Введение
Я не могу назвать себя жизнерадостным человеком. Мне трудно получать удовольствие от жизни просто смотря на закат или рассвет, лежа под пальмой или закусывая красную икру черной. Ровно как меня не привлекают безумные вечеринки на яхтах в открытом океане или покорение Эвереста (не дай бог) в снег и ветер, с палатками и отсутствием горячего душа.
Зато я люблю общаться с людьми и читать книги.
И как это не странно может показаться, я ощущала себя совершенно не на своем месте стоя на краю обрыва, сдуваемая ветром, со стаканам водки в немытых более двух суток руках. И ровно настолько же была, наоборот, счастлива, когда брала интервью у шамана на тему этого диплома, встав 6 утра. Или, когда поняла, что Булгаков благодаря Воланду соединил Мастера и Маргариту и подарил им их собственный мир.
Непередаваемое счастье ощутить вдруг «здесь и сейчас я живу в своем мире» и в этом и есть смысл. И такое же счастье признаться себе честно, что есть мое, а что я из одолжения к обществу пытаюсь сделать своим. Именно в такие минуты ощущаешь себя одновременно великим и просто человеком. Ощущаешь жизнь на 100%.
В понятие «Жить на 100%» я вкладываю – максимально полное проживание собственной, истинной, жизни с радостью и удовольствием.
Для меня тема диплома – это необходимость, лечение себя и послание миру: «нет ничего проще и радостнее, чем жить на 100% уже сейчас».
Моя гипотеза заключается в следующем. Чтобы жить на 100% достаточно трех составляющих: видеть смысл в жизни или хотя бы в каждой ситуации, быть честным с собой и быть в моменте здесь и сейчас.
Итоги по гипотезе меня удивили, обрадовали и дали толчок к дальнейшему развитию моей темы.
Целью моей работы является определение базовых для всех людей составляющих, которые позволяют максимально полно проживать жизнь с радостью и удовольствием, по средствам работы с группами.
Задачи работы следующие:
– определить базовые факторы, позволяющие жить на 100%
– подобрать методы и упражнения для групповой работы, позволяющие проанализировать существующие составляющие жизни на 100% у участников тренинга
– создать и провести тренинг «Жить на 100%»
– Проанализировав результаты, сделать выводы
– Подтвердить или опровергнуть гипотезу
В ходе написания диплома я изучила точки зрения столпов психологии и психотерапии, лично общалась с людьми, представляющими «передний край» современного трансперсонального направления и провела более 20 индивидуальных коуч-консультаций и два четырехчасовых тренинга.
Надеюсь, что для вас прочтение моего диплома станет таким же увлекательным путешествием, каким стало для меня его написание.
Теоретическая часть
1.1. Видеть смысл
Экзистенциальный вакуум
Отказ от традиций, отсутствие режима тоталитаризма, осознание, что инстинкты не управляют нашей жизнью, понимание, что работа и корпоративный мир – это только часть жизни – приводят к экзистенциональному вакууму. Как сказал В. Франкл, не зная ни того, что ему нужно, ни того, что он должен, человек, похоже, утратил ясное представление о том, чего же он хочет. В итоге он либо хочет того же, чего и другие (конформизм), либо делает то, что другие хотят от него (тоталитаризм). (1)
Маслоу в своих трудах отводит «наличию смысла» место среди высших потребностей и объясняет, что удовлетворение низших потребностей является необходимым условиям для того, чтобы были удовлетворены высшие. Часто мы можем наблюдать следующую трактовку: в первую очередь – «закрыть» низшие потребности, а потом уже размышлять о смысле жизни. Однако Виктор Фракл в своей книге «Человек в поисках смысла» указывает на острую потребность в смысле в жизни именно в крайних и неимоверно сложных ситуациях, таких как пребывание в концлагере, где узники ежедневно балансируют между жизнью и смертью, где невозможно удовлетворить элементарные потребности в еде и безопасности. «Не последний из уроков, которые мне удалось вынести из Освенцима и Дахау, состоял в том, что наибольшие шансы выжить даже в такой экстремальной ситуации имели, я бы сказал, те, кто был направлен в будущее, на дело, которое их ждало, на смысл, который они хотели реализовать».(1)
С другой стороны, мы наблюдаем потерю смысла в нынешнем «обществе изобилия», когда еда, секс, развлечения, безопасность доступны всем в той или иной мере, где удовлетворение низших потребностей не вызывает радость, а воспринимается как данность, как само собой разумеющееся. Американские ученые отмечают, что депрессия помолодела: если раньше таким расстройством психики страдали тридцатитрехлетние люди, то теперь четырнадцатилетние подростки. (2) Современное общество только удовлетворяет потребность, но не создает стремление к смыслу. В обществе изобилия увеличивается количество свободного времени, которое, казалось бы, можно направить на более осмысленное построение собственной жизни, однако психиатры обнаруживают более проявленный экзистенциальный вакуум в «воскресных неврозов». Мои клиенты, которые приходят на коучинг – обеспеченные люди, с одним или несколькими высшими образованиями, с купленными квартирами и машинами в кредит, они могут позволить себе несколько раз в год отдыхать на лучших курортах мира, но постепенно все они задаются одним вопросом: «зачем все это, если я не понимаю, зачем я живу? В чем же смысл моей жизни?». Некоторые клиенты работали в коучинге над запросом «как не работать в выходные и научиться на отдыхе радоваться жизни и получать удовлетворение». Поиски смысла особенно близки мне, т.к. мне тоже гораздо легче было быть постоянно занятой любой работой или размениваться на сиюминутные удовольствия, чем осознать глубинный и истинный смысл своего существования, и, тем более, начать следовать ему.
Получается, что вопрос о смысле жизни остается актуальным, как при фрустрации низших потребностей (как, например, в концлагере), так и в капиталистическом обществе с полным удовлетворением низших потребностей. В этом кажущемся противоречии, Виктор Франкл подтверждает свою гипотезу, согласно которой стремление к смыслу представляет собой мотив sui generis, который несводим к другим потребностям и невыводим из них. «Мы встречаемся здесь с феноменом, который я считаю фундаментальным для понимания человека: с самотрансценденцией человеческого существования!» За этим понятием стоит тот факт, что человеческое бытие всегда ориентировано вовне на нечто, что не является им самим, на что-то или на кого-то: на смысл, который необходимо осуществить, или на другого человека, к которому мы тянемся с любовью. В служении делу или любви к другому, человек осуществляет сам себя.(1)
Ко мне пришел клиент, старше 55 лет, успешный бизнесмен и политический деятель, с запросом о смысле жизни.
Клиент: последнее время я все чаще задумываюсь о смысле в жизни и думаю о смерти. И чем реальнее становится смерть, окончание жизни, тем острее что-то чувствуется внутри, но что – не могу понять.
Варвара: вы чувствуете острее ЧТО-ТО, когда смерть становится реальнее для вас. А ЧТО-ТО, это что?
К: страх умереть и так и не понять в чем смысл моей жизни. Страх. (складывает ладонь в ладью, пальцами вверх показывает)
В: (повторяю движение) Как будто бы этот страх Вас колет, подталкивает?
К: именно что колет. Укол обиды, как говорят.
В: обиды? На что или на кого вы обижаетесь?
К: на себя! Что до сих пор не понял смысла.
В: а что произойдет, когда Вы поймете, в чем смысл вашей жизни?
К: (клиент открыл рот и молчит, смотрит на меня не моргая, пауза) Я умру.
В: т.е. правильно ли я понимаю, что вы злитесь на себя за то, что не понимаете смысл, хотите его понять. А когда поймете, то умрете? Отсутствие смысла на самом деле продлевает вашу жизнь?
К: какой-то заколдованный круг, как будто я ищу смерти. .
В: если бы что-то в Вас, какая-то часть, хотела измениться, умереть даже, что бы это могло быть?
К: сейчас почему-то вспомнил, как сжигал старые журналы. Знаете, были такие самопальные издания, антисоветские. Тогда я четко видел смысл, он был в свержении советского режима. Я реализовал свою программу, и в более поздние годы сделал все, чтобы режим не вернулся снова. Теперь, это решенный вопрос.
