Цель:
Исследовать возрастные сценарии человека и найти возможные пути моделирования возрастного портрета состояния под актуальную задачу
Задачи:
- Создать каждому участнику тренинговой группы возможность найти «идеальный возраст» для решения актуальной жизненной задачи
1.1 Исследовать составляющие «идеального возраста» в 4х областях:
– телесной
– эмоциональной
– интеллектуальной
– социальной (профессиональной и коммуникативной)
Понять, какой возраст нужен именно сейчас для решения актуальных жизненных задач
- Создать возможность каждому участнику самому определить наиболее
значимые характеристики «идеального возраста»
Найти ресурс, помогающий входить в «идеальный возраст»
- Совместно с участником определить самый эффективный способ
для того чтобы «включить» ресурсное состояние, опираясь на
найденные характеристики
- Поисследовать возможность «совмещения» ресурсов – галерея субличностей
Гипотеза:
- В каждый момент времени в человеке заключены все возрасты. То, как он выглядит и как чувствует себя есть следствие неосознанного возрастного сценария, включающего включает некий «идеальный возраст», который является ресурсным на данный момент времени.
- «Идеальный возраст» можно смоделировать, не находясь в нем, и использовать для решения актуальных жизненных задач
Вступление
С детства я с интересом наблюдала за людьми, удивляясь тому, насколько по-разному чувствуют и выглядят ровесники. Я для себя делила их на «юных», «молодых», «пожилых», «старых». И была очень удивлена, поняв, что в эти категории попадали отнюдь не ровесники.
С началом профессионального обучения психологии мой интерес к теме возраста усилился. Мне стала интересна связь между психологическим и физиологическим возрастом. И более широко – тема внутреннего времени.
Я поменяла профессию и цели в зрелом возрасте – 35 лет. И поняла, что меня не устраивает жизнь, подчиненная шаблону «зрелость», затем «пожилой возраст». Совсем не устраивала необходимость думать о зарабатывании стажа для пенсии (как думает энное количество моих не менявших профессию одноклассников). Я начинала с нуля и чувствовала (и чувствую пока) себя начинающей. Это чувство не вязалось в моей голове с моим «солидным» возрастом. Не прибавляли оптимизма стереотипы, впитанные с детства: в каком возрасте каких профессиональных и статусных высот следует достичь. О каких достижениях могла идти речь, когда начинаешь с чистого листа?
В общем, я решила навести порядок в собственной голове и заодно научиться управлять своим возрастом. И узнать – а реально ли это – управлять возрастным состоянием.
Теоретическая часть
1.1. Возрастная психология о возрасте
В поисках информации о возрасте я обратилась в первую очередь к возрастной психологии. Понятие возраста в возрастной психологии рассматривается как данность, с помощью которой человеческую жизнь разделяют на периоды. В возрастной психологии присутствуют следующие направления:
-Направление, изучающее детей и их развитие от рождения до взрослости. Например, Жан Пиаже рассматривал возраст в контексте периодизации развития интеллекта у детей. Эрик Эриксон предложил теорию семи стадий психосоциального развития.
-Некоторое количество психологов рассматривает возраст в контексте возрастных кризисов взрослых и пожилых людей. И.Г.Малкина-Пых приводит примеры тренинговой и психотерапевтической работы с людьми взрослого и пожилого возраста.
-Психологи-геронтологи (например, Я.Стюарт-Гамильтон) изучают сущностные и биологические модели старения.
Вывод: в возрастной психологии не рассматривается возможность управлять возрастом.
1.2. Современные последователи древних интегральных систем о возрасте
Вначале работы над дипломом моя гипотеза была другой. Я искала возможность омоложения путем психологической работы. Я считала, что людям необходимо омоложение, что это однозначно хорошо для всех. Не найдя ничего подходящего в классических трудах по возрастной психологии, я начала рассматривать более широкое поле источников, включая «неформальных» и «нетрадиционных» авторов.
Д.Чопра – индийский философ, врач, живущий в США, написал книгу по омоложению.
«Стань моложе, живи дольше». Его подход основывается на древнеиндийской философской и медицинской системе, Аюрведе, и дает методику обращения процесса старения вспять. Книга – описание десятишаговой методики омоложения. Д.Чопра предлагает изменить возраст в сторону уменьшения в пределах последних прожитых пятнадцати лет. Каждый шаг – изменение одной привычки – телесной, эмоциональной, мыслительной, в быту, в образе жизни, в общении и др. Вначале я проводила занятия, основываясь только на этой книге. И в процессе практики обнаружила, что не все так просто, и, оказывается, не все хотят омолаживаться. Выяснилось, что в возрастах, которых человек еще не достиг, тоже имеется масса скрытых резервов, которых может не хватать уже сегодня. Моя гипотеза стала меняться в сторону саморегуляции.
Я продолжила поиски информации по теме саморегуляции, в частности, возрастной. Поиски заставили меня перечитать книги М,Норбекова, в которых он популяризует многовековой суфийский подход к образу жизни. Суфизм-учение, зародившееся на мусульманском востоке как научное, эзотерическое знание в 8-10 веках. Это мистическая традиция, цель которой – духовное преображение. В своей популярной книге «Опыт дурака или ключ к прозрению» М.Норбеков пишет о том, что можно моделировать любой возраст. Он приводит пример эксперимента с группой американских пенсионеров, проведенный в 70х годах прошлого века. Этот пример приводит и Д.Чопра . Примерно двадцать человек в возрасте около семидесяти лет были разделены на две группы. Обе группы были помещены в санаторные условия, но одной группе показывали по телевизору программы 20ти летней давности, и в номер приносили газеты 50х годов. С другой группой испытуемых ничего не делали. Обеим группам предлагалось почувствовать себя на 20 лет моложе. Через месяц у группы, которую искусственно «поместили» в прошлое, показатели биологического возраста «показывали» 50-55 лет. Этот эксперимент доказал первичность мыслей и эмоций относительно физиологии и биологии тела. М.Норбеков описывает подход к оздоровлению – сочетание физического образа действий, воображения и управления эмоциями. Эмоциональному компоненту придается очень большое значение. Основной инструмент, при помощи которого Норбеков предлагает читателям управлять эмоциональным (а, следовательно, и физическим) состоянием, называется «Октава». Человеку предлагается вспомнить какое-либо пиковое переживание из своей жизни, когда он испытывал так называемые «положительные» эмоции – восторг, переживание благодарности, любви, достижения, свершения, встречи с великим, божественным. То есть опыт, выходящий за рамки обыденности. «Октава» помогает прийти в некое ресурсное состояние вообще. Предполагается, что пиковое переживание включает ресурсы само по себе. Я согласна с этим, но в своих книгах Норбеков не идет дальше. Мне же были интересны ресурсы, заложенные в разных возрастах – разные переживания для разных возрастных состояний. И разные ресурсы для разных жизненных целей. Я не знала – все ли они пиковые, все ли могут попасть под определение «октавы».
1.3. Метод И.Н.Калинаускаса
В процессе проведения тренингов стали выявляться интересные вещи, и мой фокус внимания сместился от возраста к саморегуляции. Поиски источников информации по этой теме привели меня к методике ДФС- дифференцированных функциональных состояний. Автор этой методики – И.Н. Калинаускас.
