Работа со страхами

Дипломная работа Ольги Вихровой
ellipse

Введение

«Если хотите ничего не бояться, вспомните, что бояться можно решительно всего»

Большинство ученых полагают, что чувство страха присуще всем высшим животным и еще в большей мере свойственно человеку с его тонко развитой психикой. Животное может бояться лишь конкретных опасностей, человек же благодаря своему воображению страшится еще и мнимых бед, большинство из которых создает он сам. Создать новый страх легко, убить же его трудно именно из-за его нематериальности.

Беспокойные люди проскакивают настоящее, тратя свою психическую энергию на переживания по поводу будущего. Многие фобии живут за счет того, что человек заглядывает в будущее, а не живет в настоящем, в котором ничего страшного не происходит.

«Мудрость языка» подводит нас к причине любого страха, ибо немецкое слово Angst (нем. – страх) восходит к латинскому angustus и означает узкий, тесный. Таким образом, при крайне стесненных обстоятельствах, в крайне ограниченных условиях мы испытываем страх. На это указывает и латинское слово angor, которое означает сужение, стеснение, а также страх и беспокойство. Другое латинское слово angere еще более прозаично, двойное значение страха и сужения проявляется здесь гораздо отчетливее, ибо слово переводится и как давить, жать, сдавливать, ограничивать, сжимать, и как страшить, мучить, беспокоить. Как только мы стесняем себя, отделяем, изолируем, как только мы перестаем быть естественной частью целого, мы имеем дело со страхом.

Я пишу «работа со страхом», имея в виду при этом, конечно же, непосредственно саму работу – что над страхом нужно трудиться и со страхом нужно работать, если, мы, конечно же, хотим, наконец-то, воссесть на своём троне в своём сознании, стать хозяином самому себе, победить и усмирить этих бунтарей-страхов и поставить их себе на службу.

Если вы хотите победить противника, с ним нужно, наверное, вступить в бой. «Ввязаться в драку, а там – как кривая выведет!» – говорят бывалые драчуны и забияки, ведь мы не знаем, что ждёт нас впереди, мы только знаем, что будет бой, и что без этого боя не будет победы, а без победы не будет долгожданной свободы. Так что вперёд бесстрашно на врага. Что означает слово ‘бесстрашно’? Это когда мы плюнули на все свои страхи, плюнули в лицо своим страхам и пошли в бой, в атаку. Вот, именно здесь и находится ключ к работе со страхом – действовать, несмотря и вопреки присутствию и отчаянной сигнализации против этого, страха. Вы пробовали совершать такие действия, такие поступки, совершая которые, вы испытывали жгучий, нестерпимый страх, буквально разрывались им на куски? Это называется ‘идти по лезвию ножа’. Когда вы делаете то, что боитесь делать, и одновременно смотрите на свой страх – ‘не делать этого!’, и переживаете, чувствуете его, смотрите страху в глаза, находитесь в нём, с ним, и ОДНОВРЕМЕННО делаете, продолжаете делать то, что делаете, несмотря на пытающийся обуять и подчинить вас страх, то вы начинаете освобождать себя из пут и оков появлявшегося в вас и управлявшего вами и ранее, страха, и учитесь освобождаться от страха как такового, выпутываясь из этого порочного круга, из круговой поруки, навязанной вам этим всемогущим властелином – самозванцем, воссевшим на трон в вашем сознании, вы получаете шанс навеки свергнуть с престола этого ‘владыку’-кровопийцу и утвердить в себе, наконец-то, порядок и гармонию всех энергий и начал, первенство своего духа над своими же эмоциями. Всему – своё место! И страху тоже – своё, но никак не место господина.

Из своего опыта работы со страхом я сделала вывод, что страх – это наш друг, которого мы ещё не познали, не поняли и не приняли.

Цель данной работы – освоение методик работы со страхами и выделение наиболее эффективных исходя из собственного опыта и работы с клиентами.

Изученный мною теоретический материал и собственный опыт работы со страхом позволил выдвинуть в качестве гипотезы положение о том, что распознавание своего страха и работа с ним ведёт к личной трансформации, личностному росту.

Общая характеристика понятий страха и фобии

Страх – эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. Страх – это аффективное психическое состояние ожидания опасности, при котором реальная опасность угрожает от внешнего объекта, а невротическая – от требования влечения. В отличие от боли и других видов страдания, вызываемых реальным действием опасных факторов, страх возникает при их предвосхищении.

В зависимости от характера угрозы интенсивность и специфика переживания страха варьирует в достаточно широком диапазоне оттенков: опасение, боязнь, испуг, ужас. Если источник опасности неопределёнен или неосознан, возникающее состояние называется тревогой.

Функционально страх служит предупреждением о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути её избегания. В случае, когда он достигает силы аффекта (панический страх, ужас), он способен навязать стереотипы поведения – бегство, оцепенение, защитную агрессию.

В социальном развитии человека страх выступает как одно из средств воспитания: так, сформированный страх осуждения используется как фактор регуляции поведения. Поскольку в условиях общества индивид пользуется защитой правовых и других социальных институтов, повышенная склонность к страху лишается приспособительного значения и традиционно оценивается негативно.

Сформированные реакции страха сравнительно стойки и способны сохраняться даже при понимании их бессмысленности. Поэтому воспитание устойчивости к страху обычно направлено не на избавление от него, а на выработку умений владеть собой при его наличии.

В.Л.Леви рассматривает все страхи в виде Древа Страха, где корнем его можно считать первичный предстрах, а стволом – двойной страх жизни и смерти. На стволе этом вырастает множество веток, основные из них это :

  • Общебытийные страхи: страх старения, увядания; страх войны, стихийных бедствий; страх одиночества; страх за жизнь близких; страх темноты.
  • Телесные страхи: страх боли, боязнь крови, уколов, зубоврачебных процедур; страхи за здоровье; боязнь болезней: каниерофобия, кардиофобия и т.п.; страх животных.
  • Зависимостные страхи: страх нехватки или отсутствия агента зависимости (еды, денег, табака, алкоголя, наркотика, человека…).
  • Верхняя половина ствола – страх жизни:
  • Социально-оценочные страхи: страх экзамена, выступления; боязнь общения со значимыми лицами, с другим полом; страх ответственности, страх позора, несоответствия нормам; страх быть плохим, некрасивым, виновным, показаться слабым, страх импотенции.
  • Страхи перед агрессией и превосходящей силой: страх агрессии физической (перед нападением, дракой); страх психической агрессии (крика, хамства, унижения…), взглядобоязнь, страх перед начальством и вышестоящими:
  • Пространственные страхи: страх открытого пространства; страх закрытого пространства; страх высоты, страх движения…
  • Фортунофобии: страхи перед судьбой, перед узостью или отсутствием пространства выбора (профессия, замужество…); страх широты выбора: «бегство от свободы»; страх перед неизвестностью и случайностью:
  • Мистико-психические страхи: страх порчи, сглаза, наговоров; страх нарушения ритуалов; богобоязнь, дьяволобоязнь, различные суеверия, страх потерять себя; сойти с ума; страх собственных мыслей, страх кошмаров; иррациональные страхи (детей, стариков, бороды, икон, неба…).

Фобия – навязчивые состояния при психических заболеваниях – болезненные навязчивые неадекватные переживания страхов конкретного содержания, охватывающих субъекта в определенной фобической обстановке и сопровождающихся вегетативными дисфункциями – сердцебиением, обильным потом и пр. Фобии встречаются в рамках неврозов, психозов и органических заболеваний головного мозга.

При невротических фобиях больные обычно осознают необоснованность страхов, относятся к ним как к болезненным и субъективно мучительным переживаниям, но не в силах их контролировать. В их «клетку» невротик бессознательно ‘прячется’ от неразрешимого для него конфликта. Они обычно возникают у людей с образным мышлением и в то же время с известной душевной инертностью, вегетативной неустойчивостью. При квалифицированном психотерапевтическом вмешательстве они в основном проходят.