В: когда я Вас спросила об «умирающей» части, Вы вспомнили антисоветские журналы, свержение режима. О чем говорит такая ассоциация?
К: такое впечатление, что эта ЧАСТЬ, как Вы говорите, точно знала смысл. А теперь этот смысл не адекватен времени. Да, действительно, он умер.
В: если бы Вы сейчас спросили у этой части, в чем смысл Вашей жизни, какой был бы ответ? Попробуйте сейчас почувствовать, соединиться с этой частью.
К: смысл есть, он в свободе. Не от кого-либо, не от режима, власти, людей. В чистой свободе и величии. (на глазах выступили слезы)
В: Вы сейчас в этом состоянии? Что Вы чувствуете?
К: умиление и счастье. Какая-то старая шелуха отскочила, и я увидел сверкающий стержень внутри. (опять складывает ладонь «ладьей» пальцами вверх)
В: помните этот жест в начале нашей консультации (повторяю жест), вы говорили о страхе, который колет вас при мысли о смерти? Только теперь Вы улыбаетесь при этом. Что изменилось?
К: он не колет, он опора. Раньше я не опирался, а натыкался на него. Сейчас подумал, что смерть – это тоже свобода, как раз абсолютная. Мне не страшно, и хочется очень многое сказать людям…
Поразительно, насколько архитипичными были образы смысла: стержень, на который опираешься. Без которого все блага, опыт, мысли рассыпаются, как пирамидка-кольца без опоры. Какую полноту жизни, соединенность с собой и красоту привносит осознание истинного смысла в жизни. Смысл дает энергию жить дальше, при чем, жить полной жизнью. Мысли о смерти, о конечности нашей жизни позволяет соприкоснуться с истинным смыслом нашей жизни, может быть даже предназначением! Клиент вскоре написал очень честную книгу о свободе личности вне зависимости от политического режима. Осознание стержня дало энергию передать свой опыт и уникальные глубокие знания людям, громко заявить о них. Еще очень интересный момент, который подмечала уже несколько раз в работе с другими клиентами: когда клиент задает вопрос, он уже (скорее, какая-то его часть) знает ответ. Жест ладонью, который проявился в самом начале консультации, стал ответом в конце работы. Внимание к жесту, его разворачивание во время консультации позволили ответить на вопрос, перевести осознание смысл на более глубокий уровень.
Особенности смысла
Проанализировав труды Виктора Франкла и его последователях о логотерапии, можно выделить следующие особенности смысла:
1. смысл невозможно дать, его можно найти только самостоятельно
2. смысл воспринимается в обнаружении возможности на фоне действительности, где возможность преходяща и единственна
3. если возможность осуществлена и смысл реализован, то это уже раз и навсегда
4. смысл может быть найден, но не может быть создан: создать можно только субъективный смысл (ощущение смысла) или бессмыслицу
5. отсутствие смысла приводит к несчастию и нежизнеспособности
6. постановка вопроса о смысле жизни – это специфически человеческое проявление
7. осуществляя смысл, человек реализует сам себя
8. орган смысла – это совесть, которая направляет человека в поисках смысла. Она определяется, как способность обнаружить тот единственный и уникальный смысл, который кроется в любой ситуации, и относится к числу специфически человеческих проявлений
9. смысл есть для каждого
10. и для каждого существует уникальный смысл
11. смысл — это всякий раз также и конкретный смысл конкретной ситуации. Это всегда “требование момента”, которое, всегда адресовано конкретному человеку.
12. возможность осуществить смысл всегда уникальна, и человек, который может ее реализовать, всегда неповторим
13. смысл вездесущ: нет такой ситуации, в которой не было бы смысла
14. до последнего мгновения, до последнего вздоха человек не знает, действительно ли он осуществил смысл своей жизни или лишь верит в то, что этот смысл осуществлен
Терапевт, логотерапевт, коуч не может объяснить или указать клиенту, в чем заключается смысл жизни. Попытка дать человеку смысл сводится к морализированию. Но, коуч может утверждать, что жизнь имеет смысл, при чем, смысл заложен в любой ситуации!
Смысл жизни как решение
Сейчас появляется возможность смещения акцентов со средств к жизни на жизненные цели, смысл жизни, как отмечает Виктор Франкл. Смысл неисчерпаем в отличие от экономических ресурсов. В отличие от тридцатых годов сегодняшний экономический кризис вызван кризисом энергетическим: мы с ужасом обнаружили, что источники энергии не являются неисчерпаемыми. Я надеюсь, что меня не сочтут легкомысленным, если я рискну здесь утверждать, что энергетический кризис и сопутствующее ему уменьшение роста промышленности и есть единственный серьезный шанс для нашего фрустрированного стремления к смыслу. У нас есть шанс осмыслить самих себя.(1)
Действую согласно собственному смыслу, человек реализует себя, обретает зрелость.
Психиатры отмечают, что даже в страдании заключается возможность смысла, особенно, когда речь идет о неизлечимых болезнях. Именно в безвыходных ситуациях человек ощущает необходимость измениться самому. Как пишет Иегуда Бэкон, который попал в Освенцим еще ребенком и после освобождения страдал от навязчивых представлений: “Подростком я думал, что расскажу миру, что я видел в Освенциме, в надежде, что мир станет однажды другим. Однако мир не стал другим, и мир не хотел слышать об Освенциме. Лишь гораздо позже я действительно понял, в чем смысл страдания. Страдание имеет смысл, если ты сам становишься другим”. С помощью смысла, человек способен безвыходную ситуацию превратить в личностную победу и рост.
Более того, Виктор Франкл заявляет, что в жизни не существует ситуаций, которые были бы действительно лишены смысла. Даже страдание, вина и смерть могут быть переработаны в нечто ценное и позитивное, если подойти к ним с точки зрения поиска смысла.
Женщина, 45 лет, дочке недавно поставили диагноз «целиакия», запрос нечеткий, очень тяжелое состояние, обида, непринятие ситуации, впечатление бессмысленности происходящего, не понимает, как жить дальше.
Клиентка: я не понимаю, как мне жить дальше. В чем смысл нашей жизни, если так просто можно оказаться инвалидом, и все. Все! У меня заболел ребенок, не просто заболел, а теперь он инвалид!
Варвара: я понимаю как вам сейчас тяжело, у меня у самой на глазах наворачиваются слезы. Чем я могу Вам помочь на нашей консультации.
Клиентка: Мне кажется, что моя дочь больше не хочет жить.
В: Вы обеспокоены? это она вам сказала? Как вы сделали такой вывод?
К: Вообще-то нет, она мне такого не говорила… пауза, смотрит в окно мимо меня
В: О чем Вы сейчас думаете?
К: Думаю, что дочь как раз нормально себя чувствует, она ходит в школу по-прежнему, общается с друзьями. Ее немного сковывает, что она на особой диете, нельзя мучное и прочее, но все думают, что она просто такая привередливая. (улыбается и щеки розовеют)
В: Что Вы сейчас чувствуете?
К: Мою дочь в классе называют «королевишной» и привередой. Она очень красивая девочка, я люблю ее очень сильно.
В: Судя по Вашему рассказу, Ваша дочь наслаждается жизнью. Вы же говорила в начале, что она больше не хочет жить. О ком была речь?
К: Обо мне, я понимаю, что это все не просто так, что есть какой-то смысл в этой ситуации. Но не могу понять какой? Зачем мне это? Жизнь так сильно изменилась.
В: Что именно изменилось, можете сказать?
К: Вот тот же хлеб, раньше ели и ели, обычно. А теперь всей семьей не едим, чтобы дочку не расстраивать, ей нельзя ведь. И, когда удается мне на работе съесть кусочек – это как лакомство! Хотя это просто обычный кусок хлеба. Или, когда у дочки был приступ, я ей сказала, что очень ее люблю, что не смогу без нее. А она мне: «мам, ты мне так никогда не говорила» и улыбалась.
В: Вы как будто говорите о простых вещах, которых раньше не замечали, не делали. Изменилось, что Вы стали ценить их?