Работая с группами, я пришла – самостоятельно и с другой стороны – к похожей схеме.
ДФС учит пониманию того, что люди воспринимают и познают мир как через познание, так и через переживание. «Методика позволяет перевести на простой и удобный в употреблении язык то, что обычно проявляется через безотчетные симпатии и антипатии, обозначается как жизненная сила, психическая энергия, интуиция, психологическая атмосфера, шестое чувство и т.д.» (Эзотерический сайт «Школа мастера игры», http://www.ezoterik.info/fire_flower/dfs.htm). Обучаемому по методу ДФС дается матрица из шестнадцати функциональных состояний.
Основные понятия методики проявляются в деятельности через уровни активности:
- Физический – 1-й уровень
- Психоэмоциональный – 2-й уровень
- Интеллектуальный – 3-й уровень
- Аккордное звучание всех трех уровней рождает 4-й уровень
Восприятие же окружающей среды обозначается через ритм:
- Ритм А – ритм космоса, мы воспринимаем его, когда смотрим в небо,
- Ритм В – ритм жизни, воспринимаемый при общении с живым,
- Ритм С – ритм импульса, так звучит мир предметов
- Ритм Д – ритм деструкции
Интересно, близко, но ни слова о возрасте.
1.4. Сценарный анализ и возраст
Работа с тренинговыми группами заставила меня обратить внимание на теорию сценариев Э.Берна. Жизненный сценарий программируется в очень раннем возрасте и представляет собой несколько решений, принимаемых ребенком в ответ на послания о себе, других людях и жизни, исходящие от родителей и других близких взрослых. Сценарии могут передаваться по наследству, они имеют начало, середину и конец. Э.Берн упомнает о времени, которое структурируется при помощи жизненного сценария:
«Большинство людей, кроме того, подсознательно имеют свой жизненный план, или сценарий, согласно которому они структурируют более длительные периоды времени – месяцы, годы или даже всю свою жизнь, заполняя время ритуальной деятельностью, времяпрепровождениями, развлечениями, играми.» (Э.Берн «Люди, которые играют в игры»)
Я шла от посылки, что общий жизненный сценарий напрямую связан со сценарием возрастным. По крайней мере, в той части, где заложено время жизни и смерти. Соответственно, в бессознательном запрограммированы эти этапы и с точки зрения возраста. Скорее всего там имеются записи о том, сколько лет продлится «молодость», когда «положено» начинать стареть, когда «нужно» умереть. Берн упоминает об этом «нужно», когда приводит в пример людей, потерявших родителей. Приближаясь к возрасту, в котором умерли родители, люди подсознательно стремятся повторить их опыт, т.е. умереть.
1.5. При составлении упражнений и текстов для визуализаций я опиралась на положения психосинтеза. В частности, на книгу Тома Йоуменса «Практикум по психосинтезу. 12 классических упражнений».
Психосинтез – техника реконструкции личности, созданная итальянским врачом-философом Роберто Ассаджиоли (1888-1974). Следование ее принципам способствует развитию целостной и гармоничной личности, в том числе сознательной и бессознательной ее частей. Ассаджиоли условно делит сознательную и бессознательную часть человека на зоны :
- Низшее бессознательное – основные влечения и примитивные побуждения, многочисленные “комплексы”, несущие сильный эмоциональный заряд образы кошмарных сновидений и фантазий, низшие, неконтролируемые парапсихические процессы. А также различные патологические проявления, такие как фобии, мании, навязчивые идеи и желания.
- Среднее бессознательное – психические элементы, сходные с психическими элементами бодрствующего сознания и свободно в него проникающие. Здесь происходит усвоение полученного нами опыта; здесь зарождаются, развиваются и созревают плоды повседневной деятельности ума и воображения.
- Высшее бессознательное или сверхсознательное – высшие формы интуиции и вдохновения, этические “императивы”, стремление к человечным и героическим поступкам. Это источник таких высших чувств, как альтруистическая любовь, источник таланта, а также состояний созерцания, просветления и экстаза. Здесь таятся высшие парапсихические функции и духовные энергии.
- Поле сознания – непосредственно сознаваемая нами часть личности, непрерывный поток ощущений, образов, мыслей, чувств, желаний и влечений, доступных нашему наблюдению, анализу и оценке.
- Сознательное “я” – точка чистого самосознания..
- Высшее «я». Сознательное «я» исчезает, когда мы засыпаем, падаем в обморок, находимся под воздействием наркоза, наркотиков или в состоянии гипноза. Но, когда мы пробуждаемся или приходим в сознание, “я” появляется вновь. Этот факт вынуждает нас предположить, что за или над сознательным “я” существует истинное Я, постоянный центр.
- Коллективное бессознательное – то, что находится за пределами человека как системы
Психосинтез считает основной целью человека постижение своего истинного «я» и предлагает для этого следующие шаги:
-Глубокое познание своей личности.
-Контроль над различными ее элементами.
-Постижение своего истинного Я – выявление или создание объединяющего центра.
-Психосинтез: формирование или перестройка личности вокруг нового центра.
Саморегуляция через возраст соответствует, на мой взгляд, второй стадии психоситнеза – установлению контроля. Основное упражнение на этой стадии – растождествление. Человек растождествляется со своим телом, чувствами, мыслями. На пути к дальнейшему развитию, человек может вновь отождествиться с тем, к чему он стремится – создать некий идеальный образ. Дальше он опять должен растождествиться с этой моделью и попытаться достичь свое высшее «я» в его чистой сущности.
Предлагаемая мною методика вытекает из этого процесса. Участником предлагается на некоторое время отождествиться с новым состоянием, «поиграть» в него. Затем – «снять с себя» найденный образ. Затем найти, смоделировть новое состояние, под другую задачу – и снова отождествиться с ним на некоторое время. И так далее. В идеале – стремиться к тому, чтобы в любой момент возможно было «включить» любое из возрастных состояний – т.е. отождествиться с ним, и также, по жеданию, в любой момент осознанно «выключить». Это возможно достичь, хотя бы частично оставаясь в соприкосновении со своим высшим «я»
1.6. Влияние групповых процессов на достижение целей участниками тренинга
- Когда на наши слова, чувства или действия реагируют несколько человек, это действует намного сильнее, чем если бы реагировал один
- Группа является зеркалом, в котором можно увидеть свои отношения с другими людьми. В данном тренинге этот пункт работает в шерингах
- Группа дает эффективную обратную связь участнику. Это основной принцип, продвигающий в упражнениях «Презентация в костюмах» и «Платяной шкаф»
- Тренинги личностного роста как правило включают в себя, в той или иной степени, терапевтические цели. Соответственно, в таком тренинге обнаруживается некоторое сходство с психотерапевтической группой.
