Доверие к миру, доверие к партнеру – путь к себе

Дипломная работа Яны Мельвиль
ellipse

Введение

«Никогда не доверяй красивому или доброму лицу. Ты обязательно пожалеешь!»

В русской традиции есть также определенные традиционные установки, например: «Рыжему и рябому не доверяй. Обязательно обманут».

В моей семье к рыжим и рябым относились равнодушно, зато очень отчетливо ощущалось напряжение по отношению к взаимодействию с мужчинами. Все женщины моего рода по материнской линии обладали и обладают по сегодняшний день сильными, волевыми характерами и вытекающим из этого доминирующим поведением. Мужчины уже традиционно воспринимаются как ненадежные и слабые, но при этом мало предсказуемые существа, а, следовательно, появляется необходимость контроля как непосредственного мужчины, так и ситуации в семье в целом. Другая сторона этого вопроса заключается в том, что российское общество – это, в основном, мир, где правят мужчины. Соответственно, лично для меня недоверие к мужчинам в частности переросло в недоверие к миру в целом. Находясь в состоянии тотального недоверия к миру, я ощущала постоянное как умственное, так и физическое напряжение. И причина была только в одном, если я не доверяю какой-то ситуации или конкретной личности, значит необходимо сохранять бдительность, а, следовательно, постоянно пытаться контролировать все, что происходит, как непосредственно со мной, так и с близкими для меня людьми. Когда я посмотрела на данную ситуации с точки зрения возможных плюсов для такой позиции, то стало понятно, что контроль обеспечивал мне определенную предсказуемость жизни, а соответственно относительную безопасность, а осознание того, что я способна осуществлять контроль не только своей жизни, но и жизни других людей, повышало собственную значимость.

Что же касается минусов…..? А вот об этом я начала задумываться тогда, когда ощущение усталости и раздражения стали преследовать меня все чаще и чаще. При этом я не могла найти какую-то особенную причину для этих состояний. Катализатором процесса осознания, что же я теряю, живя в позиции недоверия, стал кризис в отношениях с мужем. Работая с психотерапевтом, я отчетливо увидела, чего я себя лишаю, не открываясь людям и миру. В первую очередь, действуя, таким образом, я абсолютно не позволяю себя принимать из мира и от людей что-то нужное и важно для меня просто так, без ощущения того, что теперь я должна отдать за это в два раза больше, чем получила. Во-вторых, чувство недоверия не позволяет рассмотреть в человеке его особенности и потенциал в той мере, насколько это важно для построения гармоничных партнерских взаимоотношений. И еще, для меня контроль в семье и, вообще, во взаимодействии с другими людьми неразрывно связан с ответственности за все, что происходит вокруг меня. При этом понятно, что контролировать внешнюю среду абсолютно невозможно. И поэтому совершенно неудивительно, что при подобном образе жизни возникает такое явление, как хроническая усталость.

Таким образом, тема доверия и недоверия получила для меня жизненно важную актуальность, В результате чего и родилось данное исследование.

Что такое доверие? Почему кому-то мы доверяем, а кому-то нет? Почему кто-то доверяет нам? И почему некоторые люди вызывают доверие, буквально, у всех, а некоторые …?

Обратимся к Толковому словарю русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова:

«Доверие – убежденность в чьей-то честности, порядочности; вера в искренность и добросовестность кого-либо».

А вот выдержка из дискуссии на форуме одного из сайтов популярной психологии:

– Тут я задумалась о том, что такое доверие в отношениях, потому что есть у меня такая черта – я недоверчива. Часто ожидаю подлянки от окружающих, и чаще всего, конечно же, зря. Никто меня не предаёт, не отвергает. То есть бывает и так, но реже, чем я думаю.
Так вот, я поняла, что не совсем понимаю, что такое доверие. Это вера в то, что человек не сделает мне ничего плохого? Не сделает, пока наши интересы не пересекутся, а если пересекутся, то он поступит, естественно, в своих интересах, а не в моих. В таком случае получается, что доверие зависит не от меня, а от того другого человека. Бред.
Или это понимание других людей, то есть в какой ситуации и на кого можно положиться, а в каких – нет? Но вроде бы тоже это не доверие, а расчёт.
Или это готовность принять всё, что бы другой человек ни сделал? По-моему, ближе к истине, но всё равно не то.
Поделитесь, у кого есть, соображениями на эту тему?

– Сознательное доверие – сила и уверенность в себе.
Бессознательное доверие – вариантов множество. От простой болтливости до проблем в голове. Разница в осознанности.
Первое, чаще всего идеал. Мое доверие к человеку изначально ставит меня в выигрышную позицию. Потому что я, доверяя человеку, доверяюсь ему и если человек хороший, он в ответ доверится мне. А, следовательно, я смогу достичь цели максимально коротким путем – путем доверительных отношений.

– Доверие – это когда мы видим окружающий мир и людей в нём, в том числе, такими, какие они есть, без искажений. А осторожность совсем не имеет отношения к недоверию.

– Думаю, что нет абсолютного доверия…всегда есть сомнения…и как правило оправданные. Я доверяю родственникам, подругам, парню…но не до конца…и знаю что не будет полного доверия…себе иногда не доверяю, а что говорить про других. И правильно тут сказали, что полное доверие в идеале. А идеалов как известно нет. Все наверно зависит от человека…некоторые могут доверяться…доверять свою жизнь, судьбу кому-то…вот так легко верить…завидую таким и жалею таких. Если было предательство…какие то раны…то заново поверить этому человеку уже не сможешь…и вообще кому-то довериться по-настоящему.

– А вообще доверие нужно воспитывать в себе. Чем больше доверяешь, тем меньше тебя обманывают. Есть еще хорошая поговорка:
“Недоверие рождает предательство”

– Мне кажется, что, например, Винни Пух изначально доверяет миру и окружающим (Т.е. ждет позитивного, как сформулировал Коста). А Ослик Иа-Иа – изначально НЕ доверяет, т.е. ожидает негативного. Кто из них УМНЕЕ? Не знаю, может быть, и ослик. Он больше ДУМАЕТ. А вот кто из них СЧАСТЛИВЕЕ? Мне кажется, Винни Пух. Понимаете, строя себе БРОНЮ защитную от подлянок и предательства, Вы можете заодно и прочно защититься от ДРУЖБЫ и ЛЮБВИ, и, вообще, от радостного мироощущения. А Вам оно надо?

Из всего выше перечисленного можно увидеть, что каждый из участвующих в дискуссии вложил в это понятие что-то свое.

Что же такое доверие? Почему кому-то мы доверяем, а кому-то нет?

Почему кто-то доверяет нам? И почему некоторые люди вызывают доверие, буквально, у всех, а некоторые …?

Как оно возникает? Куда пропадает, и почему?

Я, надеюсь, что данное исследование сможет отчасти ответить на эти вопросы, основываясь на уже существующем и проанализированном другими исследователями материале, а также на субъективном опыте участников группового процесса по заявленной теме.

Итак:

Целью данной работы является – Исследовать факторы влияющие на возникновения доверия к окружающему миру по средством групповой работы.

По отношению к данной цели, сформирована следующая гипотеза – если человек, осознает причины, повлиявшие на формирование существующих деструктивных установок и сценариев по взаимодействию с внешней средой и при этом получает новый позитивный опыт в атмосфере безопасности и поддержки, то у него появляется не только желание, но и ресурсы для осуществления изменений в своей жизни по отношению к степени своей открытости к миру, доверию и принятию других людей.