К: Да, (пауза), по-другому стали жить, с мужем общаться снова стали, поняли как дороги друг другу. Я ушла с работы, некогда работать, хочется быть семьей больше времени. Семья для меня важнее всего и раньше была, но казалось, что еще успею с ними побыть вместе.
В: Вы рассказываете, и я ловлю себя на мысли, что болезнь дочери вас сплотила, вы выбрали самое ценное для себя и стали следовать истинному пути. Какое у вас сейчас состояние?
К: Глупо звучит, но как будто я благодарна. Сейчас думаю, что если бы не ситуация, жили бы дальше, как зомби.
В: Насколько я слышу, в этой ситуации для Вас есть смысл. В чем он?
К: Быть с семьей, не откладывать на завтра любовь к близким, ценить простые вещи. Делать именно то, что важно мне на самом деле.
В: Как Вы сейчас себя чувствуете?
К: Хорошо, спокойно, спасибо. Мне хочется еще подумать о нашем разговоре, очень много всего.
По сути, клиентка называет три элемента моей гипотезы: видеть смысл (в ситуации болезни ребенка), уметь чувствовать момент (когда говорит о вкусе хлеба и о ценности простых вещей), быть честным с самим собой (ушла с работы, чтобы быть с семьей, т.к. семья – главная ценность клиентки).
Особое значение в исследовании моей темы диплома приобретает тот факт, что если не задаваться вопросом о смысле жизни или же создавать себе субъективный смысл, есть риск пройти в жизни мимо истинного смысла, истинного дела во внешнем мире (в противоположность сугубо субъективному ощущению смысла в себе самом). Из вышесказанного я могу сделать вывод, что отсутствие понимания смысла в жизни и ситуации, даже тяжелой, является несомненным препятствием к тому, чтобы наиболее полно проживать свою жизнь. Понимание же смысла жизни и ситуации или даже его поиск является инструментом и неотъемлемым элементом в проживании жизни на 100%.
1.2. Быть честным с самим собой
Нелегко осознать свои истинные ценности и следовать им. Действовать не из обязательств и долженствования, а из своих истинных желаний. Когда я должен, я не делаю то, что я хочу, а делаю, что хочет другой человек. Действовать, используя наш врожденный дар: Свободу выбора.
Когда мы понимаем, что мы можем совершать поступки, не просто реагируя на раздражители из вне и на неосознаваемые внутренние сигналы (субличностей, например), но действительно выбирая свои реакции и действуя осознанно, мы становимся сильнее, обостряется чувствование себя, мы соприкасаемся со своим потенциалом и яснее видим перспективы. В то же время этот эффект «пробуждения» может напугать нас, вызвать чувство дискомфорта, т.к. в этот момент мы присваиваем себе ответственность за свою жизнь. Приходит понимание, что именно мы ответственны за свои поступки. Не остается места для привычных оправданий, больше не работает стратегия «вы все виноваты, государство виновато».
К примеру, ко мне пришла клиентка, женщина 27 лет, замужем, с запросом «не могу родить ребенка, хотя полностью здорова», предполагала, что трудность в психике. По мере работы на консультации выяснилось, что одним из главных ограничений в рождении ребенка является государство. Клиентка вкладывала в понятие государства некий всемогущий орган, систему, которая должна решить ее проблему, например, выделить квартиру для молодой семьи. Далее, при работе с ограничениями, выясняется, что у них с мужем две квартиры, хороший заработок и дружная семья. И вдруг, клиентка срывается на крик и слезы: «Чем мы сейчас с Вами занимаемся?! Вы плохо работаете!». Эмоции: гнев, смешанный с обидой. Мы начинаем работать с этой эмоцией и с тем, что происходит прямо сейчас:
Клиент (далее К.): Мне обидно, что эти квартиры мы с мужем построили сами, а государство нам ничего не дало!
Варвара (далее В.):Что Вы прямо сейчас чувствуете по отношению ко мне?
К: Злость!!!! Вместо того, чтобы сказать мне решение моей проблемы, вы все время спрашиваете меня!
В: Что по Вашему мнению могло бы объединять эти два случая (квартиру и нашу консультацию) с одинаковыми чувствами?
К: Долгая пауза. Клиентка успокаивается. Вы говорите, что я веду себя так, что мне все время кто-то что-то должен? И я даже не испытываю радости, когда мне удается чего-то достигнуть самостоятельно, я обижаюсь и злюсь.
В: Я просто спросила. Это сказали Вы сами только что. Похоже, вы вывели наиболее популярную стратегию своего поведения в решении задач?
К: Да, это так. Пауза. Я сейчас думаю…я действительно практически всегда так себя веду. Но я как-то не видела этого, не замечала. (улыбается)
В: Что Вы сейчас чувствуете?
К: Радость! (смеется) Мне легко стало! И еще..мне немного страшно, даже жутко, как в детстве перед экзаменом по музыке в музыкальной школе.
В: Что именно Вы испытывали перед экзаменом по музыке? Опишите
К: Я боюсь, но, одновременно, я знаю, что сыграю этюд и синхронные гаммы, что все будет хорошо, и я окончу этот класс. Мне и жутко и радостно, это предвосхищение чего-то хорошего, дальнейшего пути.
В: Вы заметили, как изменилась Ваша речь с середины консультации: «я знаю, я сыграю, я понимаю, я вижу»?
К: Да, я вижу. (смеется) Опять я так говорю! Мне и сейчас жутко и радостно, я готова к чему-то.
В: Возвращаясь к Вашему запросу, вы хотите родить ребенка, и не понимали причину, почему не можете сделать это. Мы с Вами обнаружили несколько ограничений внешних, потом увидели стратегию поведения в решении проблем, которая проявилась прямо здесь, на консультации. Сейчас Вы сказали, что готовы к чему-то, к чему именно?
К: Идти дальше с мужем и родить ребенка. Родить ребенка! Господи, мне даже страшно немного, получается, я сама отвечаю, рожать мне или нет, да и раньше тоже отвечала, только обижалась, злилась и не видела этого. Это относится не только к ребенку, это вообще про жизнь. (делает жест руками, двумя ладонями как будто изображает две чаши весов).
В: Что это Вы сейчас показываете руками? Повторяю жест.
К: Как будто взвешиваю, выбираю, это или то.
В: Между чем и чем стоит выбор?
К: Обижаться дальше или нет. Рожать или не рожать. Да вообще, как будто я вижу много разных возможностей и могу выбирать. Я сама могу, и я же и отвечаю за этот выбор. Спасибо Вам, мне сейчас спокойно очень на душе, я действительно готова дальше идти. Сама.
Это яркий пример, где видно, что свобода несет за собой и ответственность, одно невозможно без другого. Быть честным с самим собой важно в моменте, это тот фактор, который сложно отложить на потом. Когда клиента честно сказала о своих эмоциях, то, что она испытывала в моменте – стало шагом к осознанности в запросе и используемых стратегий в жизни.
Женщина, 28 лет, собственница бизнеса. Запрос «переход на новый уровень», не было ясности, что это за уровень, было понимание, что в нынешнем состоянии больше невозможно жить, тем более работать эффективно. В ходе консультации клиентка осознала две идентичности: нынешнюю и желаемую, новую. Запрос изменился: «хочу действовать из желаемого состояния и увеличить масштабы своей деятельности до миллионов долларов». Были выявлены задачи: передать существующий бизнес наемному директору, заняться новым предложением-проектом от правительства. Проблема была именно с тем, чтобы действовать из желаемого состояния: притягиванием возможностей, бесстрашия и спокойной уверенностью в будущем. Клиентка описывала, как видит себя в новом состоянии, при этом очень активно и характерно жестикулируя (жесты напоминали волну из вне к себе, будто ладонями плавно гонит воздух к себе). Я спросила, осознаваемы ли жесты. Выяснилось, что нет, из чего я сделала вывод, что в данный момент тело клиента – это незанятый канал, и предложила поработать над задачей именно через «неосознаваемые движения». А. Минделл пишет, что движение – канал, наименее осознаваемый людьми всего света. Мы все делаем огромной количество движений, но лишь ничтожная их часть совершается нами сознательно (3, стр. 62). Я попросила клиентку усилить жесты и позы новой идентичности, показать их всем телом. Клиентка потянула медленно спину, руки, села на край стула нога на ногу, откинула голову назад, растрепала волосы и улыбнулась. Затем я попросила ее двигаться согласно старой идентичности: она начала, сгорбившись ходить вокруг стола, обхватив себя руками, смотря вниз.