Вот какие цели и задачи ставит перед участниками групповая психотерапия:
а) в познавательной сфере – осознание собственных мотивов, потребностей, установок, внутренних психологических проблем, защитных механизмов, особенностей межличностного взаимодействия;
б) в эмоциональной сфере оказывается поддержка со стороны группы и ее руководителя, возможность изменить способ эмоционального реагирования, восприятия себя самого и своих отношений, произвести их эмоциональную коррекцию;
в) в поведенческой сфере помочь участнику приобрести навыки более искреннего общения, закрепить новые формы поведения, которые будут способствовать адекватной адаптации и функционированию в реальной жизни.
- В группе присутствует такое явление, как групповая динамика. В групповой психотерапии ее цели можно определить как раскрытие, изучение и переработку проблем клиента, его внутренних и межличностных конфликтов и коррекция неадекватных отношений, установок, эмоциональных и поведенческих стереотипов. Это достигается путем анализа межличностного взаимодействия. В описываемом тренинге такой анализ не является самоцелью, но очень продвигает тех участников, задачи которых связаны с решением проблем общения.
(1я группа: Светлана, 2я группа: Мария, Арина, 4я группа: Елена)
Практическая часть
Дизайн тренинга
Этап тренинга | Упражнения | Инструкция тренера | Действия участников | Ожидаемый результат | Время, мин. | Техническое обеспечение |
Представление тренера, темы тренинга | Представления тренера | 1. Здравствуйте. Меня зовут…
2.Тренинг посвящен теме саморегуляции через возраст Цель тренинга – найти ресурс для решения актуальной жизненной задачи. В этом нам помогут разные возрастные состояния, которые мы найдем в процессе тренинга. Задачи: -увидеть свой возрастной сценарий, -найти оптимальное возрастное состояние для решения задачи, -проанализировать и научиться произвольно включать и выключать это состояние |
Введение в тему | 5-7 минут | ||
Введение правил участия в тренинге | Принятие правил | Принятие правил, разделяемых всеми | 5 минут | Флип-чарт, маркеры | ||
Сбор ожиданий | Определить индивидуальные цели участников | 5 минут | Флип-чарт, маркеры | |||
Знакомство | Вариант 1.
«Представь друга» |
Разбейтесь по парам. В течении 5ти минут один участник рассказывает другому любые факты из своей жизни. Затем вы меняетесь ролями.
Через 10 минут мы снова сядем в круг и каждый предствит своего партнера для всей группы |
– садятся парами
– рассказывают своему визави о себе, затем меняются ролями – участники возвращаются в круг и представляют друг друга |
Повышение групповой энергии за счет создания атмосферы доверия | 20 минут | |
Вариант 2.
«Сплетничанье» |
Объединитесь в тройки. Один из вас садится спиной к двум другим. В течении 5ти минут обсуждайте этого участника так, как будто его нет рядом с вами. Предметы обсуждения написаны на доске | – один участник садится спиной к двум другим
– двое других обсуждают его в стиле «Я думаю, он живет там-то», «Мне кажется, в детстве он был таким-то» – по 5 минут для каждого члена тройки |
То же | 15 минут | Флип-чарт, маркеры | |
1 блок – поиск идеального возраста | ||||||
Подготовительное упражнение на поиск задачи | Сядьте удобно, закройте глаза. Обратите внимание на свое дыхание. Пусть каждый вдох уносит вас вглубь себя, в то место, где спокойно. (Пауза)
Теперь, когда вы попали в это тихое место, задайте вопрос: что для меня сейчас действительно важно? Какую задачу необходимо решить в первую очередь? И подождите ответа. Ответ может прийти как мысль, ощущение или картинка или голос. Просто дождитесь его |
Участники сидят с закрытыми глазами | Нахождение или уточнение актуальной задачи
каждым участником |
5-7 минут | Музыкальный центр, диск с медитативной музыкой | |
Обсуждение | Расскажите, с какой задачей вы будете работать. Какой ресурс будете искать? Предположите, какой это может быть возраст | Более четкое осознание задачи и ресурса. | 5 минут | |||
Вариант 1.
«Прогулка по возрастам» |
Встаньте, пожалуйста. В течении получаса вы будете двигаться по залу, слушая мои инструкции и представляя себе тот или иной возраст.
Можете закрыть или расфокусировать глаза. Отпустите свое тело, пусть оно двигается так, как ему комфортно. Если двигаться не захочется – тоже хорошо. Будьте внимательны к себе, обращайте внимание на все, что с вами происходит. Постарайтесь запомнить телесные ощущения, звуки, запаахи, эмоции, мысли и свое взаимодействие с окружением в каждом возрасте. Забудьте о ваше предположении о возрасте, не фокусируйтесь на задаче. Помните о ресурсе, который вы ищете |
Участники рассредотачиваются по залу. С началом музыки начинают двигаться – от
3-4 лет до 90 и обратно. |
1. Обнаружение каждым участником индивидуального возрастного сценария.
2. Некоторые из участников находят ресурсный возраст для решения своей задачи |
30 минут | Музыкальный центр, диск с музыкой Вивальди «4 времени года» | |
Слив | Запишите все, что запомнилось в этом процессе | Записывают | Запись фактов для предотвращения их потери. Повышение осознанности | 10 минут | Бумага, ручки | |
Обсуждение | Расскажите о том, что с вами происходило в процессе. Нашли ли вы свой «идеальный возраст»? Совпадает ли он с тем, который вы предположили? | Осознание своего сценария. Корректировка | 15 минут | |||
Вариант 2.
«Линия жизни» |
Встаньте, пожалуйста. Представьте себе вашу жизнь в виде линии от рождения до смерти. Мысленно проведите эту линию на полу в зале.
Встаньте в ту точку, которая, по вашему мнению, соответствует сегодняшнему дню. Когда я включу музыку, начните двигаться по этой линии, сохраняя в голове свою задачу. Вы можете пойти в будущее и в прошлое. Ваша цель – найти место, в котором есть тот ресурс, который вы ищете |
1. Обнаружение каждым участником индивидуального возрастного сценария.
2. Некоторые из участников находят «идеальный возраст» для решения своей задачи |
15 минут | Музыкальный центр, диск с медитативной музыкой | ||
Обсуждение | Повышение осознанности | 10 минут | ||||
Перерыв | ||||||
«Автопортрет» | Перед вами бумага, краски с кистями, пластилин. Ваша задача – нарисовать и (или) вылепить автопортрет «Я в идеальном возрасте», воспользовавшись материалом, полученным в прошлом процессе. Вы не ограничены количеством рисунков и тематикой. Это может быть портрет, а может быть что-то другое, например изображение символа. | 1. Включение образных творческих способностей участников для выполнения поставленной задачи
2. Релаксация |
30 минут | Музыкальный центр, диск со спокойной музыкой. Например – ирландская арфа | ||
Рассказ о себе | Расскажите о том, что вы нарисовали, вылепили.
Что сейчас происходит с вашим пониманием необходимого вам ресурсного состояния? Возраста? |
Каждый участник говорит, потом группа дает обратную связь – кто что чувствует, глядя на произведение коллеги | Анализ образов. Повышение осознанности
Те, кто до этого не прояснил нужный им возраст или ресурс – проясняют |
15 минут | ||
Обед | ||||||
II блок – поиск ресурсов для вхождения в состояние идеального возраста | ||||||
«Сад скульптур» | Встаньте, пожалуйста, в позу, которая наиболее близко соответствует вашему ресурсному возрасту. Вспомните все, что вы нашли в предыдущих двух процессах. | Участники принимают различные позы.