Задачи:

  • Определить факторы, влияющие на возникновение базового доверия, а также причины, косвенно влияющие на то, почему человек выбирает, доверять или не доверять в той или иной ситуации.
  • Выделить методы и упражнения для групповой работы, позволяющие проанализировать существующие установки, а также получить новый опыт по заявленной теме
  • Сконструировать и провести тренинг по теме «Доверие к миру, доверие к партнеру – путь к себе»
  • Проанализировать результаты. Сделать выводы
  • Подтвердить или опровергнуть гипотезу.

Теоретическая часть

«Истоки» доверия или недоверия

Исходя из анализа ранее проведенных исследований по заявленной теме, я бы хотела остановиться на трех основных фактора, влияющие на то, насколько человек доверяет/не доверяет миру.

I. Наличие/отсутствие базового доверия

II. Следование деструктивному сценарию, сформированному под влиянием родителей и общества

III. Наличие проекций, переносов и контрпереносов по отношению к определенным людям.

I. Базовое доверие.

Такие исследователи, как Э.Эриксон и К. Хорни, говоря о истоках того или иного поведения взрослого человека в жизни, выделяют такое понятие, как базовое доверие, которое формируется с первых секунд с момента появления малыша на свет и до 2-3 месяцам жизни ребенка. Первое проявление малышом социального доверия обнаруживается в легкости его кормления, глубине сна и ненапряженности внутренних органов. С увеличением времени бодрствования он обнаруживает, что все больше и больше сенсорных событий вызывают чувство дружественной близости, совпадения с ощущением внутреннего благополучия. Формы успокоения и связанные с ними люди становятся столь же привычными, как и беспокоящий кишечник. Первым социальным достижением младенца в то время оказывается его готовность без особой тревоги или гнева переносить исчезновение матери из поля зрения, поскольку она стала для него и внутренней уверенностью и внешней предсказуемостью. Кроме того, общее состояние доверия предполагает не только то, что малыш научился полагаться на тождественность и непрерывность внешних кормильцев, но и то, что он может доверять себе и способности собственных органов справляться с настойчивыми побуждениями и, потому вправе считать себя настолько надежным, что этим кормильцам не потребуется быть настороже, чтобы их не укусили.

При этом степень доверия, вынесенного из самого раннего младенческого опыта, зависит не от абсолютного количества пищи или проявлений любви к малышу, а скорее от качества материнских отношений с ребенком. Матери вызывают чувство доверия у своих детей такого рода исполнением своих обязанностей, которое сочетает в себе чуткую заботу об индивидуальных потребностях малыша с непоколебимым чувством верности в пределах полномочий, вверенных им свойственным данной культуре образом жизни. Возникающее у ребенка чувство доверия образует базис чувства идентичности, которое позднее объединяет в себе три чувства: во-первых, что у него «все в порядке», во-вторых, что он является самим собой и, в-третьих, что он становится тем, кого другие люди надеются в нем увидеть

Если же ребенок большую часть времени изолирован от матери, то возникает, так называемая базисная тревога, которая в последующем в свою очередь приводит к формированию базового недоверия к миру.

Базисная тревога – чувство, которым обладает ребенок, будучи изолированным и беспомощным. Ощущение ребенка в этот момент – любовь родителей – это притворство.

Измотанный тревожными факторами ребенок, ищет пути к безопасному существованию, выживанию в угрожающем мире. Несмотря на свою слабость и страх, он бессознательно формирует свои тактические действия в соответствии с силами, действующими в его окружении. Поступая таким образом, он не только создает стратегии поведения для данного случая, но и развивает устойчивые наклонности своего характера, становящиеся частью его личности. Например:

  • Когда ребенок движется против людей, он принимает и считает само собой разумеющимся состояние вражды с окружающими его людьми и побуждается сознательно или бессознательно к борьбе с ними. Он решительно не доверяет чувствам и намерениям других в отношении самого себя. Он хочет быть более сильным и нанести им поражение частично для своей собственной защиты, частично из-за мести.
  • Когда ребенок движется от людей, он не хочет ни принадлежать, ни бороться; его единственное желание – держаться в стороне. Ребенок чувствует, что у него не очень много общего с окружающими его людьми, что они совсем его не понимают. Он строит мир из самого себя – в соответствии со своими куклами, книгами и мечтами

Также бывает и другое развитие событий – если ранний опыт не слишком препятствует спонтанному развитию, то более поздний опыт детства или юношества может иметь решающее воздействие.

Таким образом, переходим ко второму фактору, влияющему на формирование доверия или не доверия к людям и окружающему миру.

II. Следование сценарию.

Согласно мнению Эрика Берна, основателю теории транзактного анализа:

– Почти вся человеческая деятельность запрограммирована продолжающимся сценарием, начинающимся в раннем детстве, поэтому ощущение автономности – это почти всегда иллюзия – иллюзия, которая является величайшим бедствием человечества, так как она делает осознание, честность, творчество и искренность возможными только для небольшого числа счастливых людей. Что же касается остального человечества, то оно смотрит на других людей главным образом как на объекты для манипулирования. Их нужно приглашать, убеждать, соблазнять, подкупать или заставлять исполнять подходящую роль для поддержания позиции главного героя, осуществления его сценария и его стремления защитить себя от обращения к реальному миру и своим собственным возможностям в нем.

Сценарий личности будет всегда основываться на трех вопросах, которые касаются личной идентичности человека и его судьбы: кто я? Что я здесь делаю? Кто все эти другие? Переживания могут привести личность к заключению:

– Я никчемный человек.

– Я никогда ничего не достигну. Я-НЕ ОК, ОНИ – НЕ ОК

– Другие люди уничтожат меня

или

– Я единственный, кто здесь что-нибудь понимает

– Вокруг меня одни уроды Я – ОК, ОНИ – НЕ ОК

– Я вам покажу, где раки зимуют

или

– У меня хорошая голова.

– Я могу сделать все, что захочу. Я – ОК, ОНИ – ОК

– Другие люди помогут мне

Хотя все родительские предписания являются в различной степени конструктивными, деструктивными и непродуктивными, некоторые родители, по причине каких-то собственных отклонений, передают своим детям явно деструктивные предписания. В последующей жизни эти предписания могут быть подобны электроду в состоянии «Я» Внутреннего Ребенка личности, который, при его включении, заставляет личность уступать приказу

В транзакционном анализе определенные чувства, которые собирает состояние «Я» Внутреннего Ребенка, называют “ярлыками”. Термин “ярлык” заимствован из распространенной в некоторых американских городах практики коллекционирования товарных ярлыков. Она заключается в том, что после совершения покупок товары возвращают обратно, а ярлыки оставляют себе.

Подобное же явление можно наблюдать в поведении людей. Люди собирают старые чувства и затем расплачиваются за них ради получения психологического выигрыша.

Когда люди собирают свои ярлыки, они манипулируют другими, чтобы задеть их, унизить, рассердить, запугать, вызвать у них чувство вины и т.д. Они достигают этого, провоцируя или приглашая других играть определенные роли или воображая, что человек сделает что-нибудь для них.

Когда люди манипулируют другими, чтобы заново пережить или собрать старые чувства, они потакают себе.

Такая форма потакания себе является вымогательством. Берн определяет вымогательство как “потакание себе в чувствах вины, неполноценности, боли, страха, обиды…”.

Ребенок, “любимым” чувством которого было чувство неполноценности, в дальнейшей жизни стремится собирать ярлыки неполноценности (иногда их называют коричневые или серые ярлыки). Такой человек обычно имеет позицию “Я не о’кей” и манипулирует другими, исполняя роль Жертвы.

Исходя из всего вышесказанного, можно предположить, что в рамках определенного сценарного поведения, человек испытывает недоверия не в силу истинных ощущений, а по «закону жанра» данного сценария, потакая уже известному сюжету

Например, в неполных семьях, где женщину бросил муж или любовник, оставив ее одну с ребенком на руках, может существовать устойчивый сценарий и для дочки по отношению к мужчинам;

«Мужчинам нельзя доверять, их нужно использовать (Я – ОК, они – НЕ ОК)», либо

«Мужчин нельзя доверять, они тебя используют и выбросят» (Я – НЕ ОК, они – НЕ ОК)

III. Переносы и контрпереносы. Явление проекции.

Явление переноса и контрпереноса, впервые описанные З. Фрейдом, рассматривались по отношению к взаимодействию психоаналитика и пациента. Но, обращаясь к описанию этого явления, становится понятно, что этот механизм работает в абсолютно любых взаимоотношениях.

По определению Д. Пайнза, перенос или трансференция – разновидность психологической защиты, при которой мы, воздействуя, видим значимую для нас фигуру, чаще всего из нашего детства, обычно родительскую. По сути, любые взаимоотношения являются смесью разных пропорций отношения к реальному объекту и отношения-переноса. Перенос часто является причиной «ошибок» во взаимоотношениях. Он бывает, как позитивный, так и негативный. Находясь в состоянии переноса, мы обращаемся к человеку не как к нему самому, а как к какому-то другому человеку, и впоследствии испытываем дискомфорт оттого, что реакция этого человека противоречит нашим ожиданиям. Например, видя в руководителе «маму» или «отца», нам сложно впоследствии переходить на партнерские отношения двух взрослых людей. Тогда же, когда в ответ на наш «перенос», тот же самый руководитель, в свою очередь, начинает воспринимать нас как ребенка, можно говорить о явлении контрпереноса. Эта ответная реакция базируется на двух универсальных бессознательных тенденциях в человеческом поведении: 1) на склонности побуждать других людей вести себя та, как от них ожидают, и 2) на готовности считаться с ожиданиями других людей и выполнять их желания (Сандер Дж., статья «Контрперенос и готовность к принятию на себя роли»).

Применительно к доверию я хотела бы поделиться своим примером неосознанного переноса по внешности (забегая вперед, речь идет о запомнившейся в раннем детстве внешности отца) – с детства я априори доверяла мужчинам с бородой, т.е. доверие возникало не на основании каких-либо логических выводов, связанных с поведением или репутацией человека, а просто так, само по себе. Отца я не помню, так как мне было меньше двух лет, когда они расстались с мамой, а на оставшихся свадебных фотографиях отец без бороды. И только год назад в разговоре с мамой я, на всякий случай, уточнила, носил ли отец когда-нибудь бороду. И оказалось, что он всегда носил бороду и только на свадьбу побрился.

Также следует отметить явление проекции.

Проекция – это приписывание другим людям качеств или чувств, которых на самом деле у них нет. Например, мы проецируем на других наши собственные чувства. (К. Фопель, «Технология ведения тренинга»)

Методы и техники, использованные для конструирования тренинга.

Тема доверия и недоверия относится к, так называемым, личностным темам и, следовательно, для работы я выбрала формат тренинга личностного роста.

Тренинг личностного роста – это большей частью тренинг самопознания. На личностном тренинге не тренируются навыки. Основной задачей тренинга личностного роста является, в первую очередь, предоставить возможность участникам анализировать и устанавливать причинно-следственные связи по отношении к исследуемому материалу. Соответственно, основные упражнения тренинга – исследовательские. Они могут быть как аналитическими по отношению к уже имеющемуся опыту, так и направленные на поиск других вариантов поведения. Но поиск других вариантов возможен только после предварительного анализа существующей ситуации. И результаты личностных тренингов проявляются именно через изменение в поведении. Мировоззренческая позиция тренера личностного роста – принятие, т.е. тренер принимает участников такими, какие они есть, и не стремиться их переделывать.

Исходя из выделенных выше факторов, влияющих на формирование доверия/недоверия, использовались следующие методы и техники для их исследования:

Базовое доверие:

  • Терапевтическая визуализация – тексты, которые направлены на изменение состояния, провоцируют определенные состояния, настраивают на определенную тему
  • Моделирующие терапевтические процессы – процессы, которые позволяют участникам 1)воссоздать значимый фрагмент жизни и заново пережить этот период, 2)получить новый опыт относительно значимой ситуации

Следование сценарию; Перенос и Контрперенос:

  • Ролевые упражнения – это смоделированные поведенческие ситуации с целью 1)выведения на поверхность анализируемой модели поведения для последующего исследования (в первой части тренинга); 2) получить новый опыт поведения, взаимодействия (во второй части тренинга).
  • Аналитические упражнения – упражнения, позволяющие проанализировать существующий опыт с разных точек зрения и установить причинно-следственные связи
  • Аналитическая визуализация – тексты, которые направлены на сбор материала для дальнейшего анализа (неосознаваемые чувства, побуждения, мотивы, образы)
  • Метафорические упражнения – упражнения, в основу которых подбирается метафора, иллюстрирующая или усиливающая смысл психологических проявлений.

Также в тренинге использовались интерактивные игры – процессы, которые активизируют работу группы с той или иной целью (например, снятие напряжения в группе, «разогрев» участников, сближение участников и т.п.). Такие упражнения используются, в основном, в первой части тренинга, а также под задачу в процессе развития групповой динамики (например, «разогрев» после обед; снятие напряжения в группе).

Основные правила работы с группой

Для того чтобы работа с группой была построена эффективно, в любом тренинге (не только тренинге личностного роста) необходимо учитывать ряд правил, которые определяют поведение ведущего и участников группы, а также знать закономерности построения групповых процессов.

Относительно темы исследования особенно хочется подчеркнуть, что для эффективного взаимодействия с группой и для эффективного протекания групповых процессов ведущий в первую очередь должен способствовать созданию атмосферы доверия. Для этого ему необходимо оценивать ситуацию в группе в целом и потребности каждого участника, проявлять уважение к личности участников, а также оказывать необходимую поддержку.

Ведущий должен эмоционально стимулировать участников группы, для этого ему необходимо самому выражать свои чувства, что будет способствовать раскрытию чувств участников. Это же касается раскрытия внутренних установок, намерений и мотивов.

Эффективность работы участников во многом зависит от того, насколько они осознают то, как они проявляются и какой опыт приобретают в процессе работы. Поэтому необходимо, чтобы участники понимали основные концепции, на которых базируются те или иные процессы, а также могли увидеть суть тех упражнений, в которых они участвуют. Для этого важно давать необходимые пояснения по ходу работы, а также уделять внимание вопросам участников или инициировать обсуждение участниками того, как они понимают те или иные процессы, явления, или что они поняли из своего опыта участия в процессе, а также самому предлагать возможные интерпретации. Здесь важным элементом такого понимания является четкость изложения необходимых инструкций во время самих упражнений.

Кроме того, ведущему в ходе работы с группой необходимо структурировать групповые процессы. Для этого необходимо знание и понимание групповых процессов, законы развития групповой динамики, умение управлять энергией группы.

Также хочется отметить, что эффективность выполнения того или иного упражнения напрямую связано с тем, насколько наглядны, лаконичны и однозначны инструкции ведущего по отношению к этапам выполнения того или иного упражнения.

Эффективность работы участников зависит также и от самих участников. И здесь, прежде всего, участники должны осознавать, какую личную цель они преследуют, работая в группе. Участники должны стремиться быть гибкими, то есть быть готовыми принять тот опыт, который не входил в первоначальные планы. Кроме того, участники должны активно участвовать в тех процессах, которые будут предлагаться ведущим. Очень важно, чтобы участники группы проявляли внимательность к своим чувствам и переживаниям и осознавали, что их вызывает. Внимательное и уважительное отношение должно быть проявлено как к себе так и к другим участникам группы. Важно, чтобы участники поддерживали атмосферу доверия и открытости внутри группы.

Для реализации этих важных аспектов, оказывающих заметное влияние на эффективность групповой работы, в начале работы группы участники принимают соответствующие правила.

Конструирование процессов должно подчиняться требованиям цели, стоящей перед группой, что и определяет содержание и последовательность различных действий участников и ведущего. Процессы должны быть построены таким образом, чтобы обеспечить поступательное движение от простого к сложному, от общего к частному. Это позволяет глубже затронуть слои опыта участников, а также шаг за шагом ослабить внутреннее сопротивление участников, вызванное действием защит и социальных ролей. В связи с этим очень важно, чтобы работа с рациональным содержанием непременно гармонично сочеталась с работой с чувствами участников.

Традиционно групповая работа состоит из нескольких этапов.

Первый этап предполагает знакомство участников с ведущим и между собой. Как уже указывалось выше, вводятся обязательные правила для участников. Кроме того, на этом этапе ведущий знакомит участников с тематикой предстоящей работы. Для того, чтобы разогреть участников и подготовить их для непосредственной работы в рамках заявленной темы, участникам, как правило, предлагаются «разогревающие» упражнения.

Основная часть состоит из тематических упражнений. По своей структуре упражнения должны способствовать решению тех задач, которые стоят перед участниками.

Заключительная часть включает упражнения, которые должны помочь участникам осознать, как полученный ими опыт соотносится с их жизнью за пределами группы и что новое они могут интегрировать в свою жизнь сразу по окончании групповой работы.

Конкретное наполнение каждого этапа зависит от специфики самой группы, от специфики той темы, с которой работает группа, а также от формата тренинга

Практическая часть. Дизайн тренинга и анализ работы.

Название тренинга – «Доверие к миру, доверие к партнеру – путь к себе».

Вид тренинга – тренинг личностного роста для открытой группы

Цель тренинга – Исследовать причины, влияющие на формирование доверия к миру; получить и осознать новый опыт взаимодействия с миром, исходя из позиции «доверяю» и «принимаю».

Формат тренинга – 1 день, 8 часов.

В ходе практической работы было проведено два однодневных восьмичасовых тренинга.

Количество участников первой группы – 12 человек, второй группы – 10 человек. В обеих группах были как новички, таки опытные участники (опыт участия в тренингах личностного роста и индивидуальной работы). Соотношение примерно 40% опытных и 60% новичков.

Следует отметить, что в ходе анализа результатов первого тренинга, дизайн программы для второй группы был изменен.

Дизайн тренинга и анализ проведенной работы.

Название этапа:

Цели;

Технические комментарии

Время Название и описание упражнения Результаты для участников
I группа

12 человек

II группа

10 человек

Вводная часть. Представление тренера, презентация плана работы, принятие правил

Цель – создание атмосферы безопасности для участников; прояснение целей и задач тренинга

Правила фиксируются на флип-чарте

10 мин. Ведущий представляется и кратко рассказывает о себе. Презентуется тема тренинга, структура предполагаемой работы; принимаются правила работы в группе Участники осознали, что, в основном, работа будет сфокусирована на исследовательской деятельности и в меньшей степени на терапевтические процессы в силу однодневного формата тренинга Участники осознали, что, в основном, работа будет сфокусирована на исследовательской деятельности и в меньшей степени на терапевтические процессы в силу однодневного формата тренинга
Знакомство. Снятие запроса.

Цель – Прояснить, что конкретно интересует участников в рамках заявленной темы; настроить участников на групповую работу; установление первичного контакта между участниками группы

Озвученные запросы участников фиксируются на флип-чарте

5 мин.

Мини шеринг – 10 мин.

Снятие запроса – 12 мин.

Итого: 27 мин

Упражнение – «Диффузия»

Участникам предлагается в броуновском движении подойти к максимально возможному количеству участников по следующему алгоритму:

– подойти к участнику, установить контакт глаз, назвать свое имя и рассказать о том, что является самой яркой чертой его личности.

– второй участник должен выслушать, повторить то, что сказал его партнер и, в свою очередь, рассказать о себе по той же схеме.

Инструкция для шеринга в кругу:

Поделитесь, как вы себя чувствовали, когда представляли себя? Что вы чувствовали, когда другой человек рассказывал о себе? Скольких человек вы запомнили и почему? Отметьте это ля себя в ваших записях.

Снятие запроса:

Расскажите о том, чтобы вы хотели получить в результате тренинга. Просьба к соседу справа повторить то, что сказал предыдущий участник и назвать свой запрос. И так далее, по кругу для следующих участников.

Некоторые участники отметили, что было сложно удерживать контакт глаз. Из-за этого было сложно запомнить то, что говорил партнер.

Участники отметили следующее, что они хотели бы проработать в рамках заявленной темы:

Найти возможность снова доверять после того, как люди тебя обижали

– Избавиться от тревожности в присутствии незнакомых людей

– Понять, что это такое «доверие»

– Стать более открытой к людям

– Понять, почему есть изначальное недоверие к мужчинам

– Быть другом самой себе

– Понять причину недоверия к миру

– Быть в контакте с окружающим миром

– Больше доверять партнеру в конфликтных ситуациях

Трое участников заметили, что, слушая то, что говорили о себе другие участники, появлялось делание сказать о себе что-то еще более интересное и необычное

Участники отметили следующее, что они хотели бы проработать в рамках заявленной темы:

Понять, что такое открытость

– Как формулировать запрос в мир

– Как доверять людям

– Избавиться от недоверия к себе

– Понимать чувства других

– Больше доверять своему ребенку

– Осознавать, где мои личные границы

– Ослабить защиты от людей и от мира в целом

Вводные разогревающие тематические упражнения

Цель упражнения:

– Снять лишнюю сдержанность, скованность в теле

Цели упражнений «Разведка и «Молекула»:

– поднять энергию группы

– поднять мотивацию по исследованию причин доверия и недоверия

– подготовит личный материал для исследования в следующем упражнении

Цель шеринга:

– дать возможность участникам отреагировать возникшие в процессе упражнения чувства

– запустить процессе анализа причин, влияющих на выбор «доверять – не доверять» человеку

Вопросы для шеринга в тройках выписаны на флип-ч

7 мин.

+

12 мин. шеринг

5 мин.

5 мин.

+ 10 мин.

шеринг в тройках

12 мин.

Итого: 51 мин

Упражнение «Умные ручки»

Рассчитаться на 1-2. Образовать два круга – внутренний (первые номера), внешний (вторые номера) лицом к внутреннему так, чтобы у каждого участника был партнер напротив

Участники в образовавшихся парах берут друг друга за руки и в полной тишине, удерживая контакт глаз, взаимодействуют только при помощи рук, исходя из следующих установок:

– Поздоровайтесь

– Поссорьтесь

– Поборитесь

– Пожалейте

– Помиритесь

– Выразите поддержку

– Порадуйтесь

– Попрощайтесь

Участники делятся впечатлениями, отвечая на вопросы:

– Что нравилось выполнять больше, что меньше?

– Кто в паре вел движение, а кто подстраивался?

Какова была Ваша стратегия? Почему?

Упражнение «Разведка»

Участники, перемещаясь по залу, подходят к другим участникам и, глядя в глаза, говорят (в обе стороны) одну из следующих фраз;

Я тебе доверяю

Я тебе не доверяю

Я не хочу говорить

Упражнение «Молекула»

Участники встают свободно в пространстве, представляя себя атомами, стремящимися образовать молекулу. Задание – Исходя из существующего впечатления и ощущений по отношению к участникам группы, образовать молекулу – взяв за руки одного или двух участников, следуя вводным инструкций ведущего:

Возьмите за руку тех,

– Тех, кто вам наиболее симпатичен

– Тех, с кем вы чувствуете напряжения

– Тех, кто вызывает у вас чувство покоя и безопасности

– Тех, с кем бы вы, не задумываясь, пошли в разведку

– Тех, с кем вам сложно поддерживать контакт глаз

Разбившись в тройки, участники (по 3 мин. на человека) делятся своими впечатлениями, чувствами и мыслями, основываясь на предложенной ведущим схеме (на флип-чарте):

– Как я выбирал, к кому подойти

– Что я чувствовал, когда сам говорил и, когда мне что-то говорили?

– Каким людям (особенности этих людях, кого-то напоминают) вы не говорили «Я тебе доверяю».

Выводы фиксируются письменно

Общий шеринг в круг

Участники отметили, что упражнение помогло снять зажимы в теле, больше сблизиться с участниками; несколько участников отметили, что бороться им понравилось больше всего; трое участников отметили, что процесс выражения руками совместной радости привел к реальному ощущению радости; семь человек начинали действовать одновременно, двое занимали выжидающую позицию, так как боялись причинить дискомфорт либо себе, либо партнеру – соответственно, еще двое (их партнеры) начинали первыми

В группе поднялась энергия за счет возникшего напряжения и поднявшихся эмоций

По результатам двух упражнений («Разведка» и «Молекула») участники обнаружили, что очень дискомфортно признаваться в том, что ты человеку не доверяешь или просто чувствуешь напряжение рядом с ним. Это связано у одних участников с воспитанием и принятыми в обществе нормами (Это неприлично говорить малознакомым людям о своих истинных чувствах), у других – с тем, что не хочется вызвать на себя гнев или раздражение и, в принципе, испортить впечатление о себе.

Те участники, кто испытывал очень сильное сопротивление, выполняя упражнения, пользовались тактику выжидания (Сами не подходили, не брали за руку, а ждали, когда другие проявят инициативу).

Вся группа развеселилась, сблизилась; большинству участникам понравилось жалеть (они почувствовали в этот момент единение с партнером), а двоим, больше понравилось бороться, потому что, по их словам, это дало даже больше энергии, чем выражение радости

В группе поднялась энергия за счет возникшего напряжения

По результатам двух упражнений («Разведка» и «Молекула») участники поняли для себя, что очень непросто обналичивать свои чувства, даже позитивные. Очень велик страх быть оцененным неблагоприятным образом. Некоторые участники увидели, что те, кому они в первом упражнении сказали «Я не знаю, доверяю ли я тебе», тем неменее, взяли их за руку в задании «Возьмите за руку того, с кем бы вы пошли в разведку». И получили от своих партнеров обратную связь о том, что они доверяют четсности и осознанности, поэтому они лучше пойдут в разведку с теми, кто прислушивается к своим чувствам и может честно об этом говорить.

ПЕРЕРЫВ 10 минут
Основной

тематический блок

I. Аналитическая часть

Цель упражнения:

Осознать причины сформировавшихся отношений участников к друг другу относительно предыдущего жизненного опыта

Цели упражнения:

– Побудить участников проявить бессознательные установки по отношению к тому, как они доверяют или не доверяют

– Дать возможность участникам собрать как можно больше материала для исследования и осознания используемых в жизни сценариев и установок

– Запустить процесс осознавания выявленных схем и установок участников

– Повысить уровень открытости и искренности между участниками группы

Структура таблицы зафиксирована на флип-чарте

Цель:

дать участникам новый фокус рассмотрения личного опыта, исходя из основных идей транзактного анализа.

12 мин.

15 мин.

5 мин.

12 мин.

Итого: 44 мин

10

+

10

+

10 шеринг

.

10 мин.

+

10 мин.

+

10 мин. шеринг

5 мин

12 мин

7 мин.

Итого: 1 час 24 мин.

Аналитические упражнения:

Упражнение № 1 «Ба! Знакомые все лица»

– Участники с помощью ведущего вспоминают все предыдущие упражнения; в столбик выписывают имена всех участников тренинга (включая ведущего). Рядом с именем участника выписывают свои ассоциации по отношению к тому, кого он/она напоминает из родственников, друзей, знакомых или каких-то известных персонажей (литературных или кино героев, общественных деятелей и т.п.)

– После этого участники в броуновском движении подходят друг к другу и по очереди делятся своими ассоциациями с тем, к кому они относятся; получают обратную связь по тому¸ какие чувства вызывает та или иная ассоциация. Меняют партнера.

В конце упражнения у каждого участника должны быть собраны ассоциации от каждого участника группы.

– Мини-лекция о переносах и контрпереносах

Общий шеринг по вопросам:

– Какие чувства возникали, когда партнер рассказывал о своей ассоциации?

– Изменилось ли после этого упражнении отношение к участникам

Упражнение № 2 «Аналитическое»

Часть I

Участники выбирают себе партнера и свободно рассаживаются в парах по залу.

Один из участников течении 10 минут (не позволяя образовываться паузе) задает партнеру один и то же вопрос:

Когда ты испытываешь чувство доверия?

Так же этому участнику необходимо обращать внимание на то, как будет вести себя его партнер внешне (голос – интонация, громкость, мимика, жесты поза) + фиксировать то, что происходит (отзывается) в это же время в нем самом.

Тот, кому задается вопрос, должен в течении этих 10 минут, не останавливаясь, отвечать на вопрос партнера..

Упражнение повторяется для второго участника.

По окончании упражнения партнеры дают друг другу обратную связь, основываясь на наблюдениях друг за другом и собственных чувствах и мыслях по отношению к тому, что говорил партнер.

Предлагается каждому зафиксировать свои выводы, рассмотрев следующие причины возникновения чувства доверия:

– Интуиция, ощущения в теле, чувства

– Установки родителей и социума

– Личный опыт

Часть II

Когда ты не доверяешь?

По окончании упражнения партнеры дают друг другу обратную связь, основываясь на наблюдениях за друг другом и собственных чувствах и мыслях по отношению к тому, что говорил партнер.

– Предлагается каждому зафиксировать свои выводы, обращаясь к той же схеме для анализа, что и в первой части упражнения. При это важно отметить, что появилось качественно нового в выявленных причинах по сравнению, с тем, что уже было ранее отмечено?

Часть III.

Далее участникам предлагается в индивидуальной работе проанализировать полученный материал по двум частям упражнения (выделить пять самых значимых пунктов) и зафиксировать выводы письменно.

Часть VI.

Подведение итого в общем кругу по анализу чувств участников в конце и в процессе упражнений и сделанным участниками выводам

Мини-лекция о сценариях нашего поведения (транзактный анализ)

Упражнение позволило ослабить возникшее в предыдущем упражнении напряжение; большинство участников нашли конкретные связи (конкретных людей) с тем, как они воспринимают участников; после анализа и проговаривания с партнером того, что послужило причиной того или иного отношения, появилась возможность увидеть в том же человеке что-то другое, новое, не относящееся к предыдущему образу из прошлого.

