является единственным способом для того, чтобы произошли реальные изменения в системе, где я работаю. Применение модели AQAL предоставило мне язык, карту, и процесс, с помощью которых я могу вести коммуникацию более качественно.

Теперь я использую оптику модели AQAL во всех аспектах моего лидерства и работы. Это дает мне более полную картину обстоятельств. Соответствуют ли предоставляемые услуги развитию личности и культуры студентов, а навыки и навигационные системы, которые мы применяем их потребностям? Обеспечивает ли преподавательский состав гармонию между способностью студентов к личностному и культурному развитию и объективному процессу обучения? Формулируют ли руководители проекта ценности и интегрируют ли они развитие взаимоотношений в свою работу? Видят ли администраторы и другие лидеры «народ в целом» при рассмотрении проблем развития политики и человеческих ресурсов? Уважаем, почитаем и пестуем ли мы эти четыре элемента в самих себя и друг друге в процессе совместной работы и коммуникации? Эти проблемы и вопросы непосредственно связаны с представлениями Коренных народов о правильной жизни, признающей взаимосвязь между всеми частями единого бытия. Это позволяет мне действительно помогать тем, перед кем я несу ответственность как лидер.

Признавая это, я начала разработку модели AQAL, адаптированную к традициям Коренных народов, для того, чтобы мне было легче донести свои знания, и это привело меня ко второму примеру, который я приведу вам в этой статье.

Интегральная теория в общественной деятельности

Я председатель сообщества под названием Национальный Совет Аборигенов по вопросам образования (НСАВО). Мы несем ответственность за обеспечение лидерства в местном учебном округе для поддержки студенческой успеваемости среди коренных народов и мы делаем это путем разработки и пересмотра 5-летних планов, называемых Соглашениями по Обеспечению Образования среди Аборигенов (СООА). Когда наш первый СООА подошел к обновлению несколько лет назад, группа независимых исследователей организовала несколько фокус-групп с заинтересованными сторонами, в том числе со студентами, выпускниками, преподавателями, родителями, группами коренных общин и поставщиков услуг, а также собрала отчеты и другую информацию из школ и провинции. Результаты их работы попали на стол НСАВО. Эти данные предоставили нам много информации, но она была сложной и часто казалась противоречивой. Это говорило о том, что мы должны уделить внимание достижениям и в то же время отдавать приоритет чувству студенческой принадлежности. Это свидетельствовало, что работа по культурной осведомленности критически важна, и в то же время указало на то, что интеграция студентов в систему была ключевым элементом. В сущности, данные показали, что нам нужно уделять внимание всему вместе и каждой детали в частности. Наши члены заслушали доклады исследователей и ознакомились с существующей документацией, но они не знали, с чего начать. Вдруг, в моем воображении я увидела данные, собранные за всё время, оформленные в рамках модели AQAL. Я представила мои идеи другим членам Совета. В течение примерно трех заседаний мы вместе построили модель AQAL для коренных народов. Эта модель легко понятна местным Коренным народам, поскольку она отражает известные учения в соответствии сих представлениями о животных. Это перекликается со взглядами педагогов, которые стремятся практиковать целостное учение, потому что она даёт действительно широкого видения. С практической точки зрения она также обеспечивает планировщиков и экспертов структурой, которая позволяет им определить успеваемость студентов Коренных народов и то, как и когда она достигается.

Модель AQAL для Коренных народов  это тотем из четырёх частей, где Медведь представляет верхний левый квадрант намерений, Волк  нижний левый квадрант культуры, Ворон  верхний правый квадрант поведения, а Лосось соответствует нижнему правому квадранту систем. 
 
Животные описаны, как носители даров для студенческого опыта обучения. Дары Медведя: самосознание, способность принимать решения, креативность и целенаправленность. Дары Волка: умение быть в «стае», общение, уважение и взаимность. Дары Ворона: мудрость, воображение, способность к саморазвитию и самосозерцанию. Дары Лосося: навигация, адаптация и смелость.