Тренер ходит среди них, как среди скульптур. 2й вариант: одну «скульптуру» по очереди рассматривает вся группа. |
Включение тела для выполнения поставленной задачи | 7-10 минут | ||
«Ожившие скульптуры» | А теперь представьте, что скульптуры оживают и нчинают ходить по саду. Побудьте в своем рсурсном состоянии, запомните все, что будет приходить к вам | Участники стоят или двигаются в образе | 10 минут | Музыкальный центр. Этническая музыка (средний или быстрый темп) | ||
Слив | Запишите все, что важно записать | Запись фактов для предотвращения их потери. Повышение осознанности | 5 минут | Бумага, ручки | ||
Анализ | А теперь все, что вы написали структурируйте по 4м параметрам: тело (все ощущения), эмоции-чувства, мысли, ощущение окружающих людей или их отсутствия. Сначала запишите, а потом вспомните, в какой последовательности эти 4 параметра включались | «Заземление» впечатлений для последующего практического использования
Создание алгоритма запуска ресурсного возраста (в первом приближении) |
10 минут | Флип-чарт, маркеры | ||
Обсуждение в парах | Разбейтесь по парам и обсудите следующее:
– как вы себя чувствовали во время упражнения, самые важные впечатления и осознания. – Последовательность параметров включения ресурсного возраста По 10 минут на человека |
Участники садятся в парах и выполняют инструкцию | – Прояснение ключей запуска.
– Те, кто до этого момента не нашел нужный возраст, определяются с ним |
20 минут | ||
Мини-шеринг | Поделитесь в общем кругу самым важным из того, что вы только что обсудили | Обсуждение в кругу | Дальнейшее прояснение индивидуальных ключей | 7-10 минут | ||
«Презентация в костюмах» | – Перед вами – подручные средства для маскарада. Вам предстоит презентовать себя в образе, соответствующем идеальному ресурсному возрасту. Используйте информацию, полученную в предыдущих процессах
На переодевание – 10 минут – Садимся в круг. Каждый по очереди выходит в центр круга и говорит от имени того, в кого он превратился в результате переодевания. После презентации группа сразу дает обратную связь – что увидели со стороны. Что почувствовали, у кого что включилось |
– Участники переодеваются. Тренер ходит и фотографирует
– Презентация и обратная связь |
– Повышение групповой энергии
– Дальнейшее прояснение и уточнение ресурсного возраста. Последние неопределившиеся с возрастом участники к этому процессу определяются. – Включение актерских способностей для решения задачи |
30 минут | – Реквизит для создания костюма
– Музыкальный центр. Диск с бодрой музыкой |
|
Обсуждение | Садимся в круг; поделитесь тем, чем важно поделиться | Обсуждение в кругу | – Снижение групповой энергии
– Дальнейшее заземление |
10 минут | ||
перерыв | ||||||
III блок- тренировка запуска-остановки возрастного состояния | ||||||
Включение-выключение | Найдите в этом зале место, которое соответствует вашему сегодняшнему возрасту.
А теперь встаньте туда, где, по-вашему, находится ваш ресурсный возраст. Входите него медленно, стараясь осознанно включать его по всем каналам. Побудьте в этом возрасте. Двигайтесь, если тело двигается. А теперь переместитесь в то место в зале, которое соответствует сегодняшнему дню. Походите по залу. Постарайтесь увидеть то, что не замечали раньше. 2 круг: включение и выключение. Выключение: Вспомните, что вы ели сегодня утром. Вспомните, сколько вам лет по паспорту 3 круг: включение и выключение. Выключение: Вспомните как вас зовут. Вспомните свои планы на сегодняшний вечер |
Участники двигаются по залу, иногда останавливаются. По команде тренера перемещаются. | – Тренировка осознанного запуска и выключения ресурсного возраста | 15 -20 минут – по 5 -7 минут на итерацию | Музыкальный центр, диск с медитативной музыкой | |
Обсуждение | Поделитесь, как вам удалось включать и выключать нужный возраст. Что помогало, а что мешало | Проговаривание опыта закрепляет навык | 10 минут | |||
Завершение тренинга | «Платяной шкаф» | Мы с вами нашли, исследовали и научились запускать один ресурсный возраст. Давайте попробуем в экспресс-режиме, опираясь на полученные ключи, найти еще несколько возрастов. Пусть их будет много, и вы сможете выбрать любой из них под задачу. Это все равно, что вытащить костюм из шкафа.
– Напишите список необходимых вам ресурсов. 5 минут – Встаньте в круг. Теперь каждый из вас по-очереди демонстрирует остальным какой-то ресурс. Опирайтесь на ваши ключи. Скорее всего, у всех будет включено тело. Кто-то будет издавать звуки, кто-то двигаться, кто-то чувствовать запах. Кому-то важно будет проговорить слова или озвучить внутреннюю команду. После того как один участник показал ресурс, остальные повторяют за ним по возможности более точно. Потом группа делится – у кого что включалось. Все вместе решают, какой это возраст. Каждый презентует один ресурс, по кругу, пока все не исчерпают свои списки |
– Участники пишут список ресурсов
– Встают в круг. Один показывает, остальные зеркалят. Стоя дают обратную связь и обсуждают – какое это может быть возраст – Следующий участник Столько кругов, сколько ресурсов в их списках |
– Проверка действенности индивидуальных ключей запуска
– Тренировка в условиях, приближенных к бытовым – Ресурсы одного участника могут быть использованы каждым членом группы |
20-30 минут | |
Обсуждение | Поделитесь тем, чем важно поделиться | Повышение осознанности | 5-7 минут | |||
Сверка своих результатов с ожиданиями | Давайте посмотрим, насколько тренинг удовлетворил ваши ожидания. | Смотрим на лист с ожиданиями | Подъем энергии группы | 5 минут | Лист с написанными ожиданиями, висящий отдельно или на флип-чарте | |
Возможное упражнение
«Если бы не…» Если группа в низкой энергии |
По кругу каждый выскажет свои впечатления о каждом участнике в следующей форме: «если бы не Лена, я…»
Затем о Лене скажет следующий сидящий рядом участник. Когда все выскажутся о Лене, переходим к сидящему с ней рядом. |
Участники высказываются в русле, заданном тренером – позитивно. | Повышение настроения, подъем энергии | 10-15 минут | ||
Заключительный шеринг | Что вы уносите с тренинга. Чем для вас был сегодняшний день. Как вы будете пользоваться полученными результатами | Перевод эмоциональных впечатлений и чувств на рациональный язык.