Фобии имеют определенные поведенческие проявления – навязчивые, ритуализированные действия, цель которых – избегание предмета фобии или уменьшение страха.

Подходы к пониманию и работе со страхами

Природа страхов и фобий в психоанализе

По Фрейду страх – состояние аффекта – объединение определенных ощущений ряда удовольствие – неудовольствие с соответствующими иннервациями разрядки напряжения и их восприятие, а также, вероятно, и отражение определенного значимого события. В состоянии страха, главным образом невротического, может усматриваться репродукция травмы рождения.

Страх возникает из либидо, служит самосохранению и является сигналом новой, обычно внешней опасности.

В 1909 году публикуется работа Фрейда «Анализ фобии пятилетнего мальчика». Трактовка возникшей у ребенка боязни, что на улице его укусит лошадь, основывается на раскрытии комплексов зависти к пенису и боязни кастрации, а также изучении сексуальных представлений Ганса.

Согласно Фрейду, один из существенных признаков фобий – то, что в них внутренняя опасность переводится во внешнюю – невротический страх превращается в кажущийся реальным. В фобиях нужно видеть лишь синдромы, принадлежащие к различным неврозам, и им не следует придавать значение особых болезненных процессов. В большинстве случаев фобии излечимы при помощи психоанализа или иного квалифицированного психотерапевтического вмешательства.

Фрейд говорит, что такие заболевания очень часты. В большинстве случаев фобии заглушаются в детской, перерастая в невроз. «Когда приступаешь к психоанализу взрослого невротика, у которого болезнь, предположим, обнаружилась в зрелые годы, то каждый раз узнаешь, что его невроз связан с детским страхом и представляет только продолжение его…»

Происхождение страха двояко:

  • Как прямое следствие травматического фактора
  • Как сигнал о возникновении угрозы повторения этого фактора

Страх осуществляет вытеснение и соответствует вытесненному желанию, но не эквивалентен ему.

Выделяются три основных вида страха: страх реальный, страх невротический и страх совести. Единственное место сосредоточения страха – Я. Обычно страх перед конкретным объектом выступает как боязнь, в патологических случаях – как фобии. Одна из важнейших разновидностей страха – страх свободный. К аффективному состоянию страха, возникающему в ситуации неожиданной опасности, относится испуг. Истерия страха трактуется как невроз, основной симптом которого – разнообразные фобии.

Также Фрейд описал следующие виды страха:

  • Страх животных (страх фобии животных) – неизменный кастрационный страх – страх реальный, перед опасностью реальной или понимаемой как реальная. Здесь вытеснение создается страхом, а не наоборот.
  • Инфантильный страх – детский страх, который первоначально есть лишь выражение того, что недостает любимого человека. Он наблюдается и у взрослых как страх невротический, порожденный непосредственным преобразованием либидо в страх.
  • Невротический страх – разнообразные формы «бесцельного страха» невротиков; возникают из-за отвлечения либидо от нормального применения, либо из-за отказа психических инстанций. В психоанализе особо выделяются такие его формы:
    • Свободный страх – общая неопределенная боязливость, готовая на время привязаться к любой появившейся возможности и выражающаяся в состоянии «страха ожидания» или ‘боязливого ожидания’. Страх беспредметный, не связанный с каким-либо объектом, вызывающим этот страх. Высокие степени свободного страха всегда имеют отношение к заболеванию неврозом страха.
    • Многообразные фобии, когда страх крепко связывается с определенными содержаниями представлений;
    • Спонтанные приступы страха, проявляющиеся при истерии и др. формах тяжелых неврозов, а также в любых условиях возбуждения, в виде аффекта страха или приступа свободного страха, которые или сопровождают симптомы, или же выступают независимо от каких-либо условий и без видимой обусловленности внешней опасностью.

Согласно Адлеру, страх происходит от подавления агрессивного влечения, играющего главную роль в обыденной жизни и в неврозе.

Понимание страха в телесно ориентированной психотерапии

Страх: парализующая эмоция.

Все пациенты, проходящие терапию, утверждает А.Лоуэн, – это люди, переполненные страхом. Очень немногие по-настоящему воспринимают всю глубину владеющего ими страха. Их пугают такие испытываемые ими эмоции, как любовь, гнев, печаль. В такой же, если не в большей мере, они боятся и своего страха.

Страх парализует тело. Нормальный человек, реагируя на страх, бросается в бой или обращается в бегство. Он пытается отодвинуть опасность или избежать её. Если эти реакции блокированы, самоконтроль рушится. Личность человека разваливается, и рассудок оказывается под угрозой. Сумасшествия в такой ситуации можно избежать только с помощью определенных действий, которые отрицают и вытесняют страх. Существуют способы самоконтроля, но страх не исчезает. Если человек вытесняет страх, тот становиться смутным ужасом. Он трансформируется в боязнь потерять контроль или сойти с ума.

Когда живой организм испытывает ужас, он застывает и теряет способность двигаться. Если чувство ужаса не столь велико, его следствием является паника, о она представляет собой истерическую реакцию и, следовательно, является неэффективным способом справиться с опасностью.

Райх сделал вывод о том, что эмоциональная энергия, которая может выражаться через страх, при постоянном мышечном напряжении оказывается связанной. Подавленная эмоция – ее смысл или цель – лежит в основе психического беспокойства, и тогда ригидность мышц служит механизмом подавления. Т.к. для выражения чувств и беспокойство, и ригидность немедленно объединяются в функциональную общность, терапевт постоянно может наблюдать, как расслабление напряженных мышц не только высвобождает вегетативную энергию, но и извлекает из глубин памяти ту первичную ситуацию, с которой началось подавление.

Лоуэн утверждает, что если напряжение развивается в ситуациях, где невозможно ожидание доставляющего удовольствие расслабления, то возникает страх. Однако страх не обязательно становиться патологическим состоянием. Рассуждая с позиции принципа реальности, Лоуэн говорит, что страх становиться патологическим, когда нарушается его пропорциональное соотношение с внешней ситуацией, его породившей. Но, даже не будучи патологическим, страх всегда рассматривается как угроза Эго, которую зрелый организм стремиться устранить. Т.е., напряжение становиться патологическим, когда принимает хроническую форму и выходит из-под контроля. Страху противопоставляется удовольствие. Они выступают как части общего принципа: напряжение – расслабление. Страх означает, что движение вперед, к разрядке, блокируется. Если интенсивность энергии возрастает до точки, в которой уже появляется угроза целостности телесной структуры, то возникает боль (страдание).

При наслаждении кровеносные сосуды расширяются и кожа краснеет. При страхе они сужаются, кровь отливает, кожа бледнеет. Анализ на соматическом уровне выявил, что пациенты задерживают дыхание и втягивают живот, дабы подавить страх и другие чувства. Такое поведение свойственно практически всем. Как детям, так и взрослым. В ситуациях, вызывающих испуг, человек затаивает дыхание, напрягает диафрагму и брюшные мышцы. Каждая хронически напряженная мышца пациента пребывает в состоянии страха, но наиболее очевидным образом срытый страх проявляется в стиснутых челюстях, в сильно приподнятых плечах, в широко распахнутых глазах, в также в общей зажатости, ригидности всего тела. Уходит напряжение – он выдыхает. Если такая схема приобретает хронический характер, то грудь поднимается и остается в положении «на вдохе», дыхание делается поверхностным, живот – твердым. Сокращение дыхания уменьшает количество поступающего в организм кислорода и, соответственно, вырабатываемой через метаболизм энергии. Результатом является снижение эмоционального тонуса и утрата стремлений.

Избавление от страха

Попросить пациента дышать свободно и естественно во время лечебной процедуры вполне соответствует концепции Ференци об «активности». Необходимо дать пациенту возможность осознать ригидность мышц и неестественность своего состояния. Ригидность затем устраняется посредством сознательного контроля пациентом своей мускульной напряженности и эмоционального импульса, блокируемого спастическим состоянием.

Расслабление и избавление тела от ставшего для него привычным состояния страха требуют, чтобы данный пациент обрел осознанное понимание имеющихся у него страхов и телесных напряжений, а также требуют отыскания определенных средств разрядки существующего напряжения.

Противоядием от страха является гнев. Пациент должен при этом «завестись» – другими словами, разгневаться, но при этом зайти настолько далеко, чтобы почувствовать себя чуточку безрассудным или немного потерявшим самоконтроль.

Необходимо, говорит Лоуэн, дать возможность пациенту осознать подавленную в себе смертоносную ярость, тем самым снизить опасность ее внезапного самопроизвольного взрыва, который может иметь в буквальном смысле убийственные последствия. Признание факта существования собственных чувств укрепляет эго и способствует сознательному контролю над разными импульсами и побуждениями. Человек должен ощутить свое чувство и сжиться, даже подружиться с ним.

Страх и беспокойство

Гулдинги определяют страх и беспокойство как эмоциональную реакцию на реальную или воображаемую опасность в настоящем, а беспокойство – как реакцию на реальную или воображаемую опасность в будущем. Человек боится игрушечного пистолета, если он верит, что тот настоящий. Человек с фобией знает, что его страхи воображаемые, но боится так же, как если бы они были настоящими. Беспокойный человек рассказывает себе страшилки о том, что может с ним в будущем случиться.

Тем не менее, страхи в повседневной жизни, о которых рассказывают клиенты, могут оказаться и обоснованными. Первым делом терапевт должен определить, имеет ли рассказываемое реальную почву. Когда же клиент боится совершенно безопасной ситуации, нужно, утверждают Гулдинги, искать раннюю сцену, являющуюся прототипом сегодняшнего страха.

Одна из техник, которые используют Гулдинги, – доведение «ожидание катастрофы» до абсурдных выводов. Терапевт спрашивает, что может произойти самого плохого? Это может быть, например, одиночество, отсутствие любви и т. Д. Даже если ожидание катастрофы окажется не напрасным, клиент осознает, что он не пропадет в данной ситуации. В заключении он делает вывод, что его опасения сильно преувеличены, и он больше не волнуется.

Понятие страха в экзистенциальной логотерапии

В. Франкл следующим образом описывает механизм образования патологической реакции страха: у человека появляется страх перед каким-либо явлением (сердечный приступ, инфаркт, онкозаболевания и т.п.), реакция ожидания – страх, что это явление или состояние наступит. Могут проявиться отдельные симптомы ожидаемого состояния, что усиливает страх, и круг напряжения замыкается: страх ожидания события становится сильнее, чем опасения, непосредственно связанные с событием. На свой страх человек начинает реагировать бегством от действительности (от жизни).

В сложившейся ситуации Франкл предлагает использовать самоотстранение. Наиболее ярко способность к самоотстранению проявляется в юморе. Юмор позволяет истанцироваться от чего угодно (в том числе и от самого себя) и тем самым обрести контроль над самим собой и ситуацией.

Страх является биологической реакцией, позволяющей избегать тех ситуаций, которые представляются опасными. Если человек будет сам активно искать эти ситуации, то он научится действовать «мимо» страха, и страх постепенно исчезнет, как бы ‘атрофируется от безделья’.

В коррекционной работе со страхами Франкл использует метод парадоксальной интенции. Данный метод предполагает, что психолог вдохновляет клиента именно на то, чего тот старается избежать. При этом используются различные проявления юмора. Например, если человек испытывает страх закрытых помещений, ему предлагается заставить себя находиться в таком помещении. И в результате длительного нахождения, как правило, страх исчезает, а человек обретает уверенность в себе, перестает бояться того, чего раньше избегал.

Работа со страхами в гештальт-терапии

Цель гештальт-терапии состоит в том, чтобы использовать чувство как средство, соединяющее жизнь человека в единое целое. Внимание к чувствам, описание чувств, понимание несоответствий или пробелов в опыте, сосредоточенность на том, что открылось и не получило органичного выражения, – все это позволяет использовать чувства для доступа к циклу осознавания и выражения. Для правильного выражения чувств нужен подходящий «контекст». Возможно, чувства были направлены не на того человека или ситуацию. Задача терапевта – найти точный ход, чтобы удовлетворить потребность человека в завершении действия.

Фантазия – это большое достояние в жизни человека. Она уводит нас далеко за пределы окружающего мира и происходящих событий. Фантазирование в терапии служит четырем основным целям:

  • Контакту с неприемлемыми событиями, чувствами и личными качествами. Человек может фантазировать, достигая освобождение и без всяких действий. Возвращение и ассимиляция чувств – это путь к развитию, несмотря на то. Что все может происходить не по-настоящему. Если человек переживает страх и преодолевает его, значит, впоследствии он будет меньше бояться своих чувств, возникающих в реальной ситуации, – страх становится не таким опасным, как раньше. Когда устрашающие события возвращаются (даже в фантазии), они способны опустошить и напугать человека, и в результате он может прекратить работу. Поэтому очень важно обратить особое внимание на выход этих переживаний и на саморегуляцию человека в процессе фантазирования.
  • Контакт с отсутствующим человеком или незавершенной ситуацией. Фантазия воспроизводит реальность в безопасном варианте. Это необходимо тогда, когда актуальная ситуация слишком травмирующая, если обращаться к ней напрямую.
  • Исследования неизвестного;
  • Исследования новых или незнакомых аспектов самого себя.

Описание методики эмоционально-образной трансформации

Активное Воображение

Активное Воображение – это особый метод использования силы воображения, разработанный Юнгом в начале этого столетия. В сущности, Активное Воображение – это диалог, ведущийся с различными частями «Я», живущими в бессознательном. В определённом смысле это похоже на сон, с той лишь разницей, что, испытывая это ощущение, человек не спит и полностью осознаёт происходящее.

Юнг доказал, что он может входить в свою фантазию, осознанно в ней участвовать и превращать ее в активный обмен между осознающей и бессознательной энергетическими системами. Активное Воображение помогает лучше понять, что возникающие в воображении образы на самом деле являются символами, представляющими глубоко сидящие внутри нас части нашего «Я». Подобно образам из снов, они символизируют содержимое нашего бессознательного. Поскольку эти внутренние существа обладают ‘своим собственным разумом’, они говорят и делают вещи, которые иногда потрясают зачастую просвещают, а иногда и оскорбляют наше эго.

В снах события происходят исключительно на уровне бессознательного. В процессе Активного Воображения, события происходят на уровне воображения, которое не относится ни к осознающему разуму, ни к бессознательному, а представляет собой «место встречи», ‘нейтральную полосу’, на которой осознающий разум и бессознательное встречаются, чтобы создать событие жизни, сочетающее в себе элементы и того, и другого. Два уровня сознания сливаются друг с другом на уровне воображения, подобно двум рекам, которые впадают друг в друга, чтобы создать один мощный поток. Они дополняют друг друга; они начинают работать вместе, и, в результате, ваша полная личность начинает преобразовывать себя в единство. Диалог осознающего разума с бессознательным, приводит в действие высшую ‘божественную’ функцию ‘Я’, которое представляет собой синтез этих двух уровней сознания.

Воображение не может быть активным, если в процессе не задействованы ваши чувства и эмоции. «Я» испытываю определенные чувства: ‘я’ счастлив, заинтересован, печален или зол в результате происходящих событий. ‘Я’ должно ощущать воображаемое действие так полно, как если бы оно было внешним, физическим событием. Да, это событие – символическое, но, тем не менее, оно является реальным событием, в котором задействованы реальные чувства.

Посредством нашего активного участия мы превращаем то, что могло бы остаться бессознательной, пассивной фантазией, в абсолютно осознанный, мощный акт воображения. Если Активное Воображение применяется правильно, оно соединяет те различные части нашего «Я», которые конфликтовали между собой или были отделены друг от друга. Оно пробуждает внутри нас могучие голоса и приводит к заключению мира между враждующими эго и бессознательным, к началу сотрудничеству между ними.

Активное Воображение выводит человека на путь, ведущий к целостности, к осознанию полноты своего «Я», и все это только потому, что человек научился общаться со своим внутренним ‘Я’.

Джонсон доработал юнговский четырехфазный подход к Активному Воображению.

Фаза 1. Приглашение бессознательного. Смысл заключается в том, чтобы пригласить живущего в бессознательном создание поднять их на поверхность и установить с ними контакт.

Фаза 2. Диалог. Ведется разговор то с одной частью личности, то с другой. В ходе этого диалога выясняются желания, действия и чувства той или иной части личности.

Фаза 3. Ценности. Джонсон считает небходимым внести в это общение между притивоположными ценностями этические нормы для того, чтобы не было подчинения одной противоположности другой.

Фаза 4. Ритуалы. Джонсон отмечает, что должно произойти перенесение смысла из воображения в реальную жизнь.

Уровни Активного Воображения

  • Выгодный обмен. Это самое практичное применение А.В. оно начинается с понимания факта, что человек состоит из многих противоположных частей. Каждая часть имеет свою потребность и желает принять участие в осознанной жизни чесловека. Когда это становиться понятно, то многие конфликты начинают осознаваться как столкновение разных частей «Я», которые по-разному смотрят на мир.
  • Теплая встреча. На этом уровне подход строится на установлении дружеских отношений с бессознательным посредством поднятия на сознательный уровень его образов, ослабления отрицательного воздействия автономной энергии, перевода их в сознание и примирения этих образов с «Я» человека.
  • Восприятие духовного аспекта. Этот уровень похож на то, что люди называют «видениями» – это выброс того, что средневековые мистики называли полным проявлением сознания. Образ или цель событий, посредством способности человека к воображению, овладевает им с такой силой, что человек, на самом деле узнает и ощущает свое подлинное полное ‘Я’. В течении какого-то мига человек видит истинное единство, красоту и смысл жизни.

Трансформация образа как метод изменения эмоционального состояния

В общем виде предлагаемый метод может быть выражен формулой: чувство – образ – трансформация – чувство. Терапевтический процесс может быть представлен как последовательность из 10 шагов:

  1. Клиническая беседа.
  2. Прояснение симптома.
  3. Создание образа.
  4. Исследование образа.
  5. Проверка на фиксацию.
  6. Трансформация.
  7. Интегрирование образа с личностью.
  8. Ситуационная проверка.
  9. Экологическая проверка.
  10. Закрепление.

Н.Д.Линде приводит 10 основных методов трансформации состояний:

  1. Созерцание. Сосредоточение внимания на негативных качествах образа, созерцание его нежелательного качества для того, чтобы оно постепенно исчезло и вместе с ним исчезает негативное состояние. При этом необходимо различать негативные и позитивные качества образа. Позитивными характеристиками являются цвета, соответствующие природным реалиям (голубой, синий, серебристый, золотистый, белый, прозрачный). Негативные цвета – черный, коричневый. Грязно-желтый, серый и др. Позитивными следует считать все зрительные признаки, вызывающие приятное кинестетическое чувство: легкость, свежесть и т.д. негативными – тяжесть, жжение, давление и др.
  2. Мысленное действие. Прежде всего, следует спросить клиента, что ему хочется с «этим» сделать, и во многих случаях найденное клиентом решение оказывается вполне адекватным. Избранный способ действия должен соответствовать структуре психологического конфликта.
  3. Диалог. Разговор с образом как с реальной личностью, ведь он всегда выполняет для клиента определенные функции и воплощает те или иные чувства. Диалог может играть проясняющую роль, помогая выбрать правильную стратегию действий, но может служить и самостоятельным средством решения психотерапевтической задачи.
  4. Взаимодействие противоположностей. Психологические проблемы связаны с наличием противоположных сил, причем одна из взаимоопределяющих друг друга сторон осознается, а вторая – нет.
  5. Замена. В этом методе предлагается сначала найти образ, представляющий негативные чувства, а потом найти позитивный образ, который мог бы адекватно заменить его, после чего принять позитивный образ, отказавшись от негативного.
  6. Передача чувства. Этот метод состоит в том, чтобы мысленно передать образу те чувства (негативные), которые он вызывает. По мере передачи чувств негативный образ тает, а с ним исчезает и негативное состояние.
  7. Прослеживание судьбы образа. В этом подходе клиенту предлагается просмотреть процесс дальнейшего развития образа или его историю в обратном порядке вплоть до его возникновения. Как прошлое, так и будущее могут скрывать возможности избавления от негативного образа, а значит, и связанного с ним состояния. (подобный метод используется в НЛП)
  8. Свободное фантазирование. Отталкиваясь от первично заданного образа, клиенты (особенно художественного склада) могут просмотреть целый фильм в своем воображении, что само по ходу является трансформацией личности.
  9. Расширение осознания. Метод предполагает умение терапевта задавать вопросы, проявляющие скрытый смысл, содержащийся в образе. Цель его – более полное осознание клиентом своего проблемного поля.
  10. Волшебство. Этот метод предполагает различные варианты волшебных изменений по желанию клиента под магическим воздействием терапевта. Он применяется при разрешении тупиков третьей степени, когда человек считает, что чувствовал себя так всегда и не находит способа изменить образ. При этом клиенту предлагается представить, что образ изменился в нужном русле и описать, как он себя при этом чувствует.

Приручи своих драконов – работа с внутренними личностными страхами

Хосе Стивенс предлагает заглянуть в глаза наших страхов – семи личных драконов.

Он считает, что личность не в силах будет изменить себя, пока не отделается от собственных внутренних страхов. Это задача очень непростая, но совершенно необходимая для любой кардинальной ломки характера. Повернуться лицом к собственным страхам – значит заглянуть в темные, мрачные тайники самого себя, и не для того, чтобы почувствовать раскаяние, стыд или заняться самобичеванием, а чтобы высвободить заключенные в них потенциальные жизненные силы.

В сказках герои успешно сражаются с драконами и одолевают их, расчищая себе путь к победе. Однако эта динамичная, мужская, западная методика веления поединков с драконами непременно должна уравновешиваться более привлекательным, женским, восточным подходом к делу, направленным на изменение – трансформацию чудовищ. В искусстве ведения войны общеизвестным является факт, что если вы обороняетесь или нападаете на неприятеля, вы неизбежно подвергаете себя риску быть раненым или даже убитым.

Следовательно, наилучшей стратегией является знание своих противников, умение предвидеть их действия и способность дать им возможность уничтожить друг друга самим, не делая себя при этом их мишенью. Сказанное вовсе не означает, что мы уклоняемся от встречи с неприятелем: мы продолжаем поединок, но энергия наших усилий направлена не на сгорание в пылу сражения, а на тактику распознавания.

Хосе Стивенс решил использовать метафорическое понятие “дракона”. Дракон – не человек; это как микроб или паразит, который живет внутри нас, но не мы сами.

Дракон – это иконоподобный образ, олицетворяющий собой существо, несущее опасность и страх, которые таятся у нас на пути и готовы каждую минуту преградить нам дорогу к прогрессу. При первом столкновении дракон неизменно наводит страх на одинокого путника. Лишь много позже, хорошенько с ним познакомившись, мы начинаем понимать, что сам дракон и дает нам ключ к спасению – необходимую информацию о том, как обратить мощь его когтей себе на пользу, и вместо обещанного, неизбежного поражения обрести победу. Эта завоеванная своими руками победа гонит прочь сомнения и страх, расчищает нам дорогу ко всеобщему объединению, знанию, мудрости, правде и красоте.

Семь драконов – это самые известные из всех человеческих недостатков. В разные времена их называли по-разному: семью смертными грехами, семью пороками, первородным грехом, дьявольскими соблазнами, грехопадением человека, кознями Сатаны – и так далее.

В наше время мы даем семерым драконам более научные наименования: отсутствие интереса к любого рода деятельности или полное бездействие, патологические отклонения в психике, уход в себя, неврозы, слабоумие, развитие механизма повышенной защиты от психических расстройств, склонность к антисоциальному поведению.

Нашей задачей является обуздание драконов, пытающихся ужиться в нас, и подчинить их своей власти. Обвинения и порицания служат лишь напрасной тратой времени. Мы сами ответственны за нашу свободу и не представляем собой одно целое с гнездящимися в нас драконами.

Первое и самое главное, что следует знать о семерых драконах, это то, что между ними не существует никакой иерархии. Один из них ничем не хуже и не лучше другого. Жадность ничуть не лучше высокомерия, а склонность к мученичеству ни в чем не уступает упрямству. Последствия их воздействия на нас одинаково тяжелы. Они высасывают из нас жизненные соки, оставляя нам лишь высохшую оболочку, неспособную осуществить наши мечты. Причина, по которой у драконов отсутствует иерархическое различие, очень простая в основе каждого из них лежит одна и только одна вещь – страх. Именно он является их кровью, подпитывает их, пока они растут. Вот почему и все страдания людей проистекают из одной единственной вещи – безграничного, подавляющего страха во всех его видах и проявлениях. Семеро драконов обладают основными формами проявления ничем не обоснованных страхов, и распознать этих чудовищ – значит сделать первый шаг на пути к избавлению от страха. Без необоснованных страхов исчезают и все человеческие страдания.

Хотя между драконами отсутствует иерархическое разделение, они, тем не менее, имеют определенные взаимоотношения, которые дают нам ключ к пониманию того, как они действуют: высокомерие – самоуничижение; нетерпеливость – склонность к мученичеству; жадность – склонность к саморазрушению; упрямство. Упрямство – это дракон, стоящий в стороне от остальных. Он не имеет своего двойника-противоположность. Это отсутствие союзника позволяет ему считаться нейтральным. Однако упрямство может стать в пару с любым из шести драконов.

Дракон высокомерия

Страх перед собственной незащищенностью, уязвимость и страх перед возможным вынесением негативной оценки; завышенное представление о собственной значимости. Люди, испытывающие воздействие этого дракона, плавают от чувства напыщенности и собственной особенности до ощущения подавленности и полной никчемности. Их страхи выражаются в отчужденности, оторванности, стеснительности, притворстве, самолюбовании, ложном представлении о собственной значимости и критическом отношении окружающих. Они пытаются выглядеть совершенными и безупречными в глазах других людей, поскольку в детстве подвергались бесконечным сравнениям с завышенными стандартами.

Дракон самоуничижения

Страх перед собственной неполноценностью и плохой подготовленностью к жизненным испытаниям; заниженное самоуважение. Страх людей с этим драконом проявляется в их раболепствовании, пресмыкании, нескончаемых извинениях, робости, подавленности и самокритичном отношении. Они избегают критики окружающих, первыми подвергая себя критической оценке. В детстве подвергались давлению со стороны родителей и унижениям.

Дракон нетерпеливости

Страх перед возможностью упустить время. Люди, терзаемые этим драконом, отличаются несдержанностью, нередко пребывают в состоянии стресса, пытаются сделать слишком многое за короткий промежуток времени и неизменно живут мечтами о будущем. Они обладают слабой связью с текущим моментом и нередко могут стать жертвой несчастного случая. В детстве были лишены приобретения достаточного жизненного опыта.

Дракон мученичества

Страх перед возможностью оказаться загнанным в угол сложившимися обстоятельствами или в результате давления со стороны. Люди, испытывающие воздействие этого дракона, склонны к жалобам, выражению недовольства и сориентированы на то, чтобы превращать себя в жертву. Они обладают настоящим талантом зарождать у окружающих чувство вины. В детстве были принуждены к постоянному повиновению.

Дракон жадности

Страх основан на ощущении недостаточности того, что может предложить окружающее. Страх людей, терзаемых этим драконом, выражается в привязанностях к пагубным привычкам, обжорстве, ненасытности, домогательствах чего-либо, им не принадлежащего, страсти к накопительству или всяческом подавлении собственных желаний. Их жадность распространяется на пищу, власть, богатство, секс или нечто специфическое. В детстве испытывали чувство лишенности и покинутости.

Дракон саморазрушения

Страх перед потерей контроля. Люди с воздействием этого дракона испытывают прочную привязанность к пагубным привычкам и обладают склонностью к насилию и самоубийству. Отличаются дикой, необузданной манерой поведения, направленной на саботирование своего существования. Редко живут достаточно долго, поскольку не способны найти смысл жизни. В детстве подвергались оскорблениям и испытывали чувство покинутости.

Дракон упрямства

Страх перед чьим-либо авторитетом и неожиданными переменами. Страх людей, терзаемых этим драконом, выражается в проявлении открытого неповиновения, неуступчивости, твердоголовой непоколебимости в отстаивании своей позиции, склонности к оспариванию чужого мнения и полном отказе к нему прислушаться. Своим поведением пытается замедлить ход события и выторговать себе немного времени. В детстве были лишены возможности иметь собственное мнение и принуждены делать то, что им говорят.

Самое мощное оружие в борьбе против драконов Хосе Стивенс рассматривает виды оружия, предназначенные для ведения поединка с конкретным драконом, и предлагает еще два универсальных подхода, позволяющих с наибольшей эффективностью уничтожить всех чудовищ. Это – вдумчивое отношение к тому, что вы делаете, и внимательность. Именно они постепенно подводят вас к четырем основным столпам жизни, которыми являются истинная, или полноценная, работа, полноценное развлечение, полноценная учеба и полноценный отдых. Когда установится баланс между этими четырьмя столпами, личность обретает столь мощные жизненные силы, что не будут страшны никакие драконы. Вдумчивость, или медитация, и внимательность не позволят приблизиться близко ни одному из чудовищ, потому что они дают возможность идентифицировать применительно к себе четыре столпа жизненной силы.

Вдумчивость (медитация) и внимательность: наиболее мощные виды оружия против драконов

Дракон процветает на той постоянной болтовне, которая происходит в нашем сознании. Если в течение какого-то времени посидеть спокойно, то можно заметить, что хотя тело остается неподвижным и даже расслабленным, сознание продолжает активно работать: в нем всплывают воспоминания, беспокойства, комментарии, ожидания, вопросы и сомнения. В таком шуме дракону очень легко взять над нами верх и направлять эту не утихающую болтовню. Фактически это является основным способом, которым дракон оказывает воздействие на нашу личность. Таким образом, если мы не способны контролировать свои мысли, мы не способны удерживать под контролем и нашего дракона.

Секрет состоит в том, чтобы утихомирить наше сознание. Помогает этому метод медитации.

Медитация

Существует много способов медитирования. Ниже приводится простой и испытанный метод медитации, который вполне можно использовать в своих занятиях.

  1. Сядьте удобно, спина прямая, руки и ноги не перекрещены. Или же вы можете использовать восточный способ, расположившись в позе “лотоса”.
  2. Закройте глаза или держите их открытыми, скользя рассеянным взглядом по земле у ваших ног.
  3. Сконцентрируйте внимание на своем дыхании. Сначала не пытайтесь его изменить, просто наблюдайте за ним.
  4. Затем постепенно начинайте его регулировать, мысленно ведя счет до восьми: считая до семи, медленно делайте вдох. На счет “восемь” задержите дыхание. Затем также медленно, считая до семи, делайте выдох. На счет ‘восемь’ снова задержите дыхание. Продолжайте делать вдох и выдох в той же манере. Наблюдение за дыханием и ведение счета дает вам самую простую структуру ритмичных колебаний.
  5. Мысли могут пытаться прорваться в ваше сознание, пытаясь увести вас от ведения счета и наблюдения за дыханием. Если это происходит, старайтесь просто следить за их течением посторонним взглядом, как если бы вы наблюдали за падающей листвой. Такими на самом деле они и являются: мимолетными событиями, не имеющими никакого значения. Это ‘нечто такое, чему нужно дать выход.
  6. Если в процессе выполнения упражнения вы почувствуете раздражение, отметьте это и старайтесь ему не поддаваться. Все, что с вами происходит, является частью метода медитации и помогает его осуществлению, даже появление сонливости. Однако лучше отводить проведению медитации время, когда вы находитесь в состоянии полного бодрствования и не очень устали

Режим бодрствования

Во время медитации вы можете выглядеть спящим или казаться дремлющим. Все это очень далеко от истины. Эффективное медитирование является формой бодрствования, вдумчивости, внимательности и прочной связи с текущим моментом. Это не столько акт действия, сколько акт бытия. Регулярное медитирование повышает эффективность нашего состояния бодрствования, и внимательное, вдумчивое отношение распространяется на все наши повседневные, обычные занятия. Пища приобретает более тонкий вкус, структура каждой вещи воспринимается с большей отчетливостью, а слуховое восприятие повышается, поскольку мы учимся обладать связью со всем, что нас окружает. Теперь уже не драконы проживают нашу жизнь за нас, а мы сами воспринимаем каждую крохотную частичку нашего бытия. Такой подход к жизни ведет к спокойствию, безмятежности и счастью.

Концентрация

Альтернативным методом вдумчивого отношения ко всему окружающему является искусство концентрации. Степень концентрации можно определить четырьмя различными уровнями, достигаемыми выполнением следующих методик:

Простая фокусировка: этот уровень включает в себя фокусирование внимание на специфичных ощущениях, порождаемых органами наших чувств. К примеру, из всего океана окружающих нас звуков мы выбираем только трели сверчка и сосредоточиваемся на этом звуке в течение нескольких минут. Затем мы переносим свое внимание на область зрительных ощущений и на несколько минут концентрируем его на стоящем в отдалении одиноком дереве. После этого перенесим внимание на специфичное ощущение зуда на коже тела или сфокусируем его на большом пальце правой руки. Затем сконцентрируем его на своих эмоциях, и так далее. Эта методика развивает нашу внимательность и позволяет, подобно лазерному лучу, концентрировать ее на различных аспектах жизни.

Рассеянная фокусировка: следующим шагом в приобретении умения концентрации является развитие способности восприятия окружающего широким фокусом внимания. Теперь, вместо выделения отдельного звука из общего шумового фона, мы рассеиваем свое внимание и слушаем одновременно все звуки окружающего мира. Затем мы переносим внимание на зрительное восприятие и смотрим на мир широким полем зрения, не концентрируя внимание на какой-то конкретной детали. После этого прислушаемся к ощущениям всего нашего тела. Ощутим на себе весь объем окружающего нас пространства, почувствуем себя его частичкой, и так далее.

Перенесение фокусировки: следующий уровень концентрации включает в себя умение легкого, без напряжения, переноса фокусировки внимания с одного типа восприятия на другой, со внутренней фокусировки на внешнюю, с узкого фокуса восприятия на широкий.

Изменение фокусировки: следующим шагом концентрации является приобретение способности изменить свой угол зрения таким образом, чтобы, к примеру, увидеть большой палец своей правой руки изнутри, прислушаться к нему, почувствовать себя стоящим в отдалении деревом, ощутить его восприятие окружающего мира и так далее. Полезность умения концентрации состоит в том, что:

  1. Оно развивает способность фокусировать внимание наиболее эффективным образом и на всем, на чем мы только пожелаем.
  2. Помогает взять на себя ответственность за то, как мы используете свое сознание.
  3. Сокращает возможность драконов взять нас под свою опеку и наполнить наше сознание какими бы то ни было страхами.
  4. Развивает способность ощутить свою красоту и красоту окружающего мира.
  5. Повышает жизненные силы, запас энергии и здоровья.

Личный опыт работы со своим страхом

Я обнаружила, что в значительной мере мой внутренний рост осуществился благодаря работе со страхами. Если рассмотреть самые значительные события моей жизни, то окажется, что они словно вращаются вокруг страха. Или вокруг того, чтобы, так или иначе, справляться со страхом — страхом не реализоваться в творчестве, страхом утраты, страхом наказания, критики и осуждения, страхом отвержения, страхом одиночества, страхами о выживании, страхом разоблачения, страхом поражения, страхом успеха, близости, конфронтации, гнева, потери контроля. И каждый раз, когда мне удавалось преодолеть один из значительных страхов и расслабиться, это знаменовало новую стадию самопознания.

Немецкий психолог Отто Ранк связывал страх успеха с так называемым страхом перед жизнью, Страх перед жизнью означает страх быть индивидуальностью, выделиться из

массы, продвинуться вперед, утвердить и реализовать себя. Достижение

намеченной цели делает человека как бы уязвимым – это словно выход на линию огня. И такой выход на линию огня я ощутила в тот момент когда решила начать активную профессиональную деятельность по ведению тренингов. Состояние тревоги прогрессировало постепенно, по мере приближения к моменту конкретных шагов. На меня обрушилась целая лавина моих страхов, один другого страшнее, это социально-оценочные страхи: страх выступления; боязнь общения с незнакомыми лицами, с мужским полом (я всегда пасовала и боялась деловых уверенных мужчин); страх ответственности, страх позора, несоответствия нормам; страх быть плохой, некрасивой, показаться слабой, страх перед агрессией и превосходящей силой, страх ошибок.

Я чувствовала огромную силу внутри себя, но она была направлена против меня. Я точно понимала и ощущала, что вплотную приблизилась к моей ближайшей зоне развития, но войти в неё не могу из-за сковавших меня страхов. Страх меня парализовал. Возникла серьёзная угроза моего Эго и оно начало меня сильно тормозить. Это проявлялось во всём, начиная с мыслей, которые были не из лучших, и кончая многочисленными ситуациями, которые меня отводили в сторону от намеченных планов. В тот момент я с ужасом думала, что поставленных целей мне никогда не достигнуть и жизнь мне явно показывает красный свет. Терзающее состояние когда пытаешься всё-таки понять что на самом деле происходит – или я иду не туда, или я наоборот на правильном пути и активизировалась моя защита, чтобы оставить меня на прежнем уровне развития.

После того, как я дошла до самого дна своих страхов, которые имели огромную власть надо мной, я задала себе вопрос: хочешь ли ты стать свободной – или предпочитаешь оставаться в тюрьме, в зоне?.. Оставаться рабом оценок, рабом отношений, мелкожитейских зависимостей, рабом самого себя? И в тот момент произошёл перелом моего состояния, и я вдруг осознала собственное желание освободиться от этого груза и преодолеть свои страхи.

Самый ужасный тормоз развития, тормоз жизни – боязнь ошибок. Это, в сущности, то же самое, что и страх перед плохими оценками. И первое что я для себя сделала – это дала разрешение на ошибки : во всем – в работе, общении, учебе, любви. В жизни необходимы ошибки. Поток ошибок и есть нормальная жизнь, в которой одни ошибки более или менее уравновешиваются другими. Главное, чтобы они были разнообразными. Первая ошибка – не ошибка, вторая ошибка – ошибка, третья ошибка – диагноз, если одна и та же.

Я начала себя за шиворот вытаскивать из той ямы, в которой оказалась и потихоньку стала прорисовываться картина происходящего. Я стала не бороться со страхом, а начинать выдавливать из себя по капле раба. Мне важно было понять суть своих страхов, принять новую жизненную позицию, новое отношение ко всему и к себе самой. Я вне оценок – так я настраивала себя изо дня в день. Настраивала себя на спокойное отношение к той вероятности, что я могу кому-то не нравиться по тем причинам или иным.

Я писала и развешивала разные аффермации, про себя их проговаривала. И параллельно начинала двигаться по плану к намеченным целям. Было жутко страшно, каждый раз приходилось преодолевать себя, но было отчётливое ощущение, что именно конкретные шаги позволяют в большей степени справляться со страхом.

Применяла ряд методик, которые придавали сил и уверенность.

  1. Начала более пристально следить за своими драконами. Основным, самым сильным оказался дракон самоуничижения. Мне важно было научиться фиксировать его проявление в моей жизни и начать справляться с ним. Все проявления были на лицо: внешние – опущенные плечи и тенденция к мелкому, частому дыханию; униженность; подавленность настроения; смирение; угодничество; отчужденность; покорность, безропотность; упадок духа; запуганность; ощущение вины, внутренние – вынесение обвинения самому себе, осуждения и порицания; обреченность, ощущение собственной неполноценности, недостойности и никчемности. Дракон нашептывает, что чем чаще я по поводу и без повода буду приносить окружающим извинения и стараться держаться в тени, тем лучше для меня. “Избегай боли и разочарований, – увещевает чудовище, – ищи успокоения в бездействии и неприметности”.