В: Теперь представь себе, если бы между старым твоим состоянием и новым, желаемым, был бы, мост, переход, что или кто стоял бы на этом мосту, кто мог бы быть препятствием к переходу в новое состояние? (здесь я допустила ошибку, придав этой фигуре негативный характер, а не задав открытый вопрос безоценочно, что я поняла из следующего комментария клиентки)
К: Почему это он мешает мне? Нет, я вижу эту фигуру, она наоборот помогает, это человек, в которого я влюблена: сильный, успешный, он точно может перевести меня на ту сторону. Клиентка «переходит мост» к месту, которое обозначено как новая идентичность.
В: Как ты себя здесь чувствуешь?
К: Прекрасно! (садится сгорбившись на стул, смотрит в пол)
В: Где ты сейчас находишься, в каком состоянии?
К: В старом, которое вон там (показывает на место, обозначенное как старая идентичность)
В: В какой момент ты оказалась в старом состоянии? Помнишь?
К: Сначала я чувствовала себя игриво и легко, уверенно, а потом подумала, что будет, если я потеряю этого человека, тогда ничего может не получиться. Только он может мне помочь своим спокойствием и уверенностью.
В: Давай тогда перейдем на место старого состояния. (переходим) Попробуй отсюда рассказать, чего именно ты боишься?
К: да, мне страшно, боюсь потерять его, потому что у меня нет таких качеств как у него. (сжимает горло ладонью)
В: Ты вот так сжала горло сейчас. Моя интерпретация, что ты что-то не говоришь, что хочет быть услышанным.
К: Я не понимаю, прослушала вопрос. Ты говоришь, а я как будто тебя не понимаю вообще, хотя слышу.
В: Если бы сейчас в кабинете был «призрак», что-то что есть, но чего ты не обналичиваешь? Какая -то часть тебя, которую ты не признаешь или не видишь. (Вдруг открывается дверь от ветра).
К: Ой, мама, что это? Пауза. Это же я. Спокойная, успешная, уверенная. (громко)
В: Когда ты описывала человека, который может помочь тебе перейти в новое состояние, ты использовала именно эти слова: спокойный, успешный, уверенный. Но тогда ты сказала, что у тебя нет этих качеств. Позволю себе интерпретацию: ты проецируешь неосознаваемую успешную часть себя на него.
К: Согласна абсолютна. У меня даже были такие мысли, но я их отгоняла, даже стыдно было. Я думала: ведь это я притянула его в свою жизнь, это моя реальность, это я его так воспринимаю, это мой переход на другой уровень! (жестикулирует опять руками, как волной к себе) Спасибо, Варвара, ты мне показала все это сегодня, нашла решение, мне теперь все понятно, что надо делать. (горбиться и сжимает ладони на коленях, смотрит вниз).
В: Из какого состояния ты сейчас меня благодаришь? Понимаешь, что происходит прямо сейчас?
К: Из старого. Я опять говорю так, будто ты нашла решение сегодня.
В: Я просто была зеркалом рядом с тобой, и я не искала решения вообще, просто была рядом. Как бы ты сказала об итогах нашей сессии из нового состояния?
К: Мы хорошо поработали сегодня, я притянула тебя в свою жизнь, чтобы ты помогла мне как коуч. Мне немного неудобно так говорить тебе так, но теперь как будто появляются силы! У меня была задача, и я ее сегодня решила, и очень довольна собой. (потягивает спину и руки)
В: Смотри, как сейчас ты сидишь и что делаешь, повторяю ее жесты.
К: Ты знаешь, я теперь прежде чем принимать решения, или когда опять попаду в старое состояние, просто вот так сяду, потянусь и почувствую свою уверенность и спокойствие. Получается как упражнение и ниточка, которая приведет меня в нужное состояние!
Очень важный момент, что клиентка сместила акцент из «переноса» на фигуру из вне – во внутрь. Как только произошло это осознание, появилась возможность и энергия действительно управлять состоянием. Клиентка как будто нашла ключ, которым можно открыть внутреннюю дверь, где ее ждет подарок, но который не подходит ни к одной из внешних дверей, как ни старайся.
Работа с неосознаваемыми движениями позволила именно побыть в «новом» состоянии, даже шагнуть через «край» от старой идентичности – к новой. Тело клиентки как будто уже знало ответ на вопрос, но ум этот ответ не воспринимал! Для меня поразительно было, что мы, по сути, не искали ответа, не придумывали какое-то новое состояние, а просто дали сигналам-движениям развернуться, и получили готовое решение. Коуч, как зеркало, может отразить клиенту движения, и тем самым повысить его осознанность. Более того, разворачивая микро-жест, мы можем выйти на сообщение, которое транслирует тело, но ум не расшифровывает.
Но для меня встал вопрос о вмешательстве коуча в процесс, когда я поняла, что тело – незанятый канал, именно я предложила работать с движениями. Можно ли в таком случае говорить о «следовании за клиентом» и просто о «теплом присутствии»? И как понять, что это именно тот сигнал, за которым надо следовать? Опять же у своего любимого А. Минделла нашла следующую ремарку: «Есть очень много шагов, с которых можно начать процессуальную работу. Среди них нет правильных и неправильных. Все зависит от вашего умения и обратной связи клиента. Внимательно слушать, что человек говорит, и, исходя из этого, определять метод работы – один способ. Можно пользоваться глазами, высматривая вторичные процессы и работая с ними напрямую, через движение. Медиумы воспринимают информацию через внутренние каналы» (3, стр 71). Более того, Минделл поясняет, что нестрашно упустить один какой-нибудь сигнал и необязательно разворачивать каждый сигнал, т.к. важные сигналы повторяются. «Факты говорят, что один сигнал всегда связан с остальными вторичными сигналами, поскольку каждый сигнал есть часть одного большого сообщения, которое надо полностью развернуть». Меня эти строки обрадовали, получается, что можно ухватиться за любой хвостик, который торчит и развернуть большое сообщение. И не имеет особого значения, с какой стороны ты подойдешь и за что потянешь.
Инго Ярзетц, основатель Международного Института Исследования Сознания и Психотерапии в Германии, президент EUROTAS, говорит, что «быть честным с собой – прежде всего, быть внимательным к сигналам своего тела и верить своей интуиции. У каждого из нас есть глубоко духовная интуитивная мудрость. Важно подобрать для себя такие упражнения, которые позволят услышать этот мудрый голос: випассана, медитация, прогулка в лесу».
Раджиш Далал, ученик Кришнамурти в течении 10 лет, предлагает следующее упражнение: «когда мы врем, прежде всего понять, чего я боюсь? Зачем я вру? Ответить себе честно ,почему гнев или ложь случаются? Что во мне врет? И записать диалог с самим собой, будто вы – и мать, и ребенок. Не надо оправдываться или подавлять свою ложь».
1.3. Быть в моменте здесь и сейчас
Великий мастер Дзен Риндзай для того, чтобы отвлечь внимание учеников от времени, частенько поднимал палец и медленно задавал вопрос: “Что отсутствует в данный момент?”
Идеальный способ вернуться в момент здесь и сейчас из блужданий в прошлом или будущем. Именно в тот момент, когда мы понимаем, что не присутствуем, мы как раз присутствуем. При этом, мы можем продолжать пользоваться часовым временем, оставаясь свободными от психологического времени. (4)
Участники тренинга «жить на 100%» отметили одним из самых сильных и глубоких моментов мой вопрос к ним, заданный внезапно в ходе шейринга, когда все делились своими определениями наиболее полной жизни. Я попросила их записать, насколько процентов они живут прямо сейчас. В полнейшей тишине мы провели где-то три минуты, после чего одна из участниц тренинга чуть не плача задала риторический вопрос: «но сейчас-то что мне может мешать?! Почему не 100%». Тогда мы, проведя небольшой анализ с группой, поняли, что слишком увлеклись идеальной картинкой, как будем жить после тренинга, наши мысли были в будущем, что не позволило нам наиболее полно проживать настоящее.
Стивен Шмитц, доктор психологических наук университета Калифорнии, шаман, сказал мне, что определяющем фактором жизни на 100% является полное присутствие во вне, ровно как и внутри. Если мы думаем о том, что нам надо сделать, то мы уже не здесь и сейчас. Быть в моменте здесь и сейчас для него непосредственно связана с собственной честностью. И то, и другое дает возможность выбирать в каждый момент времени, дает свободу.
Брат Даниэль в своей речи объясняет термин созерцание в действии (contenplacio – лат.): con – вместе, acio – повторяемое действие, temp – измерение. Поэтому получается, что созерцание – это смотреть в небо, где все в идеальном порядке, а потом спускать его в хаос в этом мире. Созерцание в действии означает, что мы находим божественное в своих самых простых действиях (когда моем посуду осознанно, например). Исходя из подобной мысли, нелепо было бы думать, что чтобы жить полной жизнью, надо сначала достигнуть какой-либо цели или добиться результатов.
Фредерик Перлз замечает, что клиент в терапии может приобрести способность опираться на себя (self-support) только в работе с настоящим моментом. Если клиент в каждый момент действительно начнет осознавать себя и свои действия на всех уровнях – фантазий, слов и действий, – он увидит, каким образом он сам создает свои трудности, тогда он сможет в настоящем же – здесь и сейчас – разрешить их. (5)
На тренинге в упражнении работы с телом (надо было показать всем телом один из элементов своей формулы «жить на 100%», как будто ты и есть сам этот элемент, например, осознанность или смысл) одна участница проявила сопротивление: «Я не хочу выглядеть смешной, не хочу показывать телом никакие элементы при таком количестве незнакомых людей. От того что я сейчас начну кривляться, ничего не изменится». Я спросила ее, где она в настоящий момент.
Клиентка: я с самого детства не люблю подобные клоунады и кривляния!
Варвара: Как тебе предложение, показать сейчас телом то, что ты испытываешь сейчас, а не то что ты написала?
К: Я попробую. Не знаю что показывать!
В: Что ты испытываешь прямо сейчас?
К: мне смешно
В: Покажи, что тебе смешно, телом.
К: (начинает показывать смех, потом отгораживается руками и машет ими)
В: Что ты сейчас показываешь?
К: как бы отгораживаюсь от всех участников и говорю «не хочу!»
Через некоторое время, просто показывая телом все, что с ней происходит, ей удалось показать один из элементов своей формулы и создать для себя телесный якорь входа в нужное состояние. Через работу с моментом здесь и сейчас удалось перейти через блокирование тела в упражнении. Осознание что именно сейчас показывает тело еще до того, как клиентка умом оценила происходящее – дало также возможность быть честной с собой.
Практическая часть
2.1. Дизайн тренинга «Жить на 100%»
Вид тренинга – тренинг личностного роста для открытой группы
Цель тренинга – выявить составляющие, которые позволяют жить на 100%, наиболее полной жизнью
Для участников: составить свою уникальную формулу, как жить на 100%
Задачи: пообщаться с высокими уровнями себя, унести с собой подарок осознанности – что такое жить на 100%, пережить это ощущение телом и эмоциями.
Продолжительность: 4 часа (240 мин)
В ходе практической работы было проведено два однодневных четырехчасовых тренинга.
Количество участников в открытой первой группе – 13 человек, во второй внутрикорпоративной группе – 5 человек. В двух группах были новички и опытные участники (опыт участия в тренингах личностного роста и индивидуальной работы). Соотношение примерно 20% опытных и 80% новичков.
Название этапа: Цели; Технические комментарии
|
Время | Название и описание упражнения | Итоги тренинга для участников | |
1 группа – открытая группа | 2 группа – корпоративная группа | |||
Вводная часть. Презентация тренинга и тренера, о смысле и целях программы, коротко меню процесса
Знакомство, сбор ожиданий – кто вы, что вас привело, что хотите получить в итоге тренинга.(шейринг)
Цель – создание атмосферы безопасности для участников; прояснение целей и задач тренинга
|
10 мин | Ведущий представляется и говорит о своем интересе к теме. Несколько вводных слов в тему тренинга, рассказываю план ближайших 4 часов; принимаем правила работы в группе.
Мы сегодня пообщаемся с высокими уровнями себя И унесем с собой подарок осознанности – что такое для нас жить на 100%, Переживем это ощущение (именно переживем, а не вспомним и расскажем) телом и эмоционально. Будет возможность найти свои ключевые элементы формулы «жить на 100%».
|
Участники поняли, что сегодня будет работа с собой, а не анализ и обсуждение новой информации от тренера, скорее – пространство для глубокой внутренней работы.
Ожидания: более четко сформу-лировать что значит «жить на 100%» конкретно для меня, понять, где появляется истинное чувство полной жизни, а когда выдумываем себе цели, после достижения которых собираемся жить, как самим создавать ощущение жизни на 100%, а не только ждать редких моментов, как жить полной жизнью в союзе с другим человеком или в коллективе, как жить полной жизнью на работе также как получается на отдыхе, уметь «включать» у себя это состояние. |
Участники поняли, что сегодня будет работа с собой, а не анализ и обсуждение новой информации от тренера, скорее – пространство для глубокой внутренней работы.
Ожидания: Хотелось избавиться от постоянного стресса и усталости от работы, перестать жить «от отпуска до отпуска», поговорить с собой откровенно и по душам и понять, наконец, как хочется жить, а не только как НЕ хочется жить, как самим создавать ощущение жизни на 100%, а не только ждать редких моментов, управлять состоянием и чувством жизни. |
Разогрев
Цель – поднять групповую динамику, сплотить группу для дальнейшей работы |
25 мин | Напишите на листике, что такое для вас жить на 100%, встаньте, отложите ваши бумажки, нужно максимальному количеству людей за 5 мин рассказать свое определение. Не задаете вопросов, благодарите друг друга. Мы не просто рассказываем, а следим, 2 фокуса внимания: как меняется наше определение и что мы при этом чувствуем внутри.
И что откликается и интересно в других определениях? Напишите на листочках вновь образованные определения, если что-то хочется изменить – клеим на шкаф.
|
Несколько участников осознали, что их определения им не нравятся, т.к. они про внешние вещи, и стали повторять чужие определения, которые «затронули глубоко». У 80% участников длинное определение превратилось в краткое и лаконичное, типа афоризма. Некоторым хотелось спорить и доказывать правильность своего определения, но сдерживались (вербально).
|
Определения практически не изменились, скорее, дополнились и стали конкретнее. Эффект синергии, благодаря группе дописали то, что забыли. Сильное сплочение группы и готовность работать над темой, как над проектом или задачей!
|
Цель – дать высказаться участникам, снизить беспокойство, оценить общий фон | 5-7 мин | Шейринг в режиме попкорна. что заметили? Как менялось определение? Что чувствовали? | Отметили, что определение поделились на 2 типа: очень конкретные вещи (определенная работа, внешние вещи: машина, квартира, отдых; семья) и абстрактные, всеобъемлющие: смысл, любовь, осознанность, быть в моменте, связь с миром.
Атмосфера очень оживленная
|
Участники были очень оживленными и радостными, что практически у всех определения совпали. Ключевым моментом в жизни на 100% в этой группе был глагол «делать». |
Заглубление
Соприкосну- ться с собой
Цель – использовать собственный жизненный опыт как ресурс. Выявить основные элементы формулы
Заглубление |
15 мин
45 – 60 мин |
Истории про себя. Объясняю, зачем эта активность, в чем ценность. Теперь пойдем глубже, наполним смыслом.
Вспомните в детстве, когда вы чувствовали на 100%, в юности, сейчас. Демонстрация, как искать ценность в истории. Задать вопросы на истории (запишите заголовки этих историй). Что вы чувствовали. Что происходило. Какой итог был этой ситуации? Что является для вас самым ценным. Если бы это был элемент или составляющая жизни на 100%, то что бы это было?