«Сухой остаток» |
10-15 минут |
2.1.1 Результаты
2.2.Первая группа
Группа №1 | |||||
Упражнения\Участники | Иван, 36 лет | Ирина, 49 | Светлана, 35 | Семен, 46 | Олег, 37 |
Запросы | Внести в жизнь больше творчества. | Впускать в свою жизнь игру | Найти спутника жизни. Ресурс – делать то, что хочется | Найти наиболее комфортный возраст для решения проблем на работе | Быть счастливым и реализованным |
Предположение о возрасте | Подростковый | 35 лет | 20-25 лет | 35 лет | 35 лет |
«Линия жизни»
Цель: – обнаружение участниками своих скрытых возрастных сценариев – нахождение одного или нескольких ресурсных возрастов |
70 лет
Тело – поджарое Эмоции – спокойствие, открытость миру, радость. Мысли – о единстве, все взаимосвязано, со всем в этой жизни можно сотрудничать Окружение – люди, которые выражают идею сотрудничества; семья. |
40 лет
Тело – легкость, желание двигаться, много энергии. Желание встать на носки – встала. Эмоции – радость Мысли – «Я могу плюнуть на всех и делать то, что я хочу!» Окружение – людей нет. Есть буйство красок, а я внутри этого буйства. |
23-24 года
Время разрыва с молодым человеком Тело – «колбасня». Ощущение укачивания Эмоции – страх, как будто нахожусь в вакууме, не вижу будущего. Мысли – «Справлюсь ли? Найду ли силы?» Окружение – подруга, которая поддерживала в то время. Сейчас она тоже проявилась в жизни. |
После 35ти
Тело – сильное, гибкое, не болит спина Эмоции – есть раздражение на себя, что не сделал того, что мог бы. Мысли – «До смерти еще столько же, передо мной белый лист» Окружение – дети, жена, друзья |
20 лет
Тело –нигде не болит Мысли – «череп трещит» Окружение – много людей и все в восторге от меня |
«Автопортрет»
Цель: – Включение образных творческих способностей участников для выполнения поставленной задачи – Релаксация |
Карандашный портрет, аскетичный. Ресурс – игра. Сочетание подростковой игривости и зрелой мудрости. Нет страха. | Очень яркий цветной портрет, в цветовых пятнах нарисованы части лица. Подмигивающее лицо. (никогда себе не позволяла так выражаться, дурачиться) | Фигурка девочки с зонтиком, на канате. Очень яркая. «Колбасня» превратилась в качание на волнах. Ресурс – не бояться и получать удовольствие от этого (качание) | На листе много фигурок, весь «свой мир» – близкие и он сам в 3х возрастах (детство, молодость, зрелость), а также рисунки достижений (целей).
2й рисунок – 6-конечная звезда. В середине круг, в круге сам Семен в позе «витрувианского человека» Л.да Винчи. 3й рисунок – 2 треугольника – «динамический баланс». |
1 рис – 3 стрелы (движение, несколько согласованных направлений). 2 рис – голова, покрытая платком, нет лица. (Успокоить, усмирить ум) |
«Сад скульптур» + «Ожившие скульптуры»
Цель: – Включение тела для выполнения поставленной задачи – дальнейшее прояснение и поиск ресурсного возраста |
Стоял, ходил, лежал на полу, двигал руками.
Образы: сад – золотые яблоки, сакура, потом лес. В лесу муравейник, птички перекликаются. Теплый ствол погладил, затем олениху. Включение ресурса: представить, что трогаю природный объект |
«Порхала» по залу.
Образы: сад – цветущие деревья, плоды, речка, теплый камень, на котором посидела. Радуга над речкой. Беседка с самоваром. Включение ресурса: волевой акт разрешения, позволения себе. Мысль «Все можно» |
Сидела, постояла, потом легла на диван.
Образы: сад – дикий, скорее луг. Полевые цветы, колосья. «Я бегаю по полю. Природа и я. Я в белом платье, с кудрями как в 19м веке.» Включение ресурса: воображение |
Ходил, был внутри себя
Это не 35, а скорее 25 лет. Много энергии, спортивное тело, эмоции связаны с цветущим садом. Включение ресурса: Мысль «я могу» и желание меняться |
Надел шляпу, долго был с закрытыми глазами
Включение ресурса: мысль о том, что я могу тот возраст включить и внутреннее ощущение, чувство совершенства |
«Самопрезентация в костюме»
Цель: – Включение актерских способностей для решения задачи – Повышение групповой энергии – Дальнейшее прояснение и уточнение ресурсного возраста. |
«Я – морячок. (соломенная шляпа с розовыми ленточками). Весь мир – мой дом. Чудеса можно создать своими руками. На море штиль и до горизонта изумрудное зеркало. Тишина, мерцают звезды. 21 год.
Ассоциации группы: и 21 и 70, завершенность, сложный образ – оболочка молодого путешественника, под ней глубина. Обманчивый, двойственный образ. Усталость – везде был, везде плавал. Не верю – он один, где команда? Усталый такой |
«На мне – все мои настроения.Я беру то, которое мне нужно и нахожусь в нем. Я плывущая по потокам. И так хорошо! Ощущение легкости. Я управляю потоками. Выбор за мной.»
Ассоциации группы: танцующая, гармоничная, исчезла преграда между ней и внешнем миром, хоровод настроений, динамичность, цыганка. |
Долго втыкает бабочек за уши, они не держатся; потом бросается на пол, садится как кукла. «Всем привет. Я молодая девушка – сумасбродка. 16-17 лет. Я веселая. У меня есть друзья. Делаю, что хочу. Посижу со взрослыми. Вокруг принцев много бегает. Люблю гулять, собирать цветочки.» Кружится
Ассоциации группы: Непосредственность, абсолютная открытость, тело созрело, ум не успел. 5 лет, играет во взрослые игры, любит всех такими, как есть. Живет мечтами. |
«Я маска. 25 лет, мне все нипочем. Бесшабашность, энергия созидающая, создающая заново.» Читает по бумажке. Платок с ляжки перевязал на шею.
Группа заставила повязать платок обратно Ассоциации группы: американский футбол, тинейджер, не хватает «Йо», футбольный тренер |
«Независимость, свобода, путешественник-странник, много внутренней силы двигаться туда, куда хочу.
Внутреннее состояние проецируется на реальность. В моей орбите вращаются те, кто МНЕ нужен. Нет «паразитов» Ассоциации группы: шейх, жизнь от оазиса к оазису, житель пустыни, передвигающийся на червях, знает то, чего не знают другие, энерджайзер. |
Обсуждение последовательности включения
Цель: Осознание |
1 – образ
2 – кинестетика |
1-кинестетика
2 – образ |
1 – воля
2 – эмоции 3 – кинестетика |
1 – текст (мысли)
2 – кинестетика 3 – эмоциональное состояние |
1 – образ
2 – волевой акт (возможно, это намерение) |
«Включение и выключение»
Цель: -проверка найденных ключей запуска -тренировка полученного навыка |
Включает и выключает движение в пространстве и образ, который удерживал в сознании | Включает «кнопка» в солнечном сплетении, красная. Находится в дереве, «сама я тоже внутри дерева.»
До дерева надо еще дойти. Минимум 5 минут на сосредоточение. Чтобы выключиться – качать энергию через дерево. |
Включает символ: 12 треугольников в круге. Вертятся как волчок. Я в центре. Это энергия. Я везде и нигде.
Выход – я могу остановить движение волчка. |
Сначала текст, потом ощущения в теле, потом эмоции. Выбрал 5 возрастов
Собрал все субличности в одну. Образ: 2 треугольника в круге, в солнечном сплетении. «Я сам внутри.» Из ресурсного возраста не вышел – «хочу пожить 35-тилетним» |
Включает «красная кнопка, которая к нему прилетает», а также музыка и визуализация образа с прошлых занятий. В процессе проявилась некая «походка силы». Омоложение воспринимается как усиление гибкости в хрящевой ткани |
Выводы по 1й группе.
1 – да, у каждого внутри есть возрастной сценарий.
2 – да, «идеальный возраст» можно смоделировать.
3 – «идеальных» возрастов может быть несколько и все ресурсные на данный момент; а также не всегда это конкретный возраст. Это может быть состояние молодого тела и взрослой мудрости.
2.3.Вторая группа
Группа №2 | ||||||
Упражнения\Участники | Мария, 60 лет | Софья, 36 лет | Елена, 43 года | Арина, 31 год | Наталья, 45 лет | Екатерина, 26 лет |
Запросы | Улучшить взаимоотношения с дочерьми | Заняться коуч-практикой | Чтобы тело не болело по утрам | Взрослость | Заняться коуч-практикой | Определиться в карьерном плание |
Необходимые ресурсы | Спокойствие | Уверенность и спокойствие | Здоровье | Собранность, целеустремленность, понимание своих желаний и способность достигать | Солидность | Уверенность
Жизнь без страха и чувства вины |
Предположения о возрасте | Не знала, группа подсказала 30-40 лет | 36 | 30 | 37 | 55 | Не смогла ничего предположить |
«Линия жизни»
Цель: – обнаружение участниками своих скрытых возрастных сценариев – нахождение одного или нескольких ресурсных возрастов |
Ресурсный возраст – 60 лет
Состояние Любопытства, мысль, что впереди лучше, чем сейчас |
Ресурсный возраст – 3-5 лет
Чувства радости, «состояние Бога», «я все могу» |
Ресурсный возраст – 30 лет
Чувства спокойствия, восторга от ощущений легкости (визуализировала полет) |
Ресурсный возраст – 37 лет
Обнаружила сценарную развилку в возрасте 37 лет. В этом возрасте умерла ее мать. У Арины был выбор – пойти в одну сторону и «умереть» в том же возрасте или пойти по другой ветке и жить дальше. Она сделала второе |
Ресурсный возраст – 44 года
Чувство – радость |
Ресурсный возраст – не нашла
Чувство досады |
«Автопортрет»
Цель: – Включение образных творческих способностей участников для выполнения поставленной задачи – Релаксация |
Один рисунок – пейзаж | Два рисунка: портрет девочки и что-то позитивное ярко-пестрое | Портрет тинейджера на скейте, рисунок с цветами | Поясной портрет – «королева» | На одном рисунке – фигурка девочки в ярком платье; на другом – яркие цветовые пятна | Лицо крупным планом –
Некая красавица, но без рук и без тела |
«Сад скульптур» + «Ожившие скульптуры»
Цель: – Включение тела для выполнения поставленной задачи – дальнейшее прояснение и поиск ресурсного возраста |
Было ощущение, что упражнение длится слишком долго
Включение ресурса Мысли об образе и об актуальной задаче |
Порхала по залу
Включение ресурса Мысль о задаче, образ, ощущение в теле, затем изменился образ |
Ей хотелось двигаться хаотично, а музыка как будто заставляла входить в ритм
Включение ресурса Движение тела + образ |
В движении смущалась других, боялась испугать
Включение ресурса Образ, за которым включалось тело |
В движении чувствовала любопытство, но пыталась еще контролировать окружающих
Включение ресурса Движение тела + образ |
Мало двигалась, была зажата. Боязнь оценки.
Включение ресурса Кинестетика, Движение под музыку + мысль о задаче |
«Самопрезентация в костюме»
Цель: – Включение актерских способностей для решения задачи – Повышение групповой энергии – Дальнейшее прояснение и уточнение ресурсного возраста. |
«Теплое облако» (опора на рисунок)
«Презентация для моих детей» «Как хорошо, когда есть люди, которых мы любим, с которыми мы можем просто посидеть рядом и просто быть счастливыми» Ассоциации группы: Энергия бабушки. Изменилось представление М.о возрасте – 70 лет |
«Воздушная спиралька»
«Я играю во все, что вижу. Я ловлю энергию и отдаю ее людям. Чувствую себя божественно» Ассоциации группы: Очень красивый танец |
«Я все могу»
Рассказывает, как лихо катается на мотоцикле Ассоциации группы: Подросток. Группа помогла Л.скорректировать возраст – 14-15 лет |
«Взрослая, изысканная женщина»
Выходила 2 раза. Сначала зажатая и серьезная, сказала, что не может в это играть. Во второй раз вышла в кураже. 1)Из рисунка – ощущение свободы. 2)Костюм – умение выражать себя в социуме. «Знаю себе и своему телу цену и умею это выражать. Умею показывать и дарить свою внутреннюю красоту.» Подходит к каждому со словами «Дарить и показывать» и плавным жестом Ассоциации группы: Шикарная женщина |
Вышла с трудом, думала, почему трудно выходить.
Потом все-таки собралась: Легкая, воздушная, свободная. Тонко чувствующая Ассоциации группы: Внутри атомное количество энергии |
Когда переодеваласьь что-то менялось, потом она опять сжалась.
Изменился возраст: девочка 16-17 лет «Хочу покапризничать, пококетничать. Мешает что-то вот здесь» – показывает на голову Ассоциации группы: Группа устроила «дискотеку», где Катя пыталась быть заводилой. После «дискотеки» К.сказала: «Я пьяная совсем» |
Обсуждение последовательности включения
Цель: Осознание |
1-кинестетика (достать и надеть шаль, из упражнения «презентация в костюме»)
2- мысль «Я – бабушка» |
1 – мысль
2 – кинестетика |
1 – кинестетика
2 – образ |
1 – кинестетика:
жест со словами (2-мысль) «даю и показываю» |
1 – образ
2 – представить кинестетику: «надуть шарик» (шарик – образ на рисунке) |
Надеть широкую юбку с воланами и каблуки. Может быть шляпку |
«Включение и выключение»
Цель: -проверка найденных ключей запуска -тренировка полученного навыка |
Очень довольна своим «идеальным возрастом» – 70 лет
Входила легко, набрасывая на плечи шаль |
«Не могу выключить. Очень хорошо.»
Не захотела выходить из ресурсного состояния. |
«Ничего не понимаю, мне просто хорошо!» | Удалось соединить 2 образа – из рисунка и из костюма в один
Ходила в собирательном образе |
Начала процесс в раздражении, удалось его использовать как ресурс для включения. Осталась физическая усталость | Включать не удалось, т.к. до конца не были прояснены ни запрос, ни ресурс |
Выводы по 2й группе
1-да, возрастной сценарий есть
2- да, «идеальный возраст» можно смоделировать.
