Энергия своего пути

Дипломная работа Екатерины Ивановой
ellipse

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы 

Что дает возможность выбирать свой путь и идти по нему? Что создает энергию для движения по своему пути?

Притча. 

Однажды собрались боги и создали человека. И встал перед ними серьезный вопрос – куда от него спрятать истину?

– Давайте спрячем ее на дне океана!

– Нет, нет! Давайте спрячем ее на обратной стороне Луны. Не скоро они смогут туда добраться!

– Гм! А не спрятать ли нам ее на краю вселенной!

И тогда самый мудрый из Богов сказал. Мы спрячем истину в их сердцах. И я уверен, что они в поисках ее опустятся на дно океана. Они будут искать ее на другой стороне Луны и по всей вселенной, даже не подозревая, что она так близка.

Тема исследования была выбрана из актуального, своего собственного опыта и состояния. Вопрос о том, где брать энергию для дальнейшего движения неоднократно возникал в процессе обучения. Особенно остро нехватку энергии, ресурса и внутренней силы я ощущала год назад. На тот момент это было окончание первого года обучения в институте. Состояние, которое очень некомфортно – то, что называют «опуститься до дна». Но при этом было точное понимание того, куда хочется двигаться, к каким целям и состоянию. В последующем такое состояние возвращалось, правда, с меньшей амплитудой. Стало интересно, а как этот период проживать, и какие есть механизмы поддержки человека находящегося в таком состоянии. Интерес к теме стал еще больше, когда клиенты на коуч-сесии стали приходить с подобными запросами – на энергию и легкость, внутреннею силу и ресурс. 

Наблюдение за своим состоянием и тем, что мне давало энергию, анализ работы на коуч-сессиях с клиентами, тематические модули обучения в институте (Сессии – «Харизма», «Эмпауэрмент», «Лидерство», «Управление изменениями») дали возможность увидеть основные элементы позволяющие усиливать энергию и личную силу. В своей работе я также опиралась на теоретические модели, разработанные в психологии и практике коучинга. 

Цели диплома

Исследовать, что влияет на энергию в реализации своего пути, определить внутренние механизмы поддержки человека в достижении желаемого. Помочь клиенту в формировании механизмов поддержки для осуществления желаемого.

Гипотеза

Я предполагаю, что работа с силой намерения, силой своей идентичности (самости) и ограничениями (ограничивающими убеждениями и тенью) влияет на энергию своего пути и создает возможность двигаться в направлении желаемого.

Задачи диплома

  • изучить литературу по теме диплома и выявить факторы, влияющие на энергию своего пути;
  • провести индивидуальные консультации и выявить факторы позволяющие поддерживать клиента в реализации своего пути;
  • наработать навык работы с состоянием клиента и навык поиска внутренних механизмов поддержки для клиента;
  • сформировать перечень методик работы по теме диплома; 
  • подтвердить / опровергнуть принятую гипотезу.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Теоретическая часть работы для меня это обоснование и подкрепление тех предположений и действий, которые я описываю в работе. Отталкиваясь от гипотезы, в теоретической части привожу определение тех элементов, которые, на мой взгляд, являются ключевыми для развития энергии в достижении желаемого. Это с одной стороны. С другой же стороны невозможно представить работу без моделей. Это своего рода основа, скелет создающий устойчивость и форму. Речь идет о моделях психологии и коучинга, взятых за основу в практической части работы. Краткую характеристику моделей, также привожу в теоретической части. 

1) Основные элементы исследования.

Отправной точкой в исследовании стало понятие «энергия». Приведу пример определений, которые, на мой взгляд, отражают суть понятия в контексте темы. 

Энергия – греч. energeia, от energos действующий, сильный. 

Энергия (психологический словарь) – общая мера различных видов движения и взаимодействия; мера движения, мера способности производить работу – одно из основных свойств материи; деятельная сила, настойчивость, решительность в действиях, в достижении цели.

В философии Аристотеля все, что имеет вид силы, способность на какое либо достижение, дело. Настойчивость, обнаруживаемая в преследовании цели, способность высшего напряжения сил, в соединении с крепкой волей. (Словарь иностранных слов).

Понятие «энергия» близко по значению активности, решительности, волеустремленности поведения. Антонимами этого понятия являются – бессилие, слабость. 

Таким образом, можно говорить о полярности, где есть энергия и бессилие. Выделение такой полярности в моей работе важно, как своеобразный критерий изменения состояния клиента и достижения цели. 

В контексте темы я рассматриваю энергию как способность реализации своего пути. Близким по значению является понятие внутренняя сила.

Зачем нужна энергия (внутренняя сила)? Для того, что бы это понять, можно представить себе ситуации:

  • недостаточно внешних ресурсов для движения в выбранном направлении (цели, мечты),
  • вы видите/чувствуете правильность пути, но результата пока нет,
  • вы на самом старте и пока не на что опереться,
  • недостаточно поддержки извне,
  • вам сказали, что нет оснований для успеха, но вы их видите.

Это примеры ситуаций в которых необходимо действовать для того что бы двигаться по выбранному пути, к выбранной цели. Для этого движения необходима энергия.

Анализируя работу с клиентами и свою практику как коучи, я обратила внимание на некоторые внутренние факторы, которые влияют на состояние энергии и ощущение внутренней силы. Среди таких факторов выступают намерение, идентичность (самость) и ограничения.

Намерение

Намерение – сознательное решение, выполняющее функцию побуждения и планирования поведения или деятельности человека. Намерение создает направление для движения. 

Намерение формируется (Словарь практического психолога):

  • когда цель деятельности отдалена и ее достижение отсрочено, 
  • когда удовлетворение потребности не может быть достигнуто непосредственно, а требует достижения промежуточных целей, не имеющих собственной побудительной силы.

В этом случае, возникшее у человека намерение, выступает в качестве побудителя действий, направленных на достижение целей. 

Намерение организует поведение человека, позволяет ему произвольно действовать с целью удовлетворения своих потребностей.

Идентичность

Согласно Э.Эриксону, идентичность – чувство самотождественности, собственной истинности, полноценности. В психологической литературе указывается на взаимосвязь понятий «идентичность», «Эго» и «Самость» (Словарь практического психолога). Кризис идентичности часто возникает в моменты, когда Эго отвергает Самость. 

Швейцарский психоаналитик и психолог Карл Юнг рассматривал «самость» (Словарь по аналитической психологии) – архетип целостности, символ полноты человеческого потенциала и единства личности; она занимает центральное место в управлении психической жизнью и является высшей властью в судьбе индивида.

2015-09-03_16-41.webp

В практике консультирования кризис идентичности проявляется через вопросы клиента – Что я хочу на самом деле? Какой (ая) я? Где мое, а где то, что навязано извне? 

Ограничения. Теневая сторона.

Тень – описанный К. Г. Юнгом архетип (Глубинная психология и новая этика), представляющий собой относительно автономную часть личности, складывающуюся из личностных и коллективных психических установок, не могущих быть принятыми личностью из-за несовместимости с сознательным представлением о себе. 

Фигура Тени персонифицирует собой всё, что субъект не признаёт в себе и что всё-таки – напрямую или же косвенно – снова и снова всплывает в его сознании, например, «негативные» черты его характера или прочие неприемлемые тенденции. 

С точки зрения К.Г. Юнга, Тень – это темная половина личности, которая свойственна каждому человеку и без которой он не может обходиться в реальной жизни. Каждый индивид обладает собственной Тенью. Он несет в себе свое прошлое, сохраняет примитивные желания и агрессивные влечения. Однако теневая сторона личности, как правило, вытесняется, подавляется. Человек не замечает свои бессознательные негативные характеристики, не хочет их видеть и игнорирует их. Вместе с тем в его психике происходит развертывание темных сил, которые могут прорываться наружу, разрушать мораль, самоконтроль и захлестывать мир сознания. 

Если теневая сторона подавлена и изолирована от сознания, то она никогда не будет исправлена, и постоянно имеется возможность ее внезапного прорыва в самый неподходящий момент. Нам нужно найти способ сосуществования сознательной личности человека и его тени. (К. Г. Юнг) 

Признание и интеграция теневой стороны, проявляемой, в том числе через ограничения, окажет влияние на состояние энергии человека в реализации своего пути. Отпадет необходимость подавлять теневую сторону и бороться с ней. 

Ограничение – то, что сдерживает развитие человека, останавливает либо сужает границы. В контексте темы я рассматриваю ограничение как то, что препятствует развитию и относится к личным внутренним особенностям человека (ограничивающие убеждения, страхи). 

Ограничивающие убеждения – суждение препятствующее достижению цели, развитию человека. 

Выше перечислены основные, возможно не единственные факторы, влияющие на энергию человека в достижении своего пути.

Далее приведена краткая характеристика моделей и методов, используемых в практической работе с клиентами.

2) Модель «Путь героя». 

Для иллюстрации динамики процесса прохождения своего пути я взяла модель «Путь героя».  

Путь героя – общая схема приключений героя соответствующая основным стадиям процесса инициации и воспроизводит разнообразные формы обрядов перехода. Путь героя предполагает выход из прежнего состояния, отказа от культурных функций, социальной роли – происходит смена социального или иного статуса. 