Толтекский круг,
После: что вы чувствовали, что менялось, что ценного для себя берете? – запишите выводы.
|
Все 3 истории чаще всего оказывались историями про один элемент жизни на 100% или самую значимую ценность в жизни. Истории позволили прочувствовать сейчас момент тогда.
Участники отметили, как важно: – доверять миру, принимать подарки – проявлять любовь – видеть простые радости – общаться с близкими людьми – делать то, что действительно нравится
Несколько участников плакали, когда рассказывали свои истории, удалось глубоко соприкоснуться с собой, истории были очень конкретные, описывали реальные ситуации из жизни, но посвящены были «вечным» истинам, базовым вещам: любовь, смысл, доверие, единомышленники, выбор между жизнью и смертью, творчество, следование своему пути, принятие вызова и переход на следующий уровень.
Участники отметили глубину процесса и что прямо сейчас живут на 100%. – чтобы жить на 100% не надо ничего ждать и откладывать, можно прямо сейчас.
|
Участники отметили,
– что смерть не страшна, это лишь стимул более полно проживать свою жизнь – «простые» радости – это базовые ценности (любовь, семья, друзья, дети, луч солнца, природа), мимо которых, мы так часто проходим в погоне за результатом.
Участники плакали, когда рассказывали свои истории: – про любимое дело – про принятие подарков от мира – просто наблюдать за природой и людьми – чувствовать что я – часть чего-то большего – доверие к людям и миру – достижение неимоверных результатов – преодоление трудностей – быть в команде – спонтанность – следование собственному пути – освоение новых навыков
Участники отметили прямо сейчас любовь друг к другу и доверие, что вместе они всего смогут достичь и что мир их любит и они – часть этого мира. |
10 мин | Перерыв – проведите его на 100%, следите, что будет с вами происходить, позвольте себе жить так как хотите. | Кто-то, кто хотел, познакомился со всей группой и обменялся с некоторыми контактами (хотя раньше бы так не сделал), кто-то, наоборот, отказался общаться «из чувства вежливости» и записывал что-то в тетрадь, вышли прогуляться и пр. Отметили атмосферу честности и непринужденности одновременно. | Не стала давать фокус внимания, был просто перерыв после очень глубокого процесса. Практически молча пили чай. | |
Осознание основных элементов для дальнейшей работы с ними | 10 мин | Посмотрите и обведите основные моменты, которые всплыли в первой части тренинга (повторяются, являются ключевыми). Если вы сейчас смотрите и понимаете, что самого важного нет – тогда добавьте это. Дальше: встаем и показываем телом эти элементы (всего 3). Я даю инструкции по каждому процессу с элементом.
Покажите телом, как будто бы вы сейчас и есть этот элемент: осознанность, любовь, смысл и пр. Позвольте жестам развернуться, усильте их до точки максимума, медленно возвращайтесь. Запишите, откуда шел сигнал, что вы чувствовали, что чувствовали в точке max. |
Выделили основные элементы (от 3 до 5)
Отвечала на вопросы, как сформулировать именно элемент, а не описание. Провела короткую демонстрацию на примере участника.
|
Выделили элементы и обсудили всей группой. Троим помогли более четко их сформулировать, выделить ключевые.
|
Цель – пережить на телесном уровне ощущения, запомнить их, проанализировать и создать для себя «якорь» возвращения в нужное состояние через тело | 20 мин | Некоторые участники практически танцевали, другие статично напрягали мышцы.
Одной участнице процесс казался глупым, она не знала, как показать свои элементы формулы и как позы могут ей помочь. Я предложила ей показывать то, что она чувствует сейчас (сопротивление, смех, неверие, глупость), через какое-то время ей удалось почувствовать один элемент, но не сильно.
Результаты: – тело изменяло даже температуру, – когда показывали любовь, чувствовали биение сердца (достаточно теперь просто прислушаться к стуку сердца чтобы понять что любовь обязательно есть) – когда показывали изобилие мира – ладони горели, как будто идут потоки энергии В целом, группа глубоко погрузилась в работу после перерыва, участники через тело не только усилили и показали элементы, но даже глубже их осознали, пережили. |
Одна участница показывала отношения через жест объятий и сказала, что не получается его почувствовать, т.к. не может усилить. Она обняла себя, а мы всей группой тоже обхватили ее, она сразу почувствовала горячий поток от сердца к горлу, ей захотелось плакать и всех благодарить – открыто проявлять любовь.
Результаты: – сначала было трудно, потом всем участникам действительно удалось почувствовать состояние через тело. Помимо max движения, я предложила почувствовать еще и микро-жест, чтобы с помощью него даже в многолюдном пространстве незаметно погрузиться в нужное состояние. Потом еще одна участница попросила помощь тренера и группы в работе над элементом любовь: в процессе работы он интегрировался из жеста только брать, в брать и отдавать (круговорот). |
|
10 мин
|
Визуализация на тему «жизнь на 100%». Увидеть образ, затем
рисуем формулу или единый образ своей жизни на 100% на отдельном листе |
|||
Цель – «заземлить» образы, соотнести с собственной жизнью и действиями
дать возможность участникам отреагировать возникшие в процессе упражнения чувства
|
30 мин (по 15 на чел.) |
Делимся на пары с помощью игры в молекулы, обсуждаем рисунки, расскажите партнеру, что у вас на рисунке. Партнер спрашивает: что вы сейчас чувствуете? Что в этом рисунке для вас неожиданно? Есть ли что-то, чему раньше вы не придавали большого значения? Все ли элементы формулы равнозначны или есть более важные, базовые? Как вы можете это в жизни использовать?
|
Когда встали и стали играть в молекулы – энергия поднялась, все бодрые сели в пары работать.
Результаты: – выявили конкретные формулы, как жить на 100% – определили приоритетность элементов – осознали, что жить на 100% можно уже сейчас, ждать нет необходимости – выявили ресурсы для возвращения в нужное состояние – выявили поддержку на своем пути Участники отметили, что увидели полную картину жизни на 100%, что она именно их собственная, нового нет, зато есть более глубокое понимание. Некоторых участников удивила приоритетность элементов: если раньше казалось, что это достижение целей, результат, то фокус сместился на «просто быть» и процесс. |
Рисунки обсуждали не по парам, а группой, по схеме:
Сначала человек рассказывает про свой рисунок, потом я задаю вопросы, потом участники говорят свои ассоциации и те ключевые элементы, которые увидели в рисунке и услышали в обсуждении. – в обсуждении рисунков осознали свои стратегии поведения в жизни – произошла переоценка жизненного опыта, была найдена ценность, как в трудностях, так и в позитивных моментах.
|
Сделать краткую выжимку материала тренинга, написать свою формулу, как жить на 100% | 5 мин | Я пускаю листочки – пишем эти формулы, забираю листочек себе. Соотносим с тем, что написали в начале на цветных листочках. | Формулы кардинально не изменились, дополнились, стали конкретными и краткими.
Например, вначале у одной участницы определение звучало так: «делать то, что я хочу и заниматься только любимой работой», в конце: «делать то, что я хочу, заниматься только репортерской работой, жить СЕЙЧАС и не бояться» |
Формулы кардинально не изменились, дополнились, стали конкретными и краткими.
|
закрепить полученные результаты через проговаривание и осмысление полученного опыта
отреагировать изменение определения в процессе тренинга связать результаты с реальной жизнью |
30
мин |
Шейринг
Что я чувствую, в каком я состоянии? С чем ухожу с тренинга? |
10 из 13 участников составили для себя формулы как жить на 100%. Трое их и так знали, только более глубоко пережили и убедились. | Все участники написали свои формулы, как жить на 100%.
Захотелось действовать. Стресс ушел благодаря упражнению с телом и рисунком.
|
Итого: | 232 мин | 220 мин | 240 мин |
2.2. Формулы участников тренинга «Жить на 100%»
1 группа:
– уверенность, ясность (пути к целям), смысл, счастье
– жить на 100% – это любить этот мир вокруг себя, любить себя в этом мире и чувствовать любовь этого мира к себе.
– чувство единения с миром (бог вокруг и во мне), любить быть нужной, свобода, цель к которой двигаешься
– двигаться вперед и не ставить себе кирпичи и черные стены впереди, менять настроение и быть здесь, сейчас, в эту секунду собой. Дарить улыбки.
– жить сегодня, сейчас, общаться с людьми
– быть собой, раскованность
– жить совместно с человеком, с которым генерируются идеи, и результаты делают счастливыми не только нас
– легкость, спонтанность, знаю что делать (вдохновение), делаю (движение), нет никакой стены (на самом деле уже давно), мир добр и мир меня любит, он опасен, но это не повод не жить.
– готовность к чуду, внимание, готовность к взаимодействию с событием и человеком, внутренним состоянием.
– не бояться неудач, ловить состояние, чувствовать себя, уверенность, непринужденность.
– свобода «плыть» в потоке, помня себя саму, быть спонтанной и сосредоточенной на главном, чувствовать себя частью вселенной, знать, зачем я тут.
– идти вперед, развиваться, добиваться успеха, гордиться собой, быть нужным другим, получать похвалу и быть счастливым, не лениться делать и пробовать.
– свобода, творчество – движение, танец, цикличность движения – динамика, затем спокойствие, поддержка единомышленников – в ней энергия от взаимодействия.
Для 2 группы я дала более фокусный вопрос: как звучало определение сначала и как в конце тренинга.
В начале тренинга определение как жить на 100% | В конце тренинга |
Достижение целей и карьерных высот | Тепло близких людей (семья, любимый человек, друзья, коллеги), достижение поставленных целей, гармония, самоирония |
Любовь, семья, работа | Любовь, семья, работа, жизнерадостность, доверие к миру, сила (внутренняя). Самое яркое осознание – внутреннее ощущение тела, возможность быть открытой и искренней. |
Правильно расставить приоритеты для достижения максимально желаемого от жизни, совершенствование себя, отдача, взаимопомощь, близость с родным человеком. | Близость\родство, познавать новое, делиться |
Ты стоишь здесь, потому что не хочешь быть где-то еще | + желание, стремление, действие, гармония, любовь, спонтанность, улыбаться, радоваться простым вещам. |
Исходя из точки гармонии, постоянное движение вперед и вверх | + любовь, легкость, бесшабашность, игра, власть и успех, в хорошем смысле «все равно», как маленький будда |
2.3. Выводы по гипотезе:
- Жить на 100%, помимо наличия смысла, честности с собой и присутствием в моменте, связно с ощущением себя частью мира, взаимодействием с людьми и реализацией себя
- Важно ощущать взаимосвязь и взаимодействовать с другими людьми и миром
- Реальных ограничений, чтобы не жить на 100% не существует – они у нас в голове, чаще всего исходят из дуальных представлений о мире и себе и оценки происходящего на уровне «подходит\не подходит»
- Когда мы принимаем то, что есть и находимся в моменте здесь и сейчас – мы уже живем на 100%
- Обязательно наличие смысла в жизни или хотя бы умение видеть в смысл в любой, даже тяжелой, ситуации – это неразрывно связано с мотивацией к жизни вообще, и с самореализацией в частности
- Одни и те же составляющие у разных людей описываются разными словами с похожим смыслом. Это важно использовать как ресурс – личное и индивидуальное мотивирует лучше, чем подведение под шаблон. Важно учитывать именно нюансы в определениях.
- Каждая формула, как жить на 100%, уникальна именно в приоритетности составляющих и их сочетании, но прослеживаются базовые вещи.
Выводы по групповой работе по тренингам:
- Тренер должен соблюдать баланс между желанием группы в данный момент и планом тренинга. В первом случае можно пойти за «дурной» энергией одного или нескольких участников, во втором – тащить группу к завершению тренинга, что уже само по себе противоречит названию тренинга.
- Тренер должен быть «молчаливым» экспертом: действительно разбираться, но исключить теоретическую часть, советы и описания в стиле «обычно у людей вашего характера и возраста составляющие жизни на 100% такие-то» ради чистоты эксперимента для участников по поиску своей уникальной формулы
- Тренер должен быть и жить на 100% в момент проведения тренинга
- В работе с визуализацией надо задавать максимально открытые вопросы на протяжении всей визуализации
- В работе с телом надо оставлять больше времени на усиливание жестов, их разворачивание. И не говорить слова «разверните ваш жест» – это воспринимается, как разведите руки, а просто «усильте».
- Инструкции надо говорить очень четко и максимально коротко и конкретно. Можно по необходимости, например, сначала разделитесь на пары, а потом уже давать инструкцию что делать.
- Следить за временем и не допускать, чтобы одна часть группы уже закончила упражнение, как и надо было, а другая продолжает и задерживает всех.
- В начале тренинга четко проговаривать все правила группового процесса, принять эти правила
- Выделять отдельное время на более конкретное выявление элементов, на определение именно корневых, базовых составляющих, тогда работа получается глубже.
- Несмотря на то, что в тренинге не предполагалась отдельная работа с ограничениями, благодаря работе с историями и образами в рисунках, участники осознали что, как им кажется, им мешает. И поняли, что на самом деле помешать ничего не может.
Отдельно хочу отметить полезность тренинга:
- В корпоративном формате тренинг можно использовать, как выявление базовых ценностей сотрудников, оценить общий фон: что важно в коллективе, к чему стремятся на самом деле. Внедрять инструменты, как жить на 100%, для снижения стресса, повышения мотивации и увеличению удовлетворенности сотрудников.
- В личностном формате хорошо подходит для глубокого диалога с собой, поиску истинных потребностей, определению приоритетов, спокойной остановке и пересмотру ценностей, осознанию тела и эмоций, осознание вектора развития и самореализации, само мотивации и способствует жизнерадостности.
Чему я научилась за время написания диплома
После двух дипломных тренингов и экзамена я поняла, что одни и те же процессы в разных группах, с различным моим состоянием, протекают иначе. Я, как тренер, в первую очередь должна чувствовать себя и группу одновременно, осознавать, что происходит конкретно в эту секунду, принимать то, что есть, и управлять процессом согласно целям тренинга и потребностям группы. В голове надо держать несколько возможных вариантов дизайна тренинга, разработанных заранее, но в группе – работать состоянием, быть спонтанной, тогда получается хороший эффект.
Нет идеального тренинга или идеальной группы, есть ресурсное состояние тренера и потребности группы.
Уже только одно направленное внимание на вопрос может дать осознанность и решить задачу. Когда я сама стала задумываться, насколько процентов я живу (отмечала каждые 45 мин), сначала были показатели 40-60%, через неделю 70% – события не особо изменились, изменилось мое отношение. А через месяц, я стала практически по шкале 100% выбирать то, что именно мне нужно. Тогда и отношение к происходящему, принятие и поиск смысла, умение быть в моменте и осознанный ВЫБОР вместе дали 100%.
Работа получилась не о том, как жить на 100%, а скорее о том, как понять, что я уже сейчас живу на 100%.
Мне не надо было вести куда-то группу или клиента, просто жить в этот момент на 100%, что позволяло другим осознать, как им индивидуально проживать свою жизнь наиболее полно.
Один человек в своем блоге описал, как он пошел на кладбище разыскивать могилу друга. Он попросил посмотреть кладбищенский журнал, тетрадь, где написаны только ФИО, дата рождения и смерти. Сотни страниц, исписанные мелким почерком: о сотнях людей – по одной строке. Когда он вышел на трассу, подставил лицо солнцу и городской пыли, он понял НАСКОЛЬКО он сейчас живой, совсем живой. Когда я писала диплом, я поняла, что нет ничего проще, чем быть живым. Жить на 100% – это самое естественное, что есть в природе, просто раньше я об этом не задумывалась.
Заключение
Моя гипотеза подтвердилась и дополнилась: чтобы жить на 100% надо не только видеть смысл, быть честным с собой и быть в моменте здесь и сейчас, но еще необходимо проявлять и получать любовь и чувствовать себя частью чего-то большего.