После того, как Совет разработал эту модель, мы были в состоянии ориентироваться в данных, и включить в итоговый документ всю имеющуюся информацию. Мы смогли выровнять видение с целями и выровнять эти цели с действиями, а затем выровнять эти действия с инструментами оценки.

Модель AQAL для Коренных народов обеспечивает средства, с помощью которых Отдел Национального Образования Аборигенов организует и оценивает свою работу. Этот отдел только недавно предоставил свой первый ежегодный доклад новой пятилетки и в настоящее время находится в процессе разработки Культурного Гида для учебного округа. В обоих документах была использована модель AQAL для Коренных народов.

Интегральная теория является частью языка и практики образования Коренных народов как на уровне школьного округа (Виктория), так и на уровне колледжа (Камозун). И теперь у нас есть структура, с помощью которой могут быть воплощены целостные образовательные практики и лидерские решения. Модель AQAL для Коренных народов обеспечивает чёткое видение и более полную перспективу условий окружающей среды, которую мы населяем, через различные уровни работы, которую мы делаем.

Заключение


Еще в самом начале этой статьи я упомянула о сложностях и проблемах в работе с Коренными народами и общинами, а также о нашем видении будущего. Я говорила о том, что эффективное лидерство в традиции Коренных народов должно способствовать снижению уровня противоречий, поддерживать разработку новых или обновленных отношений, уважать и учитывать традиционную культуру и наследие, быть вдохновляющим и вместе с тем практичным. Я говорила о том, как аспекты модели AQAL в интегральной теории помогли мне и моим коллегам представить, создать, и воплотить в жизнь решение этих проблем в моей профессиональной и лидерской практике, связанной с общественной деятельностью.

Я считаю, что знание того, что становится в местах я обсуждала в этой статье в конечном счете могут быть обобщены для поддержки лидерства в больших сообществах Коренных народов. Я считаю, что многие коренные семьи, общины и нации находятся на краю пропасти, подобной той, где я стояла, когда я начала свой путь в интегральной теории. Общины и лидеры Коренных народов достигли или приступили к огромному количеству политической работы, культурного обновления. Многие люди в наших общинах, особенно наши молодые люди, видят перед собой возможности, которых никогда не было у их родителей, бабушек и дедушек или прадедушек. Люди, которые не принадлежат к Коренным народам,на различных уровнях власти начали признавать, что примирение и развитие различных способов отношений с коренными народами не только желательно, но и необходимо. Возможность позитивных перемен стала ощутимой. Все это произошло из-за конкретных людей, общин, и видения организаций, трудолюбия и приверженности, а теперь пришло время сделать следующие шаги.

Когда мы движемся от возможного к конкретному, когда только мы начинаем новый полёт, мы должны обдумать, какими путями мы будем следовать, какое лидерство будет наиболее эффективным и когда. Если мы вернёмся к истории Журавля и Гагары, мы увидим в ней, что существуют различные способы лидерства. Важно отметить, что эта история не о том, что Журавль,  Айиджаак,  был правым, а Гагара,  Маанг,  была глупой. Они оба по-прежнему считаются лидерами в традиции племени Анишинаабе. Вывод, который я сделала из этой истории, заключается в том, что различные обстоятельства требуют различных способов лидерства, основываясь на том, что действительно необходимо, а не только на том, что знает или хочет лидер.

Маанг управляет сердцем. Айиджаак  опытом. Для того и другого есть своё время и место. Мы должны двигаться вперед по кругу Журавля и Гагары, с уважением относясь к тому, что мы уже знаем и к тому, что мы лишь представляем себе, а также сохраняя способность услышать тех, кто говорит с нами, когда мы принимаем правильные или неправильные решения. Интегральное руководство может помочь нам в этом вопросе.

Программы Института Коучинга: