
Толстые тома «стратегии бизнеса на 5-10 лет» лежат мертвым грузом или становятся неактуальными через полгода – год. Все чаще намерение компании создать четкий план реализации вИдения или внедрения какой-либо инновации приводит к тому, что план нуждается в корректировке уже через 3–6 месяцев.
Самые разные тренды и силы, формирующие будущее, приводят к необходимости изменения подходов к стратегии. Компании переходят от создания долгосрочной стратегии к cтратегированию.
Стратегирование – это процесс управления развитием компании, направленный на повышение устойчивости и адаптивности бизнеса. Стратегирование подразумевает комплекс мер и мероприятий, которые позволяют компании выбирать оптимальный путь реализации своего Видения в каждый момент времени. В состоянии стратегирования компания способна быстро реагировать и на входящие вызовы, и на открывающиеся возможности. При этом важно, что сбалансированы краткосрочная и долгосрочная результативность. Это постоянное движение вперед и открытие «новых земель», новых горизонтов и – одновременно – «укоренение» в настоящем.
Процесс стратегирования похож на движение воды, которая прокладывает себе русло в любых условиях. Стратегирующая команда обретает эти свойства воды: постоянно(!), дисциплинировано, ориентируясь на текущие изменения, гибко и адаптивно определять путь движения в бизнесе.
Стратегирование – последовательность маленьких шагов и чуткий контакт с внешним миром, внимание к возникающим внешним сигналам и трендам. При стратегировании маленький проект может привести к изменению курса. Движение прорастает из шагов, наблюдений и постоянного развития.
Важнейшее условие стратегирования – это вовлеченность руководителей и ключевых сотрудников в совместное думание о стратегии, что приводит к качественным и разделяемым всеми решениям, к повышению уровня доверия и к созданию такого поля, где действительно всем ясно, куда идет компания и где место каждого в этом движении.
Культурный сдвигВ компании создается среда, условия, позволяющие быстро и точно реализовывать Видение. Среда – это в первую очередь высокий уровень доверия в команде, наличие разделяемых всеми ценностей и правил, открытость конфликтам и различиям мнений и взаимные требования, которые обеспечивают выполнение договоренностей. |
Эффективное управлениеПоследовательность обсуждений, мероприятий и действий, которые приводят к реализации Видения. |
Выравнивание топ-команды. Переход на уровень стратегирующей команды
Рождение лидеров, способных создавать совместные решения и разделять их, гибко и быстро перестраиваться и одновременно удерживать фокус на Видении (в горизонте 5-10 лет). Если топ-команде скорее присуща модель «лебедь-рак-и-щука»,стратегирование никогда не произойдет. |
Развитие лидеровПереход на уровень Стратега и принятие стратегической позиции в отношении своей команды. |
Изменения начинаются с собственников и топ-менеджеров. Если люди этого уровня не начнут осознавать, как именно они влияют на происходящие в бизнесе процессы, стратегирование никогда не произойдет.
• Сессии начинаются с прояснения Миссии, Ценностей и Видения компании. Последующая регулярность сессий (ежеквартально) обеспечит выравнивание топ-команды, позволит двигаться в реализации Видения. Если упустить регулярность этой работы, то произойдет лишь небольшой толчок, а не целостное прорастание принятых решений. Ежеквартальные сессии обеспечат контроль договоренностей, что позволит компании все-таки пройти точку невозврата в осуществлении изменений.
• Создают условия для мониторинга возможностей, переосмысления принятых решений и рождения новых, более эффективных подходов в бизнес-процессах.
Эти сессии позволят каскадировать принятые на стратегических сессиях решения до всех уровней компании. Они создадут условия для осмысления и доработки этих решений силами всех сотрудников, обеспечат ясность и разделяемость стратегических принципов бизнеса.
Такие сессии имеют также важный диагностический эффект. В них открываются моменты, незаметные в ежедневной рутине: где и что (или кто) держит ногу на тормозе, где «пережаты сосуды», и энергия команды гаснет или течет не в том направлении.
Они будут огромным вкладом в экономию ресурсов команды и создание основ корпоративной культуры. Ведь именно на совещаниях проявляются основные модели поведения в компании. От эффективности совещаний зависит успех реализации Видения.
Создают условия для формулировки и реализации системы маленьких шагов. Это лаборатории микро-улучшений, которые повлекут за собой повышение эффективности работы компании в целом. Нередко именно здесь рождаются новые идеи для бизнеса. Огромная ценность работы таких команд – в мониторинге новых возможностей, которые при отсутствии этого фокуса внимания могут быть упущены.
Различия – в разных фокусах внимания.
Стратегия – это потребность команды в том, чтобы зафиксироваться. Однажды выбрать курс и быть последовательными в том, чтобы ему следовать. Это циклический продукт, который рождается в начале года (или в конце предыдущего) и является точкой отсчета для всех последующий действий.
Стратегирование отвечает потребности бизнеса быть гибким, быстро «ловить» возможности и перестраиваться, быть постоянно в контакте с реальностью. Это эволюция, внутри которой возможно удерживать баланс между планированием и корректировкой планов.
Стратегирование возможно при способности команды постоянно учиться, обеспечивать плотное взаимодействие внутри и принимать высокий уровень неопределенности снаружи, а также удерживать фокус на Видении. Видение – важнейший элемент в стратегировании, это понимание направления, разделяемый всей командой ответ на вопрос «кто мы через 5–10 лет».
Можно сказать, что стратегия – это фигура однажды нарисованная толстыми линиями, а стратегирование – это фигура, переданная системой векторов.
Перейти на сайт strategirovanie.ru
Подробнее узнать о стратегических сессиях можно тут
С программами по корпоративному обучению ознакомиться тут