Дополнительные элементы интегрировались в мою личную формулу еще во время первого тренинга: я почувствовала, как мы обмениваемся любовью с участниками. И, конечно же, в процессе тренинга и любой консультации, я ощущаю себя частью большого мира.
Было очень полезно и интересно испытать на себе эффект синергии в работе с группой: можно было долго идти самой еще к двум составляющим, а можно было просто послушать группу!
Мне хочется и дальше продолжать работу по заданной теме, уже более глубокую, используя наработанный материал за время написания диплома и проведения тренингов.
Для меня очень ценна обратная связь участников тренинга, с некоторыми мы продолжаем работать в индивидуальном формате с запросом на действия «как жить на 100%».
Тема и написание дипломной работы позволили мне познакомиться и поддерживать контакт с настоящими международными мастерами в трансперсональном направлении, с которыми мы познакомились на 17 Международном трансперсональном конгрессе.
Я собираюсь заниматься исследованием своей темы на международном уровне.
Особенно меня радует, что моя личная жизнерадостность повысилась многократно, я ушла с нелюбимой работы и, наконец, занялась тем, что мне действительно нравится и близко по духу. В каждый момент времени я вижу смысл в своей жизни и чувствую в себе силы, через личный пример, помочь другим жить на 100%.
Список литературы
1. Франкл В. Э, Человек в поисках смысла. – М. Прогресс, 1990
2. Селигман М. Э. П., В поисках счастья. Как получать удовольствие от жизни каждый день. – М., Манн, Иванов, Фербер, 2010
3. Минделл А, Вскачь задом наперед: Процессуальная работа в теории и практике. – М. АСТ, 2005
4. Толле Э., Сила момента сейчас. – М. Новая редакция, 2003
5. Перлз Ф., Практика гештальттерапии. – М. Институт Общегуманитарных Исследований, 2002
6. Уилбер К., Никаких границ: Восточные и западные пути личностного роста. – М. ООО «Издательство АСТ», 2004
7. Минделл А., Сидя в огне: Преобразование больших групп через конфликт и разнообразие. – М. ООО «Издательство АСТ», 2004
8. Личные беседы и интервью со спикерами 17-го трансперсонального конгресса, Москва, июнь 2010
9. Учебные материалы Института Коучинга, СПб
Приложение
Отзывы участников о тренинге «Жить на 100%»
Участница, 40 лет
После тренинга добавилось энергии. По дороге домой – в метро со мной начали знакомиться молодые люди (в дети мне годятся), дело кончилось дискуссией на тему соционики и теории личности вообще.
Какие упражнения понравились и почему?
Упражнение – Истории, когда я жила на все 100%
Вывод: В каждой их трёх историях, я чётко увидела необходимые мне для 100% жизни, элементы:
Движение, Свобода, Творчество, Вызов, Поддержка
Упражнение телесное.
Элемент Свобода – лёгкие сами начали дышать глубже и полнее, тело раскрепостилось.
Элемент Творчество – тело начало танцевать латину
Элемент Поддержка – развёрнутые ладони начали направлять энергию снизу – вверх, кисти рук очень сильно напряглись и начали гудеть, появилось сильное тепло в ладонях
Вывод: Дышать, танцевать, двигаться – идти от своей телесности
Упражнение – Работа с образами Элементов.
Рисовалось легко. Рисунок – танцующая в море волна, движение которой поддерживает и направляет прибрежная скала.
Упражнение – Работа в парах – обсуждение рисунков.
Работа с рисунком партнёра и с личным рисунком – получилось найти скрытые ресурсы в образах и сделать образы более развёрнутыми.
Личный рисунок: Танцующая в море волна, её движение циклично – это важный ресурс – активность и затем отдых. Форму движения волны – её Танец, поддерживает прибрежная скала – это ресурс взаимодействия с партнёром.
какое определение сначала было и что в конце?
Определение в начале: жить на все 100% – это РАЗРЕШИТЬ себе делать все, что я хочу и иметь все, что я хочу, на самом деле.
Определение в конце:
Формула:
Жить на все 100% – это когда в моей жизни обязательно присутствуют составляющие :
(последовательно)
Есть Движение тела – Тогда Тело в ресурсе – Есть Свобода(когда я двигаюсь я свободна, я дышу полной грудью) – Тогда есть энергия для движения вперёд – Тогда появляется Вызов – Тогда Есть процесс Творчества и созидания – Есть поддержка единомышленников – Есть партнёрство – Есть цикличность движения(активность и отдых – как движение морской волны) – Есть энергия самосохранения
Тренер.
Уверенные действия тренера, спокойствие в стиле дзен, понимание направления движения, компетентность тренера продвигали меня в работе на тренинге.
Хотелось бы добавить побольше энергии, ЧУТЬ более выраженных эмоций (это мой глюк)
Групповая динамика.
На мой взгляд группа не успела раскрыться (всего 4 часа), не создалось ощущения единого безопасного пространства (это мой глюк).
И всё же многие из группы раскрылись, и поделилась своими открытиями:
Момент Жить на 100%: когда ты преодолел страх, когда ты достиг своей цели, когда ты с единомышленником, когда есть удовлетворение от того, что ты делаешь, т.к. ты делаешь важные для СЕБЯ вещи.
Варя, спасибо тебе за тренинг. Для меня получилось очень ресурсно – в струю!
Участница, 26 лет
В общем, в начале когда ты сказала написать, что для нас значит жить на 100% процентов я стала писать все материальные блага которых мне не достает сейчас, но потом задумалась что этого мало.
Затем, когда мы стали рассказывать друг другу свое 100% счастье, я поймала себя на мысли, что мне нравятся некоторые истории других людей и другому человеку я уже повторяла не свое видение, а то, что мне рассказали. Тем самым могу сделать вывод, что и по жизни я все время недовольна чем-то и у других мне кажется, что все лучше, чем у меня.
По поводу воспоминания трех моментов из жизни. Я считала, что это просто радостные моменты в жизни, в которых мне было комфортно и хорошо, но сказать, что это жизнь на 100% не могу, т.к. все равно были какие-то мечты, проблемы, но они были посредственными.
Все эти воспоминания привели меня к осознанию что когда мне РАДОСТНО, СВОБОДНО и меня окружают любимые люди…вот эта жизнь которая мне нравится, наверно на 100% процентов.
Мне не понравилось занятие где мы должны были выражать свои эмоции (слова которые написали) в телодвижениях, потому что казалось это глупостью, ни к чему это все равно не приведет. ну сделаю я движение, ну потянусь. Все равно для меня ничего это не значит. Тем более я не люблю выражать свои эмоции при большом количестве людей. Присутствовала зажатость.
Понравилось занятие про рисунок, моя партнерша навела меня на некоторые мысли, но я и так о них знала, просто она указала мне на то что казалось бы я рисую не задумываясь почему я так делаю, а когда она стала предполагать оказалось что да действительно точно также я и веду себя или поступаю в своей жизни.
В целом, могу сказать что нового я для себя ничего не открыла, а просто яснее ясного поняла свое настоящее и свои проблемы, о которых мне и так известно. А вообще мне гораздо проще копаться в себе или находить ответы на свои вопросы по средством общения с человеком тета-а-тет. Я не умею раскрываться при большом количестве людей, возможно, это с детства…..
Участница, 25 лет
во-первых, это мой не первый тренинг, и в принципе, когда я шла к тебе, то четко понимала, чего мне не хватает для того, чтобы жить на 100%. Первоначально – формулировка – звучала так – делать то, что я хочу и заниматься только любимой работой. В конце тренинга – я ее немного расширила: “делать то, что я хочу, заниматься только репортерской работой, жить СЕЙЧАС и не бояться”, потому что в процессе, я поняла, что сама наставила себе барьеров и ограничений, и придумала кучу страхов. Получилось взглянуть на ситуацию со стороны, и по крайней мере, если не разобраться в ней полностью, хотя работы там еще вагон и маленькая тележка, но определить конкретные задачи, что мне нужно сделать, чтобы порвать этот замкнутый круг – в первую очередь, успокоиться, не истерить, и поняла, что это не тупик, просто так получилось.