3 – «идеальный возраст» получился 3х видов:
-молодое здоровое тело – моложе реального возраста участниц;
-возраст, совпадающий с паспортным – в случаях, когда участницы ощущали нехватку уверенности в себе и свое несоответствие внутренней картины, «какой я должна быть;
-старше паспортного возраста – включающий такие понятия, как «мудрость», «принятие»
2.4. Третья группа
Группа №3 | |||
Упражнения\Участники | Карина, 38 лет | Олеся, 25 лет | Ольга, 24 года |
Запросы | Нужно ощущение себя взрослой | Найти работу, в перспективе – своя фирма | Самостоятельно вести тренинги и зарабатывать на этом деньги |
Необходимые ресурсы | Взрослость, вера в себя | Смелость, взрослость | Собранность, кураж, уверенность в себе |
Предположения о возрасте | На свой возраст – 38 лет | 28-30 лет | 28 лет |
«Прогулка по возрастам»
Цель: 1. Обнаружение каждым участником индивидуального возрастного сценария. 2. Некоторые из участников находят ресурсный возраст для решения своей задачи |
«Чувствую себя на 20. Идеальный возраст для моей задачи – 40 лет» | «Чувствую себя на 18-20. Идеальный возраст для моей задачи – 35-40 лет» | «Чувствую себя на 30. Хочется ощущать моложе. Но идеальный возраст – 40-45 лет»
В процессе изучения сценария обнаружила много негатива. «Я видела, как умирала»Позитив только в 3-4 года, 25 лет, 45 и 60 лет. Везде красной нитью – одиночество. |
«Автопортрет» красками и в пластилине
Цель: – Включение образных творческих способностей участников для выполнения поставленной задачи – Релаксация |
1.Символический мандалообразный рисунок. Круг оранжевого цвета; с синими «лучами»
2. Пластилиновая ваза, дающая участнице ощущение энергии и гармонии ОС от группы: и от рисунка и от фигурки исходит ощущение власти |
1.Символический рисунок. Зеленое дерево с красной верхушкой, синяя трава и оранжевае небо.
2. Пластилиновая пуговица – «кнопка». «Предмет силы» ОС от группы: и рисунок и фигурка очень позитивные, заряжают энергией и повышают настроение |
1. Символический рисунок – зеленая планета, на ней кусок радуги
2. Пластилиновая бабочка «Это я сейчас» ОС от группы: Много скрытой силы и некоторая тревожность |
«Сад скульптур» + «Ожившие скульптуры»
Цель: – Включение тела для выполнения поставленной задачи – дальнейшее прояснение и поиск ресурсного возраста |
ТЕЛО
Тепло от солнечного сплетения и живота – расширение – ощущение границ кокона – свежий воздух, запах леса и воды ЭМОЦИИ Спокойная сила – радость с избытком – сдержанный задор МЫСЛИ «О! Я – Чакмула!», «Я все могу», «Как же хорошо!» ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОКРУЖЕНИЕМ Хранительница – защитница – ведущая. Чувствую за собой большую массу людей. Они дают мне силу, я их веду за собой |
ТЕЛО
Тепло и тяжесть в конечностях ЭМОЦИИ Спокойствие, умиротворение МЫСЛИ «Я расту» ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОКРУЖЕНИЕМ Нет. Я одна на полянке |
ТЕЛО
Зажим с руках-ногах и шее – расслабление и глубокое дыхание в теле (утробе), потягивание ЭМОЦИИ Покой и равновесие – когда тянусь вверх МЫСЛИ «Хочу твердо встать на ноги», «После этого я хочу стремиться тянуться к новому», ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОКРУЖЕНИЕМ В «горном» образе вокруг мужчины –монахи. У Ольги произошло раздвоение на «Я – до» и «Я – после» 1й образ – для деятельности, по запросу. «Земной» Включение ресурса: 1-запах. «Страсть и секс», восточные пряности, манящий 2-кинестетика. В конечностях и шее – зажим. Свободное дыхание 2й образ – «Духовный» Включение ресурса: 1 – кинестетика. Тянусь вверх 2 – запах горной свежести. Как в 14-15 лет. Запах свободы – как в 40 лет 3 – образ. Я стою на вершине горы Вышли к 3му образу: баланс между 2мя запахами, ресурсами. Фигура равновесия – как весы. В правой руке – неотложные «земные» дела, они перевешивают В левой руке – «стремление ввысь» Задача: свободно обращаться и к тому и к другому ресурсу. |
Обсуждение последовательности включения
Цель: Осознание |
Включение ресурса:
1 – кинестетика. 2 – Аудио. 3 – Образ |
Включение ресурса:
1- кинестетика. Ноги тяжелеют, руки теплые, позвоночник выпрямляется 2 – образ. Вижу себя зеленой, я дерево. Вижу солнечный свет |
Включение ресурса для собирательного образа:
1 – кинестетика (поза) 2 – ощущения (запахи) 3 – мысль (о равновесии) |
«Самопрезентация в костюме»
Цель: – Включение актерских способностей для решения задачи – Повышение групповой энергии – Дальнейшее прояснение и уточнение ресурсного возраста. |
«Чакмула». Ощущение «большого» тела. Много энергии. Голова – чаша.
Ключевая характеристика: величавость |
На голове «докторская» шапочка. Осанка
Ключевая мысль: «я могу позволить себе выражать недовольство, не испытывая чувства вины» |
Стоит на горе. «Ева». Полет духа.
Свобода Ключевая мысль: «Я ответственна только за себя.» |
«Включение и выключение»
Цель: -проверка найденных ключей запуска -тренировка полученного навыка |
В сухом остатке:
ощущение равновесия в теле, чувства принятия себя-любимой |
В сухом остатке:
Мысли о том, что это за состояние, зачем оно нужно, где и в каких случаях его стоит использовать. |
В сухом остатке:
«Во время упражнения я четко поняла, что делать в конкретных ситуациях, которые беспокоили. Минус – не поняла, что является моим ресурсом. Плюс – расслабилась, появилась уверенность в том, что я все делаю правильно» |
«Платяной шкаф»
Цель: – Проверка действенности индивидуальных ключей запуска – Тренировка в условиях, приближенных к бытовым – Ресурсы одного участника могут быть использованы каждым членом группы |
Проиграла 5 возрастов
При повторении движения тела группой появилось ощущение усиления своего ресурса. Ресурсы других участниц были очень актуальны и приняты для использования |
Проиграла 4 возраста
При повторении движения тела группой появилось ощущение усиления своего ресурса. Группа помогла в 2х случаях с определением возраста |
Проиграла 3 возраста
Сначала было сложно написать даже несколько ресурсов; но потом ресурсы других участниц оказались очень полезны и актуальны При повторении движения тела группой появилось ощущение усиления своего ресурса |
Выводы по 3й группе
1 – да, возрастной сценарий есть
2 – да, «идеальный возраст» можно смоделировать.
3 – «идеальных возрастов» может быть несколько для одной задачи.