После заполнения и анализа таблицы, участники отмети ли следующие моменты:

– Сначала 70%- 80% материала располагалось в графе «Личный опыт». Оставшийся материал в равной степени распределился по графам «Социум, родители» и «Интуиция, ощущения в теле, чувства». После работы с партнером (благодаря проговариванию другим человеком своих причин) несколько пунктов было перенесено в графу «социум, родители», так как появился другой ракурс на причину возникновения той или иной установки.

В графе «Интуиция, ощущения в теле» расположились, в основном, страхи (как причина недоверия) и отношение к природе, животным и детям (как объекты беспричинного доверия)

Также в процессе беспрерывного проговаривания и повторения уже названных причин доверия или недоверия, большинство участников нашли новые причины, ранее не осознаваемые

– Также участникам оказалось недостаточно времени на обсуждения в парах!!!

Для второй группы результаты были примерно такие же, что и для первой группы + опытные участники (знающие, что такое «перенос») отметили, что если участник очень похож на какое-то значимое для тебя лицо, сложно абстрагироваться, даже понимая истинную причину того или иного отношения к человеку.

После заполнения и анализа таблицы, участники отмети ли следующие моменты:

– Шесть участников из десяти разместили весь материал только в двух графах: «Личный опыт» и «Интуиция». И только после общего шеринга в кругу осознали, что их личный опыт во многом складывался, благодаря родительским установкам.

– Четверо участников отметили то, что не доверяют миру, в первую очередь, тогда, когда не уверены в себе.

– Две опывтных участницы отследи состояния в теле в процессе ответа на вопрос «Когда ты испытываешь чувство недоверия» – хотелось встать, подвигаться, так как было очень большое напряжение в спине.

Также в процессе беспрерывного проговаривания и повторения уже названных причин доверия или недоверия, большинство участников нашли новые причины, ранее не осознаваемые

ОБЕД 1 час
Разминка:

Цель:

– Включить участников в работу после обеда, повысить групповую динамику, настроить на последующее взаимодействие

II. Аналитическо-трансфармационная часть

Цель:

осознание и принятие своего способа взаимодействовать с миром

– получение нового опыта взаимодействия

– поднять энергию группы

Цель упражнения:

– Отследить бессознательные и воображаемые ограничения по отношению к доверию к миру и людям

– Получить новый опыт взаимодействия с партнером и миром

Упражнение сопровождается расслабляющей музыкой

10 мин.

10 мин.

+

10 мин.

10 мин.

12 мин.

15 + 15

15

Итого: 97 мин.

Упражнение «Любимое животное»»:

– Все выбирают себе псевдоним по названию любимого животного. Участники сидят в кругу, где не хватает одного стула для одного из участвующих в игре. Задача участников следить за тем, какое животное называет тот или иной участник и вовремя менять позицию в круге так, чтобы не остаться без места. Тот, кто остался без места – водит

Метафорическое упражнение «Вселенная»

Участники находят себе пару. Один из участников лежит на спине, подняв вверх руки, второй участник держит партнера за руки, стоя у него за головой. Тот участник, который стоит – играет роль «Вселенной».

Далее предлагается осуществить взаимодействие, исходя из следующих установок для того участника, который лежит:

– Я противостою Вселенной

– Я сотрудничаю с Вселенной

– Мне все равно

При этом участники выбирают ту или иную стратегию не по определенной очередности, а так, как хотят, не сообщая о выборе партнеру.

Далее участники меняются ролями и взаимодействуют для второго участника по той же схеме.

Далее в парах участники дают друг другу обратную связь, относительно того, какая установка по отношению к «Вселенной» на практике приносила больше радости и удовольствия. Те, кто играл роль Вселенной, также дают обратную связь.

Выводы фиксируются письменно

Общий шеринг в кругу.

«Метафорическо-терапевтическое упражнение «Слепой и поводырь»

Группа делится на две части – на тех. Кто будет играть «слепых» и на «поводырей». Одна половина группы (слепые) свободно размещается по залу и надевает на глаза непроницаемые повязки. Оставшиеся участники (поводыри) по сигналу ведущего находят себе «слепого» и начинают взаимодействие со своим «подшефным». Взаимодействие может быть в виде совместного передвижения по залу, либо танца, либо процесса знакомства с какими-то объектами.

– По сигналу ведущего движение останавливается, и поводыри выбирают другого «слепого» и взаимодействия возобновляется уже с новым партнером. Процедура продолжается до тех пор, пока ту каждого «слепого» не побывает трое поводырей.

– После этого те, кто были «слепыми» становятся поводырями и весь цикл повторяется для второй половины группы.

Общий шеринг в кругу, ориентируясь на следующие вопросы ведущего:

– Какой стиль сопровождающего поводыря вам был наиболее комфортен, а какой, наоборот? И почему?

– Как вы чувствовали себя, не имея возможности контролировать ситуацию?

– Менялось ли состояние от начала к концу всего упражнения?

– Что вы чувствовали, когда сами были поводырями?

– Что в этом процессе для вас было самим значимым?

Выводы фиксируются письменно

– Большинство участников (8 из 12) отметили, что они по действиям партнера в роли «Вселенной» не почувствовали разницы между стратегией «Я сотрудничаю со Вселенной» и «Мне все равно».

– Троим участницам больше всего понравилось противостоять «Вселенной» (в процессе сопротивления они почувствовали свою значимость, пошел активный прилив энергии). При этом в позиции «Сотрудничества» проявили себя вяло. Обратная связь от ведущего и группы запустили у данных участников процесс более глубокого анализа того, как они выбирают взаимодействовать с миром и почему так.

– Пяти участницам из двенадцать было трудно в первом контакте с поводырём довериться и расслабиться. Им казалось, что они сейчас во что-нибудь врежутся (казалось, что в комнате есть препятствия). К третьему контакту стало легче, тело расслабилось. Также появилось уверенность в том, что даже без внешней помощи с ними будет все в порядке.

– Те участницы, которые изначально с доверием отнеслись к действиям поводырей, отметили, что им не хотелось слишком навязчивого контроля со стороны партнера, а комфортнее было с тем, кто обеспечивал безопасность ненавязчиво.

– Три участницы в роли «поводыря» чувствовали повышенную ответственность за партнера, и это мешало им получать удовольствие от процесса

– Общее впечатление участников от процесса (как самое значимое)– повышение доверия к другим участникам и легкость в теле.

– 7 участницам из 10 больше всего понравилась стратегия «Мне все равно». Для них – это самая энергосберегающая стратегия. При этом их партнеры в роли «Вселенной» отмечали отсутствие желания что-либо активно делать с «вялыми, безжизненными» руками. Данная обратная связь позволила их партерам задуматься над тем, насколько эффективно такое взаимодействие с миром.

– Двоим участницам было очень интересно сотрудничать с «Вселенной» Этот интерес оказался обоюдным, что вселило в участниц веру с в эффективность данной стратегии взаимодействия с миром.

– И одна участница с удовольствием сопротивлялась «Вселенной», объясняя этот факт тем, что «хоть здесь у меня есть шанс противостоять другой силе»

– В роли «слепых»

четверо участниц из десяти отметили скованность в первом контакте. При этом в качестве причины отметили – недоверии е пространству (незнакомое помещение) и недостаточно тесный контакт с поводырем. При этом остальные участники говорили о том, что им, наоборот, не понравилось, когда их излишне опекали.

Одна из участниц испытала раздражение при проявлении гиперопёке со стороны поводыря.