Странствия и подвиги героя отражают процесс индивидуации – становления и развития личности, достижения ею полноты и целостности бытия. Этот процесс, по Юнгу, заключается в непрерывном расширении сознания, усилении его функций и возможностей.

Стадии пути героя. 

  • Обычная реальность (привычная реальность с плюсами и минусами) 
  • Зов (призыв, сопровождается предупреждениями, угрозами или наоборот обещаниями небывалого блага) 
  • Намерение (выбор направления, куда идти дальше) 
  • Порог (пересечение границ, решение на изменения и понимание того что является ограничением в выбранном направлении) 
  • Союзники (поддержка в выбранном пути) 
  • Демоны (препятствия и страхи на пути) 
  • Точка смерти (перерождение, отпускаем старое) 
  • Подарок силы (новое) 
  • Испытания (укрепление полученного нового) 
  • Возвращение (включение нового опыта в социальную реальность, пробование) 
  • Мастерство (применение полученного нового) 
  • История силы (рассказ о своем пути) 

В моем исследовании ключевыми этапами пути героя являются этапы 4. Порог и 7. Точка смерти. 

На этапе прохождения порога человек принимает решение на изменения и делает шаг в сторону изменений, выходит из привычной зоны, зоны комфорта. На этом этапе встречая большое количество ограничений и барьеров. 

В точке смерти – герой, обнаруживает и осваивает свое противоположное (свою собственную ранее неизвестную самость). Один за другим барьеры сопротивления разбиваются. Он должен отречься от своего достоинства, добродетели, красоты и жизни и подчиниться или покориться абсолютно невыносимому. Тогда он обнаруживает, что он и его противоположность не разнородны, а есть одно.

Эти этапы сопровождаются сложными эмоциональными состояниями и потерей энергии. Появляется бессилие. Как можно поддержать человека в данные периоды, и какие инструменты/подходы в этом могут помочь? Эти вопросы являлись основными для моего исследования.

3) Процессуальный подход (А. Минделл).

Процессуальная работа делает основной акцент на восприятии потока событий – «процесса» и уважении к нему, а также на убеждении, что даже в самой трудной проблеме изначальное есть ее разрешение. 

В работе с клиентами была задача помогать проходить им свой путь, осуществлять то, к чему есть внутренняя готовность.

Подход охватывает три уровня:

  1. Уровень общепринятой реальности. Внимание уделяется так называемым реальным событиям, проблемам, которые связаны с развитием отдельных лиц, пар, организаций, городов. Группы и индивидуумы используют чувства и факты, чтобы описать конфликтные ситуации или проблемы.
  2. Уровень сновидения и грез. Процессуальная работа использует сны, глубокие чувства, невысказанную правду, «двойные» или непреднамеренные сигналы тела, «призраки» (отсутствующие фигуры), а также героев сказок, личностных и организационных мифов. История, видение и события, происходящие из поколения в поколения важны.
  3. На самом глубоком недуалистическом уровне или уровне сущности процессуальная работа имеет дело с тенденциями, которые ощущаются как энергия, способная задать направление нашему движению. Это сноподобные ощущения, которые еще не могут быть выражены словами. Эта часть жизни проявляется как едва ощутимая атмосфера вокруг людей, событий и мест на нашей планете. 

В практике с клиентами я использовала работу с телесными симптомами. Это способствовало разворачиванию процесса клиента и проявлению его актуального намерения. Она проходила в несколько шагов:

  • описать симптом 
  • сосредоточится на симптоме и описать, что чувствует 
  • развернуть энергию симптома через движение 
  • определить суть симптома 
  • представить образ симптома и послание от него 
  • как этот опыт может проявляться в жизни 

4) Модель GROW. 

Модель, используемая в коучинге. Данная модель предполагает четыре блока вопросов.

Аббревиатура GROW означает ключевые точки, через которые стоит провести клиента:

Goal – Расстановка целей, определение целей на короткий и длительный срок.

Reality – Обследование текущей ситуации c позиции понимания действительности. Реальность.

Options – Определение списка возможностей и направлений действий.

Way/Will – То, что надо сделать: «Что, когда, кем?» будет делаться.

Большинство консультаций строилось в соответствии с данной моделью.

5) Транзактный анализ Э.Берн. 

В работе с клиентами применяла элементы транзактного анализа. Согласно транзактному анализу в каждом человеке есть три эго-состояния: Родитель, Взрослый, Ребенок. 

Эго-состояние Родителя (Р) содержит установки и поведение, перенятые извне, в первую очередь – от родителей. Внешне они часто выражаются в предубеждениях, критическом и заботливом поведении по отношению к другим. Внутренне – переживаются как старые родительские назидания, которые продолжают влиять на нашего внутреннего Ребёнка. 

Эго-состояние Взрослого (В) не зависит от возраста личности. Оно ориентировано на восприятие текущей реальности и на получение объективной информации. Оно является организованным, хорошо приспособленным, находчивым и действует, изучая реальность, оценивая свои возможности и спокойно рассчитывая. 

Эго-состояние Ребёнка (Ре) содержит все побуждения, которые возникают у ребёнка естественным образом. Оно также содержит запись ранних детских переживаний, реакций и позиций в отношении себя и других. Оно выражается как «старое» (архаическое) поведение детства. Эго-состояние Ребёнка отвечает также за творческие проявления личности. 

При исследовании ситуаций клиентов анализировали поведение и устойчивые паттерны, относящиеся к определенным эго-состояниям. Анализ поведения клиента с опорой на Эго-состояния позволял клиентам повышать осознанность, что влияло на укрепление взрослой позиции.

6) Работа с метафорами/образами. 

Работа с метафорами встречается в различных направлениях психотерапии (гештальт-терапии, гуманистических и экзистенциально ориентированных подходах). 

 

«Метафорическая форма изложения – это естественная форма выражения бессознательного, тот язык, на котором оно говорит с сознательным и который понимает» К.Г. Юнг 

Работа проходила в несколько шагов.

  • актуальная ситуация/состояние клиента 
  • описание образа/метафоры (проекция внутреннего состояния вовне) 
  • фиксация образа (показывает телом, рисунок рисует) 
  • описание образа с опорой на интегральную карту (вопросы из 4-х квадратов: какие качества есть? Что чувствует? Что делает? Какие есть отношения? В какие системы включен?) 
  • формулировка послания от образа 
  • привнесение в реальную жизнь – какие конкретные шаги необходимо сделать. 

7) Работа с полярностями. 

Важной частью практики, была работа с полярностями. Алгоритм работы был взят из работы Дана Карман и Джесси Маккей на лаборатории интегрального развития. Этапы работы с полярностями:

  • Описать актуальную ситуацию. 
  • Выделить противоположные тенденции/полярности. 
  • Описать полярности и дать название каждой. 
  • Деполяризовать. Выделить «+» и «-» каждой тенденции. 
  • Отметить наличие/отсутствие изменений в отношении к каждой тенденции. 
  • Определить актуальные для клиента шаги относительно полярностей. 

8) Расстановки с предметами.   

Работая с клиентами, иногда сталкивалась с ситуацией сильного эмоционального напряжения, защиты клиента. В таких ситуациях расстановки с предметами помогали продвигаться и разворачивать процесс. Действовала в несколько шагов:

  • Выбрать героев ситуации и выбрать предметы, олицетворяющие каждого героя 
  • Разложить предметы в любом порядке 
  • Исследовать, как расположены предметы по отношению друг к другу. Какие предметы выбраны. 
  • Изменить расположение предметов. Предложить клиенту разложить их, так чтобы было красиво. 
  • Исследовать изменения в расстановке предметов. Описать действия клиента – что в первую очередь двигал, как двигал. 
  • Провести параллели с реальной ситуацией. Сделать выводы. 

Примеры работ с намерением, идентичностью (самостью) и ограничениями (тенью) будут приведены в практической части.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось в период с января 2015 по май 2015. 

В исследовании принимали участие 4 человека. С каждым участником были проведены предварительная встреча (длительность 1 час) и 4-6 индивидуальных коуч-сессии (длительность 1 час/1 час 30 мин.). Общее количество встреч составило 23 встречи (4 предварительные и 19 коуч-сессий). Встречи проводились с периодичностью 1 встреча в две недели. 

Работа проводилась в несколько этапов. 

1 ЭТАП. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ВСТРЕЧИ. 

На основе проведенных встреч был сделан анализ ситуаций клиентов и выбраны те клиенты, кто обладал необходимыми характеристиками. 

Для участия в проекте были приглашены те, кто:

  • имеет цель (намерение) и осуществляет шаги по ее воплощению, 
  • ощущает отсутствие энергии и ресурса для движения дальше (это проявляется в усталости, потере интереса к происходящему, страх, апатия, бессилие и т.п.), 
  • имеет желание изменить состояние на ресурсное. 

Анализ ситуаций клиентов проводился с опорой на карту «Путь героя». Напомним основные этапы «Пути героя»

  1. Обычная реальность (привычная реальность с плюсами и минусами)
  2. Зов (призыв, сопровождается предупреждениями, угрозами или наоборот обещаниями небывалого блага)
  3. Намерение (выбор направления, куда идти дальше)
  4. Порог (пересечение границ, решение на изменения и понимание того что является ограничением в выбранном направлении)
  5. Союзники (поддержка в выбранном пути)
  6. Демоны (препятствия и страхи на пути)
  7. Точка смерти (перерождение, отпускаем старое)
  8. Подарок силы (новое)
  9. Испытания (укрепление полученного нового)
  10. Возвращение (включение нового опыта в социальную реальность, пробование)
  11. Мастерство (применение полученного нового)
  12. История силы (рассказ о своем пути) 

В соответствии с этой картой, участники прошли несколько этапов и находятся на пороге (это значит, что человек сталкивается с трудностями, осознает ограничения в достижении цели и принимает решение их преодолевать, двигаться к цели), либо в точке умирания (это значит, что человек отпускает старые модели поведения представления и т.п., принимает себя, теневые аспекты; на этом этапе особенно остро ощущается бессилие и отсутствие энергии, ведь новое еще не сформировалось). 

Характеристика коуча

2015-09-04_14-38.webp

2 ЭТАП. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОУЧ-СЕССИИ. 

Были проведены индивидуальные коуч-сессии с каждым клиентом. Особое внимание в ходе сессий и в интервалах между сессиями уделялось состоянию клиентов. Участники вели дневник наблюдений, в котором каждый день фиксировали свое состояние. Также между сессиями участники выполняли домашнее задание (задание формировалась по итогам работы на сессии). 

Работа в ходе сессий строилась в соответствии с принципами процессуальной работы « человек – это процесс». В ходе встречи важно было создать условия для проявления актуального состояния клиента – развернуть процесс. 

Также важно было:

  • Повышение осознанности клиента 
  • Работа с идентичностью/самостью 
  • Работа с ограничениями и тенью 
  • Выявление паттернов поведения проявляемых в текущей ситуации и их осознание 

Для этого применялись модель Grow, метафоры и рисунки, работа с телом, транзактный анализ (роли – родитель, взрослый, дитя). 

3 ЭТАП. АНАЛИЗ РАБОТЫ.

Был проведен анализ результатов и проделанной работы, с целью проверки гипотезы. Результаты работы и анализа представим далее. 

2.2 АНАЛИЗ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ. 

Подробные фото-отчеты сессий находятся в Приложении 2. 

КЛИЕНТ 1

СЕССИЯ 1 

Сессия была посвящена исследованию текущей ситуации и состояния клиентки. В ходе работы выявили привычные формы поведения, которые мешают двигаться дальше. Клиентка испытывает разочарование, бессилие, спровоцированное тем, что действует привычным способом в новой среде. Хочет легкости. Мешают ограничения прошлого опыта и страхи. 

Эта сессия помогла увидеть, как много энергии уходит на внутренне сопротивление, борьбу между тем как надо делать и тем, что хочется. Также клиентка осознала внутренние ограничения. 

РЕЗУЛЬТАТ ДЛЯ КЛИЕНТА:

Осознание внутренних ограничений и внутреннего ресурса. Подавляю творческие проявления, хотя нахожусь в творческой среде. Выделение внутренних фигур. 

ВЫВОДЫ:

  • удалось установить контакт и присоединиться, 
  • в работе проявились внутренние фигуры (субличности), создающие внутренний конфликт, который подавляется клиенткой, 
  • опыт работы с образами вывел клиентку на более осознанное понимание внутренних ограничений и ресурса, 
  • образ внутреннего ресурса, его визуализация повлияла на состояние клиентки – появился интерес и радость. 

СЕССИЯ 2 

Работа на сессии была посвящена состоянию легкости. Это то состояние, которое клиентка хочет вернуть. Состояние, в котором находится клиентка, это сопротивление, злость и разочарование. Работу начинали с исследования раздражения клиентки. Было предложено написать все, чем не довольна клиентка, все жалобы. Это позволило снять напряжение и двигаться дальше. Далее посмотрели, что стоит за этими жалобами, какие потребности и что мешает их реализации. Работа с ограничивающими убеждениями позволила осознать подавляемую фигуру подростка. Клиентка почувствовала энергию в подростковой фигуре. По ее словам, это именно то, что она себе запрещает. Так же клиентка вспомнила сон, в котором увидела, как она сопротивляется навязанным родителями решениям. Вместе решили, что это подтверждает правильность нашей работы, актуализируются подавляемые потребности. 

РЕЗУЛЬТАТ ДЛЯ КЛИЕНТА: 

Поиск ресурса в подростковой энергии – энергия появилась. Понимаю, что держит.

ВЫВОДЫ: 

  • работа с жалобами позволила выразить эмоции на бумаге и осознать потребности и ограничения, 
  • работа с ограничивающими убеждениями позволила увидеть фигуру подростка, которая подавлялась (находилась в тени). Есть предположение, что проявление подростковой фигуры даст энергию. 

СЕССИЯ 3 

Появился запрос на понимание своего глубинного намерения, своего предназначения или миссии. В работу на сессию взяли запрос о центрации на себе. Исследовали отношения, страхи, которые в них есть. Появилось осознание того, что есть страх вернуться в состояние выживания, есть желание действовать, отталкиваясь от своих интересов. Клиентка увидела, как в личных отношениях, она ориентируется на интересы партнера. Выделение желаемого состояния и того, что мешает быть в нем, позволило выявить позицию – «я не достаточно хороша». Удалось посмотреть, в каких ситуациях эта позиция проявляется и, какие плюсы она дает. Клиентка признает эту позицию как защиту. Через метафору и работу с телом создали опыт проживания желательного состояния. Попробовали его укрепить через образ и телесные ощущения. Проявилась важность оценки окружающих. Клиентка удивилась, как часто она ориентируется на ожидания других. Задала себе вопрос – а я где? какая я? В завершении сессии нашли вопросы для самонаблюдения и ответа на эти вопросы. 

РЕЗУЛЬТАТ ДЛЯ КЛИЕНТА: 

Увидела, что является основой моего состояния. Ключевой вопрос – какая я? 

ВЫВОДЫ:

  • предыдущая работа с ограничениями и внутренними фигурами была необходима и позволила подойти к «самости» и актуализации взрослой позиции 
  • анализ работы на сессии и исследование желаемого состояния выявили привычную позицию на текущий момент «я недостаточно хороша», фокус на других (оценки, потребности). Такая стратегия не дает почувствовать себя и внутренней опоры. Это не способствует ресурсному (энергии) состоянию. 
  • работа с телом и метафорой позволяет разворачивать процесс и проявлять актуальные состояния, позиции и намерения. Так же это позволяет освоить ресурсное состояние. 

СЕССИЯ 4 

Появилась энергия – напор в голосе, прямая осанка, движения вперед, улыбка. Удалось поймать состояние игры и легкости. Клиентка делится желанием сохранить это состояние и в то же время говорит о страхе упасть в уныние. Сессия была посвящена работе с состоянием уныния и пониманием что включает в уныние. Создали ресурсное состояние игры, азарта и легкости – через метафору. Далее исследовали состояние уныния. Удалось на примере нескольких ситуаций увидеть повторяющиеся действия и провести аналогию с ситуациями, прожитыми в детстве. Это уникальная работа, в ходе которой удалось выйти на основной паттерн поведения. Исследовали, как запускается этот паттерн и что влияет на это, как это происходит. Клиентка вспомнила ситуацию из детства, когда этот паттерн был усвоен. Была удивлена, что в основе детская позиция и обида. В завершении встречи определили, что необходимо для выбора другого поведения и формирования взрослой позиции. Отметила состояние легкости, взрослости. 

РЕЗУЛЬТАТ ДЛЯ КЛИЕНТА: 

Отношение к состоянию уныния у меня изменилось, нет животного страха. Понимаю, что приводит в это состояние и каков его механизм.

ВЫВОДЫ:

  • работа со страхом уныния позволила выйти на основной паттерн поведения в текущей ситуации и осознать, как и благодаря чему происходит выбор детской позиции, 
  • состояние спокойное и больше стабильности, освоение взрослой позиции и признания эмоций. 

СЕССИЯ 5 

Клиентка отметила изменения в состоянии и поведении. Удается не впадать в уныние. Произошло принятие своего отношения к себе. Запрос был на состояние гармонии и поиска внутренней поддержки. Через технику диалога и работу с метафорой, удалось изменить состояние и освоить внутренний ресурс. Итогом работы стало изменение состояния, вдохновляющий образ и поддерживающее утверждение. 

 ВЫВОДЫ:

  • удается справляться с ограничениями, которых стало меньше по количеству и масштабу 
  • работа с внутренней опорой происходила через соединение с ресурсом, внутренним состоянием (частично самостью) 

Ключевые ТОЧКИ ИЗМЕНЕНИЙ в работе с клиенткой:

  • Определение намерения на работу – состояние легкости «лежу на воде». Удалось соприкоснуться с желаемым состоянием через ощущения в теле. 
  • Интеграция некоторых теневых частей, внимание тому, что подавлялось (подросток, девочка). Работали с ограничивающими убеждениями, помогла осознать подавляемые фигуры. 
  • Выявление позиции по отношению к себе «я недостаточно хороша» и анализ причин этого состояния. Выявить позицию смогли через анализ актуальных ситуаций и работы в ходе сессии. 
  • Выявление и исследование паттерна поведения из детства. Это стало возможным благодаря анализу эмоционального состояния клиентки. 