Концентрируя своё внимание я стала применять предложенные Хосе Стивенсоном семь видов оружия для уничтожения дракона самоуничижения:

Оружие первое: осознайте, что вы и дракон самоуничижения – не одно и то же.

Оружие второе: проникнитесь мыслью, что вы боитесь быть неполноценным.

Оружие третье: пожелайте добиться успеха во всех своих начинаниях.

Оружие четвертое: откажитесь от привычки приносить за все извинения.

Оружие пятое: используйте любую возможность, чтобы расправить крылья души.

Оружие шестое: постоянно самоутверждайтесь.

Оружие седьмое: откажитесь от награды чувствовать себя правым, заранее предсказывая себе неудачу.

И применяла упражнения направленные на обуздание дракона самоуничижения:

  • Упражнение первое: диалог со своим внутренним критиком. Я научилась возражать внутреннему голосу, отпускающему в мой адрес критические замечания.
  • Упражнение второе: ежедневно отмечать свои успехи. Вечером составляла список, по крайней мере, трех вещей, которые мне особенно удались сегодня, независимо от того, насколько день оказался плохим.
  • Упражнение третье: записывала и читала признания моих друзей о моих достоинствах.
  • Упражнение четвертое: диалог со своим отражением в зеркале, говорила себе то, что хотела слышать от других, хвалила, поддерживала.
  • Упражнение пятое: научилась слышать и принимать преподносимые мне комплименты с искренней благодарностью.
  • Упражнение шестое: честно ответить себе на вопрос – чего я боюсь делать? Проявлять активность и делать то, на что не решалась до сих пор – делать телефонные звонки, назначать встречи, проводить презентации себя и своих программ.
  • Упражнение седьмое: искать ресурсы энергии в новом опыте – записалась в бассейн, стала заниматься аэробикой, пробую новые для себя вкусы, цвета, состояния.

Положительный полюс этого дракона – скромность. Но истинная скромность не имеет ничего общего с самоуничижением. Истинная скромность не терзает, а возвышает человеческую сущность. По-настоящему скромный человек не испытывает сомнения в собственных силах. Он способен добиться всего, что считает для себя достойным.

Каждое утро для меня начинается с нескольких несложных упражнений, взятых из телесно ориентированной психотерапии, которые помогают снять напряжение в мышцах и сосредоточиться на концентрации внимания внутри себя. Это помогает лучше почувствовать контакт с собой, успокоиться и пропустить через себя нужную энергию. При этом состоянии я нашла в себе же – себя духовную, та которая спокойная, естественная, уверенная и в меру активная. Она наблюдатель, она контролирует тело, эмоции, разум, ей они подвластны. Ощущение выхода из замкнутого круга, где ни тело, ни разум, не эмоции друг другу не подчиняются. И нахождение четвёртой точки, она над головой, откуда всё остальное хорошо наблюдается и контролируется. В течении дня при необходимости успокоиться, достаточно просто об этом вспомнить и приходит естественное состояние из которого и другие люди воспринимаются естественными. Начинаешь общаться не с образами, например директора или начальника, а с реальными людьми с такими же человеческими потребностями, как и у всех – в понимании, внимании и душевном тепле.

Мне пришлась по душе практика с ритуалами, и я с огромным удовольствием продела несколько ритуалов по интеграции необходимых мне качеств. Один из них – это сжигание листочка с написанными качествами, от которых я хочу отказаться (неуверенность, страх и ощущение себя жертвой) на одном берегу реки и движение по мосту к противоположному берегу к своим желаемым качествам (уверенность, чувство собственного достоинства и мудрость), максимально вживаясь в них и представляя себя в настоящем времени, обладая уже ими.

Через медитацию проделана работа со своим внутренним «раненым» ребёнком, у которого изначально преобладал страх. Это был очень испуганный 8-ми летний мальчик, который даже не шёл на контакт. В течении двух недель визуализация его рядом, чувствования его внутри и налаживания контакта, диалога с ним. По ходу работы первоначальный образ трансформировался ( что меня очень удивило и приятно порадовало – симпатичный высокий, уверенный в себе молодой парень, которого зовут Лёлик) и ощущение внутри радости и реальное чувствование поддержки и позитивной энергии.

На психотерапии, при отработки уверенности мною был найден образ львёнка, как субличности и дальнейшая работа с ним. Этот образ подробно мною расписан, и дома нашлась похожая картинка львёнка, которую я повесила перед глазами. Максимально постаралась его выпустить в жизнь, вжиться и действовать из него. Очень интересный опыт взращивания в себе позитивных качеств. Этот образ прочно ассоциируется у меня с уверенностью, смелостью и силой. Когда я действовала из него, то страх отсутствовал, а была лёгкость и игривость. Это состояние очень помогало снижать волнение и напряжение перед важной встречей и звонками.

Выявление внутренних установок, связанных со страхами с помощью методики для проработки своей цели по солнышкам. При желании достичь своей цели проясняются скрытые страхи – то чего боюсь, чего не принимаю, чего избегаю. Негативные установки были заменены позитивными: Я начинаю чувствовать себя яркой и успешной, Я уже сейчас могу быть смелой и уверенной, Я учусь позитивно воспринимать критику. Которые в процессе работы с ними трансформировались в : Я яркая и успешная, Я смелая и уверенная, Я позитивно воспринимаю критику.

Познакомилась с новой для себя техникой – ТРАНСЕРФИНГ. После прочтения книги « трансерфинг реальности» была какое-то время в вакууме, т.к неожиданно для себя получила в одной книги ответы на свои многочисленные вопросы и подтверждение своим сделанным выводам к этому моменту из жизненного опыта. В частности по этой техники страх при его появлении надо заменять уверенностью, что я до этого уже начала практиковать. И то, что пытаешься избежать, чего боишься и не хочешь – наоборот входит в твою жизнь, и ты перемещаешься именно в ту реальность, где этого в изобилии. Очень на меня повлияло осознание того, что всё то, что мы видим вокруг – это индивидуальная реальность каждого, а не общая. И когда осознаёшь, что это моя реальность – то пропадает страх, потому что её можно изменить, это подтверждает то, что каждый кузнец своего счастья. На самом деле всё, что записано в поле информации, было там всегда и всегда останется. Линии жизни существуют как киноленты. То, что прошло, не исчезло, а осталось. То, что ещё будет, есть уже сейчас. Текущий отрезок жизни – это материальная реализация пространства вариантов на данном отрезке линии жизни. Я попробовала почувствовать разные реальности, перемещаясь в пространстве, и поняла, что это возможно. Всё это существует через наше сознание. В тот момент, когда у меня руки опустились, когда была череда неудач и было не справиться с эмоциями, которые тянули меня в яму, я попробовала вечером переместить себя в другую реальность, в ту которую желала. На физическом уровне через ощущения своего тела, я нашла соответствующую точку в пространстве, где почувствовала комфортную энергию. Прочувствовала, увидела, услышала эту реальность и постаралась закрепиться в ней всеми чувствами, эмоциями, мыслями. И к моему удивлению на следующий день меня ждал подарок – я получила приглашение в фирму провести презентацию своих программ. На тот момент мне это казалось какой-то фантастикой, сейчас я всё больше в это верю, т.к. пользуюсь этим и получаю реальные результаты. И ещё один очень важный для меня вывод, который постоянно себя подтверждает по жизни – это то, что когда чего-то очень сильно хочешь и придаёшь этому слишком большое значение, важность, то это отодвигается и не даётся, а усилия сверх меры приведут к отрицательному результату. Метод для получения желаемого – снижать уровень значимости, важности этого для себя, при этом верить в исполнение и быть в равновесии.