Больше всего удовольствия получили те участницы, которые двигались в танце со своими поводырями (контакт осуществлялся через руки, и его характер был ненавязчивый).

– Общее впечатление участников от процесса (как самое значимое)– повышение доверия к другим участникам и легкость в теле.

ПЕРЕРЫВ 15 минут
Цель:

– осознать то, что мешает доверять самому себе (неосознаваемые чувства, мотивы)

– принятие этой части себя как неразделимой части личности

Для упражнения готовятся бумага и цветные карандаши

5 мин.

5 мин.

10 мин.

15 мин.

Итого: 35 мин.

Аналитическая визуализация на тему, кому я не доверяю внутри самого себя:

– Ведущий предлагает участникам сесть удобно, закрыть глаза, расслабиться и сосредоточиться на дыхании. Дальше ведущий произносит текст визуализации

(Краткий пересказ текста визуализации – Волшебный лес, где в самой чаще есть заброшенная избушка. В ней живет та часть тебя, которой ты не доверяешь. Как она выглядит? Сколько ей лет? Как она одета? Чем она занимается? Какое у нее настроение? Может быть, ей что-нибудь нужно? У тебя с собой есть мешок с подарком для нее. Засунь руку в мешок и достань этот подарок. Что это? Попрощайся с ней, но обещай вернуться. Возвращаемся обратно)

– Участникам предлагается нарисовать образ подарка, который они подарили своему другому «Я» во время визуализации

– Участники садятся в пары и делятся теми впечатлениями и ассоциациями, которые родились в процессе и по окончанию визуализации, осознавая с помощью партнера то, какой смысл могут нести и возникшие ассоциации и нарисованные образ подарка для другого себя.

Общий шеринг в кругу

– Трое участниц в процессе визуализации плакали. После аналитической работы они поделились тем, что им стало очень жалко ту часть себя, которой они не доверяют.

– Две участницы сначала испугались, увидев ту, которой они не доверяют, и им было трудно контактировать с ней в процессе визуализации. В результате они не смогли ничего подарить своему другому «Я». Но по окончании визуализации они постарались просто представить, что бы это могло быть и нарисовали этот образ.

– В целом, участники вышли на теневой аспект своей личности. У кого-то это было связано с непозволением себе быть слабой, у кого-то – грубой, у кого-то – слишком эмоциональной или даже распущенной.

– В данной группе визуализация была в целом работой с теневым аспектом личности (то, что мы в себе не принимаем, а, как следствие, в других людях)

– Одна участница заплакала после визуализации, так как увидела, что не доверяет своему внутреннему ребенку (озорному и легкомысленному). И в ее визуализации этот ребенок – ранен и умирает. Поэтому отдельно для нее была проведена еще одна небольшая (на 3 мин.) визуализация на исцеление внутреннего ребенка.

– На рисунках участников, в основном, были образы, которые представляют собой то общее, которое может быть у участника с тем внутренним человеком, которому они внутри себя не доверяют

III.Трансфармационная часть

Цель:

осознание участниками того, что можно изменить, а что можно просто принять как данность и свершившейся факт

Цель:

изменить состояние участников посредством определенного переживания нового опыта относительно значимого материала

Для упражнения нужны мягкие подстилки для всех участников

Цель:

– получение нового опыта доверии и расслабления

Цель:

– заякорить новый опыт, новые ощущение, получить новый нюанс в отношение к себе

7 мин.

25 мин.

12 мин.

10 мин.

10 мин.

Итого: 64 мин.

Мини-лекция о понятии «базовое доверие» и о факторах, влияющих на его формирование

Моделирующий терапевтический процесс «Колыбелька»

– Участники делятся на две группы и распределяются в пространстве так, чтобы друг другу не мешать. Один из участников ( в каждой подгруппе) ложится на спину (голова лежит на коленях у другого участника) и закрывает глаза.

– Ведущий гасит свет и просит участников подгруппы представить, что каждая из них – мать, а тот, кто лежит – это её любимый ребенок, который нуждается в заботе, ласке и колыбельной.

И далее (в течение 5 минут на каждого) тому, кто лежит, остальные участники подгруппы поют колыбельные, ласково прикасаются к нему, гладят по голове. Процедура проводится для каждого участника.

Общий шеринг в кругу по результатам процесса

Упражнение «Березка»

– Участники встают в тесный круг. Один из участников встает в центр круга, закрывает глаза повязкой, и его раскручивают. После этого остальные в кругу подхватывают «центрального» участника, не давая ему упасть, и бережно качают его за плечи, передавая друг другу

Упражнение «Круг доверия»

– Участники делятся на две части и образуют два круга (внешний и внутренний, лицом к внешнему) так, чтобы напротив каждого участника был партнер. Далее по сигналу ведущего участники устанавливают контакт глаз и сначала, для партнера из внутреннего круга говорят:

– Я тебе доверяю потому, что…

Далее по сигналу ведущего внешний круг сдвигается на одного человека по часовой стрелке и процедура повторяется. Когда весь круг пройден, весь цикл совершается для участников внешнего круга.

Участники заметили, что теперь они понимают, что работа над собой должна включать в себя пункт о том, что есть некие независимые от человека обстоятельства, за которые он не может нести ответственность.

В данном пункте я объединила выводы обеих групп по результатам этого этапа работы, так как они полностью совпадают по чувствам и ощущениям в теле:

– Полное расслабление тела, позволение себе быть слабым: позволение себе принимать ласку и заботу в роли ребенка. Оказалось, что получать любовь можно просто так, без соответствия каким-либо ожиданиям окружающих взамен.

– В роли матери участники получили возможность снять запреты на то, чтобы с любовью прикасаться к другому малознакомому человеку. Давать ласку и заботу понравилось не меньше, чем получать.

– Большинству участников удалось почувствовать себя совсем маленьким ребеночком в атмосфере любви и безопасности

В данном упражнении участники отметили чувство страха вначале и чувство «полёта» в конце. В обеих группах была такая мысль (сформулированная по разному, но по сути – одна и та же), что если ты доверяешь себе и пространству – падение превращается в полёт.

Участники в качестве ощущений называли:

– Чувство благодарности и любви к группе

– Некоторые участницы не ожидали, что им скажут такие теплые слова.

– Желание идти в мир с любовью

– Участники осознали, насколько изменилось их отношение к другим участникам группы

Цель:

– закрепление полученных результатов через проговаривание и осмысление полученного опыта

– привязка произошедших процессов и полученных результатов к «реальной» жизни

– формирование целостного восприятия всей работы

20 мин. Итоговый шеринг. Завязывание узелков.

Ведущий задаёт вопросы группе:

– Чем для вас был полезен сегодняшний день?

-Что вы сегодня получили, исходя из изначального запроса и, вообще, в целом?

– Как полученный опыт отразиться на вашем поведении и вашей жизни?

– Участники отметили, что самым важным для них было увидеть и осознать причины их доверия или недоверия миру

– Отмечалось, что очень полезно было поработать с телом и почувствовать изменения в теле в разных стратегиях взаимодействия

– Те участницы, которые хотели повысить открытость, снять тревожность отметили появившееся чувство уверенности прежде всего – в себе

– В целом, группе было сложно говорить о результатах более детально, так как требовалось время для того, чтобы «переварить» материал и осознать полученный опыт

– Появилось желание попробовать в жизни, на практике: – другие стратегии взаимодействия,

– доверять миру без каких-либо логических предпосылок.

– Участники жалели, что тренинг – однодневный, так как хотелось более глубокой работы с «всплывшим на поверхность» материалом.