ОСНОВНЫЕ СЛОЖНОСТИ в работе с клиенткой:

  • на первой сессии я оценивала себя и ориентировалась на идею о ценном результате для клиента 
  • клиент много и быстро говорил, сложно было быть в темпе клиента (потребовалось время на настройку) 
  • клиентка рассказывала эмоционально, я не сразу стала работать с эмоциями (проявление моей тени). Работая с эмоциями, мало уделяла внимания проживанию эмоций, предпочитала анализировать и задавала вопросы типа: На что злишься? и т.п. 
  • эмоционально отреагировала на слова клиентки про ощущение предательства из детства (то с чем важно для меня работать в психотерапии)

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ клиентки после проведенных сессий: 

«Очень полезно было наблюдать за собой. Как получалось уходить от стереотипов и принимать то новое, что хотела впустить в свою жизнь. Самое яркое ощущение – я позволяю быть себе такой, какая я есть. Еще одно чудесное открытие и опыт – это ощущение полноты жизни. Кардинальное изменение – это разрыв отношений. Переосмыслила, как эти отношения забирали у меня много энергии. Научилась давать себе отдых. Очень хорошо прошел процесс перехода от своих знаний к своим навыкам, дает много возможностей. Перехожу от «должна» к «интересно», а почему бы и нет. Появилось ощущение силы. Хочу продолжить работу и понять смогу ли я создать свой бизнес». 

КЛИЕНТ 2

СЕССИЯ 1 

Сессия была посвящена работе с целями и намерениями. Основными вопросами для работы были – Что хочешь? Как видишь ближайшее будущее? Клиентка не сразу включилась в работу. Проявляла сдержанность, скованность (закрытые позы, редко смотрела в глаза). Важным на первой встрече было осознать свое намерение и представить важные цели. Все внимание со стороны клиентки было направлено на мои действия. Только во второй половине сессии удалось сфокусировать внимание клиентки на свои ощущения и мысли. Через упражнение по работе с целями на ближайшую и дальнюю перспективы, удалось выявить актуальные цели для работы. 

РЕЗУЛЬТАТ ДЛЯ КЛИЕНТА: 

Понимаю что хочу. Хочу продолжать работу. 

ВЫВОДЫ:

  • присоединение и доверие, основные элементы при первой консультации, 
  • важным для клиентки было осознание и признание своего положения, формирование намерения и преодоление страха – сделать первый шаг, 
  • важно управлять своим состоянием в ходе сессии, быть спокойным и при этом чувствовать и проявлять эмоции. Это нивелирует позиции коуч-клиент и создает ощущение открытости и доверия. 

СЕССИЯ 2

После прошлой сессии стало больше положительных эмоций. Работа на сессии была посвящена управлению эмоциями. Работа была достаточно сложной, так как клиентка демонстрировала защитное поведение (закрывалась, продумывала ответ, прежде чем ответить, делала много пауз). Первым этапом работы был анализ ситуации разворачивающейся на сессии и прояснение намерений. 

Далее провели анализ ситуаций, в которых возникают негативные эмоции. С помощью расстановки с предметами удалось выделить, что происходит во внутреннем мире клиентки в подобных ситуациях. Выделили внутреннего ментора, контролирующего и оценивающего действия клиентки. Обозначили «внутреннюю преграду», по отношению к которой клиентка испытывает сильные эмоции и пока не понимает, что это такое. 

РЕЗУЛЬТАТ ДЛЯ КЛИЕНТА: 

Знаю направление, с чем надо работать. 

ВЫВОДЫ:

  • работа через образы, предметы позволяет преодолевать сопротивление эго, возникающее в ходе работы, 
  • доверие и присоединение, определяет эффективность дальнейшей работы, 
  • работа проводилась с внутренними фигурами, выполняющими роль ограничений. Осознание и интеграция внутренних фигур влияет на состояние и формирует уверенность. 

СЕССИЯ 3 

В период между сессиями проводилась беседа, в которой клиентка говорила о том, что не может позволить себе проявлять эмоции, особенно негативные. Для большей эффективности сессия проводилась в парке. В ходе сессии удалось поработать с двумя состояниями: легкость – уверенность и неуверенность. С помощью физических упражнений и провокации (игры) удалось освоить ресурсное состояние уверенности и легкости. Клиентка разрешила себе проявить агрессию в игре, и это оказалось ресурсным для освоения уверенности. 

РЕЗУЛЬТАТ ДЛЯ КЛИЕНТА: 

Получилось входить в уверенное состояние и понять, как это делать. Зацепила ответственность. 

ВЫВОДЫ:

  • через физические упражнения и игру клиентке удалось проявить яркие эмоции, которые подавляла – агрессия. При проявлении агрессии в конструктивной форме клиентка демонстрирует уверенное поведение, активность, высокий уровень энергии. Таким образом, удалось преодолеть ограничения в проявлении негативных эмоций (работа с теневым аспектом). Есть доступ к эмоциям, которые подавляются. 

СЕССИЯ 4 

После предыдущей сессии у клиентки много энергии. Ключевое открытие – «я сама могу управлять своим состоянием, это в моих руках». Появилась вера в себя. Работа на сессии была связана с удержанием уверенности в сложных для клиентки ситуациях. Анализируя прошлый опыт, удалось вспомнить ситуации, в которых клиентка ощущала уверенность. Были найдены действия, позволяющие ощущать уверенность и удерживать ее в актуальных ситуациях. 

РЕЗУЛЬТАТ ДЛЯ КЛИЕНТА: 

Могу выражать эмоции и справляться с ними. Освоила конкретные приемы управления состоянием. Уверенность в решении заявленных ситуаций. 

ВЫВОДЫ:

  • чувствуется напор в эмоциональном проявлении клиентки; клиентка проявляет эмоции и не подавляет их, 
  • видит ограничения и пытается их преодолевать, 
  • знает что хочет – появляется уверенность в себе и внутренняя сила и энергия. 

Ключевые ТОЧКИ ИЗМЕНЕНИЙ в работе с клиенткой:

  • Определение актуальных целей. Это удалось сделать в упражнении по описанию целей на 1 год, 5 лет и т.д. 
  • Определение внутренних ограничений мешающих нашему взаимодействию и работе с запросом. Расстановка с предметами помогла растождествить ограничения, и осознать их влияние на клиентку. 
  • Освоение уверенного поведения через разрешение проявлять агрессию (теневая сторона). Через физические упражнения удалось проявить агрессию. 

ОСНОВНЫЕ СЛОЖНОСТИ в работе с клиенткой:

  • высокая тревожность и чувствительность клиентки. Сложно было сохранять свою позицию коуча, иногда выходила из нее, сопереживая клиенту 
  • сложно не оценивать свою работу на начальном этапе консультаций. Беру ответственность больше на себя, меньше разделяю ее с клиентом 
  • когда сталкиваюсь с нестандартной ситуацией, теряюсь. В таких ситуациях больше ориентируюсь на поиск решения, нежели следование за клиентом 
  • злилась на неверие клиента изменить ситуацию, неготовность взять «управление» в свои руки (проекция моей личной работы с похожей темой) 

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ клиентки после проведенных сессий: 

«Ко мне пришло осознание того, что большинство установок, на основании которых складывалась моя жизнь (точнее я ее сама такой строила), были почерпнуты мною из детства и они негативные. И если я их изменю, то и жизнь свою смогу построить по-новому. 

Я познакомилась со своей маленькой девочкой и, когда она вдруг проявляется во мне, я нахожу возможности удовлетворить ее желания, и тогда возникают удивительные чувства свободы, радости и счастья, и мир становится приветливее. 

Раньше я многие свои желания игнорировала. А сейчас я думаю – а почему нет? Давай попробуем! И это, я думаю, во мне растет еще одна фигура – фигура лучшего друга. 

По поводу темной фигуры “Цербера” скажу, что она по – прежнему дает мне прикурить. Но, по крайней мере, я перестала себя ругать и пытаюсь не расстраиваться. Просто отслеживаю, что происходит в теле. Пытаюсь подвигаться и расслабиться, достать ресурсное состояние по схеме, которую мы с тобой выработали. 

Да, еще мне стало немного легче общаться с другими людьми, они не кажутся мне больше такими агрессивными и безразличными как раньше. Да и вообще, как то стало интересней жить, столько дел появилось новых, возможностей. Друзья стали проявляться чаще. Появилась мечта, к которой хочется двигаться.»

КЛИЕНТ 3

СЕССИЯ 1 

Первая сессия была направлена на проявление намерения клиента. Основной вопрос сессии – Что ты хочешь? С помощью визуального образа удалось провести анализ текущей ситуации. Клиентка с удивлением обнаружила схожесть образа с собой. Выделила цель на перспективу. Удалось осознать, что есть препятствие в движении к цели и это создает ощущение смятения, растерянности. 