4 – имея на руках ключи запуска, можно в быстром режиме смоделировать еще несколько ресурсных состояний
2.5. Четвертая группа
Группа №4, демо-версия | |||
Упражнения/Участники | Людмила, 49 лет | Любовь, 42 года | Елена, 43 года |
Запросы | «Хочу встретить мужчину и чтобы это было как чудо» | «Хочу быть внутренне взрослой, чтобы не бояться ответственности» | Не бояться сдавать экзамены, чтобы учиться было легко |
Ресурсы | Вера в чудо, легкость | Взрослость, ощущение силы. | Гибкое мышление, легкость |
Предположения о возрасте | 20 лет | 40-45 лет | 40-45 лет |
«Прогулка по возрастам» | Подойдет любой возраст, кроме 40-50ти. «Это время, в котором я выключена». «В 60 будет лучше, чем сейчас». Участница получила подтверждение информации, полученной ранее на расстановках по Б.Хеллингеру. | Нужный возраст -20 лет
Наибольшим ресурсом для нее оказалась легкость. Легкость не как безответственность, а легкость как большая сила. |
Нужный возраст – 10-12 лет. Наибольшим ресурсом оказалось ощущение того, что все еще впереди. |
Выводы по 4й группе
1 – да, возрастной сценарий есть
2 – нужный ресурс не всегда оказывается в том возрасте, который предполагался
Выводы по гипотезе
- Каждый человек имеет неосознанный возрастной сценарий. Его ощущение возраста и самочувствие зависит от этого сценария
- В любой момент времени можно найти ту точку сценария, которая содержит необходимый ресурс и активировать его.
Дополнительные выводы
- Группы возрастов делятся по следующему стереотипу «ресурс – время жизни»:
Физическое здоровье – детство и юность
Уверенность – зрелость после 40ка лет
Принятие – зрелость и старость
Свобода, творчество, игра – в любых местах сценария
- Упражнения делятся на следующие группы:
1 – трансовые, в которых участники входят в глубину самих себя – подготовительное, «Прогулка по возрастам» и «Линия жизни», «Автопортрет», «Ожившие скульптуры»
2 – на взаимодействие, осознавание – все обсуждения в парах, тройках и на шерингах
3 – групповое усиление – «Презентация в костюме» и «Платяной шкаф»
- Задачи участников можно разделить на 4 группы:
1- улучшить себя для того, чтобы быть каким-то
2- повысить эффективность взаимоотношений, ресурс того, чтобы быть каким-то
3- повысить эффективность деятельности, ресурс для того, чтобы быть кем-то
4- увеличение уже имеющегося ресурса
- Ценность группы в данном тренинге проявляется
1 – в процессе давания и получения обратной связи
2 – в усилении эффекта в упражнениях «Презентация в костюме» и «Платяной шкаф»
3 – взаимодействие в аналитических упражнениях помогает осознать полученный опыт
- Обратная связь после тренинга
1. Главная находка тренинга для меня – это то, что состояние 3-5-летки для меня приемлемо и ресурсно. Пропало прежняя бяка по поводу необходимости выглядеть
взрослой. Если я дурачусь, значит мне это нужно. И как-то перестали меня окружающие дергать по этому поводу.
Вот и еще один кирпичик в мой “сад камней”, связанный с получением удовольствия от процесса прежде всего и – плевать на результат. Как правило, результат
выходит как-то сам собой. Могу уже сейчас сказать – я уже не боюсь консультировать, не боюсь выглядеть “некомпетентной”, а именно в этом и была засада.
Так что, большое спасибо за ресурс.
2. В трудные моменты общения с людьми, а также переживая последствия этих и прошлых трудностей, представляла себя в тех образах, которые нашла на тренинге. (По зрелом размышлении поняла, что этих образов больше, чем один: первый — “я человек в хорошем для меня воображаемом возрасте в хорошей для меня воображаемой точке жизни”, второй — мысленный метафорический образ, третий — образ, воплощенный в конкретном рисунке) но они гармонируют друг с другом).
3. Я не ресурсом воспользовалась, а побочным продуктом – ощущением внутренней красоты и позволению этому выйти наружу. А еще я взяла ощущение выхода за пределы программы.
4. На тренинге «Возраст и ресурс» получила много информации о себе и своём внутреннем мире. Осознала важность понимания себя в определённом возрасте. Нашла несколько выходов для решения своей проблемы в несоответствии физического и душевного возраста. Определила ресурсы, которые помогают адаптироваться в определённых ситуациях и справляться с трудностями в повседневной жизни.
Работа над собой – это всегда трудно. Но на тренинге «Возраст и ресурс», благодаря приятной, непринуждённой обстановке и профессионализму тренера смогла раскрыться и эффективно работать над собой и на себя без внутреннего сопротивления и зажатости.
5. Что вынесла:
– Любой возраст есть во мне. Проверила – есть.
– Можно воспользоваться энергией любого возраста. Надо только осознать и наработать практику быстрого подключения. Кнопку нашла, надо наработать навык пользования.
– Радость присуща любому возрасту, и не надо ее прятать в глубину.
Что понравилось:
– Динамика тренинга: выход на осознания и ресурсы через движение. Мне это особенно было надо, т.к. если бы мне предложили подумать об этом, я бы ничего не смогла сделать.
– Хорошее музыкальное сопровождение, которое провоцировало желание двигаться, а не стоять.
– Открытость и бережное отношение к работе каждого.
6. Работая с возрастными субличностями я вышел на следующие результаты:
Возрастной ресурс символ
16 лет – энергия бьет ключом, безрассудство Тинейджер (образ из театрального блока)
25 лет – упорство, безграничные возможности Я на дистанции 1500 м .
35 лет – выбор направления движения ,цель шахматы
45 лет – мощная мудрая сексуальная энергия накопленный большой потенциал
80 лет – просветленный знак (2 треугольника в круге)
Как пользуюсь: при недостатки какой-то из перечисленных энергий я с помощью символов вызываю необходимую энергию.
Например, когда не проснуться, я пользуюсь символом “Тинейджера” (движение, поведение)
Тема очень хорошая и полезная – рекомендую всем пройти тренинг»
Заключение
В процессе работы над дипломом мой фокус внимания сместился с возраста на саморегуляцию, чему я очень рада. Я приняла свой возраст, это одно из самых замечательных мест в моем возрастном сценарии. После дипломных тренингов я могу пользоваться всеми ресурсами, найденными участниками.
Список литературы
- Норбеков «Опыт дурака или ключ к прозрению»
- Малкина-Пых. «Возрастные кризисы взрослости» «Эксмо», Москва2004
- И.Г. Малкина-Пых «Возрастные кризисы пожилого возраста» «Эксмо», Москва, 2004
- Д.Чопра «Стань моложе, живи дольше» «София», Киев, 2002
- Э.Берн «Игры, а которые играют люди»
- Э.Берн «Люди, которые играют в игры»
- Ковалев С.В. «Введение в современное НЛП»«Флинта», Москва, 2002
- Т.Йоуменс «Практикум по психосинтезу. 12 классических упражнений»
- М.Эриксон «Мой голос остается с вами»
- В.И.Донцов, В.Н.Крутько «Сущностные модели старения и продолжительности жизни» – статья в журнале «Профилактика старения», вып1, 1998
- Роберто Ассаджоли ПСИХОСИНТЕЗ (c) Русский перевод Владимира Данченко, 1990
- И.Шевцова. «Тренинг личностного роста», Речь, 2003
- И.Шевцова, «Тренинг тренеров. 9 дней личностного роста», Речь, 2006