– Появилось понимание, что такое доверие и открытость миру, а также того. Что может являться причиной доверия или недоверия конкретной ситуации или человеку.

– Трое участников пришли к выводу, что доверие к миру зависит от того, насколько ты доверяешь самому себе. Появилась мотивация дальше работать над собой (психотерапия, тренинги и повышение осознанности в целом)

– Также часть материала осталась непрокомментированной, так как участникам требовалось больше времени на анализ и осознание полученного опыта

– Появилось желание попробовать в жизни, на практике: – другие стратегии взаимодействия,

– доверять миру без каких-либо логических предпосылок.

Выводы

Выводы по групповой работе, полученные по результатам проведенных тренингов:

  • Тема тренинга должна быть актуальна для ведущего в рамках личностной работы. Но при этом определенный уровень личностной проработки по данной тематике уже должен быть достигнут. Иначе, тренер не сможет работать с возникающими сильными чувствами участников, а также ему будет сложно обрабатывать результаты обратной связи участников с целью более глубокого анализа и последующей интеграции полученного опыта
  • Очень важно при конструировании однодневного тренинга учитывать, что аналитическая работа должна быть включена в том объеме в работу, в котором возможно ее достаточно глубокая проработка. В обратном случае, у частников остается чувство поверхностного эффекта, либо слишком много открытых вопросов, чтобы интегрировать полученный опыт в жизнь
  • Работа с темой «Доверие, Недоверие» связана с глубокими личностными переживаниями и проявлением достаточно сильных чувств, поэтому в данном контексте подразумевается определенная (и немалая) часть психотерапевтической работы. Поэтому тренеру важно уметь проявлять внимание, терпение и поддержку по отношению к каждому участнику группы.
  • Также следует учитывать, что процессы, которые помогают осознать истинные причины формирования «Доверия/Недоверия» лежат в большей степени в области бессознательного, поэтому необходимо вводить такие процессы, которые обеспечат контакт с бессознательным. При этом важно уметь переводить полученные результаты на осознаваемый уровень с целью дальнейшей проработки материала.
  • В работе с чувствами и телесными проявлениями необходимо учитывать индивидуальный темп работы каждого участника. Важно уметь держать паузу и не ускорять процессы в погоне за временем.
  • После объемной аналитической работы следует оставить достаточно времени для обработки полученного материала, а также оставит время для письменного резюмирования проделанной работы.
  • В работе с визуализацией текст должен произноситься ведущим медленно, негромко, но четки и с паузами, необходимыми для работы с образами.

Что удалось:

  • Удачно подобраны тематические разминки и упражнения для вводной части, что обеспечило достаточно быстрое погружение в тему
  • Инструкции были сформулированы логично и коротко, что значительно экономило время упражнений
  • Теоретический материал был подобран именно в том объеме, который позволил участникам отследить причинно-следственные связи по материалу упражнений, но при этом не оставил ощущений громоздкости и сложности для восприятия
  • Удалось поддерживать спокойную и одновременно энергичную манеру ведения группы, оказывая в равной степени для каждого участника и внимания, и поддержку.
  • Личные примеры значительно помогали участникам анализировать полученный из упражнений материал
  • Получилось достаточно гармонично работать индивидуально с каждым участником, удерживая при этом всю группу в фокусе внимания
  • Заключительная часть позволила трансформировать полученные идеи и ощущения в действия

Выводы по гипотезе:

  • Доверие к миру неразрывно связано с тем, доверяет ли человек самому себе
  • Понимание причин, влияющих на то или иное отношение к миру, к людям и к конкретному человеку, позволяет делать выбор: следовать привычным установкам или постараться принять ситуацию без фильтров прошлого негативного опыта.
  • Доверять себе – это, в том числе, смелость желать и следовать своим желаниям.
  • Доверяя своему телу, начинаешь лучше понимать и чувствовать окружающий мир
  • Позволение себе получать удовольствие, принимать заботу и ласку способствует формированию доверия как к себе, так и к миру.

Что хотелось бы отметить отдельно, что в тех упражнениях, где основной акцент был сделан на работе с телом, четко можно было проследить, какие сигналы указывают на бессознательно недоверие к ситуации или к человеку (напряжение в определенных участках тела, желание принять закрытую позу и т.п.). Поэтому в дальнейшем я вижу развитие данной темы, в том числе, в телесноориентированных тренингах.

Список литературы

  1. Э. Берн. Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих отношений. – М.,ООО «Попурри», 2005
  2. К. Хорни. Невротическая личность нашего времени. – М., Академический проект, 2006.
  3. К. Хорни. Наши внутренние конфликты.-М.:Академический проект, 2007
  4. Э. Эриксон. Детство и общество.-М., 1963
  5. К. Фопель. Технология ведения тренинга.-М.: Генезис, 2007
  6. И. Шевцова. Упражнения и рекомендации для тренинга личностного роста. – Санкт-Петербург.: Речь, 2007
  7. И. Шевцова. Тренинг тренеров: 9 дней личностного роста. – Санкт-Петербург.: Речь, 2008
  8. С.А. Елизарова. Групповая работа со страхами: Дипломная работа.- Институт Коучинга, Санкт-Петербург, 2007
  9. Учебные материалы Института Коучинга
Cодержание
Подпишитесь на рассылку, чтобы получать полезные материалы о развитии лидеров и команд Подписаться
Мы используем куки
Оставить заявку

Оставьте свои контактные данные, и наши менеджеры проконсультируют вас в ближайшее время!

    • Собственник
    • Консультант
    • Специалист
    • Топ-менеджер
    • HR
    • HR BP
    • HRD
    • Руководитель
    • Ассистент
    • Другое
    • 10:00-12:00 (Мск)
    • 12:00-14:00 (Мск)
    • 14:00-16:00 (Мск)
    • 16:00-18:00 (Мск)
    • 18:00-20:00 (Мск)
    Заказать проект в компанию

    Оставьте свои контактные данные, и наши менеджеры проконсультируют вас в ближайшее время!

      • Собственник
      • Консультант
      • Специалист
      • Топ-менеджер
      • HR
      • HR BP
      • HRD
      • Руководитель
      • Ассистент
      • Другое
      • Программа Интегральные технологии развития людей и организаций
      • Курс Вовлекающее лидерство
      • Другое обучение
      • Корпоративный запрос
      • Коучинг
      Запись на вебинар

      Для регистрации на вебинар оставьте свои контактные данные.

        • Собственник
        • Консультант
        • Специалист
        • Топ-менеджер
        • HR
        • HR BP
        • HRD
        • Руководитель
        • Ассистент
        • Другое

          Связаться с нами

          Оставьте ваши контактные данные, и мы свяжемся с вами в удобное время!

            • Собственник
            • Консультант
            • Специалист
            • Топ-менеджер
            • HR
            • HR BP
            • HRD
            • Руководитель
            • Ассистент
            • Другое
            • СПГ-22
            • ВГ-20
            • СПГ-21
            • МГ-21
            • ВГ-19
            • МГ-20
            • СПГ-20
            • ВГ-18
            • МГ-19
            • СПГ-19
            • МГ-18
            • СПГ-18
            • ВГ-17
            • ВГ-16
            • ВГ-15
            • ВГ-14
            • ВГ-13
            • ВГ-12
            • ВГ-11
            • ВГ-10
            • ВГ-9
            • ВГ-8
            Рассылка

            Ничего лишнего, только полезные материалы и никакого спама. Подпишитесь и узнаете много нового

              Отправляя форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
              Перейти к содержимому