РЕЗУЛЬТАТ ДЛЯ КЛИЕНТА: 

Больше понимаю что хочу. Хочу разобраться с тем, что мешает, что стоит за смятением. 

ВЫВОДЫ:

  • визуализация и работа с образами помогает уйти от рассуждений и проявить намерение клиента, 
  • у клиентки есть смятение и нестабильность эмоций, нет четкого понимания цели, 
  • клиентка ориентирована на то что «надо», нет четкого понимания, что хочет для себя, 
  • клиентка сильно ориентирована на прошлый опыт и привычные действия. 

СЕССИЯ 2 

Работа проводилась с образами и внутренними фигурами. Клиентка выделила фигуру девочки, которую не принимала, не позволяла ей проявляться. Основной задачей сессии было интегрировать внутреннего ребенка. Для этого использовали технику диалога. Определили необходимые действия для поддержки этой фигуры в ближайшие 72 часа. 

РЕЗУЛЬТАТ ДЛЯ КЛИЕНТА: 

Внутреннее состояние тишины, важно его удержать. 

ВЫВОДЫ:

  • внутренняя фигура девочки, является теневым аспектом и не признается. Клиентка не разрешает быть себе слабой, есть образ сильной женщины, 
  • работа по интеграции теневого аспекта позволила изменить внутреннее состояние. 

СЕССИЯ 3 

Энергия внутреннего ребенка освоена. В одежде появились яркие цвета. В поведении появилось больше свободы и раскованности. Вместе с тем, клиентка отмечает, что появилось много злобы: «злюсь на все». Когда клиентка понимает что надо действовать в соответствии с ожиданиями, возникает злоба. В ходе работы клиентка осознала, как она действует, если ориентируется на других. Клиентка рассказывает о двух полярных состояниях – девочка и руководитель. В ходе сессии работали с ощущением себя и определили, что позволяет чувствовать себя, центрироваться на себе. 

РЕЗУЛЬТАТ ДЛЯ КЛИЕНТА: 

Готова посмотреть на основную цель. Ощущаю спокойствие. Чувствую себя. 

ВЫВОДЫ:

  • проявлять агрессию и злобу – это мостик к себе, настоящим эмоциям и чувствам, 
  • освоение теневой стороны – девочки – дает естественность и возможность действовать по-другому, отталкиваться от своих желаний. 

СЕССИЯ 4

Работа на сессии была интересной. На начальном этапе клиентка много говорила про текущую ситуацию и состояния. Возникало ощущение спутанности, как будто перескакивает с одного на другое. Была предложена активная визуализация. Результатом визуализации было выявление актуальной потребности. Далее работа проводилась с телесным симптомом. Развернули симптом через движение и выявили послание. Это позволило проявить истинное намерение и приблизиться к пониманию себя, истинному я. Клиентка осознала множественные ограничения, препятствующие проявлению я. 

РЕЗУЛЬТАТ ДЛЯ КЛИЕНТА:

  • актуальная потребность. Здорово будет ее взять, как цель в работу, 
  • новое состояние как ресурс – легко хорошо, 
  • новое качество отношения к себе. 

ВЫВОДЫ:

  • доверять ощущениям в теле и эмоциям, как своим, так и клиента. Это дает возможность лучше присоединиться и разворачивать процесс
  • через работу с телесным симптомом удалось приблизиться к самости, понять, что по-настоящему важно
  • проявился снова теневой аспект, важно проделать работу по принятию себя слабой. 

СЕССИЯ 5 

Чувствует активность, прилив сил: «получаю кайф в том, что делаю». Появилась ориентация на себя и желание укрепить это. В ходе сессии работали с телесной метафорой. Клиентке удалось освоить ресурсное состояние и состояние гармонии. Также осознать страх быть собой, как препятствие для дальнейшего движения. 

РЕЗУЛЬТАТ ДЛЯ КЛИЕНТА:

  • ощущаю состояние гармонии, центра внутри 
  • столкнулась со страхом быть собой, препятствие для движения вперед 
  • понимаю что кайф жизни как раз в мелочах 

ВЫВОДЫ:

  • когда есть сильный страх или ограничение, работа с метафорой помогает это проявить и осознать, 
  • центрация на своих желаниях, на том кто я – это дает гармонию и устойчивость состояний. 

СЕССИЯ 6 

За время с предыдущей сессии клиентка отметила, что очень сильно стала ощущать «темную» часть себя. В тоже время говорит о том, что важно защищать то, что уже создано и в этом может помочь работа с этой темной силой. Есть страх работать с этой частью. Работа на сессии построена была на технике диалог и работой с телесным симптомом. В диалоге не смогла работать. А вот через тело и состояния удалось развернуть диалог и интегрировать часть темной силы. Домашнее задание должно помочь процессу интеграции. В завершении работы клиентка отметила, что ушел страх и появилось комфортное состояние. 

РЕЗУЛЬТАТ ДЛЯ КЛИЕНТА:

  • преодолела страх и заглянула в темную часть 
  • состояние очень комфортное, не кидает как маятник 
  • полезно познакомиться с тем, что мешает двигаться к желаемому 

ВЫВОДЫ:

  • интеграция теневой части снимает сопротивление и укрепляет уверенность клиента в достижении желаемого 
  • когда есть сильный страх или ограничение, работа с телесным симптомом помогает развернуть процесс 

Ключевые ТОЧКИ ИЗМЕНЕНИЙ в работе с клиенткой:

  • Интеграция внутренней фигуры девочки (теневая часть). Удалось проявить фигуру в упражнении диалог. 
  • Ориентация на других, как ограничение к реализации намерения. Внимание на телесные ощущения клиентки в ходе работы на сессии позволило осознать эту тенденцию в поведении. 
  • Проявление намерения и идентичности (самости). Удалось через разворачивание телесного симптома. 
  • Ресурсное состояние. Работали через метафору. 

ОСНОВНЫЕ СЛОЖНОСТИ в работе с клиенткой:

  • в начале работы была напряжена, так как клиентка статусная. Это проявление моей тени. 
  • эмоционально реагирую на игнорирование клиенткой своих желаний и состояний. Возможно проекция – так как я частично в этой теме продвинулась. 
  • не сразу удалось работать со злостью, так как это эмоция была под запретом. Очень перекликается с моей историей работы с агрессией и злостью (теневая сторона). 
  • много работали с состоянием и принятием себя и очень мало с действиями. Похоже на меня, я больше работаю с состоянием, нежели с внешними изменениями и изменениями поведения. 

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ клиентки после проведенных сессий:

«Изменились отношения с дочерью. Занимаюсь тем, что мне нравится и приносит удовольствие. Перестала ориентироваться на других. Сейчас спрашиваю, а что я хочу и что нужно мне. Вообще начала себя чувствовать и баловать. Много энергии появилось, много что успеваю сделать. Понимаю, что нужно в работе и как хочу развиваться дальше. Стало больше возможностей и теперь сложно все успеть. Изменилось отношение к мужчинам, пересмотрела прошлые отношения. Готова к новым.»

КЛИЕНТКА 4

СЕССИЯ 1 

Первая встреча была посвящена исследованию ситуации. В ходе работы были выделены два состояния. Эти состояния были представлены в виде внутренних фигур, противоположных друг другу. С помощью техники диалог была проведена интеграция этих фигур. В завершении работы сформировали перечень действий по сохранению полученного состояния. 

РЕЗУЛЬТАТ ДЛЯ КЛИЕНТА: 

Выделила две фигуры, которые не осознавала. Признала важность остановки и состояния покоя. 

ВЫВОДЫ:

  • присоединение дало возможность глубокой работы на первой сессии, 
  • внутренне смятение, формируется при наличии противоположных внутренних фигур. 

СЕССИЯ 2 

Разные эмоции клиентка переживала в период с прошедшей встречи. Клиентка пришла на встречу с плохим самочувствием и усталостью. Работали в ходе сессии с актуальным состоянием. С помощью метафор удалось выделить актуальные потребности и важность работы с женской энергией. Клиентка признала важность женской части. Сформировали шаги в поддержку выделенной части. 

РЕЗУЛЬТАТ ДЛЯ КЛИЕНТА: 

Хорошее самочувствие. Стало легко. 

ВЫВОДЫ: 

  • работа по осознанию и принятию женской части себя является частью работы с идентичностью. Актуальная часть, которой не давалось внимание. 

СЕССИЯ 3 

После прошедшей сессии клиентка ощутила подъем, вдохновение. Она рассказывала про повышение активности в разных сферах жизни. В сессии удалось поддержать освоенный ресурс и изменить отношение к действиям, забирающим ресурсное состояние. Выделили то, что вдохновляет и, то чем нравится заниматься. Также определили то, что забирает энергию. Далее клиентка посмотрела через ресурсное состояние, вдохновение на то, что отнимает энергию. Это действие позволило увидеть как то, что интересно можно привнести в деятельность, к которой нет интереса. 

РЕЗУЛЬТАТ ДЛЯ КЛИЕНТА: 

Перечень шагов в разных сферах жизни по актуальной теме. Увидела, что объединяет разные области деятельности, отношение к не ресурсным делам изменилось. 

