Ошибки начинающего коуч-консультанта

ellipse

Типичные ошибки начинающего коуч-консультанта

Можно выделить три группы часто встречающихся ошибок начинающих коучей:

  • искаженное представлениями о том, что должно произойти на экзамене, первой встрече или пробной коуч-сессии; 
  • неверное восприятие ответственности сторон и возможных результатов сессии; 
  • фокус на технологиях и инструментах.

Ошибки на выпускном экзамене или пробной сессии

Выход консультанта в профессию начинается с экзамена, и здесь его подстерегает первая ошибка – переоценка значимости экзамена. Панические настроения создают дополнительную эмоциональную преграду, которая не дает коучу проявить себя в лучшем виде.

Та же проблема возникает и на первых переговорах в корпоративном сегменте, когда нужно провести 20-минутную демо-версию сессии.

Почему?

Варианты ответов такие:

  • От успеха этой процедуры зависит продолжение сотрудничества. При этом иногда на кону – контракт не только конкретного коуча, но и всей его команды, в случае, если компания приглашает несколько коучей из одной и той же организации. 
  • Оценка авторитетного сообщества влияет на репутацию и дальнейшее профессиональное развитие. 
  • Просто не хочется «упасть в грязь лицом».

Некоторые люди умеют самостоятельно настраиваться перед важными событиями. Например, они пользуются такими методами персональной саморегуляции, как медитации или глубокая релаксация. Остальным рекомендуем работать над снижением значимости предстоящего события: ошибаться – это нормально. Один неудачный эпизод нельзя экстраполировать на всю профессиональную жизнь. Нужно просто сделать следующий шаг, не отвлекаясь на разрушительные эмоции и мысли.

Вторая ошибка – думать, что экзамен или демо-версия предполагает непременное нахождение ответов на вопросы клиента.

Во время экзамена или демо-версии сессии стоит помнить, что за 20 минут в большинстве случаев можно успеть лишь качественно снять запрос. Т.е. задача состоит в том, чтобы помочь клиенту понять, почему для него важна цель, как выглядит результат и, что произойдет, если он ее достигнет. Также необходимо прояснить, в чем, собственно, состоит сложность в достижении цели – т.е., зачем клиенту нужен коуч. Критерии того, что данный этап пройден успешно – и у клиента, и у консультанта – есть ощущение законченности относительно образа цели, у клиента есть энергия для работы с данной целью, другими словами, мотивация относительно обсуждаемой цели – высока, и сомнений не вызывает.

Иногда поиск образа истинной цели занимает не только целый час, но и несколько консультаций – и это нормально. Не всегда человеку удается сразу сформулировать то, что ему действительно важно.

Третья ошибка – стремление применить какую-нибудь сложную технологию.

Навыки и метанавыки

В процессе работы с целью на пробной сессии важно продемонстрировать метанавыки, которые, в первую очередь, обеспечивают эффективность коучинга. Благодаря им этот вид консультации отличается от других. Метанавыки, в большей мере, относятся к внутренним «настройкам» консультанта (позиция консультанта, намерение, ценности и уровень открытости), и являются основой для создания эффективных взаимоотношений с клиентом.

Что такое метанавыки?

Речь идет, во-первых, о присоединении, которое способствует появлению доверия.

Во-вторых, об эмпатии. Важно, чтобы клиент чувствовал, что коуч понимает его – и не только на уровне разума, но и на уровне эмоций.

В-третьих, коуч должен быть внимательным как к клиенту – замечать те сигналы, которые говорят о внутренней динамике клиента (изменения мимики, позы, вздохи, паузы клиента, интонация, громкость голоса, темп речи), так и к собственному состоянию, в процессе работы с клиентом. Этот метанавык – осознанность.

И здесь я хотела бы отметить то, что часто случается с начинающими коуч-консультантами – страх перед проявленными клиентом «негативными» чувствами (печаль, страх, гнев). Коуч в таком случае либо игнорирует проявление чувств клиентом (не отзеркаливает такие проявление клиента, не задает вопросов относительно природы проявленных чувств), либо сам их интерпретирует, либо стремиться поскорее уйти от болезненной темы.

В-четвертых, к метанавыкам относится безоценочность, благодаря которой создается безопасная атмосфера и пространство для творчества. Коуч задает вопросы и возвращает ответы, не окрашивая их эмоционально, и не добавляя ничего от себя. Необходимо занять открытую, поддерживающую позицию, и помогать человеку в исследованиях, расширять его видение ситуации, а не внушать ему собственные идеи.