Работа с клиентами

Консультация 1

У клиентки ( Лены) страх темноты, ей кажется, что когда она закроет глаза, то в комнате появятся мертвецы.

После прояснения запроса – снизить чувство страха в тёмных помещениях и в целом в жизни, я предлагаю ей представить тёмную комнату и появившихся мертвецов.

Она чувствует ужас. Мы определяем в каком месте тела она чувствует этот ужас (в голове) и я прошу её описать как он может выглядеть. Это цилиндр стального цвета (подробно описывает его), которого так и зовут – цилиндр.

Я предлагаю Лене стать этим цилиндром, и в процессе беседы с ним она вспоминает ситуацию из детства, когда её родители оставили ночевать в комнате с умершим младшим братом, и она залезла в шкаф. Выясняется, что роль цилиндра пугать её и сигнализировать об опасности, для того чтобы спрятаться, затаиться. При этом выясняется, что в жизни при малейшем ощущении опасности он Лену заставляет прекращать все дела и принимать выжидательную позицию. На вопрос – « что Лене надо сделать, чтобы он её оставил?» – ответ : ‘заново пережить ту ситуацию с детства’. На моё предложение сходить на свой страх в ту комнату с мертвецом, клиентка согласилась. После проигранной сцены из детства у клиентки осталось ощущение субличности цилиндра гораздо меньшего размера, который изъявил желание остаться, но уже в качестве помощника и определил конкретные качества (это – осознанное восприятие опасности, смелость идти на свой страх и прислушиваться к интуиции), которым должна соответствовать Лена для того, чтобы иметь власть и контроль над ним. Выводы клиентки в конце консультации :

  • что представление и ощущение страха было намного выше реального,
  • что она теперь может контролировать и имеет власть на своим страхом (это касается и темноты и ситуаций в жизни, где страх в большей степени надумывался),
  • будет прислушиваться к своему помощнику, который ей может дать почувствовать опасность в жизненных ситуация или в отношениях,
  • не прятаться от страха, а идти на него.

Заключение

В процессе работы над темой страхов, я пришла к мнению, что каждый челочек имеет право бояться и не бояться. Те, кто выбирают право не бояться, делают шаг в сторону личностного роста, приобретают большую личностную силу и поднимаются на ступеньку выше в своём развитии. Что касается меня, то этот период работы со своими страхами и смелость идти именно туда, где они есть, т.е. на свой страх дал мне несравненно больше, чем последние несколько лет. Нет универсальных методов работы со страхами, каждый метод даёт свой неповторимый результат. Выбирая различные методики можно активно работать со своим страхом, можно к нему просто приближаться, рассматривать, можно вести с ним разговор, можно его понять. Ведь любой страх – величина переменная. Любой страх может занимать в нас больше места, а может – меньше. И ты можешь сказать себе: страх – часть меня, и в каких-то пределах я могу его увеличивать и уменьшать, разжимать и сжимать – как кулак, как грудную клетку. Пока еще страх мной владеет, но придет время, и я – овладею им! В одном все методы схожи – это то, что при работе со страхами необходима осознанная концентрация на текущем моменте, т.е. жить в настоящем и конечно же принятие решения идти на свой страх. В реальной жизни, мы попадаем в ситуацию, в которой начинаем чувствовать беспокойство, страх, тревогу, и по возможности сразу же спрашиваем себя: «чего я боюсь?», ожидаем скорый ответ, получаем и честно озвучиваем его и … идём делать то, чего мы боимся делать. Всё очень просто! Конечно, можно не быть таким уж радикально-маниакально настроенным в ‘разборках’ со своими страхами – можно делать то, чего боишься сделать, на половинку, на четвертинку, на одну миллионную, зажмурившись, зажавшись, стиснувшись, но идти и делать это. Можно, чуть прикоснувшись к страху, отпрянуть, отбежать, как отважный заяц. Можно. Но, начинать это делать нужно – потихоньку, понемножку, но факт начала и осуществления боевых действий против своих же страхов, должен состояться, и постоянно поддерживаться в ‘рабочем состоянии’. Ведь мало хотеть, надо и действовать, чтобы осуществить эти и любые свои желания. Поэтому, вначале, необходимо разобраться, чего я хочу? Хочу ли я навсегда избавиться из-под жёсткой, медной власти, из оков своих страхов, СТРАХА вообще, научиться с ним работать, указать ему на его место? Страх – это наша необузданная, неизученная нами пока ещё, но, СИЛА! Побеждая какой-либо страх, мы забираем его силу, его энергию себе, и чем дальше мы идём по пути становления духа, развития в себе таких качеств как смелость, непринуждённость и непринуждаемость, всегда и легко борясь и побеждая свои страхи, тем сильнее и мудрее мы становимся.

Литература

  1. Гулдинг М., Гулдинг Р. Психотерапия нового решения. Теория и практика. – М.: «Класс», 1997.
  2. Джонсон Р. Сновидения и фантазии. – М., 1996.
  3. Зеланд В. Трансерфинг реальности. Ступень I: Пространство вариантов. – СПб.: ИГ «Весь», 2005.
  4. Зигмунд Фрейд: Хроника – хрестоматия./Сост. Вал.А. Луков, Вл.А. Луков – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1999.
  5. Леви В.Л. Приручение страха
  6. Лоуэн А. Радость. – Мн.: «Попурри», 1999.
  7. Лоуэн А. Предательство тела. –
  8. Линде Н.Д. Медитативная психотерапия. – М., 1994.
  9. Польстер И., Польстер М. Интегрированная гештальт-терапия: Контуры теории и практики. – М.: «Класс», 1997.
  10. Стюарт В. работа с образами в психологическом консультировании. – М.: «Класс», 1998.
  11. Хосе Стивенс Приручи своих драк.
Cодержание
Подпишитесь на рассылку, чтобы получать полезные материалы о развитии лидеров и команд Подписаться
Мы используем куки
Оставить заявку

Оставьте свои контактные данные, и наши менеджеры проконсультируют вас в ближайшее время!

    • Собственник
    • Консультант
    • Специалист
    • Топ-менеджер
    • HR
    • HR BP
    • HRD
    • Руководитель
    • Ассистент
    • Другое
    • 10:00-12:00 (Мск)
    • 12:00-14:00 (Мск)
    • 14:00-16:00 (Мск)
    • 16:00-18:00 (Мск)
    • 18:00-20:00 (Мск)
    Заказать проект в компанию

    Оставьте свои контактные данные, и наши менеджеры проконсультируют вас в ближайшее время!

      • Собственник
      • Консультант
      • Специалист
      • Топ-менеджер
      • HR
      • HR BP
      • HRD
      • Руководитель
      • Ассистент
      • Другое
      • Программа Интегральные технологии развития людей и организаций
      • Курс Вовлекающее лидерство
      • Другое обучение
      • Корпоративный запрос
      • Коучинг
      Запись на вебинар

      Для регистрации на вебинар оставьте свои контактные данные.

        • Собственник
        • Консультант
        • Специалист
        • Топ-менеджер
        • HR
        • HR BP
        • HRD
        • Руководитель
        • Ассистент
        • Другое

          Связаться с нами

          Оставьте ваши контактные данные, и мы свяжемся с вами в удобное время!

            • Собственник
            • Консультант
            • Специалист
            • Топ-менеджер
            • HR
            • HR BP
            • HRD
            • Руководитель
            • Ассистент
            • Другое
            • СПГ-22
            • ВГ-20
            • СПГ-21
            • МГ-21
            • ВГ-19
            • МГ-20
            • СПГ-20
            • ВГ-18
            • МГ-19
            • СПГ-19
            • МГ-18
            • СПГ-18
            • ВГ-17
            • ВГ-16
            • ВГ-15
            • ВГ-14
            • ВГ-13
            • ВГ-12
            • ВГ-11
            • ВГ-10
            • ВГ-9
            • ВГ-8
            Рассылка

            Ничего лишнего, только полезные материалы и никакого спама. Подпишитесь и узнаете много нового

              Отправляя форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
              Перейти к содержимому