ВЫВОДЫ:

  • ориентация на свои цели и приоритеты позволяет сохранять ресурсное состояние. 

СЕССИЯ 4 

С прошлой сессии у клиентки появилось много энергии, многое стала успевать. Это ей нравилось, и она ощущала свою силу. Работая с запросом, вышли на полярности. Сессия была посвящена управлению полярностями. Удалось выявить основные состояния, проявления индивидуальности. Результатом работы было нахождение баланса в выявленных состояниях.

По словам клиентки, данная сессия была самой глубокой. 

РЕЗУЛЬТАТ ДЛЯ КЛИЕНТА: 

Добрались до ключевого, важного для многих сфер. Знаю, что буду делать по проекту. Хочется уже делать конкретные действия. 

ВЫВОДЫ:

  • управление полярностями позволило укрепить навык управления состоянием и придало уверенности в себе. Энергия появилась. 

Ключевые ТОЧКИ ИЗМЕНЕНИЙ в работе с клиенткой:

  • Интеграция внутренних фигур (спокойная, женственная) Удалось осуществить через технику диалог и работу с метафорой. 
  • Исследование намерения и интереса. Анализ того что вдохновляет. 
  • Принятие двух состояний как части себя. Работа с полярностями позволила признать наличие двух состояний, признать важность каждого из них. 

ОСНОВНЫЕ СЛОЖНОСТИ в работе с клиенткой:

  • быстрый темп речи и много говорит. Было опасение, что не смогу качественно отзеркалить, увидеть нужный вход 
  • интересно исследовать ресурс. Возможно, намеренно не иду в исследование противоположного состояния
  • соотносила свою историю с клиентской, когда работали с полярностями “творчеством и планированием” (у меня это творчество и структура)

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ клиентки после проведенных сессий: 

«Работа очень понравилась. Не думала, что так можно изменять свое состояние. Я точно знаю, что мой проект будет реализован, и уже продумываю шаги. У меня появилась уверенность в себе и больше позитива. Научилась расслабляться и слушать себя. Знаю как много во мне ресурса и силы.» 

Для того чтобы увидеть наличие закономерностей в работе с энергией, ресурсным состоянием можно обратиться к таблице представленной в Приложении 1.

2.3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ТЕМОЙ «ЭНЕРГИЯ СВОЕГО ПУТИ».

Анализируя работу с каждым клиентом и происходившие с ними изменения, можно выделить несколько особенностей и рекомендаций по работе с темой «Энергия своего пути». 

Запрос, с которым работали клиенты, был связан с поиском энергии, ресурса на желаемые изменения. В каждой клиентской истории была своя цель (направление работы), и вместе с тем было то, что их объединяло: желание изменить ситуацию, найти энергию для изменений. Сравнивая работу с каждой из клиенток от сессии к сессии, можно говорить о схожих ее элементах, а именно – предмет работы (то с чем работали) и состояния, переживаемые клиентами в разные периоды работы. 

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ:

  • По моим наблюдениям это глубокая работа, которая требует применения психотерапевтических техник. 
  • Продолжительность работы определялась масштабностью задачи. Могут быть задачи с поиском энергии на конкретную задачу – для этого достаточно 3-4 коуч – сессий. Задачи с поиском энергии для жизненных изменений (отношение к себе и жизни, изменение профессионального и личного статуса, определение профессионального пути) требует большего времени от 4 встреч. В нашем случае были представлены сессии, на которых был, достигнут желаемый уровень энергии. Дальнейшая работа проводится по закреплению этого состояния и умению им управлять. 
  • Наличие намерения, идентичности (понимание самости), способности преодолеть страхи и интегрировать теневые аспекты (даже частично) создает ощущение уверенности в себе и своих силах. Клиент берет ответственность за себя и свое состояние – укрепляется взрослая позиция. Эмоциональный фон выравнивается или улучшается. В описании состояний, клиенты чаще используют слова: счастье, радость, свобода, легкость, уверенность и т.п. Эмоциональное состояние и шаги по реализации целей являются ключевыми показателями обретения энергии. 

Работа проходила в несколько этапов, каждый из которых имел особенности и сложности. Далее привожу примеры сложностей и рекомендации по работе с ними. 

1 ЭТАП – определение текущей ситуации и описание состояния клиента. На этом этапе необходимо отразить ситуацию и состояние клиента, создать небольшой позитивный опыт изменений (может быть реализовано в ходе сессии или как домашнее задание). В ситуации, когда запрос связан с жизненными изменениями, лучше дать возможность клиенту более четко описать запрос – что именно он хочет от работы с вами? Это первая сложность в работе с подобными запросами. 

Рекомендации: сформулировать запрос на работу и более четко обозначить запрос на сессию. В дальнейшем возвращаться к основному запросу и уточнять его наполнение. Таким образом, мы работаем с силой намерения. 

2 ЭТАПОМ работы является определение внутренних конфликтов и ограничений. Проведенная работа показывает, что ограничения и то, что человек не принимает в себе, проявляется практически сразу. Наличие внутренних противоречащих фигур создает внутреннее состояние смятения, апатии, раздражения. Со слов клиентов: «чувствую апатию, бессилие», «злюсь, все бесит и раздражает» и т.п. Сложность в работе с состояниями:

  • выход на эмоционально сложные для клиента темы, 
  • готовность клиента работать с состоянием, зависит от уровня доверия клиента к коучу и от внутренней мотивации изменить ситуацию. 

Рекомендации: поддержка клиента в сессии и после сессии с помощью домашнего задания, применение психотерапевтических техник (например – расстановки с предметами) и работа с телом, идти в темпе клиента, создавать условия для интеграции (хотя бы небольшой шаг), делать небольшой перерыв (около недели) до следующей сессии. 

3 ЭТАП. Еще одним элементом в работе был этап работы с собственной идентичностью. Это видно из запросов на сессию: «найти то, что мне интересно», «определить свою миссию», «ответить на вопрос кто я и какая я?». На этом этапе происходит принятие себя и интеграция теневых сторон – и это тоже я. Из всех элементов это самая глубокая работа и к этому клиент приходит после 2-3 сессий. Обратила внимание на то, что в этот момент динамика встреч снижается (интервалы между сессиями могли составлять от 2 до 3 недель). Это так, если бы необходимо было освоить пространство, принять изменения. Эмоционально этот этап работы переживался клиентками по-разному. Сложность этого этапа заключалась в том, что часто клиент уходил в рассуждения и интеллектуализацию, отрицал прошлые заслуги и статусы. В работе у некоторых клиентов проявлялся страх быть собой. В случае если теневая сторона у клиента не интегрирована, вероятность ухода в состояние агрессии, апатии велика. 

Рекомендации: использовать в практике работу с рисунком (техника описана ниже), работу с телом, возвращать вопросами – «Что чувствуешь? Какие эмоции?», напоминать, что прошлый опыт это опора и ресурс, делать маленькие шаги по принятию себя и интеграции теневых аспектов, работать со страхом. 

Также обратила внимание на тему, которая проявилась ярко у трех клиенток – это отношение к родителям и фигура внутреннего ребенка. Важным аспектом является работа с этой темой – она дает возможность осознать детскую позицию в ситуации, то, что запускает детскую позицию и в некоторых случаях выйти на ключевые паттерны поведения, влияющие на поведение клиента. Сложность работы в этой теме – это эмоциональность, ранимость клиента, велика вероятность попасть в эмоциональную травму. Рекомендации: внимательно следить за состоянием клиента – крайности (если излишне рационализирует или наоборот реагирует очень эмоционально) свидетельствуют о защите, а значит о сильной тревожности по отношению к теме. Важно показать, как и на что реагирует клиент, отделить его чувства от чувств родителей, укрепить фигуру внутреннего родителя и дать возможность прожить фигуру ребенка и подростка. Для этого хорошо подходят домашние задания, сформированные совместно с клиентом. 

МЕТОДИКИ РАБОТЫ 

Для удобства мы описали применяемые техники по блокам, намерение, ограничения, идентичность: 

НАМЕРЕНИЕ. 

  1. Определение цели работы и уточнение ее в ходе последующих сессий.
  2. Основные вопросы: Что ты хочешь? Что изменится в жизни, если достигнешь? Зачем тебе достигать цель? Как поймешь, что достиг цели?
  3. Определение намерения:
  • Подготовить листы бумаги и ручку 
  • Представить желаемый образ своего будущего через год. Написать на листе бумаги в настоящем времени, позитивной формулировке (без частиц «не») желаемое будущее. 
  • Представить и написать образ будущего через пять лет, десять лет. 
  • Представить и написать образ желаемого будущего за семь лет до конца жизни. 
  • Представить и написать, что бы ты сделал, если бы тебе осталось жить один месяц? 

ОГРАНИЧЕНИЯ. ТЕНЕВЫЕ АСПЕКТЫ.