В-пятых, метанавыком можно считать веру в клиента, в то, что он способен решить любые задачи, что обладает всем, что необходимо ему для этого.

Коучинг предполагает такое взаимодействие, при котором у клиента появляется возможность найти лучшие решения для своих задач и познакомиться с собой поближе – осознать свою уникальность, увидеть новые, не использованные возможности или скрытые ограничения, мешающие ему продвигаться вперед. Метанавыки позволяют создавать оптимальное качество контакта и эффективное взаимодействие с клиентом, навыки необходимы для создания динамики и структуры в процессе коучинге.

Четвертая ошибка – я должен помочь!

Границы ответственности

Если начинающий коуч не обозначил границы ответственности, то он рискует взять на себя 100% нагрузки, снимая ее с клиента. Между тем, отсутствие грамотного контракта вначале пути с клиентом чревато не только отсутствием взрослой позиции у клиента, но и последующим самобичеванием у консультанта. Иногда новичку кажется, что уже на первой консультации клиент должен получить все ответы на свои вопросы. Это неверно, ведь зачастую после первой, да и второй встречи, вопросов еще больше, чем было до нее.

Еще одна ошибка связана с желанием решить задачи клиентов, во что бы то ни стало. При этом есть риск, что коуч не до конца прорабатывает цель клиента (не докапывается до истинных целей), и не уточняет уровень мотивации клиента относительно поставленных задач. Думаю, что даже непрофессионалу в коучинге ясно, что работать с непонятной целью и низкой мотивацией – смысла не имеет.

И еще – встречаются клиенты, работа с которыми, по тем или иным причинам, слишком сложна для неопытного консультанта. Думаю, что у каждого консультанта есть свой «любимый» тип клиентов, с которыми ему сложно работать. Вначале пути вполне нормально разрешать отказываться от них, и рекомендовать им другого профессионала. Это и честнее, и эффективнее.

Начиная работать коуч-консультантом – помните об этих ошибках. А главное – о том, что они неизбежны на пути профессионального становления. А значит – не ждите каких-то особенных благоприятных условий. Просто начинайте практиковать!

Cодержание
Подпишитесь на рассылку, чтобы получать полезные материалы о развитии лидеров и команд Подписаться
Мы используем куки
Оставить заявку

Оставьте свои контактные данные, и наши менеджеры проконсультируют вас в ближайшее время!

    • Собственник
    • Консультант
    • Специалист
    • Топ-менеджер
    • HR
    • HR BP
    • HRD
    • Руководитель
    • Ассистент
    • Другое
    • 10:00-12:00 (Мск)
    • 12:00-14:00 (Мск)
    • 14:00-16:00 (Мск)
    • 16:00-18:00 (Мск)
    • 18:00-20:00 (Мск)
    Заказать проект в компанию

    Оставьте свои контактные данные, и наши менеджеры проконсультируют вас в ближайшее время!

      • Собственник
      • Консультант
      • Специалист
      • Топ-менеджер
      • HR
      • HR BP
      • HRD
      • Руководитель
      • Ассистент
      • Другое
      • Программа Интегральные технологии развития людей и организаций
      • Курс Вовлекающее лидерство
      • Другое обучение
      • Корпоративный запрос
      • Коучинг
      Запись на вебинар

      Для регистрации на вебинар оставьте свои контактные данные.

        • Собственник
        • Консультант
        • Специалист
        • Топ-менеджер
        • HR
        • HR BP
        • HRD
        • Руководитель
        • Ассистент
        • Другое

          Связаться с нами

          Оставьте ваши контактные данные, и мы свяжемся с вами в удобное время!

            • Собственник
            • Консультант
            • Специалист
            • Топ-менеджер
            • HR
            • HR BP
            • HRD
            • Руководитель
            • Ассистент
            • Другое
            • СПГ-22
            • ВГ-20
            • СПГ-21
            • МГ-21
            • ВГ-19
            • МГ-20
            • СПГ-20
            • ВГ-18
            • МГ-19
            • СПГ-19
            • МГ-18
            • СПГ-18
            • ВГ-17
            • ВГ-16
            • ВГ-15
            • ВГ-14
            • ВГ-13
            • ВГ-12
            • ВГ-11
            • ВГ-10
            • ВГ-9
            • ВГ-8
            Рассылка

            Ничего лишнего, только полезные материалы и никакого спама. Подпишитесь и узнаете много нового

              Отправляя форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
              Перейти к содержимому