1) Работа с ограничениями – шаги:

  • Обозначить ограничение. Описать его (возможно прямо либо в виде образа). 
  • Выделить «+» ограничения. 
  • Выделить « – « ограничения. 
  • Определить желаемый результат в работе с ограничением. 
  • Представить желаемый результат и освоить его (представить его на уровне эмоций и телесных ощущений) 
  • Определить первый шаг (шаги) по внедрению в жизнь 

2) Работа с ограничивающими убеждениями

  • Описать актуальную ситуацию 
  • Выписать ограничивающие убеждения, мешающие движению к цели 
  • Выбрать одно убеждение (эмоционально заряженное или повторяющееся). Можно сформулировать убеждение из повторяющихся убеждений списка. 
  • Нарисовать линию. На одном конце которой будет находиться, убеждение с которым работаем. Проговорить его. 
  • Отметить на линии середину. Это точка, в которой убеждение необходимо переформулировать из негативного в нейтральное, и сохранить его смысл. Проговорить его. 
  • На противоположном конце линии находится положительное убеждение. Необходимо сформулировать убеждение в положительном ключе с сохранением смысла. Проговорить его. 

3) Работа с теневым аспектом:

  • Выделить актуальную ситуацию, противоречие. 
  • Определить образ каждой из противоречащих сторон. 
  • Выбрать образ, который подавляется. Описать его. 
  • Определить потребности этого образа. 
  • Определить шаги по реализации потребностей и реализации образа (в случае необходимости) в жизни. 

4) Определение ограничений через расстановки с предметами

  • Выбрать героев ситуации и выбрать предметы, олицетворяющие каждого героя 
  • Разложить предметы в любом порядке 
  • Исследовать, как расположены предметы по отношению друг к другу. Какие предметы выбраны. 
  • Изменить расположение предметов. Предложить клиенту разложить их, так чтобы было красиво. 
  • Исследовать изменения в расстановке предметов. Описать действия клиента – что в первую очередь двигал, как двигал. 
  • Провести параллели с реальной ситуацией. Сделать выводы. 

ИДЕНТИЧНОСТЬ (САМОСТЬ) 

1) Работа через метафору:

  • Представить актуальную ситуацию и желаемый образ себя 
  • Подобрать метафору желаемого образа ориентируясь на внутренние ощущения 
  • Описать метафору: что чувствуешь, что делаешь, что окружает, кто рядом…(в соответствии с вопросами по интегральной карте) 
  • Развернуть метафору – описать, что происходит дальше и где находится внутренняя сила, ресурс 
  • Представить, как проявляется ресурс, как он выглядит и как человек его чувствует
  • Предлагаем запомнить образ и телесные ощущения, возможно жест или движение позволяющее активизировать ощущение ресурса 
  • Просим повторить – вспомнить образ, движение и ощущение
  • Определяем конкретные действия – какие шаги необходимо сделать 

2) Работа с полярностями

  • Описать актуальную ситуацию 
  • Выделить противоположные тенденции/полярности 
  • Описать полярности и дать название каждой 
  • Деполяризовать. Выделить «+» и « – « каждой тенденции
  • Отметить наличие/отсутствие изменений в отношении к каждой тенденции 
  • Определить актуальные для клиента шаги относительно полярностей 

3) Работа с рисунком

  • Описание актуальной ситуации 
  • Определить образ себя в этой ситуации 
  • Нарисовать образ на листе (лучше цветными карандашами) 
  • Рассказать про образ (вопросы по интегральной карте – про себя, про поведение, про отношения, про системы) 
  • Определить взаимосвязь с актуальной ситуацией, сделать выводы 

В ситуации, когда у клиента есть запрос о будущем (работа с целями), можно предложить рассказать историю. Историю про то, что этот образ хочет и как он это достигает.

АНАЛИЗ МОЕЙ КЛИЕНТСКОЙ ИСТОРИИ 

Период времени, который беру для анализа, относится к окончанию первого года обучения в институте и второй год обучения. Именно этот период оказался для меня самым сложным в плане состояния и продвигающим в плане изменений.

Год назад, завершая первый год обучения, я находилась в точке умирания в соответствии с моделью «Путь героя». С опорой на дневник, который вела на протяжении всего обучения можно проследить изменения моего состояния и те процессы, которые были с этим связаны. 

Работа проводилась в ходе консультаций с психотерапевтом и коучем. 

Характеристика личной работы

2015-09-07_14-18.webp

2015-09-07_14-20.webp

В Приложении 3 представлены цитаты из дневника наблюдений.

3.ВЫВОДЫ

ПО ГИПОТЕЗЕ 

С каждым клиентом было проведено 4-5 сессий. Анализируя проведенную работу и изменения, происходившие с клиентами можно говорить о необходимости продолжить работу и провести еще ряд коуч-сессий. Это позволит более точно проверить гипотезу. 

Количество консультаций не дает возможность говорить о полном подтверждении гипотезы. В тоже время в представленной консультантской практике утверждение, обозначенное в гипотезе, подтвердилось:

  • работа с силой намерения, силой своей идентичности (самости) и ограничениями (ограничивающими убеждениями и тенью) влияет на энергию своего пути и создает возможность двигаться в направлении желаемого. 

Особое внимание в ходе работы уделялось работе с ограничениями и идентичностью. Работа с силой намерения проводилась на первых встречах. 

Анализ состояния клиентов на крайних встречах подтверждает позитивное влияние проделанных шагов на энергию, способность достигать желаемого.

ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ С КЛИЕНТАМИ 

В результате проделанной работы можно наблюдать появление энергии у клиентов. Это проявляется в активности, хорошем настроении, уверенности в своих силах, готовности реализовывать поставленные цели. Также можно отметить действия клиенток по реализации целей. 

Клиентка 1: определила интересные для нее проекты и участвует в них, скорректировала и разослала резюме, выполнила дела, которые откладывала, продолжает учиться, но уже легко, занимается танцами и актерским мастерством, планирует открыть свой бизнес. 

Клиентка 2: организует и проводит встречи с друзьями, участвует в создании мастер-классов, взаимодействует с организациями по дрессировке собак и занимается дрессировкой собак (это ее мечта), начала заниматься спортом. 

Клиентка 3: занимается творчеством – рисует, валяет из шерсти, занимается спортом, ушла с работы, ищет то чем интересно заниматься. 

Клиентка 4: организует и проводит мастер-классы, организует свой проект. 

В каждом клиентском случае работала с:

  • ограничениями и теневыми аспектами, 
  • центрацией на себе, пониманием себя, 
  • определением того что важно для клиента в текущем состоянии. 

В работе с ограничениями и теневыми аспектами важно учитывать готовность клиента к работе с этими аспектами, чувствовать уровень глубины, который клиент может взять. Готовность клиента выражается в прямом запросе на работу с теневыми аспектами (например «чувствую, что это мешает и хочу разобраться..», «этот страх мне мешает..», «я так не могу поступать»). Также клиент может повторять актуальные ситуации, в которых проявляются ограничения. Уровень глубины можно отследить по эмоциональным и телесным реакциям клиента. При проявлении сопротивления важно следовать за процессом клиента и адаптировать применяемые техники.

Желание клиента центрироваться на себе и понимать себя, я рассматриваю, как запрос на работу с идентичностью (самостью). Основными техниками работы, тут являются работа с телом, метафорой, полярностями. Данные техники описаны выше.

В некоторых случаях удавалось выходить на основные паттерны поведения, не позволяющие развиваться и осваивать новые стратегии поведения. Осознание этих паттернов и желание изменить ситуацию, укрепляло уверенность в себе и дало энергию для изменений. 

Энергия для движения появляется при трансформации, которая предполагает работу с тремя элементами – идентичность (самость), ограничения и тень, цель.

ВЫВОДЫ ПРО СЕБЯ КАК КОНСУЛЬТАНТА

Огромное значение в работе имеет навык присоединения. Тренировала его практически в каждой сессии. Этот навык связан со способностью расслабляться, и чувствовать состояние клиента.  

Также побуждение к проявлению чувств, отзеркаливание по состоянию клиента давало наибольший эффект и способствовало разворачиванию процесса. Освоение этих ключевых навыков было связано для меня с моей личной работой и освоением теневой стороны. Не позволяя себе проявлять агрессию, гнев я тем самым не позволяла развернуться процессу клиента и удерживала продвижение клиента по запросу. Особенно остро и очевидно видела это в ходе супервизий и коуч-сессий на лабораториях коучинга. 

Как консультант, за время работы с темой, начала практиковать работу с телом и принципы процессуальной работы. Это позволяло разворачивать процесс, учитывать три элемента – ум, тело, эмоции.

Анализируя проведенные коуч-сессии, могу выделить основные ошибки в своей практике:

  • выхожу за рамки тайминга встречи (думаю, что связано это с двумя факторами – желанием сделать больше в сессии и увлеченностью процессом); 
  • работая с метафорами, образами и телом не всегда могу «приземлять», выделять конкретные результаты и шаги; 
  • больше ориентируюсь на работу с состоянием клиента, чем на результат; 
  • вижу, как непроработанные мною теневые аспекты не дают работать и продвигаться клиенту; 
  • тихий голос и темп речи (это задает определенный характер работы и добавляет психологичности, снижает качество присоединения на начальном этапе сессии); 
  • не всегда могу быть в том же уровне энергии, что и клиент (влияет на присоединение к клиенту); 
  • очень редко использую провокации и директивность в работе; 
  • увлекаюсь приемами, ориентированными на воображение, не всегда учитываю разность клиентов (например, левополушарных); 
  • много объема беру в работу на сессии – иногда клиенту сложно; 
  • иногда сложно лаконично отзеркаливать – хочется клиенту все вернуть; 
  • не сразу использую входы и работаю с эмоциями (особенно на начальном этапе сессии работаю с тем, что говорит клиент); 
  • не всегда удается присоединяться – забываю настроиться через тело; 
  • работая с состоянием клиента иногда не чувствую границ и впадаю в состояние клиента (не всегда это отлавливаю в ходе работы – начинаю больше сопереживать клиенту нежели работать и сохранять позицию коуча). 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Манфред Ф. Р. Кетс де Вриес Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта.
  2. Иван Рыбкин Коучинг Социального Успеха
  3. Леви В.Л. Приручение страха
  4. У. Тимоти Голви Работа как внутренняя игра. Раскрытие личного потенциала.
  5. Роберто Ассаджиоли Психосинтез
  6. Стивен Р. Кови 7 навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности.
  7. Стюарт В. Работа с образами в психологическом консультировании.
  8. Дэниел Пинк Драйв. Что на самом деле нас мотивирует
  9. Чиксентмихайи М., В поисках потока, М., 2006
  10. Кен Робинсон. Лу Ароника. Найти свое призвание. Как открыть свои истинные таланты и наполнить жизнь смыслом»
  11. Минделл А. Минделл Э. «Вскачь, задом наперед. Процессуальная работа в теории и практике» – Москва, 1999
  12. Словарь практического психолога.— М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.
  13. Словарь по аналитической психологии.— М.: Б&К. В.В. Зеленский. 2002.
  14. Эрих Нойманн, “Глубинная психология и новая этика”, Азбука-Классика, 2009
  15. Статьи на сайте ИК (http://coachinstitute.ru/mediateka)
  16. Материалы с лабораторий коучинга, лабораторий интегрального развития.

ПРИЛОЖЕНИЕ 12015-09-07_14-28.webp
2015-09-07_14-30.webp2015-09-07_14-33.webp
2015-09-07_14-32.webp

2015-09-07_14-33.webp
2015-09-07_14-34.webp
2015-09-07_14-35.webp

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 

Цитаты из дневника наблюдений 

Май 2014 

«….Проживаю очень мощный параллельный процесс. Это про состояние – состояние пустоты, отсутствия энергии и внутренней мотивации. Вспоминала слова, которые не раз слышала в стенах института от наших учителей «надо опуститься до самого дна, чтобы оттолкнуться и всплыть».

«… Для меня важно:

  •  осознание своих паттернов поведения и то насколько некоторые из них непродуктивны. Сама себя загоняю в тупиковые ситуации и потом расстраиваюсь. Во многом детские модели поведения; 
  • осознание запрета на негативные эмоции. Злость я не просто не выражаю, а даже не осознаю, что злюсь. Где то очень глубоко есть запрет – злиться нельзя; 
  • осознание важности отслеживать переносы и не впадать в иллюзии; 
  • актуализировалась тема смыслов. Важно найти мой смысл в том, что я делаю. То, что дает энергию мне и, то, что я даю миру – это про внутренний огонь, знание своего предназначения». 

Октябрь 2014 

«..Знакомлюсь с собой вернее с той частью, которую не очень приятно признавать – там много страха, неуверенности и тревоги. И сама держусь за эту часть, хотя ощущаю необходимость перемен. Осознаю и четко вижу, как и в каких ситуациях проявляется паттерн поведения, усвоенный с детства – как я получаю внимание и принятие от окружающих. Осознаю и вижу, как я это делаю, начинаю делать по-другому». 

«..Учусь быть и действовать в ситуации неопределенности. Важно удерживать взрослую позицию. Сейчас быстро скатываюсь в детскую позицию, особенно в стрессовых ситуациях, ситуации публичной оценки – учусь отлавливать этот переход и выходить во взрослую позицию». 

Декабрь 2014 

«… Из наблюдений – больше верю рациональным выводам, чем чувственной части; часто принимая решения, иду за минусами, а не за плюсами в решении; редко слушаю интуицию. Хотя в решениях, которыми довольна, есть и рациональная часть и чувствующая. Во многом это происходит из-за недостатка доверия себе. Поэтому важно приняв решение понимать, что оно лучшее и точка. Очень для меня важно это доверие, которого пока не очень много». 

«..Из внутренней работы самое важное это работа с внутренним ребенком. Работая с этой темой, постоянно сталкиваюсь с противоречием о том, что это состояние важное для меня и в тоже время важно укреплять взрослую позицию. Это как «земля – воздух, воздух – земля». 

«..Эту двойственность остро прожила на лаборатории работая в аквариуме: внешне спокойная (если присмотреться не просто спокойная, а каменная), а внутри эмоции которые не пускаю ведь ситуация больше подходит для взрослого рационального поведения а не для эмоций и детской позиции. И это состояние понятно, что не ресурсное….Попадаю в такое состояние, когда оказываюсь в ситуации оценки на публике – пока это точка роста». 

Январь 2015

«..Конец января привнес свежее, яркое настроение. Ощущаю большую, чем раньше свободу. Теперь не только знаю, а начинаю привносить в жизнь переход от «или/ или» к « и/и». Это открывает новые возможности и помогает справиться с негативными эмоциями, не дает впадать в ступор…» 

Март 2015 

«..Что я думаю – думаю, что нахожусь в точке невозврата. То место, когда пройти мимо сложных и не очень приятных вещей уже невозможно. Нужно с ними работать. Надо работать с теневыми сторонами. Моя «хорошесть» создает барьер …» 

Апрель 2015 

«..Встреча с тенью оказалась не такой радужной и приятной. 

Статусы, статусы, статусы!!! Награждая человека статусом, я перестаю видеть в нем человека. Будь он лучшим в своем деле, состоит ли он в «10 лучших», является учителем и мастером …. Я сразу выстраиваю неимоверную дистанцию и ставлю на пьедестал. Ну и тогда понятно, чтобы мне хоть как-то до такого уровня добраться – нужны годы. А то и 10-тилетия. В общем, шансов ноль… Меняю сейчас свое отношение и восприятие. Становится легче, и больше веры в себя появляется))) 

Еще несколько дней назад испытала новое ощущение и это меня удивило! Теперь понимаю, что значит «кулаки чешутся» – так захотелось врезать кому нибудь. И это здорово – ведь никак не получается у меня выплескивать агрессии, злость открыто и ярко. Но с другой стороны жутко страшно, так как эта агрессия идет от внутренней фигуры, которая, ни во что не ставит, то чем я занимаюсь. И это пугает….»

Cодержание
Подпишитесь на рассылку, чтобы получать полезные материалы о развитии лидеров и команд Подписаться
Мы используем куки
Оставить заявку

Оставьте свои контактные данные, и наши менеджеры проконсультируют вас в ближайшее время!

    • Собственник
    • Консультант
    • Специалист
    • Топ-менеджер
    • HR
    • HR BP
    • HRD
    • Руководитель
    • Ассистент
    • Другое
    • 10:00-12:00 (Мск)
    • 12:00-14:00 (Мск)
    • 14:00-16:00 (Мск)
    • 16:00-18:00 (Мск)
    • 18:00-20:00 (Мск)
    Заказать проект в компанию

    Оставьте свои контактные данные, и наши менеджеры проконсультируют вас в ближайшее время!

      • Собственник
      • Консультант
      • Специалист
      • Топ-менеджер
      • HR
      • HR BP
      • HRD
      • Руководитель
      • Ассистент
      • Другое
      • Программа Интегральные технологии развития людей и организаций
      • Курс Вовлекающее лидерство
      • Другое обучение
      • Корпоративный запрос
      • Коучинг
      Запись на вебинар

      Для регистрации на вебинар оставьте свои контактные данные.

        • Собственник
        • Консультант
        • Специалист
        • Топ-менеджер
        • HR
        • HR BP
        • HRD
        • Руководитель
        • Ассистент
        • Другое

          Связаться с нами

          Оставьте ваши контактные данные, и мы свяжемся с вами в удобное время!

            • Собственник
            • Консультант
            • Специалист
            • Топ-менеджер
            • HR
            • HR BP
            • HRD
            • Руководитель
            • Ассистент
            • Другое
            • СПГ-22
            • ВГ-20
            • СПГ-21
            • МГ-21
            • ВГ-19
            • МГ-20
            • СПГ-20
            • ВГ-18
            • МГ-19
            • СПГ-19
            • МГ-18
            • СПГ-18
            • ВГ-17
            • ВГ-16
            • ВГ-15
            • ВГ-14
            • ВГ-13
            • ВГ-12
            • ВГ-11
            • ВГ-10
            • ВГ-9
            • ВГ-8
            Рассылка

            Ничего лишнего, только полезные материалы и никакого спама. Подпишитесь и узнаете много нового

              Отправляя форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
              Перейти к содержимому